г. Челябинск |
|
05 апреля 2023 г. |
Дело N А76-19510/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Киреева П.Н., Арямова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Борисовский" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11 января 2023 года по делу N А76-19510/2022.
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства сельского хозяйства Челябинской области - Белов М.И. (паспорт, доверенность от 20.05.2021, диплом);
общества с ограниченной ответственностью "Борисовский" - Воронков Д.С. (паспорт, доверенность от 05.10.2022, диплом).
Министерство сельского хозяйства Челябинской области (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Борисовский" (далее - ответчик, ООО "Борисовский") о возврате субсидии по соглашению от 28.04.2020 N 294-04-01 в размере 1 011 750 руб.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 11.01.2023 (резолютивная часть решения объявлена 10.01.2022) по делу N А76-19510/2022 исковые требования удовлетворены полностью, с ООО "Борисовский" в пользу Министерства взыскана субсидия в размере 1 011 750 руб., в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 23 118 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "Борисовский" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель полагает, что, предъявляя требования о взыскании субсидии, истец злоупотребляет правом. Также указывает, что условия предоставления субсидии ответчиком выполнены полностью, субсидия использована на установленные цели, все необходимые документы сданы в Министерство через ящик для корреспонденции. Доказательств, свидетельствующих о нецелевом использовании ответчиком полученной субсидии, истец не предоставил.
Апеллянт обращает внимание, что на этапе предоставления субсидии ответчиком соблюдены все необходимые условия. По итогам проверки, представленных ответчиком документов, с истцом заключено соглашение и предоставлены средства субсидии. Несоблюдение получателем субсидии условия о предоставлении отчетности в процессе пользования субсидией не является критерием для отнесения его к лицам, не имеющим право на получение субсидии, и при недоказанности нецелевого использования средств субсидии не влечет ее возврат.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
До начала судебного заседания от Министерства поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщён к материалам в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ООО "Борисовский" поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании отклонил изложенные в ней доводы и просил арбитражный апелляционный суд оставить решение без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, между истцом (Министерство) и ответчиком (получатель) заключено соглашение от 28.04.2020 N 294-04-01 (л.д. 21-24), в соответствии с пунктом 1.1 которого, его предметом является предоставление за счет средств областного бюджета и средств поступивших в областной бюджет в 2020 году ООО "Борисовский" субсидии на возмещение части затрат на проведение агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также на повышение плодородия и качества почв по ставке 1 гектар посевной площади занятой зерновыми, зернобобовыми, масличными (за исключением рапса и сои), кормовыми сельскохозяйственными культурами (далее - субсидия) по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код органа государственной власти Челябинской области, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии на текущий финансовый год 008, раздел 04, подраздел 05, целевая статья 31 100 R5080, вид расходов 811, дополнительный функциональный код 00 003, код цели 20-55080-00000-00000, код Органа государственной власти Челябинской области, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии на текущий финансовый год из федерального бюджета поступивших в областной бюджет 008, раздел 04, подраздел 05, целевая статья 31 100 R5080, вид расходов 811, дополнительный функциональный код 00 003, код цели 20-55080-00000-00000 в рамках Подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" государственной программы Челябинской области "Развитие сельского хозяйства в Челябинской области, утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области от 23.12.2019 N 583-П.
Согласно пункту 1.2 соглашения субсидия имеет целевой назначение и не может быть использована на цели, не предусмотренные пунктом 1.1 соглашения.
Размер субсидии, предоставляемой за счет средств областного бюджета и средств, поступивших в областной бюджет из федерального бюджета, в соответствии с настоящим соглашением составляет 1 011 750 руб. Расчет размера субсидии производится в соответствии с пунктами 14, 16, 17-18, 26 Порядка предоставления субсидии (пункт 2 соглашения).
Разделом 3 соглашения предусмотрено, что субсидия предоставляется при выполнении следующих условий: на первое число месяца, в котором представляются документы, предусмотренные пунктом 23 Порядка предоставления субсидии соответственно, получатель должен соответствовать следующим требованиям:
- получатель - юридическое лицо не должен находиться в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении него не введена процедура банкротства, деятельность получателя не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а получатель - индивидуальный предприниматель не должен прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;
- отсутствие у получателя задолженности перед областным бюджетом вследствие невозврата (неполного возврата) субсидий, предоставленных ранее органом государственной власти Челябинской области, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателя бюджетных средств доверены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на текущий финансовый год и подлежащих возврату на основании вступившего в законную силу судебного решения. При наличии мирового соглашения, утвержденного соответствующим судом, данное условие применяется в случает неисполнения (ненадлежащего исполнения) указанного мирового соглашения получателя;
- получатель не должен являться иностранным лицом, а также российским юридическим лицом уставном (складочном) капитал которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации в перечень государств и территорий, представляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении такого юридического лица, в совокупности превышает 50 процентов;
- получатель не должен получать средства из областного бюджета в соответствии с иными нормативными правовыми актами на цели, указанные в пункте 1.1 соглашения;
- у получателя должна отсутствовать просроченная (нерегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед Челябинской областью, за исключением случаев, установленных Правительством Челябинской области (пункты 3.1.1. - 3.1.5 соглашения).
В пункте 5.3 соглашения указаны обязанности получателя субсидии, в том числе обязанности обеспечивать условий, целей и порядка предоставления субсидии, установленных порядком предоставления субсидии и настоящим соглашением; представить полный пакет документов, в срок, установленный Порядком предоставления субсидии; представить пакет документов, соответствующий требованиям, предъявляемым к оформлению в соответствии с Порядком предоставления субсидии; оформить пакет документов в соответствии с Порядком предоставления субсидии, содержащий достоверные сведения, не противоречащие друг другу в том числе отчетности и т.д.
Пунктом 3.7 соглашения предусмотрено, что субсидия предоставляется при выполнении условий, в том числе условия: предоставление в Орган государственной власти Челябинской области, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии на текущий финансовой год отчетности за 2020 год по формам, утвержденным приказами Минсельхоза России и (или) Органом государственной власти Челябинской области, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии на текущий финансовый год.
Согласно пункту 5.1.3.1 соглашения орган государственной власти Челябинской области до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии на текущий финансовый год обязуется в случае если получателем допущены нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидии предусмотренных настоящим соглашением, направлять получателю требование об обеспечении возврата средств субсидии в областной бюджет с указанием предельной даты возврата средств в областной бюджет.
В случае нарушения получателем субсидии условий, целей и порядка предоставления субсидии, кроме пункта 5.3.10, установленных порядком предоставления субсидии и настоящим соглашением, предоставленная субсидия подлежит возврату в полном объеме (пункт 6.2 соглашения).
В соответствии с пунктом 5.3.10 соглашения получатель субсидии обязуется достигнуть планового значения показателя, необходимого для достижения результата предоставлении субсидии, установленного в Приложении 1 к настоящему соглашению. Представить отчет по форме, предусмотренной приложением N 39 к Порядку предоставления субсидии в срок до 01.07.2021.
Министерством в адрес общества направлено уведомление о принятии решения о предоставлении субсидии от 30.04.2020 N 1005/6490/217 (л.д. 26), платежным поручением от 30.04.2020 N 343601 ответчику перечислена субсидия в размере 1 011 750 руб. (л.д. 20).
Комиссии Министерства, созданной в соответствии с Приказом Министерства от 26.03.2018 N 238-П "О постоянно действующей комиссии по осуществлению контроля индикативных показателей при предоставлении субсидии", проведено заседание, оформленное протоколом от 22.11.2021 N 8 (л.д. 72-78).
Согласно пункту 4 протокола от 22.11.2021 N 8 Комиссией по результатам анализа выявлено, что в соответствии с пунктом 6 Порядка ООО "Борисовский" (Пластовский муниципальный район) не представлен в Министерство отчет о достижении показателей, необходимым для достижения результата предоставления субсидии.
По названному пункту протокола от 22.11.2021 N 8 Комиссия решила в связи с непредоставлением отчета направить в ООО "Борисовский" требование о возврате предоставленной субсидии в полном объеме.
Истцом в адрес ответчика направлено требование от 09.03.2022 N 4436 о возврате предоставленной субсидии в размере 1 011 750 руб. (л.д. 17-19).
Неисполнение ответчиком требований, изложенных в требовании, послужило основанием для обращения истца с настоящим исковым заявлением в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что субсидия, полученная ответчиком, не является безусловной, ответчиком нарушены условия предоставления субсидии, что является основанием для ее возврата в бюджет.
Оценив повторно в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по их возврату, но в случае нарушения получателями предусмотренных данной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, (пункт 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Указанные нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации предполагают возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Основанием для возврата субсидии является нарушение получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, нарушение условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий соглашения о предоставлении субсидии.
Правительством Челябинской области принято постановление от 09.04.2020 N 136-П "О Порядке предоставления в 2020 - 2022 годах субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства" (в редакции от 09.04.2020), которым утвержден указанный Порядок (далее - Порядок).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 20 Порядка субсидии предоставляются при соблюдении ряда условий, в числе которых представление в Министерство отчетности за год, в котором предоставляется субсидия по формам, утвержденным приказами Минсельхоза России и (или) Министерства.
Согласно абзаца 2 пункта 29 Порядка в случае нарушения условий предоставления субсидии, установленных при ее предоставлении, выявленного по фактам проверок, проведенных Министерством и Главным контрольным управлением Челябинской области, предоставленная субсидия подлежит возврату в областной бюджет в полном объеме.
Возврат предоставленных субсидий осуществляется получателями субсидий в течение 10 календарных дней со дня получения получателем субсидии требования Министерства о возврате предоставленной субсидии, а в случае неисполнения требования - в судебном порядке (пункт 31 Порядка).
Таким образом, в силу положений статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядка предоставления в 2020 - 2022 годах субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства, утвержденного Постановлением Правительством Челябинской области от 09.04.2020 N 136-П, предоставленные субсидии подлежат возврату в областной бюджет при нарушении получателями условий их предоставления, и нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, в том числе нормативные правовые акты Челябинской области, должны определять именно порядок возврата субсидий при нарушении получателем данных условий, поскольку условия предоставления субсидии отличны по правовому содержанию и правовым последствиям их несоблюдения от условий использования субсидии.
Нарушение условий предоставления субсидии образуется не при любом нарушении нормативного акта, регулирующего предоставление субсидий, а именно при нарушении тех его положений, которые устанавливают критерии предоставления уполномоченными органами субсидий.
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных настоящим Кодексом, условий, установленных при их предоставлении.
Министерство сельского хозяйства Челябинской области на основании пункт 5.11 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N 450 "О министерстве сельского хозяйства в Российской Федерации", пункта 35 Положения "О Министерстве сельского хозяйства в Челябинской области", утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 09.08.2004 N 407, осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций.
Таким образом, истец при осуществлении функций главного распорядителя средств областного бюджета, уполномочен осуществлять контроль за соблюдением получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, а также по использованию субсидий по целевому назначению.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, проведенной проверкой соблюдения ответчиком условий предоставления субсидии установлено нарушение указанных условий, что зафиксировано в протоколе от 22.11.2021 N 8 заседания комиссии Министерства.
Материалами дела подтверждается факт нарушения условия предоставления субсидии в части не предоставления ООО "Борисовский" отчётности о достижении показателей за 2020 год, необходимым для достижения результата предоставления субсидии.
Вопреки доводам апелляционной жалобы возврат субсидий возможен не только при нецелевом их использовании, но и при нарушении условий предоставления субсидий, что подтверждается, в том числе, Соглашением о предоставлении субсидии от 28.04.2020 N 294-04-01 (пункты 3.7, 5.3, 6.2, 5.3.10). Доводы ООО "Борисовский" противоречат Бюджетному кодекса Российской Федерации, Порядку, Соглашению.
Доводы апелляционной жалобы об отклонении регламентируемого режима использования субсидии являются необоснованными, поскольку в соответствии с Распоряжением Правительства Челябинской области от 18.03.2020 N 146-рп "О введении режима повышенной готовности" в сфере сельского хозяйства ограничения на территории Челябинской области не вводились.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в рассматриваемом споре суду необходимо было учитывать положения статьи 6 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и части 1 статьи 2 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", являются необоснованными, поскольку ответчик исключён из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства и не является крестьянским (фермерским) хозяйством.
Учитывая изложенное, заключая с Министерством соглашение, ООО "Борисовский" осознавал особый характер правоотношений, в которые вступает, а также то, что приобретение им тех или иных прав и преимуществ, возлагает на него определенные обязанности. Установленное судом первой инстанции неисполнение ответчиком условий предоставления субсидии, явилось обоснованным основанием для удовлетворения заявленного иска.
Таким образом, решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права, ведущих к отмене судебного акта, не допущено, при рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.
Доводы апелляционной жалобы опровергаются материалами дела, им дана надлежащая оценка судом первой инстанции, в связи с чем они подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
С учётом изложенного, решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на её подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 11 января 2023 года по делу N А76-19510/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Борисовский" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-19510/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГОХОЗЯЙСТВА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "Борисовский"