г. Красноярск |
|
03 апреля 2023 г. |
Дело N А33-26874/2022 |
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Шелег Д.И.,
рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 11 января 2023 года по делу N А33-26874/2022, рассмотренному в порядке упрощённого производства,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю (ИНН 2466001885, ОГРН 1022402648718, далее - заявитель, фонд) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к ООО "ТрейдАгро" (ИНН 2460247177, ОГРН 1132468034049, далее - общество, ООО "ТрейдАгро") о взыскании 2 500 рублей финансовых санкций.
Решением от 11.01.2023 заявленные фондом требования удовлетворены частично.
В апелляционной жалобе фонд ставит вопрос об отмене состоявшегося по делу судебного акта, по мотиву наличия правовых оснований для применения к обществу финансовых санкций в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в результате проведенной фондом проверки представленных обществом сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон от 01.04.1996 N27-ФЗ) (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений), выявлено представление обществом сведений по форме СЗВ-Стаж (исходная) за 2017 год, с нарушением установленного срока, за 2018 и 2020 годы сведения по форме СЗВ-Стаж не представлены.
По итогам проведенной проверки приняты решения от 12.04.2019 N 205S19190012528, от 26.05.2020 N 205S19200010913, от 29.06.2021 N 205S19210016568 о применении к страхователю финансовых санкций в порядке, предусмотренном статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
В целях добровольной уплаты примененных финансовых санкций обществу были выставлены требования, неисполнение которых в установленный срок послужило основанием для обращения фонда в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования определены Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В соответствии с пунктами 1 статьи 11, статьями 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ сведения, указанные в пункте 2 статьи 11 данного закона по форме СЗВ-Стаж представляются страхователями в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, абзацами 1 и 2 пункта 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н, в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N27-ФЗ, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Положениями Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (действующей на момент предоставления страхователем сведений), а также Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N211н (далее - Инструкция от 22.04.2020 N211н), регламентировано, что страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц. При этом, статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях до их обнаружения пенсионным фондом и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Из материалов дела следует, что первоначальные сведения по форме СЗВ-Стаж (исходная) за 2017 год, направлены обществом, с нарушением установленного срока (11.12.2018), за 2018 и 2020 годы обществом не представлены.
По факту нарушения срока представления сведений и не представления сведений о застрахованных лицах пенсионным фондом были составлены акты от 03.03.2019, от 19.03.2020 и от 17.05.2021. В соответствии с частью 3 статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ пенсионным фондом приняты решения от 12.04.2019, от 26.05.2020 и от 29.06.2021 о применении финансовых санкций. Страхователю выставлены требования об уплате штрафа в добровольном порядке.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 17 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, констатировал, что обществом допущено нарушение требований пункта 2 статьи 11 Закона N27-ФЗ, в связи с чем, требования о взыскании штрафных санкций на основании решений от 12.04.2019 и от 29.06.2021 в размере 2 000 рублей признаны подлежащими удовлетворению.
В части требования о взыскании штрафных санкций за не представление сведений по форме СЗВ-Стаж за 2018 год, суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства, установил, что страхователь 05.11.2018 представил в пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М (исходная) за октябрь 2018 года на 1 застрахованного лица. 19.03.2019 заявителем направлена форма СЗВ-М (отменяющая) за октябрь 2018 года.
Сверка отчетности по формам СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М за 2018 год, по результатам которой установлены нарушения страхователем требований Закона N 27-ФЗ и принято решение о привлечении страхователя к ответственности, проведена контролирующим органом только после получения корректирующих сведений.
Учитывая, что общество самостоятельно устранило нарушения в представленном отчете по форме СЗВ-Стаж за октябрь 2018 года, представив корректирующие (отменяющие) сведения, которые приняты фондом, что является правом страхователя в силу абзаца 3 статьи 15 Закона N 27-ФЗ, иные формы СЗВ-М за месяцы 2018 года не представлены, наличие у заявителя как работодателя двух работников в 2018 году документально не подтверждено.
Поскольку страхователь самостоятельно устранил допущенные ошибки в представленных исходных сведениях о застрахованных лицах (отменил ранее представленные сведения), суд, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ обстоятельства, послужившие основанием для применения к страхователю меры ответственности, верно не усмотрел вины в действиях общества.
Аналогичная позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975 по делу N А22-1060/2018 и в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18.03.2022 N Ф02-909/2022 по делу N78-7536/2021.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности. Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание положения Закона N 27-ФЗ, Инструкции N 211-н, а также позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную, в том числе в пункте 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования по решению от 26.05.2020 N205S19200010913.
Доводы пенсионного фонда не опровергают выводы суда, сводятся к несогласию с установленными судом фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств, подлежат отклонению в силу их несостоятельности и ошибочности толкования норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 11 января 2023 года по делу N А33-26874/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Д.И. Шелег |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-26874/2022
Истец: ГУ Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Красноярскому Краю
Ответчик: ООО "ТрейдАгро"
Третье лицо: Оиделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю