г. Воронеж |
|
5 марта 2024 г. |
Дело N А14-1849/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.02.2024.
Постановление в полном объеме изготовлено 05.03.2024.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Капишниковой Т.И.,
судей Песниной Н.А.,
Безбородова Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мелковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Раковской Людмилы Тимофеевны на решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.08.2023 по делу N А14-1849/2023 по заявлению индивидуального предпринимателя Раковской Людмилы Тимофеевны (ОГРНИП 321366800091450, ИНН 362300551633) к Управлению административно-технического контроля Администрации городского округа город Воронеж (ОГРН 1223600000469, ИНН 3663158238) о признании незаконным решения (извещения) N 04/1-12/61 от 19.01.2023 о принудительном демонтаже НТО,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "АРКА" (ОГРН 1133668028196, ИНН 3662190285), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (ОГРН 1093668037220, ИНН 3664099440),
при участии:
от Управления административно-технического контроля Администрации городского округа город Воронеж: Свинцова Ж.Е. -представитель по доверенности от 10.01.2024 N 01 сроком до 31.12.2024, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования, паспорт РФ;
от ИП Раковской Л.Т., ООО "Управляющая компания "АРКА", Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области: представители не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Раковская Людмила Тимофеевна (далее - заявитель, ИП Раковская Л.Т.) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области к Управлению административно-технического контроля Администрации городского округа город Воронеж (далее -Управление, УАТК АГО г. Воронежа) с заявлением о признании незаконным решения (извещения) N 04/8-12/61 от 19.01.2023 о принудительном демонтаже нестационарного торгового объекта (далее - НТО).
Определениями Арбитражного суда Воронежской области от 07.02.2023, от 17.05.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "АРКА" (далее - ООО "УК "АРКА") и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (далее - ТУ Росимущества в Воронежской области).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 30.08.2023 по делу N А14-1849/2023 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ИП Раковская Л.Т. обратилась в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель настаивает на своей позиции относительно неправомерности решения N 04/8-12/61 от 19.01.2023 о принудительном демонтаже НТО, принятого УАТК АГО г. Воронежа без вступившего в законную силу решения суда, необходимого в соответствии с п. 3.1 Порядка принудительного демонтажа нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж, утв. Решением Воронежской городской Думы от 25.04.2012 N 790-III, с учетом расположения спорного НТО на земельном участке, фактически занимаемом многоквартирным жилым домом.
Одновременно ИП Раковская Л.Т. считает необоснованной ссылку суда первой инстанции на п. 2.10 раздела II "Гигиенические требования к участку территории жилых зданий при их размещении" СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", поскольку данный документ утратил силу с 01.03.2021, а также бзеотносительным к настоящему спору вывод суда о незаконности заключенной между ИП Раковской Л.Т. и ООО "УК "АРКА" сделки.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве Управление возражает против доводов апелляционной жалобы, ссылаясь на отсутствие у собственников помещений в МКД N 114 по Московскому проспекту г. Воронежа и ООО "УК "АРКА" правомочий на распоряжение спорным земельным участком, принадлежащим на праве собственности публично-правовому образованию.
В дополнениях к отзыву УАТК АГО г. Воронежа в обоснование соблюдения им Порядка принудительного демонтажа НТО подробно описывает хронологию своих действий по неоднократному извещению ИП Раковской Л.Т. о демонтаже спорного НТО с приложением подтверждающих документов, которые приобщены судом апелляционной инстанции на основании абз. 2 ч. 2 ст. 268 АПК РФ в качестве возражений на апелляционную жалобу.
ИП Раковская Л.Т., ООО "УК "АРКА", ТУ Росимущества в Воронежской области явку своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не обеспечили, в силу ч. 3, 5 ст. 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее и дополнений к ним, заслушав пояснения представителя УАТК АГО г. Воронежа, судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Раковская Людмила Тимофеевна с 08.10.2021 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 321366800091450. Основным видом деятельности предпринимателя в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ является торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках пищевыми продуктами, напитками и табачной продукцией (ОКВЭД 47.81) (т.1, л.д.37-39).
15.10.2021 между ООО "УК "АРКА" (арендодатель) и ИП Раковской Л.Т. (арендатор) был заключен договор аренды N А-1/2021 части земельного участка (далее - договор), по условиям которого арендодатель сдал, а арендатор принял в аренду (пользование) часть земельного участка площадью 8 кв.м., расположенного по адресу: г. Воронеж, Московский проспект, 114 на придомовом земельном участке (территории) многоквартирного дома N 114 по Московскому проспекту (ЖК АРКА) (т.1, л.д.18-23).
В соответствии с п. 1.2 договора земельный участок принадлежит арендодателю на праве управления, что подтверждается договором управления многоквартирным домом от 01.09.2014, заключенным с товариществом собственников жилья "АРКА". Право арендодателя на сдачу в аренду третьим лицам общедомового имущества (в т.ч. придомовой территории) подтверждается протоколом N 2/20 от 26.02.2021 общего собрания собственников помещений МКД.
В пунктах 2.1, 2.2 договора стороны предусмотрели срок его действия с даты подписания сторонами акта приема-передачи арендуемой площади по 15.09.2022 включительно с автоматической пролонгацией на 11 месяцев до момента письменного уведомления одной из сторон о его расторжении.
Во исполнение указанного договора между ИП Раковской Л.Т. и ООО "УК "АРКА" 15.10.2021 был подписан акт приема-передачи арендуемой площади, в соответствии с которым арендодатель передал, а арендатор принял в аренду (пользование) часть земельного участка площадью 8 кв.м., расположенного по адресу: г. Воронеж, Московский проспект, 114 на придомовом земельном участке (территории) многоквартирного дома N 114 по Московскому проспекту (ЖК АРКА).
31.01.2023 в адрес ИП Раковской Л.Т. поступило извещение N 04/8-12/61 от 19.01.2023, в котором УАТК АГО г. Воронежа уведомило заявителя о том, что в связи с отсутствием разрешительной документации на размещение нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: г. Воронеж, Московский проспект, 116 в соответствии с Порядком принудительного демонтажа НТО на территории городского округа город Воронеж, утвержденным Решением Воронежской городской Думы от 25.04.2012 N 790-III, демонтаж НТО будет произведен с 13.02.2023 с 09 час. 00 мин. в принудительном порядке (т.1, л.д.16-17).
Полагая, что решение (извещение) Управления N 04/1-12/61 от 19.01.2023 о принудительном демонтаже НТО является незаконным и нарушает ее права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ИП Раковская Л.Т. обратилась в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), а также разъяснениями, данными в п. 6 совместного Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В статье 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления или договора.
В силу пп. 6 п. 1 ст. 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При этом пунктом 2 ст. 39.33 ЗК РФ установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков осуществляется на основании разрешения уполномоченного органа, за исключением случаев, предусмотренных пп. 6 п. 1 данной статьи, в частности в случае размещения нестационарных торговых объектов.
В соответствии с п. 1 ст. 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ).
Статьей 10 Федерального закона N 381-ФЗ предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (ч. 1). Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 3). Порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации (ч. 7).
Таким образом, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения, тогда как размещение такого объекта в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, осуществляется в порядке, устанавливаемом собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка.
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в собственности муниципального образования городской округ город Воронеж, осуществляется в соответствии с Решением Воронежской городской Думы от 25.04.2012 N 790-III "Об утверждении Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж" (далее - Положение о порядке размещения НТО).
Согласно указанному Положению размещение нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж осуществляется в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением Администрации городского округа город Воронеж (п. 4.1). Основанием для установки (монтажа) субъектом торговли нестационарного торгового объекта на территории городского округа город Воронеж является заключенный с уполномоченным органом Администрации городского округа город Воронеж договор на размещение нестационарного торгового объекта на территории городского округа город Воронеж (п. 4.3).
Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж утверждена Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 20.05.2021 N 469.
Тем же решением Воронежской городской Думы от 25.04.2012 N 790-III утвержден Порядок принудительного демонтажа нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж (далее - Порядок), в силу п. 1.1 которого Порядок регламентирует деятельность администрации городского округа город Воронеж и ее структурных подразделений, а также муниципальных предприятий и учреждений, которым земельные участки, занятые озелененными территориями, предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, по осуществлению мероприятий, связанных с принудительным демонтажем установленных нестационарных торговых объектов, размещенных на территории городского округа город Воронеж.
Согласно п. 3 этого Порядка принудительному демонтажу подлежат следующие незаконно установленные нестационарные торговые объекты:
- самовольно установленные;
- в отношении которых досрочно прекращено действие Договора в случае неисполнения владельцами в добровольном порядке сроков демонтажа;
- в отношении которых истек срок действия Договора в случае неисполнения владельцами в добровольном порядке сроков демонтажа.
В соответствии с п. 3.1 Порядка принудительному демонтажу в соответствии с пунктами 2, 10 - 13, 16 - 22 настоящего Порядка, подлежат нестационарные торговые объекты, расположенные на земельных участках, фактически занимаемых многоквартирными жилыми домами, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда, согласно которому право на организацию проведения демонтажа нестационарных торговых объектов предоставлено администрации городского округа город Воронеж.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, что ИП Раковской Л.Т. был размещен нестационарный торговый объект (киоск "Табакерка" - т.1, л.д.32) на земельном участке с кадастровым номером 36:34:0206001:68, на котором также расположен многоквартирный дом N 114 по Московскому проспекту г. Воронежа. При этом, указанный нестационарный торговый объект в утвержденную Схему размещения НТО не включен.
Заявитель полагает, что нестационарный торговый объект правомерно размещен им на указанной территории ввиду наличия согласия собственников помещений МКД N 114 по Московскому проспекту г. Воронежа и в связи с заключением им с ООО "УК "АРКА" (в управлении которого находится многоквартирный дом) возмездного договора аренды от 15.10.2021 N А-1/2021 части земельного участка площадью 8 кв.м., расположенного по адресу: г. Воронеж, Московский проспект, 114 на придомовом земельном участке (территории) многоквартирного дома N 114 по Московскому проспекту.
Суд правомерно признал такую позицию заявителя необоснованной на основании следующего.
В соответствии со ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (п. 4 ч. 1). Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (ч. 2). По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц (ч. 4). Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, может быть обременен правом ограниченного пользования другими лицами (ч. 5).
Статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1). Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 2). В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (ч. 3). Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 4).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного суда РФ от 28.05.2010 N 12-п, в силу части 3 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" собственники помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован и в отношении которого не проведен государственный кадастровый учет, не могут без проведения общего собрания собственников потребовать формирования земельного участка и тем самым - реализации права, вытекающего из части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, хотя они фактически осуществляют владение и пользование несформированным земельным участком наравне с собственниками помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым сформирован.
Как разъяснено в п. 67 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
В рассматриваемой ситуации спорный нестационарный торговый объект размещен на земельном участке из земель населенных пунктов с кадастровым номером 36:34:0206001:68, площадь 72 000,00 кв.м, местоположение: Воронежская обл., г. Воронеж, ул. Хользунова, д. 42а, (участок 1) (выписка из Единого государственного реестра недвижимости - т.1, л.д.127-137).
Согласно ответу Прокуратуры Коминтерновского района г. Воронежа от 28.10.2022 N 2-8-2022 на запрос руководителя УАТК АГО г. Воронежа от 11.11.2022 N 20209643 о законности заключения договора аренды части земельного участка по адресу: г. Воронеж, Московский проспект, д. 114 (т.1, л.д.74-76) по информации, представленной ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области, указанный земельный участок в настоящее время учитывается в реестре федерального имущества, запись государственной регистрации права собственности РФ от 06.12.2007 N 36-36-01/204/2007-280.
Распоряжением Территориального управления от 16.09.2022 N 36-256-р в отношении указанного земельного участка прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ФГБОУ ВО "Воронежский государственный университет".
Фактически на земельном участке с кадастровым номером 36:34:0206001:68 расположены многоквартирные жилые дома.
По сведениям общедоступного информационного ресурса в сети Интернет "Публичная кадастровая карта" (http://pkk.rosreestr.ru) земельные участки под многоквартирными домами в установленном законом порядке не сформированы.
По информации Управления главного архитектора Администрации городского округа город Воронеж на территорию, в границах которой расположен земельный участок с кадастровым номером 36:34:0206001:68. постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 17.12.2020 N 1214 утверждено задание на подготовку проекта межевания территории.
Полномочия Территориального управления в части управления и распоряжения земельным участком с кадастровым номером 36:34:0206001:68 ограничены лишь мероприятиями по его образованию и постановке на государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями действующего законодательства
В связи с изложенным Прокуратура констатировала, что земельный участок с кадастровым номером 36:34:0206001:68 (фактически на части территории которого находится МКД, расположенный по адресу: г. Воронеж, Московский проспект, д. 114) до настоящего времени в установленном законом порядке не сформирован.
Изложенные в ответе Прокуратуры от 28.10.2022 N 2-8-2022 обстоятельства подтверждены представленными Управлением главного архитектора Администрации городского округа город Воронеж документами о результатах общественных обсуждений, проведенных 21.12.2023 по проекту межевания территории, ограниченной ул. Шишкова, проспектом Московский, ул. Хользунова в городском округе город Воронеж на запрос Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2024 (т.2, л.д.55-60).
Соответственно, как на дату заключения ИП Раковской Л.Т. с ООО "УК "АРКА" договора аренды от 15.10.2021 N А-1/2021 части земельного участка, так и на дату принятия УАТК АГО г. Воронежа обжалуемого решения (извещения) N 04/1-12/61 от 19.01.2023 о принудительном демонтаже НТО, земельный участок с кадастровым номером 36:34:0206001:68 для эксплуатации и благоустройства конкретного МКД N 114 по Московскому проспекту г. Воронежа сформирован не был.
То есть, земельный участок с кадастровым номером 36:34:0206001:68 нельзя признать участком, сформированным непосредственно под указанным многоквартирным домом, в отношении него государственный кадастровый учет не проведен.
В этой связи полномочиями собственника земельного участка с кадастровым номером 36:34:0206001:68 наделен орган местного самоуправления, размещение на этом участке нестационарного торгового объекта должно осуществляться в соответствии с требованиями Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж, утвержденного Решением Воронежской городской Думы от 25.04.2012 N 790-III, несоблюдение которых влечет признание нестационарного торгового объекта размещенным незаконно и, как следствие, применение к такому объекту предусмотренной Порядком процедуры демонтажа незаконно размещенных нестационарных торговых объектов.
Аналогичные выводы судов применительно к схожим фактическим обстоятельствам поддержаны в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2022 N 309-ЭС21-28287 по делу N А47-9620/2020.
Повторяющийся довод заявителя о достаточности согласования размещения указанного объекта с собственниками многоквартирного дома и подписания с управляющей организацией возмездного договора о передаче земельного участка заявителю для установки нестационарного торгового объекта следует признать основанным на неверном толковании закона и не соответствующим установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Согласно публичной кадастровой карте официального сайта Росреестра в границах земельного участка с кадастровым номером 36:34:0206001:68 помимо дома N 114 также расположены четыре административных здания по адресам: Московский проспект, 116а, 116б, 116в, 114в, а также четыре МКД N 112, 110а, 110е,110и, 110л.
Соответственно, МКД N 114 по Московскому проспекту не имеет обособленной придомовой территории в границах, стоящих на кадастровом учете.
При этом фактически спорный НТО размещен не у самого дома N 114, а на противоположной стороне внутриквартального проезда к Московскому проспекту на территории, свободной от объектов, входящих в состав имущества данного дома в ряду иных НТО (т.2, л.д.147-149), места размещения которых определены Схемой размещения НТО, утвержденной Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 20.05.2021 N 469 (т.2, л.д.79).
Основанием для установки данных НТО явились заключенные с уполномоченным органом Администрации городского округа город Воронеж договора на размещение НТО на территории городского округа город Воронеж.
При этом по адресному ориентиру Московский проспект, 114, 116 УАТК АГО г. Воронежа неоднократно организовывался демонтаж незаконно размещенных НТО, в частности, согласно графику демонтажа от 15.11.2021 (в который был включен и спорный НТО). Действия Управления по организации процедуры демонтажа с данного адресного ориентира оспаривались в судах общей юрисдикции по иску Байдак Кристины Михайловны и были признаны законными (апелляционное определение Воронежского областного суда от 05.09.2023 по делу N 33а-6003/2023 (N 2а-512/2023) - т.2, л.д.138-146).
В то же время при проверке довода ИП Раковской Л.Т. о несоблюдении УАТК АГО г. Воронежа Порядка принудительного демонтажа нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж, утв. Решением Воронежской городской Думы от 25.04.2012 N 790-III, суд апелляционной инстанции установил следующее.
В соответствии с п. 4 указанного Порядка работу по выявлению незаконно установленных нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж (за исключением озелененных территорий общего пользования) осуществляют управы районов городского округа город Воронеж (далее - управы). Выявление незаконно установленных нестационарных торговых объектов, расположенных на озелененных территориях общего пользования, осуществляется муниципальными предприятиями и учреждениями, которым земельные участки, занятые этими территориями, предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование. Сведения о выявленных незаконно установленных нестационарных торговых объектах направляются в уполномоченный орган по организации демонтажа в течение одного рабочего дня со дня получения информации о незаконно установленных нестационарных торговых объектах.
Спорный НТО был выявлен управой Коминтерновского района 15.10.2021 как незаконно установленный вне Схемы размещения НТО на территории городского округа город Воронеж по адресному ориентиру: Московский проспект, в районе дома 116, при этом на дату выявления НТО его владелец установлен не был (т.1, л.д.72-73).
Действия уполномоченного органа (Управы района) по выявлению спорного НТО как незаконно установленного в срок, установленный ч.4 ст.198 АПК РФ(3 мес.), и до настоящего времени не оспорены, незаконными не признаны.
Согласно п. 7 Порядка демонтажа НТО график демонтажа утверждается заместителем главы городского округа город Воронеж.
Спорный НТО, выявленный управой Коминтерновского района с адресным ориентиром Московский проспект, 116, был включен в график демонтажа НТО, утвержденный заместителем главы Администрации Бородиной Л.В. 15.11.2021, с пометкой - владелец не установлен (т.2, л.д.82-83). В последующем, в график демонтажа вносились изменения в части сведений о владельце НТО и сроков демонтажа.
Таким образом, основанием для организации УАТК АГО г. Воронежа процедуры принудительного демонтажа НТО является график демонтажа НТО. При этом график демонтажа НТО и включение в него спорного НТО, как решение, действие органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, в установленном порядке заявителем не обжаловались.
В соответствии с п. 3.19 и 3.20 Положения об Управлении административно-технического контроля Администрации городского округа город Воронеж, утвержденного Решением Воронежской городской Думы от 01.12.2021 N 346-V, УАТК АГО г. Воронежа выполняет следующие функции: организует в установленном решением Воронежской городской Думы порядке принудительный демонтаж нестационарных торговых объектов, незаконно установленных на территории городского округа город Воронеж; формирует проект графика демонтажа нестационарных торговых объектов, незаконно установленных на территории городского округа город Воронеж, утверждаемый заместителем главы городского округа город Воронеж.
В рамках реализации функции по организации в установленном решением Воронежской городской Думы Порядке принудительного демонтажа НТО, УАТК АГО г. Воронежа обязано в соответствии с п. 8-10 Порядка демонтажа НТО провести процедуру уведомления владельца НТО о демонтаже, а именно:
Уполномоченный орган по организации демонтажа, а в отношении озелененных территорий общего пользования - муниципальные предприятия и учреждения, которым земельные участки, занятые этими территориями, предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, не позднее чем за 20 дней до установленной графиком демонтажа даты принудительного демонтажа направляет по юридическому адресу регистрации либо по месту проживания (для индивидуальных предпринимателей) владельца письменное уведомление, в котором указывается календарная дата, срок и место принудительного демонтажа, место последующего хранения и условия последующего получения демонтированного нестационарного торгового объекта (п. 8 Порядка демонтажа НТО).
При невозможности вручения письменного уведомления или установления владельца незаконно установленного нестационарного торгового объекта уведомление размещается уполномоченным органом по организации демонтажа, а в отношении озелененных территорий общего пользования муниципальным предприятием и учреждением, которому земельные участки, занятые этими территориями, предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, на указанном нестационарном торговом объекте не позднее чем за 15 дней до установленной графиком демонтажа даты принудительного демонтажа, при этом производится фото- или видеофиксация (п. 9 Порядка демонтажа НТО).
Уполномоченный орган по организации демонтажа направляет в управление информации администрации городского округа город Воронеж следующие сведения:
- перечень вновь выявленных незаконно установленных нестационарных торговых объектов с указанием их месторасположения;
- ежемесячно перечень незаконно установленных нестационарных торговых объектов, подлежащих принудительному демонтажу, с указанием даты и места принудительного демонтажа;
- еженедельно перечень демонтированных незаконно установленных нестационарных торговых объектов.
Управление информации администрации городского округа город Воронеж не позднее чем за 10 дней до установленной даты принудительного демонтажа размещает информацию об этом на официальном сайте администрации городского округа город Воронеж, а также публикует в газете "Берег" объявление с перечислением мест незаконно установленных нестационарных торговых объектов, подлежащих демонтажу, не позднее чем за 5 дней до установленной даты принудительного демонтажа (п. 10 Порядка демонтажа НТО).
Так, во исполнение графика демонтажа НТО, утвержденного заместителем главы Администрации Бородиной Л.В. 15.11.2021, в газете "Берег" N 82 от 19.11.2021 была опубликована информация о демонтаже спорного НТО в декабре 2021 года (т.2, л.д.84-85). Уведомление о демонтаже в декабре 2021 года было размещено сотрудниками УАТК непосредственно на НТО (т.2, л.д.86). Указанное уведомление заявителем оспорено не было.
После размещения уведомления о запланированном демонтаже в декабре 2021 года в адрес УАТК АГО г. Воронежа поступило обращение ИП Раковской Л.Т. об исключении спорного НТО из графика демонтажа (т.2, л.д.87), по результатам рассмотрения которого заявителю был направлен ответ от 09.12.2021 N 17865203 (т.2, л.д.88-89).
В целях принятия обоснованного решения о наличии оснований для исключения из графика демонтажа спорного НТО УАТК АГО г. Воронежа неоднократно в адрес Прокуратуры Коминтерновского района г. Воронежа направлялись запросы о проведении проверки в отношении ООО "УК "АРКА" в части законности заключения договора аренды части земельного участка (т.2, л.д.90-100).
Аргументированный ответ прокуратуры Коминтерновского района г. Воронежа от 28.10.2022 N 2-8-2022 был исследован судами первой и апелляционной инстанций в полном объеме (т.2, л.д.101-103).
В последующем, в связи с непроведением работ по демонтажу спорный НТО неоднократно переносился в графики демонтажа на 2022-2024 г. (т.2, л.д.104-106,119,121-124).
После переноса НТО в график демонтажа на 2022 год соответствующая информация была опубликована в газете "Берег" от 08.02.2022 N 9 и размещена непосредственно на НТО о демонтаже, запланированном на март 2022 (т.2, л.д.107-108). Указанное уведомление ИП Раковской Л.Т. оспорено также не было.
После размещения уведомления в адрес УАТК АГО г. Воронежа поступило повторное обращение заявителя об исключении спорного НТО из графика демонтажа, по результатам рассмотрения которого заявителю был направлен ответ or 10.03.2022 N 18316933 (т.2, л.д.109-111).
Дополнительно, после получения ответа прокуратуры Коминтерновского района г. Воронежа от 28.10.2022 N 2-8-2022 в адрес ИП Раковской Л.Т. было направлено письмо от 08.12.2022 N 20399115 об отсутствии оснований для исключения спорного НТО из графика демонтажа с учетом позиции контрольно-надзорного органа (т.2, л.д.112-114).
В ответ на данное письмо ИП Раковской Л.Т. было направлено третье обращение о прекращении процедуры демонтажа, на которое также был дан аргументированный ответ от 06.02.2023 N 20640309 (т.2, л.д.115-118).
Спорный НТО был перенесен в график демонтажа на 2023 год, на февраль 2023, сведения опубликованы в газете "Берег" от 20.01.2023 N 4 (т.2, л.д.119-120), в адрес владельца было направлено оспариваемое в настоящем деле уведомление от 19.01.2023 N 04/1-12/61исх.
В связи с принятием обеспечительных мер в рамках рассматриваемого дела НТО был перенесен в графике демонтажа на 2023 и 2024 год в раздел "Дата демонтажа не определена, судебные разбирательства не завершены" (т.2, л.д.121-124).
Таким образом, ИП Раковская Л.Т трижды уведомлялась о том, что НТО включен в график демонтажа и о запланированном демонтаже, при этом ни первые 2 уведомления, ни решение Управы района о выявлении НТО как незаконно установленного, ни сам график демонтажа, как основание для проведения работ, заявителем в установленные сроки не обжаловались, доказательств принятия мер, направленных на приведение размещения спорного НТО в соответствие с требованиями действующего законодательства, в материалы дела не представлено.
Указанное свидетельствует о злоупотреблении ИП Раковской Л.Т. своими процессуальными правами и искусственном продлении установленных арбитражным процессуальным законом сроков для обращения в суд с заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
При этом апелляционный суд считает обоснованной позицию Управления о невозможности восстановления нарушенного права заявителя в порядке гл. 24 АПК РФ путем обжалования решения (извещения) N 04/1-12/61 от 19.01.2023 о принудительном демонтаже НТО с учетом его включения в 2021 в график демонтажа НТО.
По смыслу ст. 198 АПК РФ во взаимосвязи со ст. 201 Кодекса основаниями для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом исходя из положений ст. 11 ГК РФ и ст. 4 АПК РФ судебная защита нарушенных прав направлена на восстановление таких прав, то есть целью судебной защиты является восстановление нарушенного или оспариваемого права и, следовательно, избранный стороной способ защиты нарушенного права должен соответствовать такому праву и должен быть направлен на его восстановление.
Таким образом, выбор способа защиты нарушенного права осуществляется лицом, обращающимся в суд за судебной защитой, однако избранный им способ защиты должен привести к действительному восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
С учетом вышеизложенных обстоятельств в своей совокупности суд первой инстанции законно и обоснованно пришел к выводу, что в удовлетворении заявленного ИП Раковской Л.Т. требования следует отказать.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.08.2023 по делу N А14-1849/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.И. Капишникова |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-1849/2023
Истец: ИП Раковская Людмила Тимофеевна
Ответчик: Управление административно-технического контроля администрации ГО г. Воронеж
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Воронежской области