город Ростов-на-Дону |
|
06 марта 2024 г. |
дело N А32-41711/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей О.Ю. Ефимовой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.В.
при участии:
от Новороссийской таможни: Лемешко Ю.С. по доверенности от 13.03.2023, диплом, удостоверение; посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" представительнее присоединился;
от АО "Элис Фэшн Рус": Тищенко М.В. по доверенности от 09.01.2024, диплом, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2023 по делу N А32-41711/2023
по заявлению акционерного общества "Элис Фэшн Рус" (ИНН 6152001000, ОГРН 1026104146782)
к Новороссийской таможне (ИНН 2315060310, ОГРН1032309080264)
об оспаривании решения и об обязании устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Элис Фэшн Рус" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением:
- о признании недействительным решения Новороссийской таможне об отказе во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N N 10317120/040822/3097329 и N 10317120/170822/3102096, формализованное в письме Новороссийской таможни от 04.05.2023 N 13-29/12935 "Об отказе во внесении изменений в ДТ";
- об обязании Новороссийской таможни восстановить нарушенные права и законные интересы, путём внесения изменений в ДТ N 10317120/040822/3097329 и N 10317120/170822/3102096;
об обязании Новороссийской таможни восстановить нарушенные права Общества, возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в размере 250757 руб. 61 копейка.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2023:
- признано незаконными решение Новороссийской таможни об отказе во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10317120/040822/3097329 и N 10317120/170822/3102096, формализованное в письме от 04.05.2023 N 13-29/12935, как не соответствующее таможенному законодательству;
- на Новороссийскую таможню возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества, путём возврата излишне уплаченных сумм таможенных платежей в размере 250757 руб. 61 коп.;
- с Новороссийской таможне в пользу Общества взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Новороссийская таможня обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требований Общества отказать.
В обоснование апелляционной жалобы Новороссийская таможня указывает, что Общество не подтвердило целевое назначение ввозимых товаров, в связи с чем, не имеет право претендовать на освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины. Спорные декларации поданы 04.08.2022 и 17.08.2022, письмо Минпромторга России представлено одновременно с обращениями - 06.04.2023, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для восстановления по обращениям декларанта после выпуска товаров тарифной льготы. Решение об отказе принято в соответствии с подпунктом "в" пункта 18 Порядка N 289.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд удовлетворил ходатайство Новороссийской таможни об участии в судебном заседании путём использования системы веб-конференции.
В назначенное время представитель Новороссийской таможни не подключился к судебному заседанию в режиме веб-конференции. Апелляционный суд не усматривает технических неполадок информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) и считает возможным продолжить судебное заседание.
В судебном заседании представитель Новороссийской таможни поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объёме.
Представитель Общества просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве. Апелляционный суд приобщил отзыв к материалам дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Общество в целях помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления на Новороссийском таможенном посту Новороссийской таможни (ЦЭД) задекларированы товары:
- по ДТ N 10317120/040822/3097329 - товар N 1 "ткани, содержащие 85 мас.% или более полиэфирных волокон, за исключением напечатанных, предназначены исключительно в качестве сырья для собственного производства - пошива одежды_", классифицированный декларантом в субпозиции единой ТН ВЭД ЕАЭС 5512199000 (ставка ввозной таможенной пошлины 8%);
- по ДТ N 10317120/170822/3102096 - товар N 1 "ткани напечатанные, содержащие 85 мас.% или более нетекстурированных полиэфирных нитей, предназначены исключительно в качестве сырья для собственного производства - пошива швейных изделий_" классифицированный декларантом в субпозиции единой ТН ВЭД ЕАЭС 5407619000 (ставка ввозной таможенной пошлины 8%).
Тарифная льгота по уплате ввозной таможенной пошлины Обществом на этапе декларирования не заявлялась, был указан кода "ОО" во втором подразделе графы 36 спорных ДТ.
14.10.2022, 22.12.2022 товары были выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой с уплатой ввозных таможенных пошлин.
06.04.2023 после выпуска товаров Обществом с использованием единой автоматизированной информационной системы таможенных органов подано обращение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в графах 36, 44, 47, "В" ДТ N 10317120/040822/3097329, N 10317120/170822/3102096.
Обществом заявлялась тарифная льгота в отношении задекларированных товаров на основании подпункта 7.1.44 пункта 7 решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза" (далее - Решение N 130) и приложения N 6 к решению Совета Евразийской экономической комиссии от 17.03.2022 N 37 "О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза и об утверждении перечней товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза в целях реализации мер, направленных на повышение устойчивости экономик государств-членов Евразийского экономического союза" (далее - Решение N 37).
В качестве основания предоставления тарифной льготы Обществом приложено письмо Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 08.02.2023 N БО12051/08, подтверждающее целевое назначение ввозимых товаров.
Новороссийской таможней проведена проверка документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств, по результатам которого составлен акт от 02.05.2023 N 10317000/212/020523/А0095, в котором указаны выводы о том, что предоставление тарифной льготы необоснованно, в связи с тем, что письмо Минпромторга России от 08.02.2023 не может быть принято в качестве подтверждения целевого назначения ввозимых товаров, поскольку оно выдано позже даты регистрации ДТ и действует с момента его выдачи -08.02.2023.
В связи с выявленным нарушением, Новороссийской таможней принято решение об отказе во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10317120/040822/3097329 и N 10317120/170822/3102096, формализованное в письме от 04.05.2023 N 13-29/12935.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу положений статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 9 статьи 136 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению (ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате) до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннем потребления, если иной срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов не установлен в соответствии с ТК ЕАЭС.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 49 ТК ЕАЭС под льготами по уплате таможенных платежей понимаются, в том числе, льготы по уплате ввозных таможенных пошлин (тарифные льготы).
Согласно подпунктам 5, 9 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения об исчислении таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в том числе льготы по уплате таможенных платежей, а также информация о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 ТК ЕАЭС.
Пункт 7 Решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза" был дополнен подпунктом 7.1.44, согласно которому помимо тарифных льгот, установленных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.201, международными договорами Союза с третьей стороной и решениями Комиссии, предоставляются тарифные льготы. В частности, от ввозной таможенной пошлины освобождаются товары, используемые производства продукции легкой промышленности, ввозимые на таможенную территорию Союза в целях реализация мер. направленных на повышение устойчивости экономик государств-членов, включенные в перечень согласно приложению N 6 к Решению (далее - Перечень).
Указанная тарифная льгота предоставляется при условии представления в таможенный орган государства-члена подтверждения целевого назначения ввозимых товаров, выданного органом исполнительной власти государства-члена, уполномоченным в сфере промышленной политики, и содержащего сведения о номенклатуре, количестве, стоимости таких товаров, а также об организациях, осуществляющих ввоз.
Тарифная льгота предоставляется в отношении товаров, помещаемых (помещённых) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых декларация на товары, а в случае выпуска товаров до подачи декларации на товары - заявление о выпуске товаров до подачи декларации на товары зарегистрированы таможенным органом государства-члена с даты вступления в силу решения по 30.09.2022 включительно.
Приказом Минпромторга России от 19.04.2022 N 1509 "Об организации в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации работы по подтверждению целевого назначения товаров, используемых для производства продукции легкой промышленности, ввозимых в целях реализации мер, направленных на повышение устойчивости экономики Российской Федерации" установлен порядок выдачи подтверждения целевого назначения в отношении ввозимых товаров, используемых для производства продукции легкой промышленности (вступил в силу 06.05.2022) (далее - Порядок подтверждения).
Согласно статье 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся, в том числе документы, подтверждающие условия помещения товаров под заявленные таможенные процедуры.
Документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 ТК ЕАЭС или определённых статьями 114-117 ТК ЕАЭС, такие документы могут отсутствовать на момент подачи таможенной декларации.
Изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ после выпуска товаров с разрешения таможенного органа производится на основании обращения декларанта и документов, указанных в абзаце первом пункта 12 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, указанные в ДТ, утверждённого Решением Комитета Комиссии от 10.12.2013 N 289 (далее - Порядок N 289), или документов, указанных в абзаце втором пункта 12 Порядка, в соответствии с разделом IV Порядка.
Согласно подпункту "д" пункта 11 Порядка N 289 после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, производится, в том числе при заявлении плательщиком после выпуска товаров сведений о применении льгот по уплате таможенных платежей, в том числе в связи с представлением в таможенный орган документов, являющихся основанием для предоставления таких льгот.
Правом Союза предусмотрена возможность заявления льготы после выпуска товаров путем внесения изменений в декларацию на товары и представления в таможенный орган документа, являющегося основанием для предоставления льготы, в порядке, предусмотренном Порядком N 289.
Основания отказа таможенного органа во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ установлены пунктом 18 Порядка N 289.
Из материалов дела следует, что в обращении о внесении изменений в ДТ Общество просило внести изменения в части освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины при ввозе товаров, используемых для производства продукции лёгкой промышленности, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Порядок выдачи подтверждения целевого назначения в отношении ввозимых товаров, используемых для производства продукции лёгкой промышленности вступил в силу 06.05.2022.
06.04.2023 Общество направило Новороссийской таможне обращения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ N 10317120/040822/3097329 и N 10317120/170822/3102096, на основании которых декларантом была заявлена тарифная льгота в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины в отношении товаров, используемых для производства продукции легкой промышленности, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС в целях реализации мер, направленных на повышение устойчивости экономик государств - членов ЕАЭС.
В качестве подтверждения целевого назначения ввозимых товаров Обществом в таможенный орган представлено письмо Минпромторга России от 08.02.2023 N БО-12051/08 "О подтверждении целевого назначения ввозимых товаров".
В письме от 04.05.2023 N 13-29/12935 Новороссийская таможня отказа во внесении изменений в ДТ N 10317120/040822/3097329, N 10317120/170822/3102096, мотивировав отказ тем, что на момент декларирования спорного товара Обществом не подтверждено его целевое назначение, следовательно у таможни не имелось правовых оснований для предоставления тарифной льготы в соответствии с Решением N 130.
Решению N 130 не содержит запрета на применение преференции, если подтверждение целевого назначения выдано в отношении определенного товара в период после декларирования товара.
С учётом изложенного подлежит восстановлению при заявлении плательщиком после выпуска товаров сведений о применении тарифной льготы путем подачи корректировки декларации на товары в связи с представлением в таможенный орган документа, являющегося основанием для предоставления такой тарифной льготы, в рамках сроков, предусмотренных для проведения таможенного контроля после выпуска товаров.
Предоставление Обществом Новороссийской таможне заявления с приложением соответствующего подтверждения целевого назначения ввозимых товаров после выпуска товаров, не препятствует предоставлению льготы по уплате ввозной таможенной пошлины, в силу наличия такого права у Общества.
В письме от 03.10.2022 N 27-03-05/95275 Минфин России разъяснил, что положениями подпункта 7.1.44 пункта 7 Решения N 130 и Решения N 37 не установлен момент, когда хозяйствующий субъект должен предоставить подтверждение в таможенный орган до или после выпуска товаров.
Правом Союза предусмотрена возможность заявления льготы после выпуска товаров путем внесения изменений в декларацию на товары и представления в таможенный орган документа, являющегося основанием для предоставления льготы, в порядке, предусмотренном Порядком N 289.
С учётом изложенного вывод суда первой инстанции о том, что на момент вынесения решения от 04.05.2023 N 13-29/12935 Общество подтвердило целевое назначение ввезённых товаров и имело право на освобождение от ввозной таможенной пошлины, апелляционный суд находит обоснованным.
Согласно пункту 33 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", в случае признания судом незаконным решения таможенного органа, принятого по результатам таможенного контроля и влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей, в целях полного восстановления прав плательщика на таможенный орган в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных и взысканных платежей (пункт 3 части 4 и пункт 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ).
Доказательства наличия у Общества задолженности по уплате таможенных платежей, в материалы дела не представлены.
Таким образом, суд правомерно пришёл к выводу об обязании Новороссийской таможне устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, путем возврата излишне уплаченных сумм таможенных платежей в размере 250757 руб. 61 копейки.
Доводы апелляционной жалобы Новороссийской таможни, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, Новороссийская таможня освобождена от уплаты государственной пошлины, в связи с чем апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2023 по делу N А32-41711/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-41711/2023
Истец: АО "Элис Фэшн Рус"
Третье лицо: Новороссийская таможня