г. Красноярск |
|
04 апреля 2023 г. |
Дело N А74-10020/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 апреля 2023 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шелега Д.И.,
судей: Бабенко А.Н., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Сибирь"
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от 24 января 2023 года по делу N А74-10020/2022,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Сибирь" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327, далее - общество, ПАО "Россети Сибирь") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (ИНН 1901021801, ОГРН 1031900519243, далее - управление, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 11.11.2022 N 019/04/9.21-620/2022 и недействительным представления от 11.11.2022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Васильева Ольга Викторовна.
Решением от 24.01.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ПАО "Россети Сибирь" полагает состоявшийся судебный акт подлежащим отмене, ссылаясь на отсутствие в действиях общества признаков вмененного административного правонарушения.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121-123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в результате проведенной административным органом проверки заявления Васильевой А.В., в действиях общества выявлены признаки правонарушения, выразившегося в неисполнении обществом в установленный договором срок обязательств по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя.
Постановлением антимонопольного органа от 11.11.2022 N 019/04/9.21-620/2022 общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс, КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа.
Управлением, в соответствии со статьей 29.13 Кодекса, 11.11.2022 вынесено представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Не согласившись с вынесенными постановлением и представлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Повторное нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения), в том числе, к электрическим сетям, влечёт административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N861 (далее - Правила N 861), а также иные законы и правовые акты об энергоснабжении, обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, в сроки, установленные Правилами технологического присоединения. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (абзац 3 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, пункт 6 Правил технологического присоединения).
Обязанность сетевой организации выполнения мероприятий по технологическому присоединению закреплена в пунктах 3, 6 Правил от 27.12.2004 N 861.
Пунктом 7 Правил от 27.12.2004 N 861 установлена процедура технологического присоединения. В пункте 18 Правил N 861 поименованы мероприятия по технологическому присоединению, в том числе, выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией.
В силу подпункта "б" пункта 16 Правил N 861 в договоре устанавливается срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который является предельным и начинает течь с момента заключения договора об осуществлении технологического присоединения. Нормами действующего законодательства не предусмотрено оснований для продления указанного срока, либо оснований, освобождающих сетевую организацию от обязанности по осуществлению мероприятий, направленных на технологическое присоединение объекта потребителя. Установленный Правилами N 861 срок для осуществления технологического присоединения является пресекательным, обязательным для соблюдения сетевой организацией.
Факт заключения 04.08.2021 между ПАО "МРСК Сибири" (сетевая организация) и гражданкой Васильевой О.В. (заявителем) договора присоединения N 20.1900.2576.21 для электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя, по адресу указанному в договоре, подтверждается материалами дела.
Пунктом 6 договора установлен срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению - 1 год со дня заключения договора.
Учитывая условия договора, суд обоснованно указал, что сетевая организация обязана надлежащим образом исполнить соответствующие мероприятия в срок не позднее 04.08.2022.
Заключая двусторонний возмездный договор, порядок исполнения которого предусмотрен императивными нормами публичного права, сетевая организация, как профессиональный участник рынка, берет на себя все риски его исполнения, исходя из статуса сторон, а также с учетом того, что такие риски являются неотъемлемо сопутствующими коммерческой деятельности сетевой организации в силу пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, сетевая организация обязана надлежаще исполнить соответствующие мероприятия в установленный законом и договором срок.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции и управлением, сетевой организацией обязательства по договору от 04.08.2021 N 20.1900.2576.22 в срок до 04.08.2022 не исполнены, мероприятия согласно техническим условиям, требуемые для присоединения к электрическим сетям, не выполнены.
Доказательства, свидетельствующие о том, что общество предприняло все зависящие от него меры к выполнению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены и судом таких обстоятельств не установлено.
Принимая во внимание приведенное правовое регулирование, по результатам исследования и оценки представленных доказательств и доводов сторон, суд первой инстанции признал доказанным антимонопольным органом наличие в действиях общества состава вменяемого правонарушения.
Учитывая, что общество ранее привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса, суд первой инстанции признал обоснованным привлечение общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Процедура и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Основания для применения статей 2.9, 4.1.1, 4.1.2 Кодекса отсутствуют.
Общество полагает, что в рассматриваемой ситуации, учитывая его финансовое и имущественное положение, имеются правовые основания для снижения размера, назначенного обществу административного штрафа.
Из системного толкования положений частей 1, 3, 3.2 статьи 4.1 Кодекса, постановления Конституционного суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, определения Конституционного суда Российской Федерации от 15.09.2015 N 1828-О, следует, что снижение размера штрафа является правом суда, которое реализуется в случае установления исключительных обстоятельств совершения правонарушения.
Оценивая меру наказания за совершение правонарушения, определенную административным органом, суд признал ее достаточной для достижения задач законодательства об административных правонарушениях, указанных в статье 1.2 КоАП РФ. Апелляционный суд считает, что при отсутствии сведений о полной оплате ранее назначенных штрафов за аналогичные правонарушения, избранная мера наказания соответствует тяжести совершенного правонарушения и обусловлена достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Доводы общества об отсутствии доказательств наличия достаточных данных для возбуждения дела об административном правонарушении, и незаконности назначения административного расследования подлежат отклонению, как необоснованные.
В рассматриваемом случае дело об административном правонарушении возбуждено в связи с обращением гражданина о нарушении сетевой организацией сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителя, что в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 Кодекса является поводом для возбуждения дела об административном правонарушении. Кроме того, частью 3.3 статьи 28.1 Кодекса, введенной Федеральным законом от 14.07.2022 N 290-ФЗ, предусмотрена возможность возбуждения дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Определением от 06.10.2022 возбуждено дело об административном правонарушении, в котором указаны нормы права, признаки нарушения; назначено проведение административного расследования; запрошены, в том числе, имеющаяся переписка между обществом и потребителем по данному договору, копии документов о выполнении мероприятий со стороны сетевой организации по исполнению договора, пояснения о причинах невыполнения технологического присоединения, иные документы, необходимые для выяснения всех обстоятельств выявленного нарушения и для разрешения дела.
Проведение административного расследования, применительно к положениям статьи 28.7 Кодекса, не противоречит требованиям законодательства.
Судом, с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в действующем постановлении Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", не установлены при рассмотрении настоящего спора нарушение порядка сбора антимонопольным органом доказательств в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также существенные нарушения со стороны управления при производстве по делу об административном правонарушении, влекущие отмену оспариваемого постановления.
Поскольку в рамках рассмотрения настоящего дела судом подтверждена правомерность постановления по делу об административном правонарушении от 11.11.2022 N 019/04/9.21-620/2022, то управление в пределах своих полномочий, установленных статьей 29.13 Кодекса, обоснованно совместно с таким постановлением выдало обществу оспариваемое представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Данное представление является способом реагирования органа, рассматривающего административное дело, на установленные факты неправомерных действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности, и направлено не только на устранение выявленных нарушений законодательства, но и на предупреждение и недопущение совершения административных правонарушений в будущем.
В силу положений статьи 29.13 Кодекса оспариваемое представление в данном случае отмене не подлежит.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 24 января 2023 года по делу N А74-10020/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.И. Шелег |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-10020/2022
Истец: ПАО "РОССЕТИ СИБИРЬ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ
Третье лицо: Васильева Ольга Викторовна, ПАО Филиал "Россети Сибирь" - "Хакасэнерго"