г. Самара |
|
06 марта 2024 г. |
А65-26916/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 марта 2024 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Корнилова А.Б.,
судей Некрасовой Е.Н. и Сорокиной О.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плехановой А.А.,
с участием посредством веб-конференции:
от Татарстанского УФАС России - Сабирзянов И.Н., доверенность от 28.12.2023,
от Идрисовой Юлии Валерьевны - Хакимуллина Д.Н., доверенность от 05.12.2023,
от МУП "Земля" - директор Сидорова Ч.Т., выписка из ЕГРЮЛ от 22.02.2024,
иные участники не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, 26 февраля - 04 марта 2024 года объявлялся перерыв, апелляционные жалобы муниципального унитарного предприятия "Земля" Лаишевского муниципального района Республики Татарстан и Идрисовой Юлии Валерьевны
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 декабря 2023 года по делу N А65-26916/2023 (судья Насыров А.Р.)
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Земля" Лаишевского муниципального района Республики Татарстан
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан,
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Идрисовой Юлии Валерьевны,
- Юсупова Андрея Таврисовича,
- общества с ограниченной ответственностью "Капитал недвижимость",
- Палаты имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан,
о признании незаконными решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Земля" Лаишевского муниципального района Республики Татарстан обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по делу N 016/10/18.1-1277/2023 от 07.09.2023 г.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Идрисова Ю.В., Юсупов А.Т., ООО "Капитал недвижимость", Палата имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района РТ.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 декабря 2023 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционных жалобах и дополнительных письменных пояснениях, заявитель и Идрисова Ю.В. просят суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований МУП "Земля".
В материалы дела поступил отзыв УФАС по РТ на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители МУП "Земля" и Идрисовой Ю.В. доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда первой инстанции изменить, ссылаясь на отсутствие оснований для признания МУП "Земля" нарушившим требования антимонопольного или земельного законодательства.
Представитель УФАС по РТ против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Представители других третьих лиц участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции усматривает основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступила жалоба заявителя ООО "Капитал недвижимость" (вх. N 9094ж от 31.08.2023 г.) на действия организатора торгов МУП "Земля" при проведении торгов по номеру извещения N 21000008140000000053, лот N 4.
В ходе рассмотрения поступившей жалобы антимонопольным органом было установлено, что Извещение о проведении торгов N 221000008140000000053 было опубликовано на официальном сайте http://torgi.gov.ru 02.08.2023 г.
Лот N 4 - земельный участок из земель населенных пунктов, разрешенное использование - отдых (рекреация), кадастровый номер 16:24:170116:263, общей площадью 16721 кв.м., расположенный по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, г. Лаишево., начальная цена 5.319.000,00 руб., шаг аукциона 159.570,00 руб. Размер задатка 2.659.500,00 руб.
Дата и время начала подачи заявок 28.07.2023 16:00 (МСК)
Дата и время окончания подачи заявок 23.08.2023 17:00 (МСК)
Дата проведения торгов 28.08.2023 10:00 (МСК).
Суть жалобы, по мнению заявителя, торги проведены с нарушением норм действующего законодательства.
Антимонопольный орган, по результатам рассмотрения вышеуказанной жалобы принял решение N 016/10/18.1-1277/2023 от 07.09.2023 г., в соответствии с которым:
Признал жалобу заявителя ООО "Капитал недвижимость" (вх. N 9094ж от 31.08.2023 г.) на действия организатора торгов МУП "Земля" при проведении торгов по номеру извещения N 21000008140000000053, лот N 4 обоснованной.
Признал организатора торгов МУП "Земля" нарушившим требования пункта 4 части 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 Ш36-ФЗ.
Выдал Организатору торгов МУП "Земля", Оператору ЭТП АГЗ РТ предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
Передал в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства.
07.09.2023 г. вынесено Предписание, в соответствии с которым:
Организатору торгов - МУП "Земля" устранить выявленные Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан нарушения, для чего:
отменить процедуру проведении торгов N 21000008140000000053, лот N 4;
отменить результаты торгов, в том числе все протоколы, составленные в ходе проведения аукциона по извещению N 21000008140000000053, лот N 4;
внести изменения в извещение в соответствии с требованиями действующего законодательства и согласно решению Комиссии Татарстанского УФАС от 07.09.2023 г.;
продлить сроки подачи заявок на участие в торгах либо при необходимости провести торги повторно в соответствии с требованиями действующего законодательства и решения Татарстанского УФАС России от 31 августа 2023 года;
в случае подачи заявок возвратить участникам торгов денежные средства, подавшим заявки на участие.
В течение 30 (тридцати) рабочих дней со дня получения настоящего Предписания организатору представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан доказательства исполнения настоящего предписания.
Не согласившись с принятым решением и предписанием, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сослался на следующие доводы и обстоятельства, которые он посчитал установленным.
Исходя из положений ст. 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконным ненормативного акта органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя по делу.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе, на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.
В силу части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (далее в настоящей статье - заявитель).
Согласно части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (далее в настоящей статье - уведомление). В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы. Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты. В случае направления уведомления посредством электронной почты оно направляется организатору торгов, в конкурсную или аукционную комиссию по адресу электронной почты, указанному в извещении о проведении торгов, оператору электронной площадки по адресу электронной почты, указанному на сайте электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", заявителю по адресу электронной почты, указанному в жалобе.
В силу части 13 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, заявитель, а также лица, подавшие заявки на участие в торгах, вправе направить в антимонопольный орган возражение на жалобу или дополнение к ней и участвовать в рассмотрении жалобы лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать сведения, указанные в части 6 настоящей статьи. Возражение на жалобу направляется в антимонопольный орган не позднее чем за два рабочих дня до дня рассмотрения жалобы.
В соответствии с частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы.
Исходя из части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что в извещении о проведении торгов указано: "параметры не установлены, следует руководствоваться предельными параметрами установленными правилами землепользования и застройки соответствующего поселения. Технологическое присоединение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения возможно. С техническими условиями подключения к сетям инженерно-технического обеспечения (предельной свободной мощностью существующих сетей, максимальной нагрузкой и сроками подключения и тарифами за подключение) по перечисленным лотам можно ознакомиться у организатора торгов. Электроснабжение земельных участков производится в соответствии с постановлением Правительства РФ N 861 от 27.12.2004, подключение возможно от существующей ЛЭП-0,4кВ, если мощность не будет превышать 15 кВт. Присоединение большей мощности будет рассматриваться в индивидуальном порядке. Техническая возможностъ газификации возможна в соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ макс. Нагрузка сетям водоснабжения возможна в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ. Водоснабжение возможно от ближайших линий в соответствии с тарифами. Сроки действия технических условий - 2 года.", в связи с чем вывод антимонопольного органа об отсутствии в извещении максимальных и минимальных параметров строительства и на отсутствие информации о возможности подключения объектов капитального строительства, по мнению заявителя не соответствует действительности.
Суд первой инстанции признал указанные доводы заявителя несостоятельными и сослался при этом на следующее.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", раскрывающей антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений, установлен запрет на осуществление действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с п. 1 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован ст. 39.11 и ст. 39.12 ЗК РФ.
Извещение о проведении торгов N 221000008140000000053 было опубликовано на официальном сайте http://torgi.gov.ru 02.08.2023 г.
Дата и время начала подачи заявок 28.07.2023 16:00 (МСК)
Дата и время окончания подачи заявок 23.08.2023 17:00 (МСК)
Дата проведения торгов 28.08.2023 10:00.
Согласно пп. 4 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка отсутствуют сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства.
Регулируя вопросы подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, ЗК РФ в подпункте 4 пункта 21 статьи 39 11 устанавливает, что извещение о проведении аукциона должно содержать, в частности, сведения о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешённом использовании и принадлежности земельного участка к определённой категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешённого строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешённого использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения) (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешённого использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения).
Таким образом, ЗК РФ, устанавливая порядок подготовки и организации аукционов по продаже либо на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, устанавливает обязательность размещения сведений об условиях технологического присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения.
При подготовке к проведению аукциона по инициативе органа местного самоуправления либо заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица согласно пп, 4 п. 3 и пп. 8 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ осуществляется получение технических условий подключения.
В соответствии с ч. 9 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, не позднее чем за 30 дней до дня проведения аукциона предоставляют заинтересованным лицам технические условия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, а также в течение 14 дней со дня поступления заявления о проведении аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка направляет в организации, осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, запрос о предоставлении указанных технических условий, информации о сроке их действия и плате за подключение (технологическое присоединение).
Вопросы подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения регламентируются статьей 52.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, частью 1 которой установлено, что подключение (технологическое присоединение объектов капитального строительства к сетям электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, сетям связи, определение платы за такое подключение (технологическое присоединение) осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, о теплоснабжении, о газоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, о связи с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно п. 10 ст. 1 ГрК РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
По мнению суда первой инстанции, если на земельных участках предусматривается размещение объектов капитального строительства, и у организатора торгов возникает обязанность по развернутому указанию технических условий подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в извещении о проведении торгов.
В извещении о проведении торгов не были конкретизированы данные относительно предельных параметров, предусмотренных правилами землепользования и застройки соответствующего поселения, в извещении не указаны технические условия подключения к сетям водоснабжения и газификации, а имеются только отсылочные нормы к Федеральному законодательству.
По мнению суда первой инстанции, отражение в извещении данной информации не может рассматриваться как выполнение требований, установленных подпунктом 4 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ.
При этом детальная и достоверная информация о соответствующем имуществе может быть получена заинтересованным лицом лишь у организатора торгов, который должен обеспечивать возможность как ознакомления с самим имуществом, так и с правоустанавливающими документами. Сообщение о проведении торгов призвано информировать их потенциальных участников о том, какое имущество выставляется на торги, соответственно, в нем должно быть в общем виде полно, объективно и достоверно описано соответствующее имущество, выставляемое на торги.
В данном случае, отсутствие информации о технических условиях подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также предельных параметрах разрешенного строительства в извещении о проведении аукциона создало правовую неопределенность в возможности использования земельного участка по целевому назначению, а соответственно, по мнению суда первой инстанции, данное обстоятельство ограничивает круг потенциальных участников, заинтересованных в приобретении земельного участка.
Доводы заявителя об отсутствии возможности ссылаться на обстоятельства после подачи заявки на участие в аукционе, а также о том, что при вынесении решения и предписания УФАС вышел за пределы своих полномочий, судом первой инстанции отклонены.
В соответствие с ч.2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены при осуществлении мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства либо при предъявлении требования осуществить мероприятия по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, не предусмотренные статьей 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) получить документы, сведения, материалы, согласования, не включенные в предусмотренный законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности реестр документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для реализации проекта по строительству объекта капитального строительства (далее в настоящей статье - заявитель).
При этом заявитель жалобы подавший заявку на участие в аукционе не может быть ограничен в праве обжаловать действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Кроме того, согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.
Отклоняя вышеприведенный довод заявителя, суд первой инстанции сослался на то, что полномочия антимонопольного органа по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества определены пунктом 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
В соответствие с п. "а" ч.3.1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте -торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
Поскольку комиссией антимонопольного органа были выявлены нарушения требований пункта 4 части 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, организатору торгов было выдано предписание об устранении выявленных Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан нарушений.
Сославшись на вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение и выданное на его основании предписание не противоречат действующему законодательству, не нарушают прав и законных интересов заявителя, вследствие чего не подлежат признанию недействительными.
Суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении решения, судом первой инстанции допущено неправильное применение норм материального права, что в силу п.4) ч.1 ст.270 АПК РФ является основанием для отмены решения и принятия нового судебного акта.
Как было указано выше, основанием для принятия УФАС пор РТ оспариваемого решения и выдачи на его основании предписания, явилось нарушение организатором торгов положений п.4 ч.1 ст.39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно буквального содержания указанной нормы права, извещение о проведении торгов должно содержать сведения о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Здесь следует отметить о том, что законодатель указывает о физической возможности подключения к инженерно-техническому обеспечению, а не о конкретных показателях поскольку это решается в индивидуальном порядке с учетом мнения и возможности собственника (арендатора) земельного участка (выбор места присоединения с учетом норм действующего законодательства).
УФАС по РТ указывает на отсутствие в извещении максимальных и минимальных параметров строительства и на отсутствие информации о возможности подключения объектов капитального строительства, что не соответствует действительности. В извещении о проведении торгов указано: "параметры не установлены, следует руководствоваться предельными параметрами установленными правилами землепользования и застройки соответствующего поселения. Технологическое присоединение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения возможно. С техническими условиями подключения к сетям инженерно-технического обеспечения (предельной свободной мощностью существующих сетей, максимальной нагрузкой и сроками подключения и тарифами за подключение) по перечисленным лотам можно ознакомиться у организатора торгов. Электроснабжение земельных участков производится в соответствии с постановлением Правительства РФ N 861 от 27.12.2004, подключение возможно от существующей ЛЭП-0,4кВ, если мощность не будет превышать 15 кВт. Присоединение большей мощности будет рассматриваться в индивидуальном порядке. Техническая возможность газификации возможна в соответствии с Федеральным законом от 31.OS.1999 N 69-ФЗ макс. Нагрузка сетям водоснабжения возможна в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ. Водоснабжение возможно от ближайших линий в соответствии с тарифами. Сроки действия технических условий - 2 года".
Таким образом, в извещении о проведении торгов, вопреки доводам антимонопольного органа, указано на отсутствие установленных параметров строительства и на возможность подключения к сетям инженерно-технического обеспечения. Исходя из вышеприведенного содержания п.4 ч.1 ст.39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, какого-либо более подробного указания на параметры подключения не требуется.
Суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что содержание заявки позволило принимать участие в торгах трем участникам, привлеченным к участию в настоящем деле третьим лицам: Идрисовой Ю.В., Юсупову А.Т. и ООО "Капитал недвижимость". Цена лота с начальной цены в размере 5.319.000 руб. была повышена победителем до 12.978.360 руб., т.е. примерно в два с половиной раза. В том числе, участие в торгах принимал податель жалобы в УФАС по РТ (ООО "Капитал недвижимость").
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции признает ошибочным вывод антимонопольного органа о том, что МУП "Земля" допущено нарушение положений п.4 ч.1 ст.39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, при принятии обжалуемого решения, антимонопольным органом не учтено, что жалоба ООО "Капитал недвижимость" (л.д.54, 55) содержит доводы, касающиеся не нарушений процедуры проведении самого аукциона, а нарушений (по мнению подателя жалобы) касающихся содержания конкурсной документации. Однако, как было указано выше, такие нарушения не помешали ООО "Капитал недвижимость" подать заявку и принимать участие в торгах. Факт участия общества в конкурсе указывает на создание организатором конкурса равных условий для всех участников.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции следует отменить и принять по делу новый судебный акт, об удовлетворении требований, так как оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа не соответствуют закону и нарушают права заявителя.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение искового заявления и апелляционных жалоб в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на УФАС по РТ.
Кроме того, подателям жалоб следует выдать справки на возврат из федерального бюджета излишне оплаченной ими государственной пошлины.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 декабря 2023 года по делу N А65-26916/2023 отменить. Принять новый судебный акт.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконными решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по делу N 016/10/18.1-1277/2023 от 07 сентября 2023 года.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в пользу муниципального унитарного предприятия "Земля" Лаишевского муниципального района Республики Татарстан возмещение расходов по уплате государственной пошлины в сумме 7.500 руб.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в пользу Идрисовой Юлии Валерьевны 150 руб. - возмещение расходов по уплате госпошлины.
Возвратить муниципальному унитарному предприятию "Земля" Лаишевского муниципального района Республики Татарстан из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную платежным поручением N 8 от 17.01.2024, в размере 1500 руб.
Возвратить Идрисовой Юлии Валерьевне из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную чеком по операции от 18.01.2024, в размере 2850 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
Е.Н. Некрасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-26916/2023
Истец: МУП "Земля" Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, г.Лаишево
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань
Третье лицо: Идрисова Юлия Валерьевна, г.Казань, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, ООО "КАПИТАЛ НЕДВИЖИМОСТЬ", Палата имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, г.Лаишево, Юсупов Андрей Таврисович