г. Москва |
|
03 апреля 2023 г. |
Дело N А40-220035/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 апреля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.В. Бекетовой,
судей: |
Т.Б. Красновой, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 27.12.2022 по делу N А40-220035/22
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы (ИНН 7705031674)
к Управлению Росреестра по Москве (ИНН 7706560536)
третьи лица: 1) Правительство Москвы, 2) ООО "Амазия",
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Пелевина Е.А. по дов. от 20.02.2023; |
от ответчика: |
Соков И.А. по дов. от 24.01.2023; |
от третьего лица: |
1) Пелевина Е.А. по дов. от 01.03.2023; 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление) от 05.08.2022 N КУВД-001/2022-17900544/6 об отказе в осуществлении государственной регистрации дополнительного соглашения от 21.04.2022 к договору аренды от 18.10.2019 N М-06-054671 земельного участка с кадастровым номером 77:06:0012003:8478 по адресу г. Москва, ул. Бартеневская, вл. 10; об обязании осуществить государственную регистрацию дополнительного соглашения от 21.04.2022 к договору аренды от 18.10.2019 N М-06-054671 земельного участка с кадастровым номером 77:06:0012003:8478 по адресу г. Москва, ул. Бартеневская, вл. 10.
Решением суда от 27.12.2022 исковое заявление Департамента удовлетворено в полном объёме.
С таким решением суда не согласилось Управление и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Амазия" с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления поддержал доводы жалобы, представитель Департамента городского имущества города Москвы и Правительство Москвы поддержал обжалуемое решение суда.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121 - 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя третьего лица - ООО "Амазия", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети интернет в картотеке арбитражных дел по веб-адресу http://kad.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Апелляционный суд, выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив доводы жалобы и отзыва на неё, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Департамент обратился в Управление с заявлением от 28.04.2022 N КУВД-001/2022-17900544 об осуществлении государственной регистрации дополнительного соглашения от 21.04.2022 к договору аренды от 18.10.2019 N М-06-054671 земельного участка с кадастровым номером 77:06:0012003:8478 по адресу г. Москва, ул. Бартеневская, вл. 10.
Уведомлением от 19.05.2022 N КУВД-001/2022-17900544/2 Управление приостановило государственную регистрацию дополнительного соглашения.
Уведомлением от 05.08.2022 N КУВД-001/2022-17900544/6 Управление отказало в государственной регистрации вышеуказанного дополнительного соглашения.
Не согласившись с указанным уведомлением, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с п. 12 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в суд.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона N 218-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника, представителя собственника или иного лица, указанного в п. 1-3 ст. 15 Федерального закона N 218-ФЗ, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом (п. 4 ст. 15 Федерального закона N 218-ФЗ).
В силу части 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно части 5 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункт 3).
При этом, понятие "правовой экспертизы" представленных на государственную регистрацию документов в соответствии со ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ представляет собой проверку на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Правовая экспертиза не затрагивает содержание гражданского права, а лишь удостоверяет юридическую силу правоустанавливающих документов.
В статье 26 Федерального закона N 218-ФЗ перечислены случаи, при которых осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав.
В рассматриваемом споре отказ регистрирующего органа был мотивирован тем, что не устранены обстоятельства, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации, а именно: выявлено несоответствие в сведениях о разрешенном использовании земельного участка между дополнительным соглашением, ПЗЗ и ГПЗУ.
Вместе с тем, приостанавливая регистрацию по указанным мотивам, а в последующем отказывая в регистрации, Управление не учло следующее.
Из фактических обстоятельств дела следует, что между Департаментом и ООО "Сити Строгино" заключен договор аренды от 18.10.2019 N М-06-054671 земельного участка с кадастровым номером 77:06:0012003:8478 по адресу г. Москва, ул. Бартеневская, вл. 10 для целей эксплуатации здания под размещение складских предприятий сроком до 10.09.2068.
Указанный договор аренды зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости в установленном порядке.
16.03.2022 Департаментом выпущено распоряжение N 13047 "О внесении изменений в договор аренды земельного участка от 18.10.2019 N М-06-054671 (Юго-Западный административный округ города Москвы) в части срока и цели предоставления земельного участка".
В соответствии с данным распоряжением 21.04.2022 Департаментом оформлено дополнительное соглашение к указанному договору аренды об изменении цели предоставления земельного участка с "для целей эксплуатации здания под размещение складских предприятий" на "для целей проектирования и строительства (реконструкции) объектов капитального строительства в соответствии с градостроительным планом земельного участка от 31.12.2020 N РФ-77-4-59-3-09-2020-4704, а также установленным разрешенным использованием, а именно: склады. Размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов (6.9).
Согласно пп. 1 п. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды разрешенного использования (далее - ВРИ) земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящим в состав правил землепользования и застройки.
28.03.2017 постановлением Правительства Москвы N 120-ПП утверждены Правила землепользования и застройки (далее - ПЗЗ) в городе Москве.
Постановлением Правительства Москвы от 10.11.2020 N 1962-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП.
В соответствии с ПЗЗ г. Москвы, земельный участок с кадастровым номером 77:06:0012003:8478 расположен в границах территориальной зоны N 2207675, для которой установлен вид разрешенного использования с кодом "6.9": склады. Размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов.
Аналогичные сведения о видах разрешенного использования также внесены в ЕГРН.
На земельный участок с кадастровым номером 77:06:0012003:8478 оформлен ГПЗУ от 31.12.2020 N РФ-77-4-59-3-09-2020-4704, также предусматривающий основные виды разрешенного использования: склады. Размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов (6.9).
Таким образом, в пункте 1.1. Дополнительного соглашения содержатся сведения, соответствующие сведениям о видах разрешенного использования, указанным в ПЗЗ, ЕГРН и ГПЗУ.
Принимая во внимание изложенное, дополнительное соглашение от 21.04.2022 к договору аренды от 18.10.2019 N М-06-054671 земельного участка оформлено в соответствии с нормами действующего законодательства и причины, препятствующие проведению государственной регистрации указанного дополнительного соглашения, не усматриваются.
Таким образом, вывод Управления о том, что имеются разночтения в сведениях ПЗЗ, ГПЗУ и Дополнительном соглашении относительно видов разрешенного использования не соответствует действительности.
Следовательно, Департаментом при обращении в Управление полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены документы, достаточные для проведения регистрационных действий, в связи с чем основания для отказа в государственном кадастровом учете изменений в отношении вышеуказанного объекта недвижимого имущества отсутствуют.
Изложенное позволяет апелляционному суду прийти к выводу, что Управлением Росреестра по Москве во исполнение положений ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ с учетом фактических обстоятельств рассматриваемого дела не доказана правомерность принятого в отношении общества оспариваемого решения.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования Департамента подлежат удовлетворению ввиду наличия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм материального права, не опровергают правильные выводы суда.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.12.2022 по делу N А40-220035/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-220035/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ, ООО "АМАЗИЯ"