г. Москва |
|
03 апреля 2023 г. |
Дело N А41-36834/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 апреля 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Погонцева М.И.,
судей Боровиковой С.В., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания Рожковой Л.Д.,
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Рузского городского округа Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 23.01.2023 по делу N А41-36834/22, принятое судьей А.В. Гриневой,
по иску ПАО "МОРП" (ОГРН: 1025003470139, ИНН: 5028003089)
к Администрации Рузского городского округа Московской области (ОГРН: 1025007589199, ИНН: 5075003287),
третьи лица, Министерство имущественных отношений Московской области (ОГРН: 1025005245055, ИНН: 7725131814), Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области (ОГРН: 1027700546510, ИНН: 7707018904),
о признании незаконным решения N Р001- 6076185998-57187037 от 30.03.2022 Администрации Рузского городского округа Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственности на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов"; об обязании заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем составления проекта договора купли-продажи и направления его на адрес заявителя,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Можайское оптово-розничное предприятие" (Далее - "Заявитель", "Общество") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации Рузского городского округа Московской области (Далее - Заинтересованное лицо", "Администрация") со следующими требованиями (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ):
1) Признать незаконным решение N Р001-6076185998-57187037 от 30.03.2022 г Администрации Рузского городского округа Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственности на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов".
2.Обязать Администрацию Рузского городского округа Московской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, заключив с ним договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:19:0010201:4653, расположенного по адресу: Московская область, Рузский муниципальный район, г/п Руза, Северный микрорайон путем составления проекта договора купли-продажи и направления его по юридическому адресу заявителя в срок не позднее 30 календарных дней с даты вступления в законную силу судебного акта арбитражного суда.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23.01.2023 по делу N А41-36834/22 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального и нарушением норм процессуального права.
22.03.2023 в материалы дела от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность обжалуемого судебного акта.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей Министерства имущественных отношений Московской области, Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru и не заявивших о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 АПК РФ.
Представитель ПАО "МОРП" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 50:19:0010201:4653, площадью 2900 кв.м, предоставлен ПАО "МОРП" в аренду сроком 49 лет на основании Постановления Администрации Рузского муниципального района Московской области N 469 от 06.02.2014 г для строительства здания магазина.
На основании Постановления N 469 от 06.02.2014 г между Администрацией Рузского муниципального района Московской области и ПАО "МОРП" заключен договор аренды N48 от 11.02.2014 г указанного земельного участка
04.10.2017 г. ПАО "МОРП" получен градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) N RU50515000-MSK005535 в соответствии с которым в отношении указанного земельного участка не установлены красные линии (лист 13 ГПЗУ).
23.12.2020 г ПАО "МОРП" построило на указанном земельном участке и ввело в эксплуатацию здание магазина общей площадью 1165,60 кв.м., о чем свидетельствует разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU50-19-17280-2020 от 23.12.2020 г.
26.02.2021 г. ПАО "МОРП" зарегистрировало право собственности на построенное на указанном земельном участке здание с кадастровым номером 50:19:0010201:6291, о чем в ЕГРН сделана запись N 50:19:0010201:6291-50/134/2021-1 от 26.02.2021 г., что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Заявитель обратился в Администрацию Рузского городского округа Московской области с заявлением о предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственности на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:19:0010201:4653.
"30" марта 2022 г. Администрацией Рузского городского округа Московской области принято решение N Р001-6076185998-57187037 об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственности на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:19:0010201:4653, находящемся в пользовании ПАО "МОРП" на основании договора аренды N 48 от 11.02.2014
В качестве основания для отказа указано, что "На основании заключения Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области испрашиваемый земельный участок расположен в границах территорий общего пользования: Земельный участок расположен в границах территорий общего пользования, расположен в границах красных линий проекта планировки территории микрорайона "Северное сияние" (I очередь 11 -ти жилых домов; II очередь строительство торгового центра), расположенного по адресу: Московская область, г. Руза, Северный микрорайон, ул. Вишневая, утвержден от 09.07.2012 г N 2681).
Считая отказ незаконным, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался следующими обстоятельствами.
Пунктом 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 39.1 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса).
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения не имеет право на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.20 Земельного кодекса для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.
Пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса, осуществляется без проведения торгов.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 Земельного кодекса).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.
В силу пункта 7 статьи 39.17 Земельного кодекса проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.
Статья 39.16 Земельного кодекса содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Заинтересованным лицом, не предоставлено доказательств, препятствующих предоставление испрашиваемого земельного участка в собственность Заявителю.
В качестве возражений на заявленные истца требования, администрация указывает, что испрашиваемый земельный участок ограничен в обороте, поскольку расположен в границах территорий общего пользования, расположен в границах красных линий проекта планировки территории микрорайона "Северное сияние" судом отклоняется.
Согласно положениям подпункта 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
Судом первой инстанции установлено, что спорный земельный участок не относится к землям изъятым из оборота по следующим основаниям.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 39.17 и статьи 39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 ЗК РФ.
В данной статье в числе прочих приведены следующие самостоятельные основания для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц:
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6);
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования (пункт 7);
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17).
По смыслу статьи 39.16 ЗК РФ для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
В Градостроительном кодексе РФ красные линии определяются как линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (п. 11 ст. 1 ГрК РФ).
В соответствии с п. 3.8 Инструкции "О порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", утв. Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 N 18-30, красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету, в том числе в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц, площадей; в проектах межевания территорий; в земельном и градостроительном кадастрах.
Информация о красных линиях должна содержатся в следующих документах:
- в документации по планировке территории (п. 2 ч. 3 ст. 41 ГрК РФ);
- градостроительном плане земельного участка (п. 17 ч. 3 ст. 57.3 ГрК РФ);
- проекте межевания территории (ч. 2 ст. 43 ГрК РФ).
Судом первой инстанции установлено, что в градостроительном плане N RU50515000-MSK005535 от 04.10.2017 г на земельный участок с КN50:19:0010201:4653 отсутствуют сведения о красных линиях.
В соответствии с п.п. 8, 9 Постановления Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд" резервирование земельных участков, установление красных линий должно регистрироваться в органах исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", а государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляться в соответствии с ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Судом первой инстанции установлено, что в выписке из ЕГРН на земельный участок с КN 50:19:0010201:4653 также не содержится сведений о том, что он находится в границах "красных линий".
Следовательно, заинтересованным лицом не доказано, что земельный участок расположен в границах земель общего пользования.
Ходатайства о проведении судебной экспертизы с целью установления расположения спорного земельного участка в границах красных линий администрацией не заявлено ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции.
Довод администрации, о том, что имеются противоречия в сведениях из единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и договоре аренды земельного участка был предметом исследования судом первой инстанции и правомерно им отклонен.
Так, согласно сведениям ЕГРН земельный участок имеет вид использования "под иными объектами специального назначения", тогда как согласно договору аренды земельный участок предоставлялся с видом: "под строительство магазина".
Статьей 42 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В рассматриваемом случае, Заявитель использует испрашиваемый Земельный участок в своей предпринимательской деятельности в соответствии с его целевым назначением. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Доводы заявителя направлены на переоценку обжалуемого судебного акта, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 23.01.2023 по делу N А41-36834/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
М.И. Погонцев |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-36834/2022
Истец: АО "МОЖАЙСКОЕ ОПТОВО-РОЗНИЧНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ РУЗСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ РУЗСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ