г. Москва |
|
04 апреля 2023 г. |
Дело N А40-289443/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.В. Бекетовой,
судей: |
Т.Б. Красновой, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Оборонгеогрупп"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 23.12.2022 по делу N А40-289443/21
по заявлению ООО "Оборонгеогрупп" (ИНН 7728634534)
к Федеральному агентству по недропользованию (ИНН 7703518529)
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии:
от заявителя: |
Гусаров М.А. по реш. от 01.02.2023; |
от заинтересованного лица: |
Исхакова А.Р. по дов. от 08.09.2022; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ОборонГеоГрупп" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральному агентству по недропользованию (далее - заинтересованное лицо, Роснедра) о признании незаконным и отмене приказа N 495 от 04.10.2021 о прекращении права пользования недрами по лицензии СВЕ 02472ТР, об обязании.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.04.2022, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2022, заявление удовлетворено.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 15.11.2022 решение Арбитражного суда города Москвы от 27.04.2022 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2022 по делу N А40-289443/21-21-2150 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Решением суда от 23.12.2022 заявление ООО "ОборонГеоГрупп" оставлено без удовлетворения.
С таким решением суда от 23.12.2022 не согласилось ООО "ОборонГеоГрупп" и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В отзыве на апелляционную жалобу Федеральное агентство по недропользованию с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Оборонгеогрупп" поддержал доводы жалобы, представитель Федерального агентства по недропользованию поддержал обжалуемое решение суда.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Апелляционный суд, выслушав представителей сторон, изучив доводы жалобы и отзыва на неё, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, обществу была выдана лицензия СВЕ 02472ТР на пользование недрами с целевым назначением и видами работ геологическое изучение, разведка и добыча хромовых руд на Жижинско- Шаромском участке, расположенном в 15 км. к юго-западу от ж/д станции Верх- Нейвинск на территории Новоуральского городского округа Свердловской области (далее также - лицензия).
Дата регистрации лицензии - 25.01.2008, срок окончания ее действия - 01.02.2028.
Выполнение условий, установленных лицензией, является обязанностью пользователя недр в соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах, Закон).
Условия пользования недрами по лицензии СВЕ 02472ТР содержатся в приложении N 7 и в приложении N 8 к лицензии.
Согласно пункту 10 статьи 222 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Основания и порядок прекращения права пользования недрами предусмотрены положениями статей 20,21 Закона о недрах, а также Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденным Приказом Минприроды России от 29.09.2009 N 315 (далее - Административный регламент).
Согласно статье 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено органами, указанными в части первой статьи 21 настоящего Закона, в случаях: нарушения пользователем недр условий лицензии на пользование недрами, однократное несоблюдение которых в соответствии с такой лицензией является основанием для досрочного прекращения права пользования недрами (пункт 2); систематического (два и более раза в течение четырех лет) нарушения условий пользования участком недр по лицензии на пользование недрами (пункт 3); если пользователь недр в течение установленного лицензией на пользование недрами срока не приступил к осуществлению пользования недрами (пункт 4).
Согласно подпункту 4 пункта 95 Административного регламента основанием для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению принятия решений о досрочном прекращении права пользования участками недр являются, в том числе, данные, полученные при осуществлении полномочий Роснедр или его территориальных органов, содержащие основания для принятия решений о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами.
Агентством установлены следующие нарушения условий пользования недрами:
1) нарушение абзаца "е" пункта 3.1 приложения N 7 к лицензии, в соответствии с которым общество должно было завершить разведку на лицензионном участке не позднее 01.08.2016 и представить подготовленный в установленном порядке геологический отчет с подсчетом запасов по категориям С1 и С2 на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, при этом минимальный объем работ определяется проектом разведочных работ, согласованным в установленном порядке;
2) нарушение абзаца "ж" пункта 3.1 приложения N 7 к лицензии, в соответствии с которым общество должно было подготовить, согласовать и утвердить в установленном порядке технический проект промышленного освоения лицензионного участка на площадях с утвержденными запасами не позднее 01.09.2017, при этом проект должен получить положительные заключения необходимых государственных экспертиз;
3) нарушение абзаца "з" пункта 3.1 приложения N 7 к лицензии, в соответствии с которым общество должно было начать строительство объектов инфраструктуры горнодобывающего предприятия не позднее 01.11.2018;
4) нарушение абзаца "к" пункта 3.1 приложения N 7 к лицензии, в соответствии с которым общество должно было обеспечить выход на проектную мощность горнодобывающего предприятия с производительностью в соответствии с техническим проектом не позднее 01.11.2020;
5) нарушение пункта 8.4 приложения N 7 к лицензии, в соответствии с которым общество должно было в течение месяца со дня завершения каждого этапа работ сдать в государственный, территориальный и федеральный геологические фонды отчет о результатах работ, включая отчет по подсчету запасов минерального сырья.
Данные о нарушении обществом условий пользования недрами рассмотрены на заседании комиссии агентства. Результаты рассмотрения оформлены протоколом заседания комиссии от 28.09.2021 N СА-04-56/17-Д.
На заседании комиссии агентства установлено, что обществом не исполняются абзацы "е", "ж", "з", "к" пункта 3.1, пункта 8.4 условий пользования недрами по лицензии СВЕ 02472ТР.
Согласно пункту 9.1 приложения N 7 право пользования лицензионным участком может быть досрочно прекращено в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 20 Закона о недрах в случае невыполнения условий пользования участком недр, предусмотренных абзацами "е", "ж", "к" пункта 3.1 приложения N 7 к лицензии.
Комиссией агентства отмечается, что в соответствии с данными ФГИС "АСЛН" материалы по результатам разведочных работ на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых не представлены.
Пользователем недр по лицензии СВЕ 02472ТР в 2018 году добыто 1 тыс. т руды, добыча в 2019-2020 годах не проводились.
В связи с изложенным комиссией агентства рекомендовано досрочно прекратить право пользования недрами по лицензии СВЕ 02472ТР.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 20 Закона о недрах, а также рекомендацией комиссии, агентство издало приказ от 04.10.2021 N 495 "О прекращении права пользования недрами по лицензии СВЕ 02472ТР".
Не согласившись с агентством, общество оспорило данный приказ в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 1, ч. 3 ст. 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон РФ "О недрах") предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно пункту 10 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Основания и порядок прекращения права пользования недрами предусмотрены положениями статей 20, 21 Закона о недрах, а также Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденным Приказом Минприроды России от 29.09.2009 N 315 (утратил силу с 01.01.2022).
Согласно статье 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено органами, указанными в части первой статьи 21 настоящего Закона, в случаях: нарушения пользователем недр условий лицензии на пользование недрами, однократное несоблюдение которых в соответствии с такой лицензией является основанием для досрочного прекращения права пользования недрами (пункт 2); систематического (два и более раза в течение четырех лет) нарушения условий пользования участком недр по лицензии на пользование недрами (пункт 3); если пользователь недр в течение установленного лицензией на пользование недрами срока не приступил к осуществлению пользования недрами (пункт 4).
Согласно подпункту 4 пункта 95 Административного регламента основанием для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению принятия решений о досрочном прекращении права пользования участками недр являются, в том числе, данные, полученные при осуществлении полномочий Роснедр или его территориальных органов, содержащие основания для принятия решений о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "ОборонГеоГрупп" являлось владельцем лицензии СВЕ 02472 ТР на пользование недрами с целевым назначением и видами работ геологическое изучение, разведка и добыча хромовых руд на Жижинско-Шаромском участке, расположенном в 15 км к юго-западу от ж/д станции Верх-Нейвинск на территории Новоуральского городского округа Свердловской области (дата регистрации лицензии - 25.01.2008). Срок окончания действия лицензии - 01.02.2028.
Выполнение условий, установленных лицензией, является обязанностью пользователя недр в соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ "О недрах".
Так, Условия пользования недрами по лицензии СВЕ 02472 ТР содержатся в Приложении N 7 и в Приложении N 8 к лицензии СВЕ 02472 ТР (далее - Условия пользования недрами).
Основания и порядок прекращения права пользования недрами предусмотрены положениями ст. 20, ст. 21 Закона РФ "О недрах", а также Административным регламентом N 315.
Согласно пп. 4 п. 95 Административного регламента основанием для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению принятия решений о досрочном прекращении права пользования участками недр являются, в том числе, данные, полученные при осуществлении полномочий Роснедр или его территориальных органов, содержащие основания для принятия решений о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами.
Судом установлено, что Федеральным агентством по недропользованию установлены следующие нарушения Условий пользования недрами:
1) нарушение абз. "е" п. 3.1, в соответствии с которым Общество должно было завершить разведку на Лицензионном участке не позднее 01.08.2016 и представить подготовленный в установленном порядке геологический отчет с подсчетом запасов по категориям C1 и С2 на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, при этом минимальный объем работ определяется проектом разведочных работ, согласованным в установленном порядке;
2) нарушение абз. "ж" п. 3.1, в соответствии с которым Общество должно было подготовить, согласовать и утвердить в установленном порядке технического проекта промышленного освоения лицензионного участка на площадях с утвержденными запасами не позднее 01.09.2017, при этом проект должен получить положительные заключения необходимых государственных экспертиз;
3) нарушение абз. "з" п. 3.1, в соответствии с которым Общество должно было начать строительство объектов инфраструктуры горнодобывающего предприятия не позднее 01.11.2018;
4) нарушение абз. "к" п. 3.1, в соответствии с которым Общество должно было обеспечить выход на проектную мощность горнодобывающего предприятия с производительностью в соответствии с техническим проектом не позднее 01.11.2020;
5) нарушение п. 8.4, в соответствии с которым Общество должно было в течение месяца со дня завершения каждого этапа работ сдать в государственный, территориальный и федеральный геологические фонды отчет о результатах работ, включая отчет по подсчету запасов минерального сырья.
Вышеуказанные данные о нарушении ООО "ОборонГеоГрупп" Условий пользования недрами рассмотрены на заседании Комиссии Роснедр. Результаты рассмотрения оформлены протоколом заседания Комиссии от 28.09.2021 N СА-04-56/17-Д.
Как следует из материалов дела, на заседании Комиссии Роснедр установлено, что Обществом не исполняются абз. "е", "ж", "з", "к" п. 3.1, п. 8.4 Условий пользования недрами по лицензии СВЕ 02472 ТР.
В свою очередь, в соответствии с п. 9.1 Условий пользования недрами по лицензии СВЕ 02472 ТР выявленные нарушения абз. "е", "ж", "к" п. 3.1 вышеуказанных условий, в соответствии с которыми Общество не завершило разведку, не представило отчет с подсчетом запасов на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, не подготовило, не согласовало и не утвердило в установленном порядке технический проект промышленного освоения лицензионного участка, не обеспечило выход на проектную мощность горнодобывающего предприятия, являются основанием для прекращения права пользования недрами в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 20 Закона РФ "О недрах" (при возникновении определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами).
В соответствии с данными ФГИС "АСЛН" материалы по результатам разведочных работ на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых не представлены, согласно данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, а также государственной статистической отчетности по форме N 2-лс недропользователем по лицензии СВЕ 02472 ТР в 2018 году добыто 1 тыс. т руды, добычные работы в 2019-2020 гг. не проводились.
В связи с изложенным, Комиссией Роснедр рекомендовано досрочно прекратить право пользования недрами ООО "ОборонГеоГрупп" по лицензии СВЕ 02472 ТР.
Таким образом, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 20 Закона РФ "О недрах", а также рекомендацией Комиссии, Федеральным агентством по недропользованию издан приказ от 04.10.2021 N 495 "О прекращении права пользования недрами по лицензии СВЕ 02472 ТР" (далее - Приказ N 495).
С 01.01.2022 в Закон РФ "О недрах" внесены изменения, в связи с чем в действующей редакции статья 20 Закона РФ "О недрах" видоизменена. Оспариваемый приказ Роснедр издан в соответствии со ст. 20 Закона РФ "О недрах", действовавшей в редакции от 01.07.2021.
В соответствии с ч. 1 ст. 29 Закона РФ "О недрах" запасы полезных ископаемых подлежат государственной экспертизе.
Согласно ч. 3 ст. 29 Закона РФ "О недрах" результаты проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод оформляются заключением государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, которое является основанием для их постановки на государственный баланс в порядке, предусмотренном ст. 31 Закона РФ "О недрах".
Кроме того, в соответствии с п. 4.1.8 Положения о порядке проведения геологоразведочных работ по этапам и стадиям (твердые полезные ископаемые), утвержденного распоряжением МПР РФ от 05.07.1999 N 83-р, по результатам разведочных работ разрабатывается технико-экономическое обоснование (ТЭО) постоянных разведочных кондиций, производится подсчет запасов основных и попутных полезных ископаемых и компонентов по категориям в соответствии с группировкой месторождений по сложности строения, дается детальная экономическая оценка промышленной ценности месторождения.
Данные нормы коррелируют с абз. "е" п. 3.1 Условий пользования недрами по лицензии СВЕ 02472 ТР, в соответствии с которым Общество должно было в срок до 01.08.2016 завершить разведку на Лицензионном участке и представить подготовленный в установленном порядке геологический отчет с подсчетом запасов по категориям C1 и С2 на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых.
Таким образом, по итогам геолого-разведочных работ осуществляется государственная верификация проведенных работ посредством государственной экспертизы запасов, результаты которой являются основанием для постановки на государственный баланс запасов полезных ископаемых. Сокрытие информации о запасах полезных ископаемых, находящихся в недрах, которые в свою очередь являются государственной собственностью, недопустимо.
В соответствии с п. 10 Положения о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых N 69 для проведения государственной экспертизы заявитель направляет в адрес Федерального агентства по недропользованию материалы, подготовленные в соответствии с требованиями, определяемыми Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также заявку на проведение государственной экспертизы, а также документы, подтверждающие оплату государственной экспертизы.
Проведение государственной экспертизы осуществляется государственным учреждением, уполномоченным Федеральным агентством по недропользованию по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (ФБУ "Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых").
Так, по итогам разведочных работ ООО "ОборонГеоГрупп" представлен отчет "По результатам разведочных работ на хромовые руды на "Месторождении N 219" на Жижинско-Шаромском участке на территории Новоуральского городского округа Свердловской области", рассмотрен на заседании секции геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы Департамента по недропользованию по Уральскому федеральному округу (протокол заседания НТС Уралнедра от 19.03.2018 N 5-ТВ).
Кроме того, на стр. 2 Протокола N 5-ТВ содержится следующая информация: "По результатам геологоразведочных работ пересчет запасов не производился. Не проведены испытания по обогащению хромовых руд для обсчета экономических показателей кондиций. Разработка проекта постоянных разведочных кондиций не производилась". Разведочные работы на "Месторождении N 219" на Жижинско-Шаромском участке считать невыполненными в достаточном объеме для оценки перспектив на глубину".
Таким образом, государственная экспертиза запасов по итогам проведенных разведочных работ не пройдена. Заключение ФБУ "Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых" или Территориальной комиссии по государственной экспертизе запасов полезных ископаемых по итогам проведенных разведочных работ отсутствует. В соответствии с данными ФГИС "АСЛН" материалы по результатам разведочных работ на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых не представлены.
В случае отсутствия изменения количественных показателей запасов полезных ископаемых, прохождение государственной экспертизы полезных ископаемых является обязанностью недропользователя, так как данное обязательство предусмотрено Условиями пользования недрами, содержащимися в лицензии СВЕ 02472 ТР, которая являет собой разрешение со стороны государства на пользование Жижинско-Шаромским участком недр, находящимся в государственной собственности.
В случае отсутствия изменения показателей запасов полезных ископаемых в заключении комиссии по запасам полезных ископаемых делается вывод о необоснованности постановки на государственный баланс запасов полезных ископаемых и их списания с государственного баланса, а также внесения в этот баланс изменений, связанных с оперативным учетом изменения запасов (п. 16 Положения о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых N 69).
Таким образом, после завершения разведки пользователь недр обязан провести подсчет запасов полезных ископаемых и пройти процедуру государственной экспертизы запасов полезных.
Как отмечалось ранее, выполнение условий, установленных лицензией, является обязанностью пользователя недр в соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ "О недрах".
Согласно абз. "ж" п. 3.1 Условий пользования недрами по лицензии СВЕ 02472 ТР Общество должно было в срок до 01.09.2017 подготовить, согласовать и утвердить в установленном порядке технический проект промышленного освоения лицензионного участка на площадях с утвержденными запасами, при этом проект должен получить положительные заключения необходимых государственных экспертиз.
Данное условие коррелирует со ст. 23.2 Закона РФ "О недрах" разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Кроме того условиями пользования недрами по лицензии предусмотренаследующая хронология осуществления работ на участке недр: Поисково-оценочные работы: не позднее 01.05.2013 завершение поисково-оценочных работ месторождений (рудопроявлений) хромовых руд на лицензионном участке, составление геологического отчета с подсчетом запасов и оценкой прогнозных ресурсов и представление его на рассмотрение в Департамент по недропользованию по Уральскому федеральному округу (абз. "в" п. 3.1 Условий пользования недрами); По итогам проведенных поисково-оценочных работ на Жижинско-Шаромском участке Обществом подготовлен геологический отчет с оперативным подсчетом оцененных запасов хромовых руд по рудопроявлению N 219-а по состоянию на 01.01.2016.
Так, данный отчет рассмотрен на заседании Комиссии Департамента по недропользованию по Уральскому федеральному округу, результаты рассмотрения оформлены протоколом ТКЗ-ТПИ Уралнедра от 30.11.2016 N 477 (Протокол N 477).
В п. 3 Протокола N 477 указано следующее: "3. Рекомендовать недропользователю - ООО "ОборонГеоГрупп": при проведении разведки, совмещенной с ОПР, выполнить детальное изучение геологического строения и структуры месторождения".
По итогам проведения Обществом поисково-оценочных работ государственным органом было рекомендовано провести опытно-промышленную разработки месторождения в совокупности с разведкой.
Кроме того разведочные работы не позднее 01.05.2014 подготовка, согласование и утверждение в установленном порядке проекта разведки лицензионного участка (абз. "г" п. 3.1 Условий пользования недрами); Фактическое исполнение: Положительное Экспертное заключение Уральского территориального отделения ФБУ "Росгеолэкспертиза" от 30.06.2017 N 102-02-06/2017 выдано в отношении проектной документации на проведение предстоящих разведочных работ на хромовые руды по "Месторождению N 219" на Жижинско-Шаромском участке на территории Новоуральского городского округа Свердловской области в 2017 году.
Не позднее 01.08.2014 начало разведки на лицензионном участке (абз. "д" п. 3.1 Условий пользования недрами);
Не позднее 01.08.2016 завершение разведки и представление подготовленного в установленном порядке геологический отчет с подсчетом запасов на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых (абз. "е" п. 3.1 Условий пользования недрами);
Как отмечалось ранее, протоколом заседания НТС Уралнедра от 19.03.2018 N 5-ТВ рассмотрен отчет ООО "ОборонГеоГрупп" "По результатам разведочных работ на хромовые руды на "Месторождении N 219". Геологический отчет с подсчетом запасов на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых не представлялся. Таким образом, абз. "е" п. 3.1 Условий пользования недрами по лицензии СВЕ 02472 ТР Обществом не исполнен.
Работы по промышленному освоению месторождения: не позднее 01.05.2017 подготовка, согласование и утверждение в установленном порядке технического проекта промышленного освоения лицензионного участка на площадях с утвержденными запасами, при этом проект должен получить положительные заключения необходимых государственных экспертиз (абз. "ж" п. 3.1 Условий пользования недрами); не позднее 01.11.2018 начало строительства объектов инфраструктуры горнодобывающего предприятия (абз. "з" п. 3.1 Условий пользования недрами); не позднее 01.11.2020 обеспечение выхода на проектную мощность горнодобывающего предприятия с производительностью в соответствии с техническим проектом (абз. "к" п. 3.1 Условий пользования недрами).
Суд пришел к выводу, что данная обязанность обществом не исполнено.
Суд учитывает, что приложение N 7 и Приложение N 8 к лицензии СВЕ 02472 ТР, содержащие Условия пользования недрами, подписаны генеральным директором Общества, проставлены подписи, печати, в связи с чем ООО "ОборонГеоГрупп" безусловно знало об условиях пользования недрами по лицензии СВЕ 02472 ТР и взяло на себя обязательства по их соблюдению и выполнению.
Как видно из Условий пользования недрами, проведение опытно-промышленной разработки месторождения (ОПР) в лицензии не зафиксировано. Проведение ОПР было рекомендовано Обществу Протоколом ТКЗ-ТПИ Уралнедра от 30.11.2016 N 477 при проведении разведки для целей детального изучения строения и структуры месторождения. Отмечаем, что в соответствии с Методическими рекомендациями по применению Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых (Хромовые руды), утвержденными распоряжением Минприроды России от 05.06.2007 N 37-р, опытно-промышленная разработка (ОПР) осуществляется для детального изучения морфологии оруденения, вещественного состава руд и разработки технологических схем обогащения и переработки руд на оцененных месторождениях (участках). Таким образом, данный этап направлен на изучение технических свойств руд.
Так, Протоколом заседания территориальной Комиссии по разработке месторождений твердых полезных ископаемых Департамента по недропользованию по Уральскому федеральному округу от 05.12.2017 N 19/17 (далее - Протокол заседания ТКР-ТПИ Уралнедр N 19/17) согласован "Проект опытно-промышленного карьера по добыче хромитовых руд месторождения N 219 Жижинско-Шаромского участка" на срок проведения опытно-промышленной разработки (ОПР) - 3 года (с 2018 г. по 2021 г.) в части рационального и комплексного изучения недр.
ТКЗ-ТПИ Уралнедра рекомендовано проведение ОПР совместно с разведкой, а не за пределом сроков разведочных работ, определенных в лицензии.
Данный довод Федерального агентства по недропользованию также подтверждается Протоколом заседания ТКР-ТПИ Уралнедр от 01.09.2021 N 24/21-тп, которым ООО "ОборонГеоГрупп" отказано в согласовании дальнейшего проекта "Проект опытно-промышленного карьера по добыче хромитовых руд месторождения N 219 Жижинско-Шаромского участка" в 2021 году.
В вышеуказанном протоколе ТКР-ТПИ от 2021 года указано следующее: п. 4.1: Протоколом ТКЗ-ТПИ Уралнедра от 30.11.2016 N 477 ООО "ОборонГеоГрупп" было рекомендовано при проведении разведки выполнить опытно-промышленную отработку участка с целью детального изучения строения и структуры месторождения; п. 4.2: проведение ОПР (опытно-промышленная разработка) на стадии разведочных работ за пределом сроков разведочных работ, определенных в лицензии, является нарушением её условий.
Таким образом, Комиссией Уралнедр указано на то, что Обществом нарушаются условия пользования недрами, ООО "ОборонГеоГрупп" осуществляет ОПР за пределами сроков, установленных для осуществления работ по разведке.
Кроме того, согласование проекта ОПР на 3 года не означает автоматическое внесение изменений в лицензию в части продления или изменения сроков исполнения тех или иных условий пользования недрами. Так, внесение изменений в лицензию является государственной услугой, которая осуществляется Федеральным агентством по недропользованию или его территориальными органами на основании заявки пользователя недр, которая рассматривается на заседании постоянно действующего совещательного органа - Комиссии по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий.
Таким образом, Общество должно было обратиться в Федеральное агентство по недропользованию или его территориальный орган с заявкой на внесение изменений в лицензию.
Обязанность по промышленному освоению лицензионного участка у ООО "ОборонГеоГрупп" не наступила, прямо противоречит абз. "ж" п. 3.1 Условий пользования недрами по лицензии СВЕ 02472 ТР, срок исполнения которого установлен конкретной датой - не позднее 01.09.2017, в связи с чем судом не применен п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ "О недрах", в соответствии с которым Общество было обязано выполнять условия, установленные лицензией.
Кроме того, в соответствии с абз. "к" п. 3.1 Условий пользования недрами Общество должно было в срок до 01.11.2020 обеспечить выход на проектную мощность горнодобывающего предприятия с производительностью в соответствии с техническим проектом.
Данный пункт Условий пользования недрами не выполнен ООО "ОборонГеоГрупп" в связи с тем, что у Общества, как отмечалось в п. 2.2 данного раздела, отсутствует технический проект разработки месторождения.
В Приложении N 8 к лицензии СВЕ 02472 ТР содержится указание на сроки выхода предприятия на проектную мощность в соответствии с техническим проектом - до 01.11.2020. Заявка ООО "ОборонГеоГрупп" на внесение изменений в лицензию в части переноса сроков выхода на проектную мощность в государственные органы не поступала.
Факт отсутствия добычи в рамках технического проекта также подтверждается данными Государственного баланса запасов полезных ископаемых, который ведется на основе данных, представляемых пользователем недр.
В соответствии со ст. 32 Закона РФ "О недрах" государственный баланс запасов полезных ископаемых (далее также - ГБЗ) составляется и ведется федеральным органом управления государственным фондом недр на основе государственной отчетности пользователей недр, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляемой в указанные фонды геологической информации в установленном порядке.
Согласно п. 6 Порядка составления и ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного приказом Минприроды России от 15.05.2014 N 216 (далее - Порядок N 216), в Государственном балансе отражаются сведения о произошедших в отчетном году изменениях балансовых и забалансовых запасов полезных ископаемых в результате, в том числе, добычи из недр.
Исходя из п. 13 Порядка N 216 добытые из недр полезные ископаемые, содержащиеся в них полезные компоненты, а также потери при их добыче списываются с Государственного баланса без проведения государственной экспертизы запасов на основании данных ежегодной государственной отчетности недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых.
Таким образом, информация о движении запасов полезных ископаемых представляется пользователями недр, на основании чего впоследствии формируется Государственный баланс запасов полезных ископаемых.
В соответствии с данными ГБЗ по состоянию на 01.01.2019 ООО "ОборонГеоГрупп" в 2018 году добыто 1 тыс. т руды, по состоянию на 01.01.2020 - в 2019 году добычные работы недропользователем не проводились, по состоянию на 01.01.2021 - в 2020 году добычные работы недропользователем не проводились.
Также в п. 2 протокола заседания ТКР-ТПИ Уралнедр от 01.09.2021 N 24/21-тп, которым отказано в согласовании "Проекта опытно-промышленного карьера по добыче хромитовых руд месторождения N 219 Жижинско-Шаромского участка" от 2021 года, отмечается, что Обществом в период ОПР с 2018 по 2021 годы "добычные работы фактически не проводились".
Проведение процедуры досрочного прекращения права пользования недрами по ч. 1 ст. 20 Закона РФ "О недрах" отличается от процедуры досрочного прекращения права пользования недрами по ч. 2 ст. 20 Закона РФ "О недрах".
Основания досрочного прекращения права пользования недрами установлены в ст. 20 Закона РФ "О недрах". При этом в случаях, предусмотренных в ч. 1 указанной статьи, право пользования недрами подлежит прекращению.
В свою очередь, в ч. 2 ст. 20 Закона РФ "О недрах" предусмотрены случаи, когда право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию.
В ст. 21 Закона РФ "О недрах" регламентирован порядок досрочного прекращения права пользования недрами. Из положений данной статьи следует, что необходимость письменного уведомления недропользователя о допущенных им нарушениях возникает лишь в случае решения вопроса о возможном досрочном прекращении права пользования недрами.
В случаях, предусмотренных п. 2, 3, 5 и 8 ч. 2 ст. 20 Закона РФ "О недрах", решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения. Для прекращения права пользования недрами в случаях, установленных ч. 1 ст. 20 Закона РФ "О недрах", предварительного уведомления недропользователя не требуется.
Таким образом, процедура досрочного права пользования недрами по ч. 1 ст. 20 Закона РФ "О недрах" влечет безусловное прекращение права пользования недрами, так как в данном случае нарушаются основополагающие принципы законодательства о недрах.
Кроме того, в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 22 Закона РФ "О недрах" пользователю недр предоставлено право обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
Административный регламент N 315 определяет процедуру пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
Согласно п. 37 Административного регламента N 315 внесение изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр осуществляется по взаимному согласию пользователя недр и Роснедр или его территориального органа (в соответствии с разграничением полномочий между Роснедрами и его территориальными органами):
- в случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, независящим от пользователя недр, и связанного с этим изменения срока ввода в эксплуатацию объектов;
- при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
Согласно ч. 8 ст. 10 Закона РФ "О недрах" срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.
Кроме того, из письма Уралнедр от 02.12.2019 N 02-01/4895 следует, что в 2019 году ООО "ОборонГеоГрупп" была подана не заявка на внесение изменений в лицензию по Административному регламенту N 315, а письмо о продлении сроков. Так, для рассмотрения вопроса о внесении изменений в лицензию пользователем недр должна была быть подана заявка на внесение изменений и комплект заявочных материалов в соответствии с п. 39 Административного регламента N 315.
В свою очередь, согласно письму Уралнедр от 20.04.2020 N 02-01/1342 у Общества на момент обращения с заявкой на внесение изменений в лицензию в 2020 году имелись нарушения условий пользования недрами. Также Департамент указывает на то, что сроки выполнения абз. "и" п. 3.1 Условий пользования недрами по лицензии СВЕ 02472 ТР (ввод в эксплуатацию горно-добывающего предприятия не позднее 01.11.2019), об изменении которого ходатайствовало Общество, на момент обращения пользователя недр с заявкой уже дважды переносился и является пропущенным.
Таким образом, внесение изменений в лицензию при наличии нарушений условий пользования недрами является незаконным согласно ч. 8 ст. 10 Закона РФ "О недрах". Указанное требование направлено на предотвращение недобросовестного продления сроков лицензионных обязательств с целью избежать досрочного прекращения права пользования недрами за несоблюдение лицензионных условий.
Так, лицензия СВЕ 02472 ТР была выдана Обществу в 2008 году, соответствующие изменения в лицензию в части переноса сроков исполнения ООО "ОборонГеоГрупп" условий пользования недрами на более поздние вносились в 2010, 2012 годах.
Отказ Уралнедр во внесении изменений в лицензию СВЕ 02472 ТР в 2020 году, Обществом в судебном порядке не оспорен.
Принимая во внимание вышеизложенное, приказ Федерального агентства по недропользованию от 04.10.2021 N 495 "О прекращении права пользования недрами по лицензии СВЕ 02472 ТР" является законным.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации интересы государства как собственника недр обеспечиваются возможностью досрочного прекращения, приостановления и ограничения органами, предоставившими лицензию, права пользования недрами. В случае же несогласия пользователя недр с таким решением он может обжаловать его в административном или судебном порядке. Это предполагает право заявителя ссылаться в обоснование своих доводов, в частности, на фактические обстоятельства, которые объективно препятствовали ему надлежащим образом исполнить обязательства в сфере недропользования.
При этом суд вправе оценивать указанные сведения наравне с иными обстоятельствами дела, не ограничиваясь только установлением формальных условий применения законодательства Российской Федерации о недрах. Предусмотренный законодателем правовой механизм обеспечивает защиту прав пользователя недр и не исключает возможности учета совокупности всех фактических обстоятельств при рассмотрении дела. Соответственно, решение уполномоченного органа о досрочном прекращении (приостановлении, ограничении) пользования недрами следует расценивать как специальную меру государственного принуждения, которая должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, пропорциональной, соразмерной инеобходимой для защиты не только публичных интересов государства, связанных с его экономической и экологической безопасностью, но и частных интересов физических и юридических лиц как субъектов правоотношений в сфере недропользования (Определения от 21.12.2011 N 1862-О-О, от 09.03.2017N 565-О, от 31.05.2022 N 1158-О и др.).
С учетом этого, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 31.05.2022 N 1158-О, оспариваемые нормы Закона о недрах, подлежащие применению во взаимосвязи с иными нормативными положениями, регулирующими отношения в сфере недропользования, сами по себе не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что совокупность оснований, необходимая в силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ для удовлетворения требований, отсутствует, в связи с чем требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Доводы подателя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 23.12.2022 по делу N А40-289443/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-289443/2021
Истец: ООО "ОБОРОНГЕОГРУПП"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ
Хронология рассмотрения дела:
20.06.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-25224/2022
04.04.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-9143/2023
23.12.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-289443/2021
15.11.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-25224/2022
19.07.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-39250/2022
26.04.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-289443/2021