город Ростов-на-Дону |
|
06 апреля 2023 г. |
дело N А32-56285/2022 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Яицкой С.И.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу непубличного акционерного общества "Каневское дорожное ремонтно-строительное управление"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.01.2023 по делу N А32-56285/2022
по иску администрации Стародеревянковского сельского поселения Каневского района (ИНН 2334019660, ОГРН 1052319146351)
к ответчику непубличному акционерному обществу "Каневское дорожное ремонтно-строительное управление" (ИНН 2334019678, ОГРН 1052319146428)
о взыскании штрафа,
УСТАНОВИЛ:
администрация Стародеревянковского сельского поселения Каневского района (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к непубличному акционерному обществу "Каневское дорожное ремонтно-строительное управление" (далее - общество, ответчик) о взыскании 20 472,95 руб. штрафа.
Исковые требования мотивированы тем, что ответчиком нарушены условия муниципального контракта в части привлечения к выполнению работ субподрядчика из числа субъектов малого предпринимательства.
В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
11.01.2023 судом первой инстанции принято решение путем подписания резолютивной части, в соответствии с которой исковые требования удовлетворены в полном объеме.
07.02.2023 судом изготовлено мотивированное решение.
Не согласившись с данным судебным актом, общество обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что в рамках исполнения муниципального контракта ответчиком произведена закупка строительных материалов у ООО "ДорТехСнаб", которое является субъектом малого предпринимательства, в связи с чем общество выполнило условия контакта в полном объеме.
В пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", разъяснено, что апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 335.1 ГПК РФ, статьей 272.1 АПК РФ. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила частей первой и второй статьи 232.4 ГПК РФ, абзаца 1 части 1, части 2 статьи 229 АПК РФ не применяются.
Учитывая, что суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для вызова сторон в судебное заседание, апелляционная жалоба рассмотрена по имеющимся в деле письменным доказательствам в порядке части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 26.04.2021 в соответствии со статьей 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" между администрацией Стародеревчнковского сельского поселения Каневского района (заказчик) и непубличным акционерным обществом "Каневское дорожное ремонтно-строительное управление" (подрядчик) заключен муниципальный контракт N 0003 на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги по ул. Советской от ПК 0+00 (ул. Школьная) до ПК 2+10 (ул. Ленинградская) в станице Стародеревянковской.
На основании пункта 2.1 контракта цена контракта составляет 2 047 295,07 руб., в том числе НДС 341 215,85 руб.
Согласно пункту 4.1.11 контракта в случае если подрядчик не относится к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организацией, он обязан привлекать для выполнения работ субподрядчиков с уведомлением заказчика, по форме согласно приложению N 5 "Сведения о субподрядных организациях" к настоящему контракту в размере 20 % от цены контракта"
Однако, в нарушение пункта 4.1.11 контракта подрядчиком не привлекались для выполнения работ субподрядчики, не предоставлена копия договора, заключенная с субподрядчиком, а предоставлена в качестве подтверждения выполнения установленного требования копия договора на поставку стабилизирующей добавки от 28.04.2021 с ООО "ДорТехСнаб" на сумму 441 000,00 руб., не отвечающий нормам главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.
За неисполнение подрядчиком условий о привлечении для выполнения работ субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организацией в размере 20 % от цены контракта в объеме 409 459,01 руб. (2 047 295,07*20%) в соответствии с пунктом 6.3 контракта предусматривается взыскание штрафа в размере 5 (пяти) процентов от объема при пленения.
Указывая на то обстоятельство, что обществом нарушена установленная контрактом обязанность по привлечению к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, не предоставлены в срок документы, подтверждающие исполнение подрядчиком данной обязанности, администрация направила обществу претензию от 16.09.2022 N 1578/01-13 с требованием уплатить штрафные санкции.
Неисполнение обществом данного требования послужило основанием для обращения администрации в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта нарушения обществом обязанности по привлечению к выполнению работ субподрядчика из числа субъектов малого предпринимательства.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Возникшие между сторонами правоотношения регулируются главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации и положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Согласно статье 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно статье 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) должна выполнить по заданию другой стороны (заказчик) определенную работу и сдать ее результаты заказчику, а заказчик обязан принять результаты работ и оплатить их.
Как указано в статье 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда (пункт 1 статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правилами статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке.
На основании статей 309 и 310 Гражданского кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором (пункт 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В силу части 6 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Согласно части 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 "О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом" утверждены Правила списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом (далее - Правила N 783).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 340 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783", вступившим в силу 12.03.2022, из названия, преамбулы и текста Правил N 783 исключены слова "в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах".
Согласно пункту 2 Правил N 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением перечисленных в данном постановлении контрактов.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил N 783 определено, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "в" - "д" данного пункта.
Подпунктом "а" пункта 5 Правил N 783 установлено, что при наличии документа о подтвержденных сторонами контракта расчетах по начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней) основанием для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) является в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 3 данных Правил, - исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме, подтвержденное актом приемки или иным документом.
Пункт 11 Правил N 783 устанавливает, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с пунктом 3 данных Правил распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществляется заказчиком на основании решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), указанного в пункте 9 Правил, в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения.
Наличие спора относительно начисленной неустойки не может трактоваться как условие, препятствующее списанию или предоставлению отсрочки уплаты неустоек, поскольку подобные антикризисные меры были установлены специально для защиты поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по государственным контрактам (определение Верховного Суда Российской Федерации по делу от 14.08.2018 N 305-ЭС18-5712).
Как разъяснено в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, списание, рассрочка начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определенных условиях является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам. В связи с этим суд, рассматривая иск заказчика о взыскании с поставщика (подрядчика, исполнителя) указанных штрафных санкций, обязан проверить соблюдение истцом требований приведенного законодательства (определения Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2023 N 304-ЭС22-26851, от 18.01.2023 N 308-ЭС22-26699, от 19.08.2022 N 305-ЭС22-4106).
Согласно информации, размещенной на сайте http://www.zakupki.qov.ru/, спорный контракт исполнен обществом в полном объеме.
При этом, как следует из материалов дела, размер предъявленного администрацией штрафа не превышает 5 % от цены контракта, однако суд первой инстанции указанному обстоятельству в совокупности с изложенными разъяснениями надлежащую оценку не дал.
Вместе с тем, установление данных обстоятельств (условий) является безусловным основанием для возникновения у общества права на списание начисленной неустойки, в соответствии с требованиями подпункта "а" пункта 3 Правил.
Подобный правовой подход соответствует сложившейся судебной практике (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.04.2022 по делу N 302-ЭС21-25561, постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.02.2023 по делу N А53-43204/2020 и от 07.12.2021 N А53-367/2021).
Исследовав представленные в дело доказательства и оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что размер начисленного штрафа составил менее 5 % стоимости контракта, контракт исполнен ответчиком, истец должен был самостоятельно произвести списание штрафа, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене. В удовлетворении исковых требований надлежит отказать.
Кроме того, описательная и мотивировочная часть мотивированного решения суда первой инстанции не соответствует обстоятельствам настоящего дела.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При подаче апелляционной жалобы ответчиком по платежному поручению N 78 от 20.01.2023 оплачено 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Поскольку апелляционная жалоба удовлетворена, с истца в пользу ответчика подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.01.2023 по делу N А32-56285/2022 отменить. В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с администрации Стародеревянковского сельского поселения Каневского района (ИНН 2334019660, ОГРН 1052319146351) в пользу непубличного акционерного общества "Каневское дорожное ремонтно-строительное управление" 3 000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.И. Яицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-56285/2022
Истец: Администрация Стародеревянковского сельского поселения Каневского района
Ответчик: НАО Каневское дорожное ремонтно-строительное управление