г. Челябинск |
|
04 апреля 2023 г. |
Дело N А34-6222/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Калашника С.Е.,
судей Киреева П.Н., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственная фирма "Технотранс" на решение Арбитражного суда Курганской области от 25.11.2022 по делу N А34-6222/2022.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курганской области, принял участие представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области - Николаева М.В. (паспорт, доверенность от 09.01.2023, диплом).
Представители от иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Государственное учреждение - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее также - истец, Фонд) обратилось с исковым заявлением в Арбитражный суд Курганской области к обществу с ограниченной ответственностью "Научно-производственная фирма "Технотранс" (далее - ответчик, ООО "НПФ "Технотранс", общество) о взыскании излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 339 742 руб. 94 коп.
Определением Арбитражного суда Курганской области от 14.04.2022 исковое заявление принято к производству и назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 03.06.2022 суд первой инстанции перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Судом первой инстанции в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Грицак Иван Тарасович, Пшеничников Сергей Викторович, Замятин Евгений Александрович (далее - третьи лица).
Решением суда от 25.11.2022 исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу истца взысканы денежные средства 339 742 руб. 94 коп., также с ответчика в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 9795 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "НПФ "Технотранс" обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения является наступление документально подтвержденного страхового случая. В данном случае работник Грицак И.Т. работал 4 часа в день, что подтверждается представленными в материалы дела табелями учета рабочего времени, приказами по организации. Вывод суда о том, что сокращение рабочего времени произошло формально, не подтвержден материалами дела. Также у суда не имелось оснований для вывода о том, что уход за ребенком осуществлялся его матерью. В данном случае судом нарушены правила Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не позволяющие ему подменять сторону истца по делу, восполнять недостатки, допущенные при проведении проверки.
Податель жалобы указывает, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих недостоверность сведений в документах страхователя.
Согласно ч. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции осуществляет проверку судебного акта в пределах, определяемых апелляционной жалобой.
К дате судебного заседания со стороны Фонда в материалы дела поступил отзыв, согласно которому сторона ссылается на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Отзыв приобщен к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Фонда в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражал, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Также представитель истца заявляет ходатайство о процессуальном правопреемстве.
Рассмотрев указанное ходатайство, суд апелляционной инстанции установил, что в данном случае подлежат применению положения статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основании следующего.
В соответствии со статьей 18 Закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" Фонд создан путем реорганизации государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации.
Датой создания Фонда считается 1 января 2023 года. При этом за Фондом сохраняются основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет, код по общероссийскому классификатору предприятий и организаций, код по общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления, присвоенные Пенсионному фонду Российской Федерации до дня создания Фонда (часть 2).
Со дня создания Фонда территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации считаются территориальными органами Фонда, территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации реорганизуются в форме присоединения к территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на замену стороны ее правопреемником или на отказ в этом арбитражным судом указывается в соответствующем судебном акте, который может быть обжалован.
Согласно части 3 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
Правопреемство в материальном правоотношении влечет за собой процессуальное правопреемство.
В силу части 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
Судом апелляционной инстанции установлено, что государственное учреждение - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с 01.01.2023 реорганизовано в форме присоединения к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области, с образованием Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области, соответствующая запись внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 01.01.2023.
Соответственно, Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области вступило в рассматриваемые правоотношения, что является основанием для процессуального правопреемства в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на стороне ответчика, государственное учреждение - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации подлежит замене его правопреемником - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственная фирма "Технотранс" зарегистрировано в Государственном учреждении - Курганском региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (per. номер 4500021711).
Специалистом Курганского регионального отделения Фонда проведена выездная проверка полноты и достоверности представленных страхователем документов (сведений), влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, выездная проверка проведена за период с 01.01.2018 по 31.12.2020.
В ходе проверки полноты и достоверности сведений, влияющих на исчисление размера пособия по обязательному социальному страхованию, выявлены недостоверные сведения или сокрытие сведений, повлекшие назначение и выплату пособий по обязательному социальному страхованию в излишнем размере на сумму 339 742 руб. 94 коп.
Проверяющим выявлены факты излишнего несения расходов в связи с назначением и выплатой ежемесячного пособия Грицаку Ивану Тарасовичу за период с 06.06.2019-25.11.2020 по уходу за ребенком в сумме 330 210 руб. 14 коп.
В ходе проверки установлено, что отпуск по уходу за ребенком до полутора лет Грицаку Ивану Тарасовичу предоставлен на основании Приказа (распоряжения) о предоставлении отпуска работнику от 06.06.2019 N 72К. Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком указанным лицом представлены документы, предусмотренные пунктом 54 "Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей", утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н:
- заявление о предоставлении отпуска и назначении пособия от 06.06.2019;
- свидетельство о рождении ребенка Грицак Демида Ивановича (Свидетельство о рождении 1-БС N 886543 от 30.05.2019);
- справка из органов социальной защиты населения по месту жительства матери Доценко Екатерины Владимировны от 05.06.2019 N 06-09/11-740, о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком (данная справка выдается органами социальной защиты населения по месту жительства отца, матери в случае, если отец (мать, оба родителя) ребенка не работает (не служит) в соответствии с подпунктом "ж" пункта 54 "Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей", утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н).
В ходе проверки страхователю направлено требование о представлении сведений и документов от 04.08.2021 N 45002180005652.
Копии документов, указанных в данном требовании, к проверке не представлены.
Сведений о режиме работы во время отпуска по уходу за ребенком до полутора лет страхователем во время проведения проверки не представлено.
Согласно представленных ООО "НПФ "Технотранс" в Отделение Фонда сведений для начисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в 2021 средний заработок застрахованного лица Грицака И.Т., рассчитанный за два года (2019 и 2020 годы), предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, составил 1 192 157 руб. 38 коп.
Достоверность выше указанных сведений о сумме среднего заработка за 2019 и 2020 годы (период нахождения застрахованного лица в отпуске по уходу за ребенком 06.06.2019 - 25.11.2020) подтверждается данными Пенсионного фонда Российской Федерации (ответом Пенсионного фонда Российской Федерации на запрос от 03.08.2021 N 5537212105).
В результате проверки установлено:
среднемесячный заработок за расчетный период 01.01.2017 - 31.12.2018 для начисления пособия по уходу за ребенком составляет 46 753 руб. 32 коп. (сумма заработка в 2017 - 513 827 руб. 84 коп., в 2018 году - 608 251 руб. 90 коп.):
(513 827 руб. 84 коп. + 608 251 руб. 90 коп.) / 24 = 1 122 079 руб. 74 коп. / 24 = 46 753 руб. 32 коп. / мес.
среднемесячный заработок за период 01.01.2019 - 31.12.2020 составляет 49 673 руб. 22 коп.:
(555 449 руб. 35 коп. + 636 708 руб. 03 коп.) / 24 = 1 192 157 руб. 38 коп. / 24 = 49 673 руб. 22 коп. / мес.
Учитывая сумму выплаченного пособия по уходу за ребенком в период с 06.06.2019 по 25.11.2020 в размере 330 210 руб. 14 коп. среднемесячный заработок составляет 63 431 руб. 98 коп.:
(1 192 157 руб. 38 + 330 210 руб. 14 коп.) / 24 = 63 431 руб. 98 коп. / мес.
Данный показатель составляет 136% от аналогичного показателя за период работы застрахованного лица в режиме работы "полный рабочий день" с 01.01.2017 по 31.12.2018: 63 431 руб. 98 коп. / 46 753 руб. 32 коп. - 1,36.
На основании установленных обстоятельств проверяющими сделан вывод о создании страхователем "искусственной ситуации" для получения пособия по уходу за ребенком застрахованным Грицаком Иваном Тарасовичем из средств Фонда социального страхования РФ:
- предоставленные страхователем сведения о размере среднего заработка за 2017, 2018, 2019, 2020 годы свидетельствуют о повышении дохода застрахованного лица в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в среднем на 36 %.
Потеря заработка в результате сокращения рабочего времени в ходе проверки не установлена. Информация об установлении Грицак И.Т. неполного рабочего времени на период отпуска по уходу за ребенком страхователем не предоставлена. Информация об отработанном рабочем времени в период отпуска по уходу за ребенком (табель учета рабочего времени) страхователем не представлена.
Исходя из представленной к проверке справки из органов социальной защиты населения по месту жительства матери от 05.06.2019 N 06-09/11-740 Доценко Екатерина Владимировна (мать ребенка) не работает.
Также административным органом установлено завышения суммы выплаты по временной нетрудоспособности застрахованным лицам Пшеничникову Сергею Викторовичу и Замятину Евгению Александровичу.
Так страхователем - ООО "НПФ "Технотранс" в Отделение Фонда 31.05.2018 представлены данные о выплате Пшеничникову С.В. пособие по временной нетрудоспособности (причина нетрудоспособности - Уход за больным членом семьи) в период 11.05.2018 -23.05.2018, 24.05.2018-25.05.2018.
На основании представленных страхователем сведений региональным отделением назначено пособие по временной нетрудоспособности за период 11.05.2018 по 25.05.2018 (15 календарных дней) в сумме 8117 руб. 16 коп. (в том числе НДФЛ 1024 руб. 00 коп., почтовые расходы 242 руб. 51 коп.) исходя из среднего дневного заработка - 629 руб. 98 коп.
Выплата пособия осуществлена в сумме 6850 руб. 65 коп. по указанным в заявлении реквизитам платёжным поручением от 05.06.2018 N 58351, сумма перечисленного НДФЛ - 1 024 руб. 00 коп. на основании Приказа от 04.06.2018 N 2618.
Вместе с тем согласно Приказу от 28.04.2018 N 109 "Об объявлении простоя" объявлен простой с 03.05.2018 по 11.05.2018 работников структурных подразделений основного производства, вспомогательного производства, сотрудников административно-управленческого персонала, непосредственно связанных с производственным процессом. Оплата времени простоя, согласно данного документа, произведена в размере двух третей от установленного оклада в соответствии с табелем учета рабочего времени.
Согласно Приказу от 14.05.2018 N 117 "Об объявлении простоя" объявлен простой с 14.05.2018 по 18.05.2018 работников структурных подразделений основного производства, вспомогательного производства, сотрудников административно-управленческого персонала, непосредственно связанных с производственным процессом. Оплата времени простоя согласно данного документа произведена в размере двух третей от установленного оклада в соответствии с табелем учета рабочего времени.
Согласно Приказу от 21.05.2018 N 126 "Об объявлении простоя" объявлен простой с 21.05.2018 по 01.06.2018 работников структурных подразделений основного производства, вспомогательного производства, сотрудников административно-управленческого персонала, непосредственно связанных с производственным процессом. Оплата времени простоя согласно данного документа произведена в размере двух третей от установленного оклада в соответствии с табелем учета рабочего времени.
В реестре сведений, предоставленном в Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, страхователем не указаны периоды простоя с 11.05.2018 по 11.05.2018, с 14.05.2018 по 18.05.2018, с 21.05.2018 по 23.05.2018, с 24.05.2018 по 25.05.2018.
В результате сумма излишне понесенных расходов составила 5819 руб. 70 коп.
23.07.2018 ООО "НПФ "Технотранс" в Отделение Фонда представлены данные для назначения и выплаты застрахованному лицу Замятину Е.А. пособия по временной нетрудоспособности за период с 14.05.2018 - 21.05.2018.
На основании представленных страхователем сведений региональным отделением назначено пособие по временной нетрудоспособности за 8 календарных дней в сумме 5350 руб. 80 коп. (в том числе НДФЛ - 696 руб.) исходя из среднего дневного заработка - 668 руб. 85 коп.
Выплата пособия осуществлена на указанные в заявлении реквизиты, платежным поручением от 30.07.2018 N 446027 руб., сумма перечисленного НДФЛ - 696 руб. 00 коп. на основании Приказа от 27.07.2018 N 530-ПВ.
В реестре сведений, предоставленном в Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, страхователем не указаны периоды простоя с 11.05.2018 по 11.05.2018, с 14.05.2018 по 18.05.2018, с 21.05.2018 по 23.05.2018, с 24.05.2018 по 25.05.2018.
В результате сумма излишне понесенных расходов составила 4013 руб. 10 коп.
При таких обстоятельствах Курганским региональным отделением Фонда сделан вывод об излишнем несении расходов на выплату социальных пособий в сумме 339 742 руб. 94 коп.
Экземпляр акта выездной проверки, уведомление об участии страхователя в рассмотрении материалов проверки отправлены по почте (список внутренних почтовых отправлений и почтовое уведомление прилагается). Возражений по указанному акту от страхователя не поступали.
По итогам рассмотрения акта выездной проверки Отделением Фонда принято решение о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения от 16.12.2021 N 45002180005658, в соответствии с которым страхователю предложено возместить расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с непредставлением сведений, влияющих на получение застрахованным лицом страхового обеспечения в размере 339 742 руб. 94 коп.
Страхователю направлено требование от 21.01.2022 о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения или обеспечения по страхованию в размере 339 742 руб. 94 коп.
Страхователем добровольно требования о возврате суммы пособий в срок не выполнены, что явилось основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу об их законности и обоснованности.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Регулирование правоотношений в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется на основе специальных норм Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
Под обязательным страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (страховое обеспечение) понимается исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных Федеральных законом N 255-ФЗ, страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты пособий, установленных Федеральных законом N 255-ФЗ (пункт 3 части 1 статьи 1.2 Закона N 255-ФЗ).
Частью 1 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства - застрахованные лица (часть 2 статьи 2 Закона N 255-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
К видам страхового обеспечения отнесено пособие по временной нетрудоспособности.
В пункте 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ установлено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Один из видов социальных страховых рисков - материнство, с которым корреспондирует в числе прочих такой вид страхового обеспечения, как ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (статья 7, подпункт 8 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ).
Условия, размеры и порядок обеспечения пособием по уходу ребенком определяются Законом N 255-ФЗ и Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ), закрепляющими право на получение матерью ребенка либо его отцом, другим родственником, опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, предоставленном на основании статьи 256 ТК РФ, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Страховые риски и страховые случаи по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определены в статье 1.3 Закона N 225-ФЗ, согласно которой страховыми рисками признаются временная утрата заработка или иных выплат, вознаграждений застрахованным лицом в связи с наступлением страхового случая либо дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая. Страховым случаем признается, в том числе, уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В силу пункта 5 части 1 статьи 1.4 Закона N 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком относится к одному из видов страхового обеспечения. Оно выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет. Право на него имеют матери (отцы, другие родственники, опекуны), подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, фактически осуществляющие уход за ребенком и находящиеся в отпуске по уходу за ним.
Следовательно, назначение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения полутора лет обусловлено наступлением страхового случая - уход за ребенком в возрасте до полутора лет, который подтверждается предоставлением застрахованному лицу (мать, отец, другой родственник, опекун) соответствующего отпуска, направлено на частичную компенсацию заработка, утраченного таким лицом в связи с освобождением от исполнения трудовых или служебных обязанностей.
Статьей 11.1 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет (часть 1). Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком (часть 2).
Данная гарантия предусмотрена для родителей, которые реально могут работать и одновременно осуществлять уход за ребенком. При этом большая часть времени лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком и работающего на условиях неполного рабочего времени, должна быть посвящена уходу за этим ребенком, а не трудовой деятельности.
Поскольку право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют лица, фактически осуществляющие уход за ним, сохранение за работником права на пособие по уходу за ребенком в случае его работы на условиях неполного рабочего времени предполагает, что у него остается достаточно свободного от работы времени для осуществления такого ухода, а также то, что другой родитель или иной родственник фактически не осуществляет уход за ребенком.
Статьей 13 Закона N 81-ФЗ закреплено, что право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют, в том числе матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.
При этом право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому, а также в случае продолжения обучения.
Вместе с этим правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулирует Закон N 255-ФЗ.
Таким образом, совокупный анализ приведенных положений действующего в сфере начисления и выплаты пособия по уходу за ребенком до полутора лет законодательства свидетельствует о том, что такое пособие (для работающих застрахованных лиц) является компенсацией взамен утраченного заработка, и поэтому предоставляется лицу, непосредственно осуществляющему уход ребенком, в связи с возникшим социальным страховым риском - утрата застрахованным лицом заработка при наступлении страхового случая. При этом наступление страхового случая должно быть документально подтверждено и надлежащим образом оформлено.
В ином случае, право на выплату названного пособия у застрахованного лица не возникнет, либо его выплата будет прекращена по решению уполномоченного органа, либо уполномоченный орган будет вправе обратиться в суд с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда.
В соответствии с частью 1 статьи 11.2. Закона N 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Законом N 81-ФЗ.
В силу части 1 статьи 14 Закона N 81-ФЗ лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.
Следовательно, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294 "Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012-2020 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаен на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Постановление N 294) утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012-2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее - Положение).
Пунктом 2 вышеуказанного Постановления установлено, что с 01.07.2012 по 31.12.2020 в реализации пилотного проекта участвует Курганская область.
В рамках реализации пилотного проекта выплата пособий застрахованным лицам осуществляется на основании документов и сведений, представляемых страхователями, напрямую из средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно нормам Положения N 294 в ходе реализации пилотного проекта территориальный орган Фонда, получая от страхователя документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия застрахованному лицу, осуществляет лишь их формальную проверку на соответствие требованиям, предъявляемым Законами N 255-ФЗ и N 81-ФЗ. При поступлении в отделение Фонда от страхователя электронных реестров сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий, они проходят только автоматический контроль данных на предмет полноты и достаточности сведений для расчета и выплаты пособий. Вопрос о правомерности назначения пособия при проведении указанного контроля не решается, поскольку это изначально отнесено к ведению страхователя.
Также следует отметить, что Положением N 294 не предусмотрено проведение камеральной проверки документов (сведений), поступивших в Фонд от страхователя для назначения страхового обеспечения. Фактически возможность проверить первичные документы страхователя и застрахованных лиц, послужившие основанием к назначению соответствующих пособий, а также правильность произведенных расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию появляется у территориального органа Фонда лишь после осуществления соответствующих выплат, в рамках выездных проверок страхователей, что и было осуществлено в рассматриваемом случае.
Согласно статье 15.1 Закона N 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком (часть 1).
Если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2).
Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в порядке, установленном статьями 15, 1064, 1068 ГК РФ.
Указанные расходы по смыслу части 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ являются убытками, понесенными Фондом (определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2015 N 304-КГ15-5176).
Согласно пункту 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Таким образом, лицо, требующее возмещения ущерба, должно доказать противоправность поведения причинителя вреда, его вину, наличие и размер убытков, а также причинно-следственную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками. При этом отсутствие одного из перечисленных условий влечет отказ в удовлетворении требования о взыскании убытков.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как следует из материалов дела, представленными приказами Фонда, списками зарегистрированных лиц для начисления и выплаты, платежными поручениями подтверждается выплата истцом пособия в отношении Грицак И.Т. по уходу за ребенком в период с 06.06.2019 по 25.11.2020 в сумме 330 210 руб. 14 коп. В части излишне выплаченных сумм пособий в отношении Пшеничникова С.В. и Замятина Е.В. ответчик не возражает (письменные объяснения - т. 2 л.д. 39-40).
Представленный истцом расчет выплаченной суммы, является арифметически верным, соответствующим условиям начисления указанного пособия.
Согласно материалам дела, 05.12.2016 между Грицаком И.Т. и ООО "НПФ "Технотранс" заключен трудовой договор, согласно которому работнику установлен режим рабочего времени 40 часов в неделю, стоимость работ, выполняемых по договору, рассчитывается исходя из оклада 8000 руб. в месяц, согласно штатному расписанию, плюс премия, согласно положению о премировании и приказа руководителя, на указанные суммы начисляется уральский коэффициент в размере 15% (т. 2 л.д. 41-43).
На основании заявления Грицака И.Т. от 06.06.2019 (т. 1 л.д. 103) директором по производству ООО "НПФ "Технотранс" Дмитриевым А.Ю. 06.06.2019 издан приказ о предоставлении отпуска работнику Грицаку И.Т. с 06.06.2019 по 25.11.2020 (т. 1 л.д. 106).
Приказом от 06.06.2019 N 71К Грицаку И.Т. на период с 06.06.2019 по 25.11.2020 установлен режим неполного рабочего времени, а именно пятидневная рабочая неделя; рабочее время с 08.00 до 12.00, продолжительность рабочей недели 20 часов. Оплата труда производится пропорционально отработанному рабочему времени.
Таким образом, в связи с предоставлением Грицаку И.Т. отпуска по уходу за ребенком продолжительность рабочего времени сокращена на 4 часа в день (20 часов в неделю), что составляет 50% занятости рабочего времени.
Грицаком И.Т. и ООО "НПФ "Технотранс" заключено дополнительное соглашение от 06.06.2019 к трудовому договору, согласно которому Грицаку И.Т. поручается выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня, с учетом приказа от 06.06.2019 N 71К, наряду с работой, определенной трудовым договором выполнение дополнительной работы по подготовке конструкторско-технической документации (в рамках гособоронзаказа) в порядке увеличения объема работы. Работнику устанавливается ежемесячная доплата за выполнение дополнительной работы в порядке увеличения объема работы, в размере, определяемом по фактически выполненному объему работы, в пределах режима работы, установленного приказом от 06.06.2019 N 71К. Размер доплаты устанавливается ежемесячно приказом руководителя.
Согласно материалам дела, заработная плата Грицака И.Т. до начала отпуска по уходу за ребенком составляла в среднем 46 753 руб. 32 коп. (сумма заработка в 2017 году - 513 827 руб. 84 коп., в 2018 году - 608 251 руб. 90 коп.).
С 01.01.2019 по 31.12.2020 с учетом сокращения рабочего дня на 4 часа заработная плата начислена Грицаку И.Т. в 2019 году в размере 555 449 руб. 35 коп., в 2020 году - 636 708 руб. 03 коп., что выше, чем в период до предоставления отпуска по уходу за ребенком.
На основании установленных обстоятельств судом сделан обоснованный вывод об отсутствии в проверяемый период утраты Грицаком И.Т. заработка, средний заработок за период отпуска по уходу за ребенком не уменьшился, а наоборот, увеличился. Пособие по уходу за ребенком, выплаченное Грицаку И.Т. наряду с отсутствием фактического сокращения его заработной платы не является ее компенсацией, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены требования о взыскании излишне уплаченного пособия по временной нетрудоспособности в размере 339 742 руб. 94 коп., в том числе 330 210 руб. 14 коп., выплаченные в связи с предоставлением Грицаку И.Т. отпуска по уходу за ребенком.
Отклоняя доводы общества о неправомерных действиях Фонда по выплате пособия, суд апелляционной инстанции учитывает, что соответствующие выплаты осуществлялись на основании поданных обществом сведений. Информация об отработанном рабочем времени в период отпуска по уходу за ребенком (табель учета рабочего времени) страхователем проверяющим не представлялась.
Исходя из полученной истцом справки из органов социальной защиты населения по месту жительства матери от 05.06.2019 N 06-09/11-740 мать ребенка не работает, что при установлении факта выполнения Грицаком И.Т. в спорный период работы по дополнительному соглашению от 06.06.2019 к трудовому договору позволило предположить выполнение действий по уходу за ребенком его матерью, недостоверность сведений относительно сокращения рабочего времени Грицака И.Т.
Согласно подпунктам 4, 5 пункта 2 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщики обязаны обеспечить контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов страхователями, а также за расходами на обязательное социальное страхование; контролировать правильность и своевременность назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам.
Кроме того, осуществление страховщиком контроля за достоверностью представленных сведений не освобождает страхователя от ответственности за предоставление недостоверной информации, влияющей на право получения застрахованным лицом пособия и определение его размера, что нашло свое отражение в определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2015 N 304-КГ15-5176.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, однако не влияют на его обоснованность и законность и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 25.11.2022 по делу N А34-6222/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственная фирма "Технотранс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.Е. Калашник |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-6222/2022
Истец: ГУ КУРГАНСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ООО "Научно-Производственная Фирма "Технотранс"
Третье лицо: Арбитражный суд Курганской области, Грицак Иван Тарасович, Замятин Евгений Александрович, Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по курганской области, Пшеничнников Сергей Викторович, ГУ Отделение ПФ РФ по Курганской области, УФНС по Курганской области