г. Москва |
|
04 апреля 2023 г. |
Дело N А40-98609/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Головкиной О.Г.,
судей Левченко Н.И., Алексеевой Е.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ермаковой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.12.2022 г. по делу N А40-98609/22 по иску закрытого акционерного общества "Совкоринтер" системы коррозионной защиты всех видов к Департаменту городского имущества города Москвы, с участием третьего лица Правительства Москвы о признании права на предоставление льготной ставки арендной платы по договору от 08.12.2005 г. N 01-01129/05
при участии в судебном заседании: от истца Голицына А.А. (по доверенности от 01.02.2023 г.); от ответчика и третьего лица Пелевина Е.А. (по доверенностям от 01.03.2023 г. и от 20.02.2023 г.)
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Совкоринтер" системы коррозионной защиты всех видов обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы о признании за ЗАО "Совкоринтер" системы коррозионной защиты всех видов права на имущественную поддержку субъекта малого предпринимательства, в виде предоставления льготной минимальной ставки арендной платы по договору аренды нежилого помещения общей площадью 119,6 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, Староконюшенный пер., 5/14, договор N 01-01129/05 от 08.12.2005 г. за период с 10.08.2017 г. по 31.08.2019 г., исходя из ставки арендной платы в размере 4 500 руб. за кв.м. в год, с 01.01.2020 г. исходя из ставки арендной платы в размере 4 750 руб. за кв. м. в год, и с 01.01.2022 г. исходя из ставки арендной платы в размере 5 000 руб. за кв. м в год, согласно п. 1.1 Постановление Правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 800-ПП.
п. 1.1 Постановление Правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 800-ПП. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, истец и третье лицо обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просили решение суда отменить в части признания за истцом права на имущественную поддержку в размере 4500 руб. за кв. м/год за период с 12.05.2019 г. по 31.08.2019 г.; в размере 4750 руб. за кв. м/год за период с 01.01.2020 г. по 31.12.2021 г.; в размере 5000 руб. за кв. м/год за 2022 г. и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в указанной части; в остальной части решение оставить без изменения.
Истец против удовлетворения жалобы возражал, указав на отсутствие правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Как усматривается из материалов дела, между ЗАО "Совкоринтер" системы коррозионной защиты всех видов (истец, арендатор) и Департаментом городского имущества города Москвы (ответчик, арендодатель) заключен договор аренды нежилого помещения общей площадью 119,6 кв. м. по адресу: г. Москва, Староконюшенный пер., 5/14, 01-01129/05 от 08.12.2005 г.
Дополнительным соглашением от 20.01.2016 г. стороны продлили договор аренды N 01- 01129/05 от 08.12.2005 г. по 30.06.2020 г.
Размер ставки определен с 20.01.2016 г. в размере 10 569 руб. за 1 кв.м. в год по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда на условиях договора аренды.
Как указывает истец, в период с 20.01.2017 г. по 01.01.2019 г. истец оплачивал арендную плату исходя из ставки в размере 11 625 руб. 90 коп., что подтверждается уведомлением Департамента городского имущества г. Москвы от 28.12.2018 г. N 33-6-310570/18-(0)-1. На 2018 г. ставка арендной платы не менялась, в связи с вынесением Департаментом городского имущества моратория на применение коэффициента дефляции к арендной ставке.
Уведомлением о ставке арендной платы с 2019 г. N 33-6-310570/18-(0)-1 от 28.12.2018 г., ответчик с 2019 г. увеличил истцу ставку арендной платы до рыночной ставки в размере 12 207 руб. 20 коп.
Уведомлением о ставке арендной платы с 2020 г. N 33-6-502200/19-(0)-2 от 6.12.2019 г., с 2020 г. истец увеличил ставку арендной платы с до рыночной ставки в размере 12 817 руб. 55 коп.
Размер ставки арендной платы на 2021 г. был установлен ответчиком в размере 13 458 руб. 43 коп.
Уведомлением о ставке арендной платы с 2022 г. N 33-6-694082/21-(0)-2 от 22.12.2021 г., с 2022 г. истец поднял ставку арендной платы до рыночной ставки в размере 14 131 руб. 35 коп.
Вместе с тем, истец с 10.08.2017 г. включен в Реестр субъектов малого и средняя предпринимательства, в связи с чем, на основании п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.п. 1.1 и 51 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекта нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", имеет право на применение льготной ставки арендной платы.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что арендует у Департамента по действующему договору аренды, заключенному без проведения торгов, нежилое помещение площадью 119,6 кв.м. и является субъектом малого и среднего предпринимательства, в связи с чем ставка арендной платы в период с 10.08.2017 г. должна составлять 4 500 руб. за кв. м. в год; с 01.01.2020 г. должна составлять 4 750 руб. за кв. м в год; с 01.01.2022 г. должна составлять 5 000 руб. за кв. м в год.
Судом первой инстанции, на основании оценки представленных в материалы дела доказательств, исковые требования удовлетворены частично с учетом применения исковой давности за период с 2017 г. по 11.05.2019 г.
Суд апелляционной инстанции соглашается с принятым судом первой инстанции решением, отклоняя доводы жалобы, исходя из следующего.
Порядок определения арендной платы за объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, урегулирован постановлениями Правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 809-ПП и N 800 "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы".
В силу подп. 1 п. 1 постановления Правительства Москвы от N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", с 01.01.2017 г. субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда, площадью до 300 кв.м., находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов предоставляется имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы в размере 4 500 руб. за 1 кв.м в год, с 01.01.2020 г. установлена ставка арендной платы в размере 4 750 руб. за кв. м в год субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по договорам аренды, срок которых не истек, за исключением договоров аренды, заключенных в порядке и на условиях, установленных ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Пунктом 1 постановления Правительства Москвы N 800-ПП (в редакции изменений от 16.12.2020 г., действующих до 31.12.2021 г.) постановлено установить с 01.01.2020 г. субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда, площадью до 300 кв.м., находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, ставку арендной платы в размере 4 750 руб. за кв.м., в год.
При этом, вопреки доводам жалобы, п. 1 постановления Правительства Москвы N 800-ПП не содержит обязанности обращения в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства. Данная обязанность предусмотрена п. 1(1) Постановления N 800-ПП для СМП для целей установления арендной ставки в размере 3 500 руб. за кв.м.
Указанным постановлением N 800-ПП также установлены требования, предъявляемые СМП, для получения мер имущественной поддержки в виде установления арендных ставок 4 750 руб. за кв.м., а именно: действующий договор аренды должен быть действующим и не заключенным на торгах или в соответствии с законом "О защите конкуренции"; площадь арендуемого помещения должна составлять не более 300 кв.м.; наличие статуса СМП.
Согласно п. 5 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", п.п., 1, 1(1) и 2 настоящего постановления действуют до 31.12.2021 г. (в ред. постановлений Правительства Москвы от 16.12.2020 г. N 2262812-ПП).
В ч. 9 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ сформулировано общее правило о необходимости рыночной оценки при заключении договора аренды государственного или муниципального имущества на новый срок, но иное может быть предусмотрено другим законодательством, в том числе Законом N 209-ФЗ, которым установлены особые условия предоставления субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде передачи в аренду государственного или муниципального имущества, в том числе по льготным (отличным от рыночных) ставкам и при заключении договоров аренды на новый срок.
Как разъяснено в п. 20 постановления Пленума ВАС РФ N 73, если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.
Поскольку по условиям договора аренды и дополнительного соглашения размер арендной платы определяется на основании действующих в Москве нормативов, корректируется арендодателем, может изменяться в одностороннем порядке путем направления арендодателем уведомления о том, что такое изменение произошло, наличие в указанном дополнительном соглашении условия об установлении рыночной ставки арендной платы не препятствует применению в спорный период льготной ставки арендной платы, установленной Правительством Москвы в п. 1.1 Постановления N 800-ПП.
В соответствии с постановлением N 800-ПП (в редакции от 21.12.2021 г.) и Приказом Департамента городского имущества города Москвы от 27.12.2021 г. N 418 имущественная поддержка в размере 5 000 руб. за кв. м. в год предоставляется субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда до 300 кв. м, по договорам аренды, срок которых не истек, за исключением договоров аренды, заключенных в порядке и на условиях, установленных ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Постановлением N 812-ПП от 02.12.2016 г. из п. 1.1 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 800-ПП с 01.01.2017 г. исключен абзац, предусматривающий необходимость обращения в Межведомственную комиссию арендаторов, претендующих на получение льготы, предусмотренной данным пунктом.
В п. 2.2 постановления N 800-ПП приведен исчерпывающий перечень оснований, при которых субъекты малого предпринимательства утрачивают право на льготную арендную плату (в случае выявления нецелевого использования помещений, наличия задолженности по арендной плате в течение двух периодов оплаты подряд либо недоплаты арендной платы, повлекшей задолженность, превышающую размер арендной платы за два периода оплаты, передачи без согласия арендодателя помещений в субаренду).
Судом первой инстанции правомерно установлено, что истец является субъектом малого предпринимательства города Москвы, что усматривается из Сведений из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, а также арендует помещение площадью до 300 кв.м. и на момент направления уведомления об установлении рыночной ставки арендной платы, задолженности не имело.
Таким образом, вопреки доводам апеллянтов, истец соответствует мерам поддержки для установления льготной ставки арендной платы без обращения в Межведомственную комиссию.
Истец в период с 2014 г. по 20.01.2016 г. пользовался имущественной поддержкой в виде предоставления льготной ставки арендной платы за I кв. м., установленной в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 800-ПП. Арендные отношения истца и ответчика не прекращались, договор не был расторгнут и является действующим.
Как установлено судом первой инстанции, согласно информационному расчету Департамента по состоянию на 19.12.2022 г. у ответчика имеется переплата по арендной плате, с учетом расчета арендной платы исходя из льготной ставки.
Установленный постановлением Правительства Москвы от 02.12.2016 г. N 812-ПП порядок не требует соблюдения заявительного порядка и получения положительного заключения межведомственной комиссии, поскольку такое право предоставляется автоматически.
Таким образом, на субъекты малого предпринимательства соответствующие критериям, установленным в п. 1.1 Постановления Правительства N 800-ПП, и претендующие на имущественную поддержку в виде установлении: ставки арендной платы в размере минимальной ставки, за 1 кв.м. в год, действие п. 2.1.1 Постановления N 800-ПП не распространяется.
Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в настоящее время срок действия имущественной поддержки в виде установления льготной ставки арендной платы установлен с 01.01.2017 г. до 31.12.2022 г., истец является субъектом малого предпринимательства, арендуемые им помещения менее 300 кв.м., а договор аренды заключен без проведения торгов, задолженность по арендной плате согласно информационному расчету ответчика исходя из льготной ставки арендной платы у истца отсутствует, в отношении ЗАО "Совкоринтер" системы коррозионной защиты всех видов может применяться ставка арендной платы за период с 12.05.2019 г. по 31.08.2019 г., исходя из ставки арендной платы в размере 4 500 руб. за кв.м. в год, с 01.01.2019 г. исходя из ставки арендной платы в размере 4 750 руб. за кв. м в год, и с 01.01.2022 г. исходя из ставки арендной платы в размере 5 000 руб. за кв. м в год.
Доводы жалобы со ссылками на положения ч.9 ст.17.1 Закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" относительно того, что поскольку дополнительное соглашение было подписано обеими сторонами (в том числе по размеру ставки арендной платы) подлежат отклонению как необоснованная.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 г. N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.
В силу условий договора аренды и дополнительных соглашений к нему, величина арендной платы определяется на основании действующих в городе Москве нормативов, корректируется арендодателем, может изменяться в одностороннем порядке, в этом случае арендодатель направляет арендатору уведомление о том, что такое изменение произошло.
Таким образом, признание за истцом права на применение ставки арендной платы в соответствии с положениями п. 1.1 и п. 5 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 800-ПП не требует внесения каких-либо изменений в договор аренды, поскольку действует автоматически и устанавливается Департаментом в одностороннем порядке с момента вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Поскольку действующая с 01.01.2021 г. редакция постановления N 800-ПП не содержит требования (в целях получения указанной льготы) представления в Межведомственную комиссию заключения о наличии оснований для предоставления субъекту, арендующему нежилой фонд площадью до 300 кв. м, имущественной поддержки, а также принятия комиссией решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления данной ставки арендной платы, такая ставка должна применяться арендодателем (собственником нежилого фонда, находящегося в имущественной казне города Москвы) автоматически. Департамент не представил доказательств, подтверждающих, что арендатор в спорный период перестал отвечать критериям, которые установлены для применения льготной ставки.
На основании изложенного, действия Департамента по установлению ставки арендной платы по результатам оценки рыночной стоимости не соответствуют положениям Постановления Правительства г. Москвы от 25.12.2012 г. N 800-ПП.
Ссылка заявителей на наличие у истца задолженности по договору аренды также признается необоснованной, поскольку по состоянию на 14.02.2022 г. у истца отсутствовала задолженность по арендной плате.
Согласно сложившейся правоприменительной практике (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2021 г. N 05-ЭС21-82) судам необходимо при рассмотрении вопроса о наличии у арендодателя права на применение в спорный период льготной ставки арендной платы исследовать обстоятельства о соответствии или несоответствии арендатора критериям, установленным постановлениями N 800-ГШ и N 809-ПП, для признания за ним права на имущественную поддержку.
На момент рассмотрения судом первой инстанции требований ЗАО "Совкоринтер" к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании права на применение льготной ставки арендной платы по договору аренды, достоверные сведения о наличии у истца задолженности суду не представлены.
Также, согласно п.п. 4(1).2-4(1).4 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 809-ПП в случае погашения арендатором задолженности в течение 45 дней с даты направления Департаментом городского имущества города Москвы соответствующего уведомления сохраняется действующая льготная ставка, установленная в договоре аренды нежилого помещения на соответствующий год. В случае непогашения арендатором задолженности в течение 45 дней с даты направления Департаментом городского имущества города Москвы соответствующего уведомления действующая льготная ставка, установленная в договоре аренды нежилого помещения на соответствующий год, применяется с корректирующим коэффициентом 1,25.
При повторном нарушении арендаторами платежной дисциплины по договорам аренды нежилых помещений, переданных в аренду на льготных условиях. В случае непогашения арендатором задолженности в течение 45 дней с даты направления Департаментом городского имущества города Москвы соответствующего уведомления по договорам аренды нежилых помещений со ставкой арендной платы, установленной в соответствии с п.п. 4(1).2.2 и 4(1).3.1 настоящего постановления, ставка арендной платы устанавливается на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы. В случае погашения арендатором задолженности в течение 45 дней с даты направления Департаментом городского имущества города Москвы соответствующего уведомления по договорам аренды нежилых помещений со ставкой арендной платы, установленной в соответствии с п.п. 4(1).2.2 и 4(1),3.1 настоящего постановления, на последующие годы сохраняется действующая льготная ставка, установленная в договоре аренды нежилого помещения на соответствующий год, с применением корректирующего коэффициента 1,25 и коэффициента-дефлятора, установленного Правительством Москвы на соответствующий год, за исключением случаев, предусмотренных п. 4(1).4 настоящего постановления.
Таким образом, усматривается, что для утраты права на льготную ставку арендной платы существует административный порядок действий, а именно направление арендатору уведомлений о задолженности и срока их погашения.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно указал на то, что истцом право на льготу не утрачено.
Само по себе заключение обществом и Департаментом дополнительного соглашения от 04.04.2016 г. о продлении срока аренды в соответствии с ч. 9 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ не исключило при определении размера арендной платы по договору применение положений Постановлениям 800-ПП, в том числе п. 1.1.
Иные доводы апелляционной жалобы судом рассмотрены и отклонены, поскольку данные доводы документально не подтверждены, сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции и неверному толкованию действующего законодательства.
Таким образом, апелляционный суд полагает, что разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания, предусмотренные ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 27.12.2022 г. по делу N А40-98609/22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.Г. Головкина |
Судьи |
Е.Б. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-98609/2022
Истец: ЗАО "СОВКОРИНТЕР" СИСТЕМЫ КОРРОЗИОННОЙ ЗАЩИТЫ ВСЕХ ВИДОВ
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ