город Ростов-на-Дону |
|
05 апреля 2023 г. |
дело N А32-49832/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 апреля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сороки Я.Л.,
судей Величко М.Г., Шапкина П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кириленко А.М.,
при участии:
от истца: представитель Калугина А.В. по доверенности от 02.12.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной территориальной организации города Сочи Краснодарской краевой организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 07.12.2022 по делу N А32-49832/2020 по иску Муниципального унитарного предприятия города Сочи "Сочитеплоэнерго" (ОГРН 1022302953947, ИНН 2320033802) к ответчику - Центральной территориальной организации города Сочи Краснодарской краевой организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" (ОГРН 1022300000249, ИНН 2320020779) о взыскании задолженности, пени и по встречному иску о взыскании штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие города Сочи "Сочитеплоэнерго" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Центральной территориальной организации г. Сочи Краснодарской краевой организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" (далее - ответчик) о взыскании задолженности по договору от 01.05.2017 N 2380 за период с 01.07.2017 по 31.08.2020 в размере 126 871,90 рублей, пени за период с 10.09.2017 по 05.04.2020, с 01.01.2021 по 31.03.2022 в размере 52 259,61 рублей (с учетом уточнения требований).
Центральная районная организация г. Сочи Краснодарской краевой организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" (ВОИ) обратилось в суд со встречным исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию города Сочи "Сочитеплоэнерго" о взыскании штрафа в размере 111 812,61 рублей за нарушение порядка расчета.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2022 первоначальный иск удовлетворен частично. С ответчика в пользу истца взыскана задолженность по договору от 01.05.2017 N 2380 за период с 01.07.2017 по 31.08.2020 в размере 126 871,90 рублей, пени за период с 10.09.2017 по 05.04.2020, с 01.01.2021 по 31.03.2022 в размере 52 255,57 рублей, в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 4 998,86 рублей. В удовлетворении остальной части первоначальных исковых требований отказано. Встречный иск оставлен без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение суда отменить.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что помещения общего пользования в г.Сочи согласно строительным нормам не отапливаются. Суд не учел следующее: поступление тепла из соседних помещений невозможно ввиду отсутствия разности температур внутреннего воздуха в смежных помещениях; тепловая энергия (мощность), используемая для целей горячего водоснабжения в открытой системе ГВС оплачивается по тарифам отопления; на трубах горячего водоснабжения установлены и своевременно проверены приборы учета; на момент демонтажа радиаторов работниками истца в помещении по ул. Воровского, д.60 в 2009 году требования по предоставлению документов и проектов реконструкции системы отопления отсутствовали; в помещения по ул. Донская, 15 А отопление отсутствовало изначально, реконструкция не проводилась. Судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, судебный акт принят с нарушениями положений статьи 270 АПК РФ. Судом не рассмотрено ходатайство об объявлении перерыва с целью ознакомления.
От ответчика поступили письменные дополнения к апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца отклонил доводы жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Ответчик явку представителя в судебное заседание не обеспечил, уведомлен о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке. Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанного лица в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением городского собрания города Сочи от 25.12.2018 дано согласие администрации города Сочи на предоставление муниципального недвижимого имущества на условиях безвозмездного пользования организациям для использования в некоммерческих целях в 2019 году, в том числе ответчику по первоначальному иску следующее имущество: литер А, 1 этаж, N 1-10, литер А3, 1 этаж, N 11 по адресу г. Сочи, ул. Донская, д. 15а; литер А, 1 этаж, N 21, 23-25 по адресу: г. Сочи, ул. Воровского, д. 60.
На основании договоров о передаче в безвозмездное пользование недвижимого имущества, составляющего муниципальную казну города Сочи, от 23.04.2015 N 4712, от 30.03.2016 N 5341 ответчику по первоначальному иску в безвозмездное пользование переданы: нежилые помещения общей площадью 149 м2, расположенные по адресу: г. Сочи, ул. Донская, 15 А; нежилые помещения общей площадью 89,1 м2, расположенные по адресу: г. Сочи, ул. Воровского, 60.
Между истцом по первоначальному иску (теплоснабжающая организация, ТСО) и ответчиком по первоначальному иску (потребитель) заключен договор теплоснабжения от 01.05.2017 N 2380 (далее - договор), по условиям которого ТСО обязуется подавать потребителю в нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Сочи, ул. Воровского, д. 60, г. Сочи, ул. Донская, д. 15а, через присоединенную сеть тепловую энергию, а потребитель обязуется оплачивать принятую им тепловую энергию, соблюдать предусмотренный договором режим потребления тепловой энергии, обеспечивать надлежащую эксплуатацию и исправность используемого оборудования и приборов, связанных с потреблением тепловой энергии (пункт 1.1 договора, Приложение N 1 к договору).
Согласно пункту 1.4 договора объем потребленной тепловой энергии определяется в соответствии с данными приборов учета. При отсутствии приборов учета объем потребленной тепловой энергии определяется расчетным методом: на отопление - по установленному нормативу теплопотребления, согласно общей площади помещения равной 238,1 м2; на горячее водоснабжение - расчетным путем исходя из нормативов водопотребления, а при отсутствии таких нормативов - в соответствии с требованиями строительных норм и правил: 3,113 Гкал/мес., 51,33 м3/мес., на общедомовые нужды пропорционально размеру общей площади помещения (в соответствии с формулами, указанными в Правилах N 354).
В соответствии с п. 3.1 договора расчетный период для оплаты оказанных услуг устанавливается равным 1 календарному месяцу.
В силу п. 3.2 договора размер платы за потребленную тепловую энергию рассчитывается по тарифам (ценам), установленным в порядке, определенном законодательством РФ о государственном регулировании тарифов (цен).
Согласно п. 3.7 договора оплата за потребленную тепловую энергию производится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, на основании платежных документов и акта приема-передачи тепловой энергии.
Во исполнение условий договора муниципальное унитарное предприятие города Сочи "Сочитеплоэнерго" (далее - МУП "СТЭ") поставило ответчику по первоначальному иску тепловую энергию за период с 01.07.2017 по 31.08.2020 на сумму 128 400,40 рублей, что подтверждается актами о приеме-передаче тепловой энергии, счетами-фактурами, корректировочными счетами-фактурами, подробными расчетами суммы долга.
Вместе с тем, ответчиком по первоначальному иску обязательства по оплате потребленной тепловой энергии не исполнены, в связи с чем за ним образовалась задолженность в размере отпущенного коммунального ресурса.
13.10.2020 истцом по первоначальному иску в адрес ответчика по первоначальному иску направлена претензия с просьбой оплатить образовавшуюся задолженность, которая оставлена последним без финансового удовлетворения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца по первоначальному иску в арбитражный суд с иском.
Истец по встречному иску на основании п. 6 ст. 157 ЖК РФ, п. 155 (1) Правил N 354 заявил требование о взыскании с МУП "СТЭ" штрафа за нарушение порядка расчетов в размере 50% от необоснованно увеличенной суммы платы.
Поскольку в спорных помещениях отсутствуют теплопринимающие установки, транзитные трубопроводы изолированы и в договоре ресурсонабжения площадь отапливаемого помещения не значится (указано "0"), что "подтверждается Постановлениями Арбитражных Судов РФ всех инстанций, включая ВС РФ", то требование платы за отопление по ул. Воровского, д. 60 и по ул. Донская, д. 15а незаконно.
Кроме того, истец по встречному иску считает, что при расчете платы за ГВС по ул. Донская, д. 15а МУП "СТЭ" применен завышенный норматив расхода тепла на нагрев воды и завышенный тариф на тепло, поскольку тариф на тепло для ГВС должен быть равен тарифу на отопление ввиду того, что в системе водоснабжения дома вода на ГВС берется из системы отопления, наружные сети системы ГВС отсутствуют.
Ссылаясь на Приказ Минрегиона РФ от 15.02.2011 N 47, постановление Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075, Приказ РЭК КК N 334/2019, истец по встречному иску считает, что тепловая энергия (мощность), используемая для целей горячего водоснабжения в открытой системе ГВС, должна оплачиваться по тарифам отопления.
С 01.07.2019 сумма платы за ГВС МУП "СТЭ" исчислена из норматива, однако на подающем трубопроводе сети ГВС установлены водомеры, которые своевременно прошли проверку 25.01.2019 и 30.01.2020.
Письмом от 08.10.2020 истец по встречному иску обратился к МУП "СТЭ" с просьбой произвести перерасчет платы за ГВС по ул. Донская, д. 15а и в добровольном порядке выплатить штраф в размере 50% превышения по расчету за отопление и по расчету за ГВС.
Однако ответчиком по встречному иску перерасчет платы не произведен, штраф не оплачен.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца по встречному иску в арбитражный суд со встречным иском.
При принятии судебного акта суд первой инстанции руководствовался ст.ст. 307, 309, 310, 539, 544, 548 ГК РФ, ст. 4, ст. 5 ЖК РФ и следующим.
Частью 1 ст. 157 ЖК РФ определено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно статьей 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и хранению.
В соответствии со статьями 39 и 158 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме урегулированы Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила N 354).
Согласно п. 40 Правил N 354 в редакции, действующей в спорный период, потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42.1, 42.2, 43 и 54 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) потребителем тепловой энергии является лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках, либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Согласно постановлению Администрации муниципального образования город Сочи от 10.11.2016 N 2525 "Об определении единых теплоснабжающих организаций в системе теплоснабжения на территории муниципального образования город-курорт Сочи" МУП "СТЭ" входит в перечень единых теплоснабжающих организаций в системе теплоснабжения на территории муниципального образования город-курорт Сочи.
Постановлением администрации города Сочи от 09.11.2016 N 2520 утверждены схемы теплоснабжения в административных границах муниципального образования город-курорт Сочи на период с 2015 до 2032 года. Таблицей 74 указанного постановления утверждены зоны действия котельных МУП "СТЭ". Пунктом 5 указанной таблицы установлено, что в Центральном районе многоквартирный дом ул. Донская попадает в зону действия источника тепловой энергии - котельной N 5, что согласуется с Приложением N 1 к договору N 2380. Пунктом 11 таблицы установлено, что в Центральном районе многоквартирный дом ул. Воровского попадает в зону действия источника тепловой энергии - котельной N 14, что согласуется с Приложением N 1 к договору N 2380. Вышеизложенное свидетельствует о технологическом присоединении МКД по ул. Донская, 15а и ул. Воровского, 60 к централизованным сетям МУП "СТЭ".
Таким образом, многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: г. Сочи, ул. Донская, 15а и ул. Воровского, 60, подключены к централизованной системе отопления.
В отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Сочи, ул. Донская, д. 15а, расчет с 01.07.2017 по 31.08.2020 произведен по отоплению МОП, в отопительный период и ГВС. В нежилом помещении установлен индивидуальный прибор учета горячей воды.
В отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Сочи, ул. Воровского, д. 60, расчет с 01.01.2019 по 30.04.2020 произведен только по отоплению МОП, в отопительный период, ГВС отсутствует.
Расчет по отоплению МОП произведен согласно пунктам 42.1 и 43 Правил N 354.
Расчет по горячему водоснабжению (помещения по адресу: г. Сочи, ул. Донская, д. 15а) произведен исходя из следующего.
В соответствии с п. 5 ст. 9 Закона N 190-ФЗ тарифы на горячее водоснабжение устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
С 01.07.2017 по 30.06.2019 размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению определяется по формуле 23 Правил N 354:
, где: V: - объем потребленной за расчетный период в нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального прибора учета в нежилом помещении. При отсутствии приборов учета объем потребленной горячей воды определяется: в нежилом помещении - из расчетного объема, определенного в соответствии с пунктом 43 Правил;
ТХВ - компонент на холодную воду или теплоноситель, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение);
- объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении, рассчитывается как произведение и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;
T Т/Э - компонент на тепловую энергию, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду.
В соответствии с пп. "а" п. 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42.1 настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42.1 настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.
Согласно пп. "д" п. 34 и пп. "д" п. 81 (12) Правил N 354 при истечении межповерочного интервала прибор учета считается вышедшим из строя и не может быть принят к коммерческому учету. Согласно акту контрольного съема показаний от 09.07.2019 поверка окончена 2016.
За период с 01.07.2019 по 23.03.2020 расчет за горячее водоснабжение для нежилого помещения по ул. Донская, д. 15а определялся в соответствии с расчетной нагрузкой, указанной п. 1.4 договора, в связи с окончанием межповерочного интервала и акта от 09.07.2019 на основании СНиП 2.04.01-85 по точкам разбора ГВС, согласно акта от 11.09.2015 - 51,33 м3/мес.
При этом расчет за горячее водоснабжение для указанного помещения в июле, августе 2019 года определялся исходя из договорного объема 51,33 м3/мес. (п. 1.4 договора) с учетом списка аварийных отключений котельной N 5.
С 24.03.2020 по 30.08.2020 расчет ГВС производится по показаниям прибора учета согласно актам поверки и акту допуска ИПУ в эксплуатацию от 24.03.2020.
В отношении нежилого помещения в МКД 15а по ул. Донская с 01.01.2019 по 30.04.2020 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, определялся по вышеуказанной формуле 2 3, где общая площадь нежилого помещения в в указанном МКД составляет 149 м2; общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД N 15а по ул. Донская, составляет 772,3 м2; общая площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД N 15а по ул. Донская составляет 3 657,1 м2; общая площадь жилых и нежилых помещений, в которых технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие приборов отопления, или жилых и нежилых помещений, переустройство которых, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством РФ, для МКД N 15а по ул. Донская составляет 263,8 м2; норматив потребления коммунальной услуги по отоплению для МКД N 15а по ул. Донская (5 этажей) составляет 0,0154 Гкал/на 1 м2; объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое), равен 0, так как помещение не оснащено приборами отопления.
Суд проверил расчет задолженности по договору N 2380 по первоначальному иску и признал его составленным методологически верно в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно расчету истца по первоначальному иску задолженность ответчика по первоначальному иску за период с 01.07.2017 по 31.08.2020 составляет 126 871,90 рублей, в том числе ГВС с 01.07.2017 по 31.08.2020 - 112 690,93 рублей, отопление с 01.01.2019 по 30.04.2020 - 14 180,97 рублей.
Судом первой инстанции оценен и обосновано отклонен довод ответчика по первоначальному иску о том, что региональная энергетическая комиссия - департамент цен и тарифов Краснодарского края не относится к органам государственной власти субъекта РФ, уполномоченным утверждать в силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, п. 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, (далее - Правила N 306) нормативы, не относится к органам исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным утверждать в силу ч. 2 ст. 157 ЖК РФ, п. 101 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075, тарифы, судом отклоняется на основании следующего.
В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 14.06.2002 N 652 "О департаменте государственного регулирования тарифов Краснодарского края" в редакции, действующей в спорный период, утверждено Положение о региональной энергетической комиссии - департаменте цен и тарифов Краснодарского края, в соответствии с п. 1.2 которого Региональная энергетическая комиссия - департамент цен и тарифов Краснодарского края (далее - РЭК - ДЦиТ Краснодарского края) является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов).
В соответствии с п. 3 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 3.3 Положения о региональной энергетической комиссии - департаменте цен и тарифов Краснодарского края, РЭК - ДЦиТ Краснодарского края утверждает нормативы потребления коммунальных услуг, нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
На официальном сайте РЭК - ДЦиТ Краснодарского края опубликованы приказы с установленными нормативами и тарифами, которые применял истец по первоначальному иску в расчетах.
Указанные приказы РЭК - ДЦиТ Краснодарского края с установленными нормативами и тарифами ответчиком по первоначальному иску не оспорены в судебном порядке.
Истцом по первоначальному иску в ноябре 2018 года на основании приказа N П-0266/18 от 07.11.2018 по судебным актам об отказе на взыскание задолженности за услуги по отоплению в нежилых помещениях, необорудованных обогревательными элементами, сторнировано начисление за период с ноября 2017 года по декабрь 2018 года; с 01.01.2019 начисления осуществлялись за отопление только на долю в площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (МОП).
Поскольку обязанность ответчика вносить плату за поставленную истцом в спорный период тепловую энергию подтверждается материалами дела, доказательств оплаты задолженности ответчиком в материалы дела не представлено, суд пришел к выводу о том, что требование о взыскании задолженности по договору от 01.05.2017 N 2380 за период с 01.07.2017 по 31.08.2020 в размере 126 871,90 рублей подлежит удовлетворению.
Истцом также заявлено требование о взыскании пени за период с 10.09.2017 по 05.04.2020, с 01.01.2021 по 31.03.2022 в размере 52 259,61 рублей.
Руководствуясь статьями 329, 330, 332 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 14 статьи 155 ЖК РФ, суд пришел к выводу об обоснованности заявленного требования. Проверив расчет истца, суд признал его составленным методологически верно, при этом установил наличие допущенных истцом арифметических ошибок. Судом произведен перерасчет за период с 10.09.2017 по 05.04.2020, с 01.01.2021 по 31.03.2022, в результате которого сумма пени, обоснованно предъявленная ко взысканию с ответчика по первоначальному иску, составила 52 255,57 рублей.
Истцом по встречному иску заявлено требование о взыскании с ответчика по встречному иску штрафа на основании ч. 6 ст. 157 ЖК РФ, п. 155 (1) Правил N 354.
Поскольку судом установлено, что ответчиком по встречному иску нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги допущено не было, правовые основания для применения ч. 6 ст. 157 ЖК РФ, п. 155 (1) Правил N 354 отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что требования по встречному иску подлежат оставлению без рассмотрения.
С учетом приведенных заявителем в апелляционной жалобе доводов, апелляционная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов суда.
В основанной части доводы заявителя сводятся к отсутствию непосредственно в его помещениях отопительных приборов.
Вместе с тем, предъявленная к взысканию в рамках настоящего дела сумма оплаты за теплоснабжение относится к оплате за отопление только на долю в площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (МОП). В расчете истца данное обстоятельство учтено исходя из результатов рассмотрения дела N А32-35521/2017 в рамках которого суды исходили из того, что в спорных помещениях ответчика Центральная районная организация г. Сочи Краснодарской краевой организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" (ВОИ) отсутствуют теплопринимающие установки.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации применительно к вопросу о взимании платы за коммунальную услугу по отоплению, подлежащей внесению собственниками или пользователями жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, переведенных на отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, сама по себе установка такого рода источников тепловой энергии и, как следствие, фактическое неиспользование тепловой энергии, поступающей по внутридомовым системам отопления, для обогрева соответствующего жилого помещения не могут служить достаточным основанием для полного освобождения его собственника или пользователя от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (Постановление от 20 декабря 2018 года N 46-П).
Данная правовая позиция основывается на том, что переход отдельных помещений (жилых или нежилых) многоквартирного дома, подключенного к централизованным сетям теплоснабжения, на автономное отопление (включая демонтаж расположенных в этих помещениях отопительных приборов (радиаторов отопления) и изоляцию проходящих через них стояков отопления) не влечет за собой реконструкцию относящихся к общему имуществу многоквартирного дома в целом внутридомовых инженерных сетей, а потому тепловая энергия, поступающая в такой дом по централизованным сетям теплоснабжения, по-прежнему продолжает распределяться через транзитные трубопроводы и иные элементы внутридомовой системы отопления по отдельным помещениям (жилым, нежилым, помещениям общего пользования), тем самым отапливая не только соответствующие помещения, но и весь дом в целом, что, по общему правилу, предполагает потребление тепловой энергии в том числе и на общедомовые нужды, а также неизбежные потери тепловой энергии во внутридомовых сетях этого дома (трубопроводах, стояках и т.д.).
Сказанное, в свою очередь, обусловливает обязанность собственников и пользователей всех помещений в многоквартирном доме оплачивать коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую на общедомовые нужды, вне зависимости от того, каким образом отапливаются сами эти помещения - за счет тепловой энергии, поступающей в конкретное помещение через подключенную к централизованным сетям теплоснабжения внутридомовую систему отопления, либо за счет индивидуальных источников тепловой энергии. Исходя из этого полный отказ от предоставления и оплаты коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, допускается лишь при условии отключения от централизованной системы отопления многоквартирного дома в целом, а не отдельных его помещений, что возможно осуществить лишь по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и только в рамках реконструкции системы его теплоснабжения (часть 3 статьи 36 и пункт 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Расчет стоимости ГВС истцом также произведен с учетом периода поверки прибора учета ГВС, что подробно отражено в решении суда.
Приведенный заявителем довод о том, что судом не рассмотрено ходатайство ответчика об объявлении в судебном заседании перерыва подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, явка ответчиком в судебных заседаниях 22.11.2022 (до перерыва) и 29.11.2022 (после перерыва) не была обеспечена, соответствующее ходатайство отсутствует в материалах дела.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
При совокупности изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции оснований для отмены либо изменения судебного акта арбитражного суда первой инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2022 по делу N А32-49832/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты его изготовления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Я.Л. Сорока |
Судьи |
М.Г. Величко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.