г. Санкт-Петербург |
|
03 апреля 2023 г. |
Дело N А42-7337/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 апреля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Семакиной Т.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-278/2023) АО "Оборонэнерго" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.12.2022 по делу N А42-7337/2022 (судья Кушниренко В. Н.), принятое
по заявлению АО "Оборонэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
3-е лицо: Маслова Светлана Александровна
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Оборонэнерго" (далее - заявитель, Общество, АО "Оборонэнерго") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - административный орган, Управление, УФАС) от 03.08.2022 о назначении административного наказания по делу N 051/04/19.21-346/2022 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в части назначения административного наказания.
Решением суда от 15.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение. Податель жалобы указывает, что Маслова С.А. отнесена к льготной категории заявителей, затраты (как выпадающие доходы сетевой организации) на технологическое присоединение которого должны компенсироваться через тариф на оказание услуг по передаче электрическое энергии, с учетом позиции Комитета о невозможности компенсации необходимых затрат" АО "Оборонэнерго", в случае заключения такого договора с Масловой С.А., будет обязано произвести технологическое присоединение фактически за свой счет. Ссылается на то, что в связи с отказом Комитета по тарифному регулированию Мурманской области в законодательно установленной компенсации выпадающих доходов от технологического присоединения, заключенный договор об осуществлении технологического присоединения станет не исполним со стороны Сетевой организации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 04.05.2022 в Управление поступила жалоба Масловой С.А., рассмотрев которую административный орган установил, что 31.03.2022 АО "Оборонэнерго" получена заявка Масловой С.А. на технологическое присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно, - земельного участка с кадастровым номером 51:01:2701006:1164 (база отдыха на озере Канентъявр), расположенного по адресу: Мурманская область, Кольский муниципальный район, 49 км а/д КолаСеребрянские ГЭС (заявка N 172/1ТП/СЗф-2022). 27.04.2022 через личный кабинет Масловой С.А. направлен ответ АО "Оборонэнерго" исх. N СЗФ/100/2404, согласно которому по заявке на присоединение базы отдыха на озере Канентьявр, планируемой к строительству на земельном участке по адресу: Мурманская область, Кольский муниципальный район, 49 км а/д Кола-Серебрянские ГЭС, к.н. 51:01:2701006:1164, проработана схема присоединения. Для обеспечения технологического присоединения объекта необходимо строительство 16 -18 км ВЛ-35 кВ и установка ТП 35/0,4 кВ. Затраты сетевой организации на выполнение указанных работ составят более 200 млн. рублей.
В связи с отказом Комитета по тарифному регулированию Мурманской области в компенсации АО "Оборонэнерго" затрат на технологическое присоединение заявителей льготной категории (до 150 кВт) с аналогичным объемом работ на 2022 год, заключение договора приостановлено до решения указанного вопроса.
Усмотрев в действиях АО "Оборонэнерго" нарушение пунктов 3, 6, 105 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N861), начальник отдела контроля органов власти УФАС 14.07.2022 составил в отношении Общества протокол N 051/04/9.21-346/2022 об административном правонарушении, предусмотренном часть 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением заместителя руководителя Управления от 03.08.2022 о назначении административного наказания по делу N 051/04/19.21-346/2022 об административном правонарушении АО "Оборонэнерго" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением Управления, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Общества, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.
В силу пункта 2 Правил N 861 технологического присоединения их действие распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
В силу пункта 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно пункту 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.
Особенности технологического присоединения заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил N 861, урегулированы разделом X Правил N 861 (пункты 103 - 112 Правил N 861).
Пунктом 103 Правил N 861 (в редакции, действовавшей на момент обращения Масловой С.А. с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, то есть до 30.06.2022) предусмотрено, что договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.
При этом в силу пункта 104 Правил технологического присоединения наличие заключенного заявителями, указанными в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.
Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, со дня оплаты заявителем счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 105 Правил N 861 в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе:
условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;
счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил;
технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктом 25 (1) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);
инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.
В свою очередь на основании пункта 106 Правил N 861 заявитель обязан в течение 5 рабочих дней со дня выставления сетевой организацией счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил, оплатить указанный счет.
В соответствии с направленной Заявителем в адрес Сетевой организации заявкой от 30.03.2022 на технологическое присоединение максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств составляет 150 кВт, при напряжении 0,4 кВ, заявляемая категория надежности энергопринимающих устройств - III, следовательно, Маслова С.А. относится к категории заявителей, указанных в пунктах 12 (1) Правил N 861.
Направленный Масловой С.А. 27.04.2022 ответ АО "Оборонэнерго" исх. N СЗФ/100/2404, об отказе в заключении договора на присоединение объекта в связи с отказом Комитета по тарифному регулированию Мурманской области в компенсации АО "Оборонэнерго" затрат на технологическое присоединение заявителей льготной категории (до 150 кВт) нарушает положения пункта 3 Правил N 861.
Кроме того, Сетевая организация в установленный законом срок (10 рабочих дней) не разместила на своем официальном сайте необходимые документы, что является нарушением пунктов 6 и 105 Правил N 861.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что АО "Оборонэнерго", направив в адрес Масловой С.А. необоснованный отказ в заключении договора технологического присоединения нарушило пункты 3, 6, 105 Правил N 861.
При изложенных обстоятельствах следует признать, что действия АО "Оборонэнерго", выразившиеся в нарушении пунктов 3, 6, 105 Правил N 861, образуют событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалы доказательства, а также факт неоднократного привлечения Общества к ответственности за аналогичные правонарушения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности судами не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Оспариваемым постановлением наказание назначено Обществу в минимальном размере санкции части 1 статьи 9.21 КоАП РФ. По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное административным органом наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного Обществом правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
В связи с изложенным, суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 15 декабря 2022 года по делу N А42-7337/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Оборонэнерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-7337/2022
Истец: АО "ОБОРОНЭНЕРГО", АО ф-л Северо-Западный " "Оборонэнерго"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Маслова Светлана Александровна