г. Пермь |
|
03 апреля 2023 г. |
Дело N А60-49007/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 апреля 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Пепеляевой И.С.,
судей Муталлиевой И.О., Балдина Р.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Субботиной Е.Е.,
в отсутствие представителей сторон (лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, потребительского общества "Верхотурский коопромхоз",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 16 января 2023 года
по делу N А60-49007/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "Компания "Рифей" (ОГРН 1137232022938, ИНН 7204189710)
к потребительскому обществу "Верхотурский коопромхоз" (ОГРН 1026602073002, ИНН 6640000810)
о взыскании задолженности, неустойки по договору оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Компания Рифей" (истец) обратилось в суд с иском к потребительскому обществу "Верхотурский коопромхоз" (ответчик) о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 56 921 рубль 96 копеек за период декабрь 2021 года, январь, февраль, март, апрель 2022 года, пени в размере 1 541 рубль 25 копеек, с продолжением начисления пени по день фактической оплаты долга (с учетом уточнения исковых требований, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 16.01.2023 иск удовлетворен.
Ответчик с решением суда первой инстанции не согласился, направил апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, в удовлетворении иска отказать.
В апелляционной жалобе ответчик указывает, что суд первой инстанции не дал оценки доводу о неоказании со стороны истца соответствующих услуг, а следовательно, отсутствию оснований для оплаты. Заявитель жалобы обращает внимание, что мест для складирования ТКО для предприятий в г.Верхотурье Свердловской области определено не было, и до 14.04.2022 образуемые ТКО убирались силами ответчика.
Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит оставить решение без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Определением от 14.03.2023 на основании статьи 18 АПК РФ произведена замена председательствующего судьи Григорьевой Н.П. на судью Пепеляеву И.С.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статей 266, 268, 272 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (далее также - МинЖКХ СО) от 12.01.2018 истец является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности АПО-3 Свердловской области (перечень муниципальных образований, входящих в АПО-3 Свердловской области, представлен на стр. 162 в табл. 36 Территориальной схемы в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, утв. приказом МинЖКХ СО от 31.03.2020 N 185).
Между обществом с ограниченной ответственностью "Компания "Рифей" (далее также - истец, региональный оператор) и потребительским обществом "Верхотурский коопромхоз" (далее также - ответчик, потребитель) заключен договор от 01.12.2021 N РФ03КО0214000524 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - договор), договор подписан истцом с протоколом урегулирования разногласия, ответчиком протокол урегулирования разногласий не подписан.
Согласно п. 1 договора, региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке предельного единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с п. 2 договора, объем твердых коммунальных отходов, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению к настоящему договору.
В приложении N 1 к договору указано - собственное наименование объекта/категория объекта: отдельно стоящее здание/продовольственный магазин; адрес объекта: Свердловская обл., Верхотурский р-н, с. Прокопьевская Салда, Постникова ул, дом 11; способ расчета объема: по нормативу; единица расчета норматива: общая площадь (м2); количество расчетных единиц: 359,6; норматив ГКО на одну единицу в год: 115,63 кг., 0,576 м2, 200,75 кг/м3; масса принимаемых твердых коммунальных отходов в год: 3465,146 тонн; объем принимаемых твердых коммунальных отходов в год: 17,261 м2; место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов: КП Свердловская обл., Верхотурский р-н, с. Прокопьевская Салда, Постникова ул., дом 1; тип контейнерной площадки: общедоступная; периодичность вывоза твердых коммунальных отходов: в соответствии с графиком вывоза, установленным для данной контейнерной площадки/места сбора ТКО.
Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с 01.12.2021 (п. 4 договора).
Во исполнение договорных обязательств истец в период декабрь 2021 года, январь, февраль, март, апрель 2022 года оказал услуги по обращению с ТКО. В обоснование представлены: выставленные истцом счета, универсальные передаточные документы.
Отсутствие оплаты задолженности в размере 56 921 рубль 96 копеек в добровольном порядке, неисполнение претензионных требований истца, послужило основанием для обращения истца в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции руководствовался статьями 309, 310, 330, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из того, что договор между сторонами заключен на условиях типового (является публичным), расчет платы в спорный период за оказание услуг осуществлялся с учетом нормативов накопления ТКО; доказательств оплаты задолженности потребителем не представлено, допущена просрочка исполнения обязательства по оплате.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе.
В соответствии с п. 8 ст. 23 Федерального закона N 458 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Законом установлены правила отбора региональных операторов, зоны деятельности которых охватывают всю территорию субъекта Российской Федерации и не пересекаются, на собственников ТКО возложена обязанность заключить договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО (п. 4, 9 ст. 24.6, п. 4 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ, Правила проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N881, Правила N 1156).
Согласно п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В п. 4 названной нормы отмечено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
В силу п. 1 ст. 24.7 Федерального закона N 89 "Об отходах производства и потребления" региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.6, ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. п. 4, 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N1156, исключительно региональный оператор вправе осуществлять обращение ТКО в соответствующей зоне деятельности.
Согласно п. 5 ст. 24.7 Федерального закона N 89 "Об отходах производства и потребления" договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Постановление Правительства от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" утверждает Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила обращения с ТКО), которые регламентируют порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также утверждает форму типового договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (далее - типовой договор).
Согласно п.8 (4) Правил обращения с ТКО основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п.8 (12) Правил обращения с ТКО в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) настоящих Правил.
В абз.2 п.8 (17) Правил обращения с ТКО указано, что региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Согласно абз.4 п.8 (17) Правил обращения с ТКО в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 8 (18) Правил обращения с ТКО до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В случае не заключения или отказа в заключении договора оказания услуг по обращению с ТКО, региональный оператор руководствуется действующим законодательством, и оказывает услуги в соответствии с типовым договором.
С учетом изложенных норм и Правил, между сторонами был заключен типовой договор от 01.12.2021 N РФ03КО0214000524.
Исходя из положений главы 39 ГК РФ, основанием для оплаты услуг является их оказание.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В данном случае, ответчик является собственником ТКО, которые были образованы на объектах образования ТКО (указаны в Приложении N 1 к договору от 01.12.2021), находящихся в границах зоны деятельности ООО "Компания "Рифей" как регионального оператора.
ООО "Компания "Рифей" исполнило свои обязанности по договору в виде приемки ТКО и обеспечения их транспортирования, обработки, обезвреживания, захоронения в соответствии с законодательством Российской Федерации. В подтверждение факта оказания услуг по вывозу ТКО представило УПД, счета.
Ответчик не оплатил оказанные услуги в период декабрь 2021 года, январь, февраль, март, апрель 2022 года в размере 56 921 рубль 96 копеек.
При этом, судом первой инстанции рассмотрен довод ответчика об отсутствии доказательств фактического вывоза твердых коммунальных отходов оператором (истцом) и правомерно отклонен.
Региональный оператор вывозит твердые коммунальные отходы из мест, определенных органом местного самоуправления.
То есть, само по себе невыполнение потребителем обязанности по складированию отходов на площадках накопления либо удаленность места (площадки) накопления отходов не является основанием для изменения платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, либо освобождения от нее.
При этом с учетом обязанности потребителя складировать ТКО в контейнеры на контейнерных площадках, согласно территориальной схемы, истец оказывал ответчику услуги по обращению с ТКО вне зависимости от места складирования ТКО, так как ТКО вывозятся региональным оператором со всех контейнерных площадок общего доступа.
Правоотношения по возмездному оказанию услуг региональным оператором собственнику ТКО по обращению с этими отходами построено по модели абонентского договора и именно собственник ТКО инициирует необходимость заезда машины регионального оператора на свою площадку.
В разделе 5 договора предусмотрен порядок фиксации нарушений по договору.
В случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.
В адрес регионального оператора не направлялся акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору, обратного в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что представленными в материалы дела документами подтверждается исполнение региональным оператором своих обязательств по договору от 01.12.2021 N РФ03КО0214000524.
Доводы ответчика о самостоятельном вывозе отходов документально не подтверждены.
Доказательств, подтверждающих обращение ответчика с отходами другими, не нарушающими норм действующего законодательства способами, и свидетельствующих о том, что потребитель не пользовался предоставляемой региональным оператором услугой по обращению с ТКО, в материалах дела отсутствуют.
При этом, из обстоятельств дела следует, что ООО "Компания "Рифей" письмами от 25.01.2022, от 25.02.2022 указало об условиях, необходимых для перехода на расчет, исходя из количества и объема контейнеров.
Ответчиком необходимые для внесения изменений в договор документы представлены 01.04.2022, что подтверждается сопроводительным письмом вх. N РИФСУ-2022-5149 от 01.04.2022.
Письмом от 12.04.2022 ответчик был уведомлен истцом о внесении изменений в договор и переход на расчет, исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Между сторонами заключено дополнительное соглашение N 001 от 14.04.2022 к договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Принимая во внимание, что дополнительное соглашение N 001 к договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключено 14.04.2022, оснований для начисления платы исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов, за более ранние периоды не имеется.
Поскольку оплата оказанных услуг ответчиком не произведена, расчет стоимости услуги по обращению с ТКО ответчиком документально не опровергнут, требования истца о взыскании задолженности за оказание услуг по обращению с ТКО и неустойки правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения судебного акта.
Решение суда первой инстанции от 16.01.2023 следует оставить без изменения, жалобу ответчика - без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 3 000 руб., понесенные при подаче апелляционной жалобы, относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 января 2023 года по делу N А60-49007/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
И.С. Пепеляева |
Судьи |
И.О. Муталлиева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-49007/2022
Истец: ООО КОМПАНИЯ РИФЕЙ
Ответчик: ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО "ВЕРХОТУРСКИЙ КООПРОМХОЗ"