г. Самара |
|
03 апреля 2023 г. |
дело N А65-29131/2022 |
Судья Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда Демина Е.Г., рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 января 2023 года, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А65-29131/2022 (судья Артемьева Ю.В.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН 1161690118754, ИНН 1660274803) к обществу с ограниченной ответственностью "Блок" (ОГРН 1141675000378, ИНН 1623012574) о взыскании
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Блок" (далее - ответчик) о взыскании 5192,25 руб. долга, 1639,23 руб. неустойки.
Решением от 10.01.2023 исковые требования удовлетворены частично в размере 4541,85 руб. долга, 415,38 руб. неустойки, 1453 руб. госпошлины. В оставшейся части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Истец не согласился с принятым судебным актом. В апелляционной жалобе ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, неполное исследование обстоятельств дела, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Из апелляционной жалобы следует, что истец обжалует решение в части исключения из расчета задолженности налога на добавленную стоимость.
По мнению заявителя указанный вывод не соответствует позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17.11.2011 N 72 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы" в котором разъяснено, что согласно правилам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации реализация коммунальных ресурсов ресурсоснабжающими организациями исполнителям коммунальных услуг облагается НДС, в связи с чем, основываясь на пункте 1 статьи 168 НК РФ, при выставлении счетов за реализуемые коммунальные ресурсы ресурсоснабжающая организация обязана предъявить к оплате покупателю этих ресурсов (исполнителю коммунальных услуг) соответствующую сумму НДС.
В данном случае материалами дела подтверждено, что тарифы, примененные истцом при расчете стоимости услуг, установлены регулирующим органом без включения в них суммы НДС.
Поскольку при утверждении тарифа его размер определялся регулирующим органом без включения в него суммы НДС, предъявление истцом к оплате ответчику налога на добавленную стоимость является правомерным. Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе.
Дело рассмотрено без вызова сторон в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
Истец является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами по Западной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан, в которую, в том числе, включен и городской округ г. Казань.
На основании заявки на заключение договора между истцом и ответчиком был заключен договор N 1623012574/1 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, согласно которому истец (региональный оператор) обязуется принять твердые коммунальные отходы в объеме и месте, которые определены в договоре и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствие с законодательством РФ, а потребитель обязуется оплатить услуги регионального оператора по цене, определённой в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 1 договора).
В пункте 4 договора стороны установили дату начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами: с 01.01.2019.
С учетом представленных ответчиком данных (указанных в заявке) в приложении N 1, приложении N 2 к договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами стороны определили объемы оказываемых услуг, места сбора и накопления ТКО, а также размер ежемесячной платы за оказанные услуги по обращению с ТКО.
Согласно пункту 5 договора под расчетным периодом понимается один календарный месяц.
В соответствии с пунктом 21 договора стороны согласовали производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
В обоснование заявленных требований истец указал, что оказал ответчику услуги в соответствии с условиями договора за период 01.01.2019 по 30.09.202 на сумму 5192,25 руб., что подтверждается актами оказанных услуг, представленными в материалы дела.
Указанные акты направлены истцом в адрес ответчика заказным письмом с уведомлением (исх.N 4041 от 13.05.2022), однако последним не оплачены.
26.05.2022 истец направил в адрес ответчика претензию (исх. N 4678), которая бала оставлена без удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 1156 от 12.11.2016 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ N 641 от 25.08.2008" (далее - Постановление N 1156) на регионального оператора возложена обязанность обеспечивать транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Согласно статье 24.7 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ (далее - Закон N 89-ФЗ), а также Постановлению N 1156 правоотношения между региональным оператором и потребителем (отходообразователем) могут возникать в силу подписания соответствующего договора в письменной форме, а также в силу закона. Действующее законодательство возлагает на всех потребителей (отходообразователей) обязанность производить оплату услуг регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Типовой формой договора предусмотрен только один способ учета ТКО - расчетный, исходя из нормативов накопления ТКО.
Факт оказания ответчику услуг по вывозу ТКО за спорный период подтвержден истцом актами оказанных услуг, которые направлены в адрес ответчика, ответчик акты не подписал, однако и мотивированный отказ от подписания актов в установленный договором срок, не представил.
Также в материалах дела отсутствуют направленные ответчиком в адрес истца сведения о нарушении обязательств (в частности, о вывозе ТКО в объеме меньшем, чем это установлено договором).
При таких обстоятельствах факт оказания истцом спорных услуг, судом первой инстанции признан установленным и подтвержденным представленными в материалы дела доказательствами.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено, что при расчете задолженности истец применил тариф за оказанные услуги в период с 01.01.2020 по 30.06.2020 в размере 365,86 руб. с 01.07.2020 по 31.12.2020 в размере 380,50 руб., с 01.01.2021 по 30.06.2021 в размере 380,50 руб., с 01.07.2021 по 31.12.2021 в размере 407,14 руб., с 01.01.2022 по 30.06.2022 в размере 407,14 руб., с 01.07.2022 по 30.09.2022 в размере 417,73 руб., при этом увеличив размер тарифа на сумму налога на добавленную стоимость (НДС) в размере 20%.
Такое увеличение тарифа на сумму НДС суд первой инстанции признал неправомерным в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 2 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ определено, что регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов.
Постановлением Государственного комитета РТ по тарифам от 17.12.2021 N 699-53/тко-2021 "О внесении изменения в приложение к постановлению Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 19.12.2019 N 11-55/тко и корректировке на 2022 год долгосрочных предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" по Западной зоне деятельности на территории Республики Татарстан, установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 19.12.2019 N 11-55/тко" для истца утверждены предельные тарифы на услугу по обращению с ТКО.
На 2020 год тариф для категории "иные потребители" (без учета НДС) составляет: за первое полугодие 2020 года - 365,86 руб./куб. м; за второе полугодие 2020 года - 380,50 руб./куб. м., за первое полугодие 2021 года - 380,50 руб./куб. м; за второе полугодие 2021 года - 407,14 руб./куб. м., за первое полугодие 2022 года - 407,14 руб./куб. м; за второе полугодие 2022 года - 417,73 руб./куб. м.
В соответствии с подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в редакции Федерального закона от 26.07.2019 N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 211-ФЗ) операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от обложения НДС.
В целях применения данного освобождения к услугам по обращению с твердыми коммунальными отходами относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации) (далее - орган регулирования тарифов), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета НДС.
Пунктом 3 статьи 2 Закона N 211-ФЗ установлено, что вышеуказанное освобождение от НДС применяется в отношении операций по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональными операторами по обращению с ТКО, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 01.01.2020.
Как следует из вышеуказанного Постановления Государственного Комитета Республики Татарстан по тарифам, единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО - ООО Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" по Западной зоне деятельности на территории Республики Татарстан на 2020 - 2022 годы, согласно приложению к данному Постановлению, установлен: для населения с учетом НДС, для иных потребителей без учета НДС.
Поскольку предельные тарифы для иных потребителей, к которым относится ответчик, установлены органом регулирования тарифов без НДС, а также учитывая, что оказываемые истцом услуги по обращению с ТКО освобождены от обложения данным налогом, суд правильно указал, что у истца отсутствуют законные основания для увеличения установленного предельного тарифа на сумму НДС.
Суд также обоснованно обратил внимание на следующее.
Пунктом 5 статьи 149 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 данной статьи, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.
Истцом в материалы дела не представлены доказательства подачи в установленные сроки соответствующего уведомления. Между тем в соответствии со статьями 9, 65 АПК РФ именно истец обязан доказать право на получение платы за оказанные услуги в указанном им размере.
Кроме того, реализация права на отказ от освобождения от налогообложения операций в данном случае не может влечь негативных последствий для иных лиц, в частности, потребителей услуг по обращению с ТКО, имеющих право на оплату услуг в размере, не превышающем предельный размер тарифа.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно произвел расчет стоимости оказанных услуг с применением тарифа, установленного органом регулирования тарифов для категории "иные потребители" в размере 365,86 руб./куб. м за первое полугодие 2020 года, в размере 380,50 руб./куб. м за второе полугодие 2020 года, в размере 380,50 руб. за первое полугодие 2021 года, в размере 407,14 руб./куб. м за второе полугодие 2021 года, в размере 407,14 руб. за первое полугодие 2022 года и в размере 417,73 руб./куб. м за второе полугодие 2022 года.
При таких обстоятельствах исковые требования судом первой инстанции признаны подлежащими удовлетворению частично в общей сумме 4541,85 руб., в том числе: 1317 руб. за 2019 год (439,03 (сумма тарифа с учетом НДС)*0,25*12), 548,76 руб. за первое полугодие 2020 года, 570,72 руб. за второе полугодие 2020 года, 570,72 руб. за первое полугодие 2021 года, 610,68 руб. за второе полугодие 2021 года, 610,68 руб. за первое полугодие 2022 года, 313,29 руб. за период с 01.07.2022. по 30.09.2022.
В связи с неоплатой ответчиком оказанных истцом услуг истец заявил к взысканию неустойку в размере 1 639,23 руб. за период с 01.01.2020 по 31.03.2022.
В силу пункта 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
В пункте 32 договора стороны установили, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Расчет неустойки и период ее начисления проверен судом и признан правильным, вместе с тем, учитывая, что требование истца в части взыскания задолженности удовлетворено частично, суд первой инстанции произвел перерасчет неустойки исходя из размера взысканной задолженности, в результате которого за период с 11.01.2020 по 31.03.2022 неустойка подлежит начислению в размере 415,38 руб.
При отсутствии заявления ответчика об уменьшении размера неустойки ввиду ее несоразмерности последствиям нарушения обязательства, суд правильно указал на отсутствие оснований для ее начисления.
При таких обстоятельствах требования истца судом первой инстанции удовлетворены частично.
Расходы по уплате государственной пошлины отнесены на стороны по правилам статьи 110 АПК РФ пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, которые соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Выводы суда являются обоснованными и соответствуют сложившейся судебной практике по аналогичным спорам (постановления Арбитражного суда Поволжского округа по делам А65-10672/2022, А65-10751/2022, А65-10680/2022).
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 января 2023 года по делу N А65-29131/2022, принятое в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Демина Е.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-29131/2022
Истец: ООО "Управляющая компания"Предприятие жилищно-коммунального хозяйства", г.Казань
Ответчик: ООО "Блок", г. Кукмор
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд