г. Киров |
|
04 апреля 2023 г. |
Дело N А29-10474/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 апреля 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Панина Н.В.,
судей Бармина Д.Ю., Барьяхтар И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вахрушевой Р.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Комнедра"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.12.2022 по делу N А29-10474/2022
по иску министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ИНН: 1101160027, ОГРН: 1171101008297)
к акционерному обществу "Комнедра"
(ИНН: 7717125479, ОГРН: 1021100897564)
об обязании выполнить мероприятия по лесовосстановлению и лесоразведению,
УСТАНОВИЛ:
министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Министерство, истец) обратилось с иском в Арбитражный суд Республики Коми к акционерному обществу "Комнедра" (далее - Общество, ответчик, заявитель) об обязании ответчика выполнить мероприятия по лесовосстановлению и лесоразведению на площади 6,3008 га.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 19.12.2022 исковые требования удовлетворены.
Общество с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.12.2022 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя, исходя из условий договора аренды и проекта освоения лесов ответчику надлежит провести мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке после завершения эксплуатации объекта, запланированного на 30.09.2038. Следовательно, требования истца являются преждевремнными. Договор аренды заключен до 01.01.2019, то есть до вступления в силу положений статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации. Федеральный закон от 19.07.2018 N 212-ФЗ "О внесение изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не содержит положений о придании новой редакции Лесного кодекса Российской Федерации обратной силы и возможности применения вновь введенных норм к отношениям сторон, основанным на договоре аренды, заключенном до введения в действие указанного Закона. Более того, впоследствии статья 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации была изложена в новой редакции, согласно которой обязанность по проведению компенсационного лесовосстановления не распространяется на случаи осуществления рубок лесных насаждений при осуществлении геологического изучения недр. В рассматриваемом случае рубка лесных насаждений по договору аренды была осуществлена в связи с выполнением геологоразведочных работ. Таким образом обязанность по компенсационному лесовосстановлению у Общества отсутствует. Обязанность выполнения работ по лесовосстановлению и лесоразведению не является договорным обязательством лесопользователя, а носит заявительный (добровольный) характер.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 26.01.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 27.01.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу доводы Общества отклонило, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство отложено до 30.03.2023.
В соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением от 29.03.2023 была произведена замена судьи Чернигиной Т.В. на судью Барьяхтар И.Ю.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 07.09.2018 между Министерством (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N С0990530/134/18-АЗ (далее - договор), по условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 8,0976 га, местоположение: Республика Коми, МОГО "Усинск", ГУ "Усинское лесничество", Усинское участковое лесничество, кв.24 выд.8,13,14 - 1,8369 га; кв. 205 выд. 14,15 - 1,4015 га; кв. 206 выд. 26,27 - 0,2625 га; кв. 666 выд. 4,5,7,8 - 4,5967 га; вид разрешенного использования: для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых.
Лесной участок передан в аренду в целях использования лесов - для обустройства объектов системы ППД Восточно-Рогозинского и Мастерьельского месторождений нефти "Высоконапорный водовод от ПСН до нагнетательной скважины N 41", "Высоконапорный водовод от УПСВ до нагнетательной скважины N 502", "Высоконапортный водовод от скважины N 8ВР до нагнетательной скважины N 521" (пункт 1.3 договора).
Договор заключен на срок аренды - 20 лет, до 30.09.2038 (пункт 6.1 договора).
Согласно подпункту "л" пункта 3.4 договора арендатор обязан осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов.
Согласно пункту 5.7.2 проекта освоения лесов арендатор осуществляет мероприятия по лесовосстановлению после завершения срока эксплуатации построенных объектов.
Из проекта освоения лесов также следует, что лесной участок покрыт лесом на площади 6,3008 га.
Ответчиком истцу представлена лесная декларация от 28.12.2018 об использовании лесов по договору в период с 01.01.2019 до 31.12.2019, согласно которой арендатор будет производить сплошную рубку лесных насаждений на спорном лесном участке.
Из отчета арендатора об использовании лесов по форме N 1-ИЛ за январь-декабрь 2019 года следует, что Общество осуществило в 2019 году по договору рубку лесных насаждений.
Истец 06.07.2022 обратился к ответчику с требованием выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в порядке ст. 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
Отказ в удовлетворении требований послужил основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В силу частей 1 и 5 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (в действующей редакции - лесного комплекса). При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
Согласно части 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 данного Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых данным Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
В соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации одним из видов использования лесов является осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых.
Статьей 43 Лесного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых.
В силу статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству, которое включает в себя лесовосстановление и осуществляется, в том числе лицами, на которых данным Кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению.
В соответствии с частью 2 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до 01.01.2019, на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.
Согласно части 2 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 19.07.2018 N 212-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения" (далее - Закон N 212-ФЗ), лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 данного Кодекса.
Таким образом, по общему правилу обязанность по лесовосстановлению распространена на всех лиц (за исключением перечисленных в законе случаев), осуществляющих рубки лесных насаждений на основании проекта освоения лесов вне зависимости от гражданско-правового основания предоставления лесного участка и целей использования лесов.
Законом N 212-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2019, Лесной кодекс Российской Федерации также был дополнен статьей 63.1, в силу части 1 которой за исключением случая, предусмотренного частью 3 данной статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 названного Кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 212-ФЗ) предусмотренная частью 1 данной статьи обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению не распространяется на лиц, использующих леса для эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, при осуществлении ими рубок лесных насаждений в соответствии с частью 3.1 статьи 43, частью 4 статьи 45 данного Кодекса в границах созданных охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых.
Таким образом, статьей 63.1 Лесного кодекса установлены особенности осуществления лесовосстановления для лиц, использующих леса для целей геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (статья 43), строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создания и расширения территорий морских и речных портов, строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений (статья 44), строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (статья 45), создания и эксплуатации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры (статья 46); для данных категорий лесопользователей установлена обязанность проведения лесовосстановления не на арендованном лесном участке, а в границах соответствующего субъекта Российской Федерации (компенсационное лесовосстановление) в установленный срок после рубки лесных насаждений.
Федеральным законом от 02.07.2021 N 303-ФЗ (далее - Закон N 303-ФЗ) в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации внесены изменения, согласно которым в новой редакции изложены статьи 62 - 63.1, 89.2 Лесного кодекса Российской Федерации.
При этом как в соответствии с частью 2 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей с 01.01.2019, так и в соответствии с частями 5, 6 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.09.2021, лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 данного Кодекса.
В силу части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 303-ФЗ), если иное не предусмотрено данной статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных статьей 21 данного Кодекса.
Законом N 303-ФЗ статья 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации дополнена частью 7, согласно которой данная статья не распространяется на следующие случаи: 1) использование лесов в соответствии с частью 5 статьи 43 и частью 4 статьи 45 Лесного кодекса; 2) осуществление рубок лесных насаждений при осуществлении геологического изучения недр; 3) перевод земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов в целях создания особо охраняемых природных территорий федерального значения или в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 303-ФЗ Закон вступает в силу с 01.09.2021, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
Частью 4 статьи 4 Закона N 303-ФЗ предусмотрено, что положения частей 3 - 5, 7 и 8 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 303-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона N 303-ФЗ.
В соответствии со статьей 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации утверждены Правила от 07.05.2019 N 566
Согласно пункту 2 Правил от 07.05.2019 N 566 работы по лесовосстановлению или лесоразведению осуществляются в соответствии с Лесным кодексом, данными Правилами, правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с частью 3 статьи 62 Лесного кодекса, или правилами лесоразведения, установленными в соответствии с частью 2 статьи 63 Лесного кодекса, согласно проекту лесовосстановления или проекту лесоразведения, которые составлены в порядке, предусмотренном статьями 89.1 и 89.2 Лесного кодекса соответственно.
Пункт 5 Правил от 07.05.2019 N 566 содержит указание на то, что лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 Лесного кодекса, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.
Учитывая, что частью 2 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей с 01.01.2019, обязанность по лесовосстановлению и лесоразведению возложена на лиц, осуществляющих рубки лесных насаждений в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, то следовательно у лиц, использующих леса в целях разведки и добычи полезных ископаемых и осуществивших рубки после 01.01.2019, возникает обязанность по компенсационному лесовосстановлению или лесоразведению вне зависимости от даты заключения договора аренды лесного участка.
Аналогичная правовая позиция изложена Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 19.07.2022 N 304-ЭС22-3799, от 23.08.2022 по делу N 307-ЭС22-5959, постановлении от 30.08.2022 N 69-АД22-7-К7, от 15.08.2022 N 69-АД22-8-К7.
Аргументы заявителя о том, что в соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации ответчик освобождён от обязанности по компенсационному лес восстановлению, поскольку рубка лесных насаждений была осуществлена ответчиком в связи с выполнением геологоразведочных работ, подлежат отклонению, поскольку по условиям договора лесной участок был передан заявителю не только в целях выполнения геологоразведочных работ, но также в целях разведки и добычи полезных ископаемых. Более того, согласно пункту 7.1.3 проекта освоения лесов процесс геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых состоит из трех этапов: 1) подготовительный (подготовка территории для строительства промышленных объектов); 2) производственный (строительство и эксплуатация промышленных объектов); 3) завершающий (консервация или ликвидация промышленных объектов, приведение участка в состояние и качество, пригодное для ведения лесного хозяйства и с приведенными мерами по технической и биологической рекультивации). Второй этап осуществляется с целью развития производственной деятельности Общества. При этом согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности Общества является добыча нефти, дополнительным - добыча нефтяного (попутного) газа. Более того, Обществу выданы лицензия N СЫК 12640 НЭ с целевым назначением и видами работ: доразведка и добыча углеводородного сырья на Восточно-Рогозинском и Рогозинском месторождениях из нижнесилурийской залежи; лицензия N СЫК 12641 НЭ с целевым назначением и видами работ: доразведка и разработка Мастерьельского месторождений нефти.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам заявителя, оснований полагать, что построенные на арендуемом лесном участке объекты (высоконапорные водоводы) используются Обществом исключительно в целях геологического изучения недр, не имеется, а, следовательно, не имеется правовых оснований для освобождения ответчика от установленной законом обязанности по проведению лесовосстановления.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.12.2022 по делу N А29-10474/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Комнедра" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Н.В. Панин |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-10474/2022
Истец: Министерство природных реусурсов и охраны окружающей среды в Республике Коми
Ответчик: АО "Комнедра"