г. Москва |
|
03 апреля 2023 г. |
Дело N А41-80863/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 апреля 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Жидок Д.Ю.,
при участии в заседании:
от ПАО "Федеральная сетевая компания - Россети" - извещено, представитель не явился;
от Комитета лесного хозяйства Московской области - Миронова С.Э. по доверенности от 22.11.2022, диплом о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "Федеральная сетевая компания - Россети" на решение Арбитражного суда Московской области от 23 декабря 2022 года по делу N А41-80863/22, по исковому заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области к ПАО "Федеральная сетевая компания - Россети" об обязании.
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Московской области к Публичному акционерному обществу "РОССЕТИ Московский регион" (далее - ответчик) со следующими исковыми требованиями:
- Обязать Публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания - Россети" в течении 30-ти календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу произвести складирование древесины в штабеля и отделить ее противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра на участке лесного фонда в выделе 34 квартала 16 Анциферовского участкового лесничества (защитные леса, лесопарковые зоны) вблизи д. Смолево городского округа Орехово-Зуево Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23 декабря 2022 года по делу N А41-80863/22 с АО ПО "УРАЛЭНЕРГОМОНТАЖ" в пользу МП "ВОДОКАНАЛ" взыскана сумма процентов в размере 154 773,89 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 32 705 руб.
Не согласившись с данным судебным актом, ПАО "Федеральная сетевая компания - Россети" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Комитета лесного хозяйства Московской области возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ПАО "Федеральная сетевая компания - Россети", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
02 июня 2021 г. государственным лесным инспектором Московской области при патрулировании лесного участка, расположенного в выделе 34 квартала 16 Анциферовского участкового лесничества (защитные леса, лесопарковые зоны) вблизи д. Смолево городского округа Орехово-Зуево Московской области выявлен факт нарушения лесного законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, а именно, при эксплуатации ЛЭП ПАО "Россети Московский регион" допустило нарушение правил пожарной безопасности в лесах, которое выразилось в том, что просека, на которой находится линия электропередач 220 кВ "Шатура-Нежино 1,2" не свободна от горючих материалов, а именно: срубленная древесина частично складирована в штабеля и не отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а также установлено наличие порубочных остатков.
30 июня 2021 года в отношении ПАО "ФСК ЕЭС" составлен протокол об административном правонарушении N 9-141/2021.
30 июня 2021 года ПАО "Россети Московский регион" выдано предписание об устранении нарушений лесного законодательства об обязании очистить земельный участок в охранной зоне воздушной линии электропередачи 220 кВ "Шатура-Нежино 1,2" не свободна от горючих материалов, а именно: срубленная древесина частично складирована в штабеля и не отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра в срок до 27 августа 2021 года.
Данное предписание ПАО "Россети Московский регион" не обжаловано и не отменено.
19 августа 2021 года заместителем начальника Шатурского территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области вынесено Постановление о назначении административного наказания N 9-141/2021, которым ПАО "Россети Московский регион" признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст.8.32 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей 00 копеек.
Не согласившись с принятым решением ПАО "Россети Московский регион" обратилось в Орехово-Зуевский городской суд Московской области с требованием отменить Постановление о назначение административного наказания от 19 августа 2021 годаN 9-141/2021.
Решением Орехово-Зуевского городского суда Московской области по делу N 12787/2021 Постановление о назначение административного наказания 19 августа 2021 года N 9-141/2021 г. размер штрафа снижен до 60 000,00 рублей, а жалоба ПАО "Россети Московский Регион" удовлетворена частично.
30 сентября 2021 года государственным лесным инспектором Московской области в отношении ПАО "Россети Московский регион" составлен протокол N 9313/2021, в связи с неисполнением предписания.
28 сентября 2021 г. Постановлением мирового судьи судебного участка N 393 Обручевского района города Москвы ПАО "Россети Московский регион" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначено наказание в размере 10 000 рублей 00 копеек.
Истец указывает, что ПАО "Россети Московский регион", как пользователь лесных участков, обязано содержать просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями с Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, Правил использования лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, Правил пожарной безопасности в лесах, Лесным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ.
На момент рассмотрения спора нарушения требований законодательства не устранены, что подтверждается представленным в материалы дела актом осмотра от 25.08.2022.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из нижеследующего.
Согласно Положению о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденному постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 N 863/22, комитет является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
Комитет, осуществляя свои полномочия в пределах земель лесного фонда на территории Московской области, в соответствии с пунктом 14.5 Положения может обращаться в установленном порядке в суд, в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
При данных обстоятельствах, суд первой пришел к правомерному выводу, что комитет является надлежащим истцом по делу об освобождении лесного участка от горючих материалов.
Исходя из статей 8 и 9 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, использование которых возможно после приобретения таких участков на праве постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами (часть 3 статьи 16 данного Кодекса).
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) предусмотрено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
В соответствии с пунктом 5 статьи 21 Лесного кодекса в целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи (в том числе в целях проведения аварийно- спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
Согласно пункту 9 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных Приказом Минприроды России от 10.07.2020 N 434, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута.
В соответствии с пунктом 11 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов в целях использования линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью.
Согласно пункту 17 Правил использования лесов лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, граждане, юридические лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, обеспечивают:
- регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами;
- восстановление нарушенных производственной деятельностью лесных дорог, осушительных канав, дренажных систем, шлюзов, мостов, других гидромелиоративных сооружений, квартальных столбов, квартальных просек;
- принятие необходимых мер по устранению аварийных ситуаций, а также ликвидации их последствий.
Указанные нормы права возлагают на пользователя лесов обязанность по осуществлению комплекса мероприятий, направленных на обеспечение противопожарной безопасности леса.
В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 25 ЛК РФ одним из видов использования лесов является строительство, реконструкция и эксплуатация линейных объектов.
Согласно пункту 1 статьи 51 ЛК РФ, леса подлежат охране от пожаров.
В силу части 3 статьи 53 ЛК РФ правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 Кодекса (часть 1 статьи 45 ЛК РФ); в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков (часть 4 статьи 45 ЛК РФ); порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 45 ЛК РФ).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах.
Единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах определены Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614 (далее - Правила N 1614).
В соответствии с пунктом 45 Правил N 1614 при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов, а также при содержании проложенных вдоль таких объектов просек обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 26-31 Правил.
Пунктом 26 Правил N 1614 установлено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Пунктами 29, 30 Правил N 1614 предусмотрено, что срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю.
Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Места рубки (лесосеки) в хвойных равнинных лесах на сухих почвах с оставленной на период пожароопасного сезона заготовленной древесиной, а также с оставленными на перегнивание порубочными остатками отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Таким образом, древесина, порубочные остатки (ветки, вершинки деревьев) являются горючими материалами, от которых просеки, на которых находятся линии электропередач, в период пожароопасного сезона должны быть свободны, сетевые организации обязаны обеспечить содержание просек в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в лесах.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69- ФЗ "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственник имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
По смыслу приведенных правовых норм, обязанность по надлежащему содержанию просек, на которых находятся линии электропередач, возлагается на лицо, в собственности которого эти линии находятся. Являясь собственником линии электропередачи, ответчик обязан обеспечить соблюдение требований лесного законодательства при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередач, а также осуществлять контроль за соблюдением Правил пожарной безопасности в лесах при выполнении работ по расширению просек. В случае нарушения данных требований ответственность возлагается на ответчика.
В данном случае ответчик не обеспечил расчистку ЛЭП от горючих материалов в виде срубленных стволов деревьев и порубочных остатков (ветви деревьев, кустарников), что зафиксировано в акте проверки и на приложенном к нему фотоматериале.
Доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению, так как исковые требования заявлены об обязании ПАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" за свой счет в течении 30-ти (тридцати) календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу в выделе 34 квартала 16 Анциферовского участкового лесничества (защитные леса, лесопарковые зоны) вблизи д. Смолево городского округа Орехово- Зуево Московской области, срубленную древесину складировать в штабеля, места складирования отделить противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а не в связи с понуждением исполнить предписание.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 23.12.2022 года по делу N А41-80863/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-80863/2022
Истец: Комитет лесного хозяйства Московской области
Ответчик: ПАО "ФСК ЕЭС"