г. Пермь |
|
03 апреля 2023 г. |
Дело N А60-53419/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 апреля 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Власовой О.Г.,
судей Гребенкиной Н.А., Ушаковой Э.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шималиной Т.В.,
при участии представителя истца, Глушковой М.А. по доверенности от 29.07.2021;
иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца, открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 18 января 2023 года
по делу N А60-53419/2022
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
к акционерному обществу "Югорский Лесопромышленный Холдинг" (ИНН 8601022074, ОГРН 1048600000492)
третье лицо: публичное акционерное общество "Трансконтейнер" (ИНН 7708591995, ОГРН 1067746341024),
о взыскании задолженности по транспортным накладным, неустойки,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец) обратился в арбитражный суд с иском к акционерному обществу "Югорский Лесопромышленный Холдинг" (далее - ответчик) о взыскании неустойки за превышение грузоподъемности (перегруз) вагона N 915650516 груженного контейнерами WEDU8277294, WSCU865542, согласно п. 3 § 3 ст. 16 СМГС по транспортным накладным N 3239949, N 32339922 в размере 339 060 руб., а также 678 120 руб. неустойки за возникновение обстоятельств, угрожающих безопасности движения согласно п. 5 § 3 ст. 16 СМГС.
На основании ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Трансконтейнер".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18 января 2023 года (резолютивная часть решения объявлена 17.01.2023) иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца взыскано 610 308 руб. неустойки, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Истец, не согласившись с судебным актом, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на то, что суд необоснованно снизил размер взысканного штрафа и применил положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Представитель истца поддержал в судебном заседании ранее изложенную в апелляционной жалобе позицию. Просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Апелляционным судом жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ответчика, третьего лица, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 31.03.2022 ответчиком (грузоотправитель) отгружен вагон N 915650516, груженный контейнерами WEDU8277294, WSCU865542, с грузом "лесоматериалы из древесины хвойных пород, кроме сосны, пихты или ели, распиленные на слои или лущенные, толщиной более 6 мм (кроме имеющих торцевые соединения или обработанных строганием)" по железнодорожным накладным N 32339949, N 32339922, со станции Алябьево Свердловской железной дороги на станцию Наушки (Китайская Народная Республика). Грузополучателем по данной отправке является Жаохэйская торговая компания Сун Линь с ограниченной ответственностью.
В соответствии с железнодорожной накладной N 32339949 масса перевозимого в вагоне груза составляет 26654 кг, а в соответствии с железнодорожной накладной N 32339922 - составляет 26399 кг.
В соответствии с актом общей формы N 4571 от 23.04.2022, по прибытию четного поезда через систему АСКО ПВ и проходом вдоль состава обнаружено: вагон N 915650516 прибыл 19-м с головы состава. На основании ст. 23 СМГС и ст. 27 ФЗ-18 "Устава железнодорожного транспорта РФ" производилась перевеска в движении на РТВ-Д ст. Наушки N1062, максимальный предел взвешивания 200т., государственной поверки 10.09.2021, плановое РТО 21.03.2022.
При перевеске оказалось: вес брутто 97200 кг, тара взята с бруса вагона 33500 кг. Вес нетто составил 63700 кг, что более веса указанного в документе на 10700 кг, превышение грузоподъемности на 3700 кг. Вагон отцепляется от состава для контрольной перевески на вагонных весах ст. Наушки ВТВ-ДШ24.
Согласно актам общей формы N 4627 от 23.04.2022, N 4628 от 23.04.2022, коммерческому акту N ВСБ2200675/42 от 23.04.2022 при контрольной перевеске на весах N 324, оказалось: вес брутто 95000 кг, тара вагона 33500 кг, вес нетто составил 61500 кг. С учетом норм установленных пунктом 35.4 Правил перевозок грузов (приложения 1 к СМГС) применена норма 0,2 % - 106 кг. С учетом расхождение вес нетто составил 61394 кг, что более веса, указанного в документе на 8341 кг. Вес нетто по документу значится 53053 кг. Превышение грузоподъемности вагона на 1394 кг. Грузоподъемность вагона 60 т. На вагоне погружено два большегрузных контейнера WSCU8656542 (отправка 32339922;, WECU8277294 (отправка 32339949). На контейнер WSCU8656542 навешано ЗПУ Клещ 60 СЦ РЖЦН4.СШЗ, на контейнер WEDU8277294 навешано ЗПУ Клещ 60 СЦ РЖДЕ4638204. Нарушено грузоотправителем: превышение допустимой грузоподъемности вагона.
На вагоне N 91560516 погружено два большегрузных контейнера WEDU8277294 (отправка 32339949),WSCU8656542(отправка 32339922). На основании ст.23 СМГС и ст. 27 ФЗ-18 "Устава железнодорожного транспорта РФ." производилась контрольная перевеска в движении на электронных весах ВТВ-Д ст. Наушки N 324 максимальный предел взвешивания 200т., государственной поверки 15.12.21г., плановое РТО 21.03.22г.
При перевеске оказалось: вес брутто 95000 кг, тара вагона 33500 кг. Вес нетто составил 61500 кг. С учетом норм установленных пунктом 35,4 Правил перевозок грузов (приложения 1 к СМГС) применена норма 0,2 % - 106 кг. С учетом расхождение вес нетто составил 61394 кг, что более веса указанного в документе на 8341 кг. Вес нетто по документу значится 53053 кг. Превышение грузоподъемности вагона на 1394 кг. Грузоподъемность вагона 60 т.
В связи с выявленным обстоятельством перевозчиком произведен расчет провозной платы за фактически перевезенный груз, на основании статьи 16 СМГС начислен штраф за внесение в накладную недостоверных сведений в пятикратном размере провозной платы, причитающейся перевозчику.
Провозная плата за действительную массу груза в вагоне N 91560516 груженный контейнерами WEDU8277294, WSCU865542 составила 67 812 руб., размер штрафа за превышение грузоподъемности (перегруз) и за возникновение обстоятельств, угрожающих безопасности движения в соответствии с пунктами 3, 5 параграфа 3 статьи 16 СМГС: 67 812 руб. x 5 = 339 060 руб. и (67 812 руб. + 67 812 руб.) х 5 = 678 120 руб.
Ссылаясь на искажение сведений о массе груза в транспортной накладной, превышение грузоподъемности вагона, истец, начислив неустойку на основании ст. 16 СМГС, обратился в арбитражный суд с настоящим иском с требованием об уплате ответчиком как плательщиком неустойки за неправильность, неточность или неполноту указанных отправителем в накладной сведений на основании п.3, 5 §3 ст.16 СМГС.
Ответчиком в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции было заявлено о применении положений статьи 333 ГК РФ при определении размера подлежащей взысканию неустойки.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования перевозчика в части, исходил из обоснованности начисленного истцом штрафа. Применив положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 4 § 3 статьи 16 СМГС, суд первой инстанции сумму штрафа снизил до 610 308 руб.
Повторно рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В силу статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Согласно статье 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским Кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Пунктом 2 статьи 7 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта.
Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении устанавливается прямое международное железнодорожное сообщение для перевозок грузов между железными дорогами, перечисленными в статье 1 Соглашения.
Указанный нормативный акт применяется ко всем перевозкам грузов в прямом международном железнодорожном сообщении между станциями, которые открыты для грузовых операций во внутренних сообщениях стран - участниц СМГС, по накладным СМГС и только по сети железных дорог - участниц Соглашения. Названный документ имеет обязательную силу для железных дорог, отправителей и получателей грузов (статья 2 СМГС).
Параграфом 1 статьи 23 СМГС определено, что перевозчик имеет право проверить, соблюдены ли отправителем условия перевозки и соответствует ли отправка сведениям, указанным отправителем в накладной. Проверка производится в порядке, установленном национальным законодательством.
Аналогичное положение закреплено в статье 27 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Из содержания § 1 статьи 16 СМГС следует, что отправитель обеспечивает правильность сведений и заявлений, указанных им в накладной. Он несет ответственность за все последствия от неправильного, неточного или неполного указания этих сведений и заявлений, а также от их внесения в не соответствующую графу накладной.
В соответствии с § 3 статьи 16 СМГС, отправитель уплачивает перевозчику неустойку, если после заключения договора перевозки перевозчик обнаруживает неправильность, неточность или неполноту указанных отправителем в накладной сведений и заявлений и при этом устанавливает, что:
1) в составе груза были приняты предметы, не допускаемые к перемещению через государственную границу хотя бы в одном из государств, по территории которого должна осуществляться перевозка;
2) был принят к перевозке опасный груз с нарушением условий его перевозки;
3) при погрузке груза отправителем был допущен перегруз вагона сверх его грузоподъемности;
4) занижен размер провозных платежей;
5) возникли обстоятельства, угрожающие безопасности движения.
Неустойка по пунктам 1, 2, 4, 5 настоящего параграфа взыскивается в соответствии предписаниями статьи 31 "Уплата провозных платежей и неустоек" в пятикратном размере провозной платы, причитающейся перевозчику, обнаружившему такое нарушение.
Неустойка по пункту 3 настоящего параграфа взыскивается в соответствии с предписаниями статьи 31 "Уплата провозных платежей и неустоек" в пятикратном размере провозной платы за перевозку излишка массы груза, причитающейся перевозчику, обнаружившему этот излишек.
Предусмотренные настоящим параграфом неустойки перевозчик вправе взыскивать независимо от возмещения возможного ущерба и других неустоек, уплачиваемых отправителем или получателем в соответствии с условиями настоящего Соглашения.
В соответствии с § 5 статьи 31 СМГС, провозные платежи и неустойки уплачиваются перевозчику в порядке, предусмотренном национальным законодательством государства, в котором производится оплата.
Исходя из § 1 статьи 30 СМГС, провозные платежи исчисляются по тарифам, применяемым перевозчиками, осуществляющими перевозку.
Плата за перевозку груза на территории Российской Федерации определяется на основании постановление ФЭК России от 17.06.2003 N 47-т/5 "Об утверждении Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2)" (далее - Прейскурант N 10-01).
Факт перегруза вагона зафиксирован в акте общей формы, коммерческом акте.
Допустимых доказательств, опровергающих факт допущенного ответчиком нарушения, установленного истцом при перевеске вагона, в материалы дела не представлено, акт общей формы и коммерческий акт не оспорены.
Проверив данные расчеты и признав их правильными, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности начисленных штрафных санкций.
Данные обстоятельства подателем жалобы не оспариваются.
Соответственно, истец имеет право на взыскание установленной законом неустойки.
В силу пункта 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
В соответствии с пунктом 71 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7), если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 69 Постановление N 7 подлежащая уплате неустойка, установленная законом или договором, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена в судебном порядке (пункт 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 73 постановление N 7 разъяснено, что несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В пункте 78 Постановления N 7 указано, что правила о снижении размера неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются также в случаях, когда неустойка определена законом, например положениями УЖТ РФ.
Кроме того, критериями для установления несоразмерности подлежащей уплате неустойки последствиям нарушения обязательства в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки, значительное превышение суммы неустойки над суммой возможных убытков, вызванных нарушением обязательства, длительность неисполнения обязательства и другие обстоятельства. При этом суд оценивает возможность снижения неустойки с учетом конкретных обстоятельств дела.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.12.2000 N 263-О, суд обязан установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.
Принимая во внимание отсутствие доказательств наступления для истца в результате допущенного ответчиком искажения в транспортной железнодорожной накладной сведений о грузе неблагоприятных последствий, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, а также повлекших для истца потери в объеме, соразмерном сумме неустойки, которую он требует взыскать, конкретные обстоятельства дела, суд первой инстанции правомерно применил положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и снизил размер штрафа до 610 308 руб.
С учетом изложенного, не может быть принят во внимание довод ОАО "РЖД" об отсутствии оснований для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции полагает, что уменьшение судом первой инстанции сумм неустойки способствует установлению баланса интересов сторон. При этом доводы апелляционной жалобы о возможных негативных последствиях не находят своего подтверждения в материалах дела, носят предположительный характер, что не может повлиять на выводы относительно применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, данные доводы не опровергают соразмерность взысканного судом первой инстанции штрафа последствиям нарушения.
Ссылки апеллянта на приведенную им в апелляционной жалобе судебную практику не имеют правового значения для целей рассмотрения заявленного иска в рамках настоящего дела, исходя из фактических обстоятельств настоящего дела.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, не подтверждают нарушение (не применение) норм материального права, по существу сводятся к несогласию истца с оценкой доказательств, данной судом, и установленными фактическими обстоятельствами дела, и не могут являться основанием в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены обжалуемого судебного акта.
Оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного решения арбитражного суда первой инстанции, по настоящему делу не имеется.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 января 2023 года по делу N А60-53419/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
О.Г. Власова |
Судьи |
Н.А. Гребенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-53419/2022
Истец: ОАО "Российские железные дороги" Нижнетагильское отделение Свердловской железной дороги, ПАО ТРАНСКОНТЕЙНЕР
Ответчик: АО ЮГОРСКИЙ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ ХОЛДИНГ