город Томск |
|
04 апреля 2023 г. |
Дело N А27-21687/2022 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Дубининой Т.Н., рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (N 07АП-1732/2023) на решение от 08.02.2023 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-21687/2022 (дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, судья Гатауллина Н.Н.) по заявлению государственного учреждения - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Советский, дом 74, ОГРН 1024200702360, ИНН 4207010740) к обществу с ограниченной ответственностью "Кана-Трейд" (654006, Кемеровская область - Кузбасс, город Новокузнецк, проспект Дружбы, дом 39, офис 716, ОГРН 1164205066464, ИНН 4217177850) о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за ноябрь 2021 года, январь - июнь 2022 года в общем размере 3 500 рублей,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (ранее - государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу, далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Кана-Трейд" (далее - Общество) финансовых санкций несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) по форме СЗВ-М за ноябрь 2021 года, январь - июнь 2022 года в общем размере 3 500 рублей.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением от 31.01.2023 Арбитражного суда Кемеровской области, принятым в виде резолютивной части в порядке части 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изменен заявитель с государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу на государственное учреждение - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу, Фонду отказано в удовлетворении заявленных требований.
Мотивированное решение в соответствии с частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации составлено судом первой инстанции 08.02.2023 в связи с поступлением заявления Фонда.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, Фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, ссылаясь на статью 8.1, пункт 2.2 статьи 11, статьи 15, 16, 17 Федерального закона N 27-ФЗ, указывает на то, что представление сведений застрахованных лиц, сведения о которых не были указаны в отчете СЗВ-М (исходная) не может квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений, поскольку сведения фактически были не дополнены, а представлены в отношении застрахованных лиц впервые и с нарушением срока; Пенсионный фонд уведомил страхователя о снижении численности застрахованных лиц, информационное сообщение доставлено 08.02.2022, а страхователь нарушил срок на представление уточненных (исправленных) сведений по форме СЗВ-М за январь 2022 года.
Обществом отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлен.
На основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
07.12.2021, 15.03.2022, 15.04.2022, 12.05.2022, 14.06.2022, 12.07.2022 Общество представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "исходная" за ноябрь 2021 года, февраль-июнь 2022 года, что подтверждается извещениями о доставке, протоколами проверки отчетности.
18.12.2021, 01.08.2022 Общество представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М "дополняющая" за ноябрь 2021 года, февраль-июнь 2022 года на 1 (одно) застрахованное лицо в каждой отчетности, сведения о котором отсутствовали в ранее представленных формах СВЗ-М "исходная" за ноябрь 2021 года, февраль-июнь 2022 года.
Пенсионный фонд, считая нарушенными сроки предоставления сведений по форме СЗВ-М "дополняющая" за ноябрь 2021 года, февраль-июнь 2022 года, составил акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 24.12.2021 N 052S18210013624, от 09.08.2022 N 052S18220005279, N 052S18220005280, N 052S18220005281, N 052S18220005282, N 052S18220005283.
По результатам рассмотрения актов и материалов проверки Пенсионным фондом вынесены решения от 08.02.2022 N 052S19220001066, от 13.09.2022 N 052S19220006172, N 052S19220006173, N 052S19220006175, N 052S19220006177, N 052S19220006178 о привлечении Общества к ответственности в общем размере 3 000 рублей за нарушение сроков представления сведений по форме СЗВ-М "дополняющая" за март, ноябрь 2019 года.
Обществу выставлены требования от 01.03.2022 N 052S01220001322, от 29.09.2022 N 052S01220007172, N 052S01220007163, N 052S01220007164, N 052S01220007165, N 052S01220007166 об уплате финансовых санкций в десятидневный срок.
07.02.2022 Общество представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "исходная" за январь 2022 года, что подтверждается извещением о доставке, протоколом проверки отчетности со статусом "Документ принят", не оспаривается.
Пенсионным фондом в адрес страхователя направлено информационное сообщение от 08.02.2022, содержащее рекомендацию проверки представленных сведений.
01.08.2022 Общество представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М "дополняющая" за январь 2022 года на 1 застрахованное лицо, сведения о котором отсутствовали в ранее представленной форме СВЗ-М "исходная", что подтверждается извещением о доставке, протоколом проверки отчетности.
Пенсионный фонд, считая нарушенным срок предоставления сведений по форме СЗВ-М за январь 2022 года, составил акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 09.08.2022 N 052S18220005278.
По результатам рассмотрения указанного акта и материалов проверки Пенсионным фондом вынесено решение от 13.09.2022 N 052S19220006171 о привлечении Общества к ответственности в размере 500 рублей за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М тип "дополняющая".
Обществу выставлено требование от 29.09.2022 N 052S01220007162 об уплате финансовых санкций в десятидневный срок.
Неисполнение Обществом указанных требований в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления о взыскания финансовых санкций в общем размере 3 500 рублей за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М "дополняющая" за ноябрь 2021 года, январь - июнь 2022 года, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции, отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ, Общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Обязанность органов Пенсионного фонда осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным, определена в статье 16 Федерального закона N 27-ФЗ.
В соответствии с абзацем 5 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В пункте 3.2.5 постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2018 N 3п (зарегистрировано в Минюсте России 05.02.2018 N 49887) указано, что форма документа "Уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации" (далее - Уведомление) утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.11.2016 N 1058 п.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
При этом статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ установлено право страхователя дополнять и уточнять переданные им в орган Пенсионного фонда сведения о зарегистрированных (застрахованных) лицах.
Вместе с тем, статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Общества к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о непредставлении страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, по форме СЗВ-М за ноябрь 2021 года, январь - июнь 2022 года в отношении 1 застрахованного лица в каждой отчетности.
С учетом пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за ноябрь 2021 года - не позднее 15.12.2021, за январь 2022 года - не позднее 15.02.2022, за февраль 2022 года - не позднее 15.03.2022, за март 2022 года - не позднее 15.04.2022, за апрель 2022 года - не позднее 16.05.2022, за май 2022 года - не позднее 15.06.2022, за июнь 2022 года - не позднее 15.07.2022.
Фондом не оспаривается, что Общество первоначально представило сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М тип "исходная" за ноябрь 2021 года, январь - июнь 2022 года в установленный законом срок.
Доказательства того, что скорректированные Обществом сведения по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за ноябрь 2021 года, январь - июнь 2022 года, являются неполными и (или) содержат недостоверные сведения, в материалы дела не представлены.
Факт предоставления неполных сведений по форме СЗВ-М при первоначальном предоставлении формы СЗВ-М выявлен Обществом самостоятельно до обнаружения Пенсионным фондом и устранен представлением в Пенсионный фонд исправленных сведений за указанные периоды.
Данное обстоятельство Фондом по существу не оспорено и документально не опровергнуто.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Общество, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом, устранило ее путем предоставления формы СЗВ-М, то есть реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений, в связи с чем исходил из отсутствия оснований для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что представление сведений застрахованных лиц, сведения о которых не были указаны в отчете СЗВ-М (исходная) не может квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений, поскольку сведения фактически были не дополнены, а представлены в отношении застрахованных лиц впервые и с нарушением срока, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании указанных норм права. Общество самостоятельно внесло исправления в представленные сведения о застрахованных лицах, при этом законодательно не установлен срок для представления сведений при самостоятельном выявлении ошибки страхователем, ввиду чего основания для взыскания санкций отсутствуют.
Согласно пункту 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018 формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым; любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности. Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Пенсионный фонд уведомил страхователя о снижении численности застрахованных лиц, информационное сообщение доставлено 08.02.2022, страхователь нарушил срок на представление уточненных (исправленных) сведений по форме СЗВ-М за январь 2022 года, подлежат отклонению.
Пенсионный фонд Российской Федерации в связи с выявлением ошибок (несоответствий) в представленных сведениях индивидуального (персонифицированного) учета составляет "Уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации" по форме, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.11.2016 N 1058 п.
Цель составления Пенсионным фондом уведомления состоит в том, чтобы уведомить страхователя о необходимости устранения в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений.
Суд первой инстанции, обоснованно исходил из того, что Пенсионный фонд в адрес страхователя уведомление в установленной форме об устранении конкретных ошибок, об установлении сроков для исправления ошибок и предоставления сведений не направлял, информационное сообщение от 08.02.2022, содержащее рекомендации о проверке представленных отчетных сведений, не соответствует утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации форме, не содержит уведомления об устранении конкретных ошибок и сроке их устранения, и не может являться доказательством, свидетельствующим о несоблюдении страхователем сроков представления сведений.
Иное толкование положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении или нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе безусловных (часть 4 указанной статьи), принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.02.2023 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-21687/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Судья |
Т.Н. Дубинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.