г. Хабаровск |
|
03 апреля 2023 г. |
А04-8186/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 апреля 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Тищенко А.П., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области: представитель не явился;
от муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 49 города Благовещенска": представитель не явился;
от Бородай Людмилы Николаевны: представитель не явился;
от Акмалтдинова Рашита Мирзануровича: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 49 города Благовещенска"
на решение от 30.01.2023
по делу N А04-8186/2022
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области (ОГРН 1022800510150, ИНН 2801008213)
к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N 49 города Благовещенска" (ОГРН 1022800525879, ИНН 2801063447)
третьи лица: Бородай Людмила Николаевна, Акмалтдинов Рашит Мирзанурович
о взыскании 95710,77 руб.
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N 49 города Благовещенска" (далее - Учреждение, Детский сад N 49, страхователь, работодатель) о взыскании ущерба, причиненного непредставлением страхователем в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в размере 95710,77 руб. за период с 01.04.2019 по 30.04.2021 и за период 01.01.2020 по 31.01.2020.
Определением суда от 10.10.2022 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением от 09.01.2023 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Судом учтено, что, в соответствии с пунктом 16 статьи 18 Федерального закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О фонде пенсионного и социального страхования" (далее - Федеральный закон N 236-ФЗ) права и обязанности Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области переданы Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области (далее - ОФПСС РФ по Амурской области, Отделение фонда пенсионного и социального страхования, Отделение фонда) - сведения о реорганизации ОПФ РФ по Амурской области внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 01.01.2023.
Решением суда от 30.01.2023: с Учреждения в пользу ОФПСС РФ по Амурской области взыскан ущерб, причиненный непредставлением в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в размере 55583,24 руб. за периоды с 01.04.2019 по 30.06.2020 и с 01.01.2020 по 31.01.2020; в доход федерального бюджета с Учреждения взыскана государственная пошлина в размере 2223 руб.; в остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением суда, Учреждение обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Заявитель жалобы утверждает следующее: факт занятости у пенсионеров мог быть обнаружен Отделением фонда на основании сведений СЗВ-М, то есть до вынесения последним решения об индексации, и в представленных сведениях не имелось информации о том, что указанные лица являются уволенными работниками; у Отделения Фонда имелись основания после представления сведений, провести дополнительную проверку, чего сделано не было.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу Отделение Фонда отклоняет доводы такой жалобы, просит оставить ее без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле согласно положениям статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, Учреждение, как страхователь обязано представить сведения о каждом работающем у него застрахованном лице за апрель 2019 года не позднее 15.05.2019, за январь 2020 года не позднее 15.02.2020.
Сведения за апрель-декабрь 2019 года за Бородай Л.Н., 19.11.1956 г.р., представлены в территориальный орган ПФР 10.04.2020 (дополняющие), сведения за январь-март 2020 года представлены в территориальный орган ПФР 22.03.2021 (дополняющие).
При этом работающему пенсионеру - Бородай Л.H. по причине непредставления в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета за апрель-декабрь 2019 года и за январь-март 2020 года в период с 01.04.2019 по 30.04.2021 страховая пенсия была выплачена с учетом индексации.
За Акмалтдинова Рашита Мирзануровича, 04.02.1946 г.р., сведения за январь 2020 года представлены в территориальный орган ПФР 22.03.2021.
Протоколами о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии и (или) иной выплаты от 10.06.2020 и от 26.05.2021 установлена излишне выплаченная сумма пенсии Бородай J1.H. за период с 01.04.2019 по 31.12.2019 в сумме 25864,32 руб., за период с 01.01.2020 по 30.04.2021 в сумме 63854,29 руб., в общем размере 89718,61 руб.
Согласно протоколу о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии и (или) иной выплаты от 18.05.2021 установлена излишне выплаченная сумма пенсии Акмалтдинову P.M. за период с 01.01.2020 по 31.01.2020 в размере 5992,16 руб.
Претензия от 02.08.2022 N 5566-16-10090, направленная Отделением ПФР в адрес Детского сада N 49 с требованием возместить ущерб, причиненный несвоевременным предоставлением сведений о застрахованном лице, последним оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Отделения ПФР в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии урегулированы положениями Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ), статьей 26.1 которого установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности, а именно согласно частям 1, 3 указанной статьи пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном, в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности; пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.
Как указано в части 4 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу пунктов 1 и 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) по форме СЗВ-М, а именно: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере плательщика застрахованного лица).
Физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (часть 1 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ).
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ).
Если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере согласно статье 15 ГК РФ.
Также в силу пунктов 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ).
Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред.
Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Если лицо несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Таким образом, сведения о том, осуществляет ли пенсионер работу и (или) иную деятельность, Пенсионный фонд получает от страхователя, который представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера по форме СЗВ-М.
Кроме того, уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионером работы возложено на Пенсионный фонд, который обязан ежемесячно проверять это обстоятельство на основании формы СЗВ-М, которую, в свою очередь, ежемесячно, обязан представлять страхователь согласно части 4 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ.
Более того, на момент возникновения спорных правоотношений, действовал Приказ Минтруда России от 17.11.2014 N 885н "Об утверждении Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии" (далее - Правила N 885н).
Как указано в пунктах 84, 85, 86 Правил N 885н, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, осуществляющим (прекратившим) работу и (или) иную деятельность, в период выполнения которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ, производится в порядке, предусмотренном статьей 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ; при этом, определение размера сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате пенсионерам, указанным в статье 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ, производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
Выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, указанным в статье 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ, осуществляется на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Между тем в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Федерального закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного Федерального закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях" (пункт 88 Правил N 885н).
Согласно части 10 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил N 885н).
При этом, если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения, которое принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ (пункт 88 Правил N 885н).
Согласно пункту 101 Правил N 885н излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсии в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ, определяются за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло обстоятельство, являющееся основанием для прекращения выплаты пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 указанного Федерального закона, по дату устранения указанного обстоятельства включительно.
Судом установлено, что страхователем сведения за Бородай Л. Н. за апрель-декабрь 2019 года представлены в территориальный орган ПФР 10.04.2020 (дополняющие), сведения за январь-март 2020 года представлены в территориальный орган ПФР 22.03.2021 (дополняющие), а за Акмалтдинова Рашита Мирзануровича, сведения за январь 2020 года представлены в территориальный орган ПФР 22.03.2021.
Но, в связи с отсутствием сведений о застрахованном пенсионере (Акмалтдинове Р.М.) от работодателя за январь 2020 года, работающему пенсионеру была осуществлена излишняя выплата сумм страховой пенсии в общем размере 5992,16 руб.; (Бородай Л.Н.) в связи с отсутствием сведений о застрахованном пенсионере от работодателя за апрель-декабрь 2019 года, январь-март 2020 года, с 01.04.2019 по 30.04.2021 работающему пенсионеру осуществлена излишняя выплата сумм страховой пенсии в общем размере 89718,61 руб.
На основании части 6 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи Федерального закона N 27-ФЗ.
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 данной статьи (пункт 7 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ).
Как верно установил суд, учитывая данные нормы, а также то обстоятельство, что соответствующая информация о пенсионере Бородай Л.Н. предоставлена страхователем в отчетности по форме СЗВ-М (исх.) 06.05.2020 (за период апрель 2020 года), с даты представления указанных сведений Отделение фонда располагало сведениями в отношении работающего пенсионера и обязано было в течение следующего месяца (июнь 2020 года) принять решение о прекращении выплаты индексации, и со следующего месяца (июль 2020 года) фактически прекратить выплату индексации, правильно определив размер пенсии, причитающейся к выплате.
Следовательно, суд правильно признал обоснованными требования Отделения фонда в части взыскания суммы ущерба, связанного с излишне выплаченной последним пенсией пенсионеру Бородай Л.Н. за период с 01.04.2019 по 30.06.2020 и пенсионеру Акмалтдинову Р.М. с 01.01.2020 по 31.01.2020, в размере 55583,24 руб., в связи с чем, удовлетворил заявленные требования в части взыскания ущерба на указанную выше сумму, отказав в удовлетворении заявленных требований в оставшейся части, (в части, превышающей сумму 55583,24 руб.), в силу положений части 6. 7 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что в целом судом первой инстанции установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы заявителя жалобы не принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции в качестве обоснованных, так как они выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними.
Нарушений, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 30 января 2023 года по делу N А04-8186/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-8186/2022
Истец: ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ Амурской области
Ответчик: МАДОУ "Детский сад N49 г. Благовещенска"
Третье лицо: Акмалтдинов Рашит Мирзанурович, Бородай Людмила Николаевна, Управление Федеральной миграционной службы России по Амурской области, УФМС РОССИИ ПО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ