г. Москва |
|
03 апреля 2023 г. |
Дело N А40-261608/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи М.В. Кочешковой,
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "Константа-НА" на решение Арбитражного суда города Москвы от 06.02.2023, в порядке упрощенного производства, по делу N А40-261608/22
по заявлению Государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области
к ООО "Константа-НА"
о взыскании финансовых санкций,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области (далее - Заявитель, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ООО "Константа-НА" (далее - Ответчик, Общество) о взыскании штрафа в сумме 500 рублей в связи с несвоевременным представлением сведений по форме СЗВ-М за период декабрь 2018 года.
Определением от 30.11.2022 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06.02.2023 заявленные требования Пенсионного фонда удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
Заявителем отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, Пенсионном фонде в качестве страхователя-работодателя зарегистрировано Общество, регистрационный номер 087-601-057408.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа (с 2017 года не позднее 15-го числа) месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию,
имя и отчество;
идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Форма сведений о застрахованных лицах, предусмотренных данной статьей (форма СЗВ-М), утверждена Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (форма СЗВ-М).
В силу ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 настоящего Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Непредставление в установленный срок или представление неполных и (или) недостоверных сведений отчетности о застрахованных лицах по форме, влечет за собой неправомерную индексацию работающим пенсионерам.
Отсутствие сведений по форме СЗВ-М является основанием для осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии застрахованным лицам, являющимся работающими пенсионерами.
Следовательно, непредставление страхователем сведений по форме СЗВ-М либо представление указанных сведений с нарушением срока ведет к необоснованному расходованию средств Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с пп. 2 и 6 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1, денежные средства Пенсионного фонда Российской Федерации являются государственной собственностью Российской Федерации, находятся в управлении фонда и используются исключительно на цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, в частности на социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, потери кормильца и иным основаниям, установленным законом.
Ежемесячная отчетность по форме СЗВ-М за декабрь 2018 года Обществом представлена 21.01.2019.
В связи с выявлением нарушения Пенсионным фондом сформирован Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования на сумму 500 рублей. Возражения по данному акту от Общества не поступали.
В результате рассмотрения Акта Пенсионным фондом вынесено Решение о применении финансовых санкций к Обществу за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и выставлено Требование об уплате финансовых санкций за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Таким образом, досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный пп. 8 п. 2 ст. 125, ст. 213 АПК РФ Пенсионным фондом соблюден.
Согласно представленной отчетности количество застрахованных лиц составляло 1 человек.
Сумма штрафных санкций за непредставление в установленный срок или представление неполных и (или) недостоверных сведений отчетности по форме СЗВ-М за декабрь 2018 года составляло: 1*500 = 500 руб.
Поскольку Ответчик сумму штрафной санкции не оплатил, Пенсионный фонд, руководствуясь ст. 229.2 АПК РФ, обратился в Арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание финансовых санкций (дело N А40-171475/2022).
31.08.2022 заявление Пенсионного фонда было удовлетворено, выдан судебный приказ. Определением Арбитражного суда от 05.09.2022 судебный приказ был отменен, на основании ч. 4 ст. 229.5 АПК РФ, в связи с поступлением от Ответчика в предусмотренный для этого срок возражений относительно его исполнения.
В этом случае, согласно ч. 1 ст. 212 АПК РФ, дело о взыскании обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматривается арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренных настоящим Кодексом.
Ответчик не оспаривал факт нарушения пенсионного законодательства, однако, указывал, что Пенсионный фонд подал исковое заявление 28.11.2022, т.е. за пределами установленного законом срока.
С учетом изложенного Общество должно было представить сведения в установленный законом срок, однако, сведений о застрахованных лицах в данный период Обществом предоставлено в Пенсионный фонд не было.
Вместе с тем, в виду отсутствия порядка и сроков на взыскание штрафов в Законе, с учётом передачи с 01.01.2017 регулирования правоотношений по контролю за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование налоговым органам, а также в силу положений ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", на правоотношения, связанные с принудительным взысканием финансовых санкций (штрафов) предусмотренных ст. 17 Закона N 27-ФЗ, распространяются порядок и сроки взыскания задолженности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а именно ст. ст. 48, 115 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В силу п. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании задолженности (пени, штрафа) подается в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию, превышает 3 000 рублей.
Пунктом 2 данной статьи установлены следующие исключения:
- если задолженность не превышает 3 000 рублей, то заявление об ее взыскании может быть подано в суд только, когда сумма накопленной в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования задолженности превысила 3 000 рублей (заявление должно быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей);
- в случае отсутствия в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования превышения накопленной задолженности 3 000 рублей, заявление о взыскании указанной задолженности может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Исходя из ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", заявление о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
На дату обращения в суд правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой регулируются НК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 46 НК РФ налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Пенсионный фонд, руководствуясь ст. 229.2 АПК РФ, обратился в Арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание финансовых санкций (дело N А40-171475/2022).
31.08.2022 заявление Пенсионного фонда было удовлетворено, выдан судебный приказ. Однако Определением Арбитражного суда от 05.09.2022 судебный приказ был отменен.
Таким образом, учитывая наличие уважительных причин пропуска срока подачи заявления, суд первой инстанции правомерно восстановил пропущенный Пенсионным фондом срок для обращения в суд с рассматриваемым заявлением.
С учетом изложенных обстоятельств, требования Заявителя правильно удовлетворены судом первой инстанции.
Иные доводы заявителя апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, при отсутствии к тому правовых оснований. Заявитель апелляционной жалобы приводит доводы, не опровергающие выводы арбитражного суда первой инстанции, а выражающие несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законного и обоснованного решения.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда города Москвы.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда города Москвы.
Руководствуясь статьями 229, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271, статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 06.02.2023 по делу N А40-261608/22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-261608/2022
Истец: ГУ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 8 ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "КОНСТАНТА-НА"