г. Тула |
|
4 апреля 2023 г. |
Дело N А62-11363/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.04.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.04.2023.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Дайнеко М.М., судей Суркова Д.Л. и Капустиной Л.А., с участием от истца - представителя Прокуратуры Смоленской области Епихиной Т.С. (удостоверение, доверенность от 29.03.2023), в отсутствие иных участвующих в деле лиц, рассмотрев апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Хохлова Станислава Андреевича на решение Арбитражного суда Смоленской области от 23.12.2022 по делу N А62-11363/2020 (судья Л.А. Савчук), принятое по иску первого заместителя прокурора Смоленской области в интересах муниципального образования "город Смоленск" в лице Администрации города Смоленска (ОГРН 1036758306419, ИНН 6730017030) к муниципальному бюджетному учреждению культуры "Дирекция парков" города Смоленска (ОГРН 1036758323986, ИНН 6730049842), индивидуальному предпринимателю Хохлову Станиславу Андреевичу (ОГРНИП 314673309000094, ИНН 673108616031), третье лицо Бондарев Владимир Олегович (ИНН 672902853700) о признании недействительным договора возмездного оказания услуг от 26.08.2020 N 20 и применения последствий недействительности сделки в виде возвращения предоставленного предпринимателю земельного участка муниципальному бюджетному учреждению культуры "Дирекция парков" города Смоленска и освобождения указанного участка от имущества и оборудования ИП Хохлова С.А.,
УСТАНОВИЛ:
решением суда области от 23.12.2022 иск удовлетворен, индивидуальный предприниматель Хохлов Станислав Андреевич обратился с апелляционной жалобой о его отмене.
От учреждения культуры "Дирекция парков" города Смоленска поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие, которое судом удовлетворено и отзыв с просьбой отменить судебный акт, поскольку размещенные предпринимателем объекты являются нестационарными и спорная сделка не нарушает прав муниципального образования, удовлетворение иска не приводит к восстановлению чьих-либо прав.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Арбитражным судом первой инстанции установлено, что в обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что оспариваемая сделка заключена с нарушением требований действующего законодательства.
МБУК "Дирекция парков" города Смоленска и Администрация города Смоленска указывает на отсутствие совокупности условий признания сделки недействительной, поскольку правомерность использования земельного участка в рамках оспариваемого договора обусловлена распоряжением Администрации города Смоленска от 12.10.2012 N 944-р/адм "Об организации работы МБУК "ЦПКиО" "Лопатинский сад". Полагает, что Административный регламент (утв. постановлением от 11.05.2018 N 1279-адм) предоставления Администрацией города Смоленска муниципальной услуги "Выдача разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственной собственности собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута", не применяется, так как объекты (аттракционы) используются в границах земельного участка, закрепленного за юридическим лицом (в том числе на праве бессрочного пользования). Администрация полагает, что передача полномочий по распоряжению объектами и территориями земельного участка Учреждению для выполнения уставных задач освобождает ответчиков от проведения конкурсных процедур.
В соответствии с пунктами 2.2, 2.3, 2.7 Устава МБУК Дирекция парков
города Смоленска, утвержденного постановлением Администрации г. Смоленска от 27.04.2020
881-адм, основными целями деятельности учреждения, помимо прочего, являются: удовлетворение потребностей населения в массовом отдыхе в городе Смоленске в среде, приближенной к природной; организация досуга и развлечения посетителей. Для выполнения предусмотренных Уставом задач Администрацией г. Смоленска за МБУК
Дирекция парков
города Смоленска на праве постоянного (бессрочного) пользования закреплены земельные участки под центральным парком культуры и отдыха
Лопатинский суд
общей площадью 109 493 м
.
В целях реализации вышеуказанных функций между МБУК "Дирекция парков" г. Смоленска и ИП Хохловым С.А. заключен договор возмездного оказания услуг N 20 от 26.08.2020.
МБУК "Дирекция парков" города Смоленска полагает, что оспариваемая сделка не нарушает права собственника имущества - муниципального образования "город Смоленск" в лице Администрации на распоряжение принадлежащим ему земельным участком. Кроме того, заявитель жалобы указывает, что аттракционы не являются недвижимым имуществом и могут перемещаться без привязки к конкретному обособленному участку.
Из материалов дела следует, что между муниципальным бюджетным учреждением культуры "Дирекция парков" города Смоленска (далее - Сторона -1) и индивидуальным предпринимателем Хохловым С.А. (далее - Сторона - 2), заключен договор возмездного оказания услуг от 26.08.2020 N 20, в соответствии с пунктом 1.1 которого Сторона-1 обязуется обеспечить оказание услуг Стороне-2 по организации работы Торговых точек согласно приложению N2, их размещению на территории центрального парка культуры и отдыха "Лопатинский сад", а Сторона-2 принять услуги и оплатить их. Торговые точки Стороны-2 могут быть размещены на территории, отведенной Стороной-1, в целях организации пункта общественного питания, аттракционов, хранения имущества (п.1.3). Сторона-1 дает разрешение на размещение на территории МБУК "Дирекция парков" торговых точек Стороны-2, указанных в перечне торговых точек (приложение N1), и определяет соответствующие места размещения торговых точек, которые обозначаются на план- схеме (приложение N2).
Договор заключен на срок с 01.09.2020 по 31.08.2025, а в части расчетов до полного завершения (пункт 5.1).
В соответствии с приложением N 1 к указанному договору стороны определили перечень торговых объектов, включающих аттракционы и торговые автоматы, а также площадь земельного участка, необходимого для размещения каждого из объектов, в том числе:
Наименование Торговой точки |
Площадь кв.м. |
Экспозиция дизайнерских решений "Перевернутый дом" |
36,0 |
Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Дирекция парков" города Смоленска (далее - Учреждение), ранее МБУК "Центральный парк культуры и отдыха "Лопатинский сад" города Смоленска (переименовано на основании постановления Администрации города Смоленска от 27.04.2020 Х°881-адм) является некоммерческой организацией и создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
В соответствии с пунктами 1.3 и 1.6 Устава МБУК "Центральный парк культуры и отдыха "Лопатинский сад" города Смоленска, утвержденного постановлением Администрации г. Смоленска от 27.04.2020 N 881-адм, Учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Учредителем и собственником имущества Учреждения является город Смоленск.
Постановлением Администрации г. Смоленска от 28.03.2005 N 738 утвержден проект границ земельного участка площадью 108779 кв.м. в границах улиц Пржевальского-Кирилла и Мефодия-Дзержинского, указанный земельный участок предоставлен МБУК "Центральный парк культуры и отдыха "Лопатинский сад" города Смоленска переименованного в Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Дирекция парков" города Смоленска, в постоянное (бессрочное) пользование.
Суд первой инстанции, с учетом ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу о том, что фактически по указанному договору учреждение предоставляет предпринимателю Хохлову С.А. земельный участок для размещения торговой точки на территории парка "Лопатинский сад".
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным) земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование. Указанное также было предусмотрено пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, действующей в период предоставления учреждению спорного земельного участка.
В силу пункта 3 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом.
В соответствии с положениями статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки
Согласно пункту 3 статьи 166 Гражданского кодекса требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.
В силу статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок и применении последствий недействительности ничтожных сделок, совершенных государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъекта Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
Иск предъявлен в интересах публично-правового образования - город Смоленск. Уполномоченным органом, действующим от имени указанного публично-правового образования, является Администрация г. Смоленска.
Истец обосновывает свои требования нарушением порядка заключения оспариваемого договора и предоставления предпринимателю земельного участка непосредственно учреждением, а не собственником земельного участка без соблюдения специальных процедур применительно к положениям Земельного кодекса РФ и принятых в развитие подзаконных актов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным) земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование. Указанное также было предусмотрено пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, действующей в период предоставления учреждению спорного земельного участка.
Согласно пункту 3 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом.
Согласно положениям пункта 1 статьи 269 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно пункту 3 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации лица, которым земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, не вправе распоряжаться такими земельными участками, за исключением случаев заключения соглашения об установлении сервитута и передачи земельного участка в безвозмездное пользование гражданину в виде служебного надела в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом.
Статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации регламентировано использование земель или сдельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации порядок и условия размещения указанных объектов, виды которых определены постановлением Правительства Российской Федерации, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (вступило в силу с 01.03.2015) утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Указанным перечнем, в частности, предусмотрено размещение нестационарных объектов для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (теневые навесы, аэрарии, солярии, кабинки для переодевания, душевые кабинки, временные павильоны и киоски, туалеты, питьевые фонтанчики и другое оборудование, в том числе для санитарной очистки территории, пункты проката инвентаря, медицинские пункты первой помощи, площадки или поляны для пикников, танцевальные, спортивные и детские игровые площадки и городки), для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 19); сезонных аттракционов (пункт 24); пунктов проката велосипедов, роликов, самокатов и другого спортивного инвентаря, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, а также велопарковок (пункт 25); спортивных и детских площадок (пункт 26).
Во исполнение указанного постановления Правительства Российской Федерации, Администрацией Смоленской области принято постановление от 28.05.2015 N 302, которым утверждено Положение о порядке и условиях размещения объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Согласно пункту 2 данного Положения объекты размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления муниципального образования Смоленской области, уполномоченного на распоряжение соответствующими земельными участками.
Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута для размещения объектов осуществляется за плату (п.2.1 постановления).
Для получения права на указанный порядок размещения объектов заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган с соответствующим заявлением (п.3 постановления).
Размер платы за использование такого земельного участка устанавливается органом местного самоуправления муниципального образования Смоленской области в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена (пункт 7 постановления).
Порядок, сроки и последовательность выдачи разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, определены Административным регламентом предоставления Администрацией города Смоленска муниципальной услуги "Выдача разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута" (далее - Регламент), утвержденным постановлением Администрацией города Смоленска от 11.05.2018 N 1279-адм.
Согласно положениям п.1.1.2. указанного Регламента предоставление указанной услуги включает в себя рассмотрение вопросов по выдаче разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Смоленска или государственной (неразграниченной) собственности в целях размещения, в том числе, следующих объектов, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1300 от 03.12.2014: нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха, сезонные аттракционы, палатки и лотки, размещаемые в целях организации сезонных ярмарок.
Решение о выдаче разрешения на использование земель или земельных участков оформляется в виде постановления Администрации города Смоленска (пункт 3.4.3 Регламента).
Указанный порядок призван обеспечить равный подход ко всем претендентам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и направлен на соблюдение выполнения требований нормативных актов в части аналогичного для всех пользователей порядка и размера платы за использование земельного участка.
В настоящем случае собственником земельного участка является муниципальное образование города Смоленска.
При этом судом первой инстанции установлено, что оспариваемый договор заключен в обход предусмотренного порядка использования земельных участков, плата за использование земельного участка поступает не собственнику имущества, а МБУК "Дирекция парков", что нарушает права муниципального образования.
Указанные обстоятельства не оспаривается и лицами, участвующими в деле.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что МБУК "Дирекция парков" города Смоленска не наделено полномочиями по предоставлению права использования земельных участков без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.
На основании спорного договора предпринимателю Хохлову С.А. разрешена установка нестационарных торговых объектов и аттракционов на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, и переданном МБУК "Дирекция парков" на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Пункт 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации указывает, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.
Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области схем размещения нестационарных объектов, утвержден постановлением Администрации Смоленской области от 27.01.2011 N 38.
Во исполнение требований вышеуказанного федерального закона, постановления Администрации Смоленской области от 27.01.2011 N 38 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области схем размещения нестационарных торговых объектов" постановлением администрация города Смоленска от 05.12.2014 N 2122-адм "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска" утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска.
На момент заключения оспариваемой сделки действовало постановление Администрации города Смоленска от 08.09.2017 N 2448-адм "О требованиях к размещению нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска", согласно которому размещение нестационарных торговых объектов осуществляется на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска, с учетом требований законодательства Российской Федерации.
Договоры на размещение нестационарного торгового объекта, за исключением случаев, указанных в пункте 1.4 настоящего Положения, заключаются по итогам открытого аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов, который организуется и проводится в порядке, установленном Положением о проведении открытого аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска (п.1.2, 1.3).
Согласно указанной схеме, размещение торговой точки "Перевернутый дом", указанной в приложении к спорному договору возмездного оказания услуг, принадлежащих Хохлову С.А., не предусмотрено.
Суд первой инстанции, с учетом оценки изложенных обстоятельств, пришел к верному выводу о том, что в настоящем случае фактически имело место распоряжение муниципальной собственностью без соблюдения нормативных и конкурентных процедур, создающих неравные условия для участников предпринимательской деятельности. При этом доводы ответчиков о соблюдении условий размещения объектов согласно плану размещения объектов, место которых согласовано собственником земельного участка - Администрацией города Смоленска распоряжением от 12.10.2012 N 944-р/адм "Об организации работы МБУК "ЦПКиО" "Лопатинский сад", которым предусмотрена схема расположения аттракционов на территории парка, не могут быть приняты судом в связи с тем, что они противоречат приведенным указанным нормативным актам и указанное согласование плана-схемы размещения объектов, не имеет правового значения для рассмотрения данного спора.
Поскольку оспариваемый договор заключен в обход установленных нормами права указанных конкурентных процедур, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недействительности оспариваемого договора в указанной части и применил последствия ее недействительности.
Доводы апелляционной жалобы были ранее предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка.
После проведения судебного заседания апелляционной инстанции в суд апелляционной инстанции посредством электронной связи поступило ходатайство об отказе от апелляционной жалобы. Согласно сведений в картотеке арбитражных дел ходатайство подано в 15 час. 05 мин. 03.04.2023, тогда как судебное заседание по рассмотрению жалобы окончено в 14 час. 58 мин. 03.04.2023.
Заявителем жалобы ходатайство об отказе от нее подано несвоевременно и в силу ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанное лицо несет риск негативных последствий, вызванных своевременным совершением (несовершением) процессуальных действий.
Поскольку ходатайство об отказе от жалобы подано после рассмотрения жалобы по существу и оглашения резолютивной части постановления, то в связи с окончанием апелляционного производства поступившее после рассмотрения жалобы ходатайство не подлежит рассмотрению.
Руководствуясь ст. 110, 265, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 23.12.2022 по делу N А62-11363/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.М. Дайнеко |
Судьи |
Д.Л. Сурков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-11363/2020
Истец: ПРОКУРАТУРА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В ИНТЕРЕСАХ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД СМОЛЕНСК" В ЛИЦЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ "ДИРЕКЦИЯ ПАРКОВ" ГОРОДА СМОЛЕНСКА, Хохлов Станислав Андреевич
Третье лицо: Бондарев Владимир Олегович