г. Пермь |
|
06 марта 2024 г. |
Дело N А50-8427/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 марта 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дружининой О.Г.,
судей Поляковой М.А., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хасаншиной Э.Г.,
при участии:
от истца, индивидуального предпринимателя Чашкова Олега Александровича: Творогов А.С., паспорт, доверенность от 13.03.2023, диплом; Стогова А.А., паспорт, доверенность от 26.02.2024;
от ответчика, Администрации Ленинского района города Перми: Кормщикова И.В., удостоверение, доверенность от 09.01.2024, диплом;
от третьего лица, индивидуального предпринимателя Мамонова Сергея Васильевича: Кичев А.В., удостоверение, доверенность от 26.02.2024;
от третьего лица, Департамента образования администрации города Перми: Носкова О.Е., паспорт, доверенность от 19.05.2023, диплом;
от третьего лица, Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края: Кудинова Е.В., удостоверение, доверенность от 23.03.2023, диплом;
от иных лиц, участвующих в деле, представители не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы ответчика, Администрации Ленинского района города Перми, третьего лица, Департамента градостроительства и архитектуры Администрации города Перми, и третьего лица, Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 18 декабря 2023 года
по делу N А50-8427/2023
по иску индивидуального предпринимателя Чашкова Олега Александровича (ОГРНИП 304590503300039, ИНН 590500786746)
к Администрации Ленинского района города Перми (ОГРН 1025900526277, ИНН 5902290057)
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (ОГРН 1045900116162, ИНН 5902293114), индивидуальный предприниматель Мамонов Сергей Васильевич (ОГРНИП 313590508700032, ИНН 590300204366), Департамент градостроительства и архитектуры Администрации города Перми (ОГРН 1115902013061, ИНН 5902293820), Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края (ОГРН 1055900361835, ИНН 5902293192), Департамент образования администрации города Перми (ОГРН 1025900524066, ИНН 5902290434), муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 7 с углубленным изучением английского языка" г. Перми (ОГРН 1025900528290, ИНН 5902291886), Инспекция государственного строительного надзора Пермского края (ОГРН1175958027520, ИНН 5902044189)
о признании права собственности на объект капитального строительства,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Чашков Олег Александрович (далее - истец, предприниматель, ИП Чашков О.А.) обратился в Арбитражный суд Пермского края с иском к Администрации Ленинского района города Перми (далее - ответчик, Администрация) о признании права собственности на объект капитального строительства, расположенный в пределах кадастрового квартала 59:01:4410123, на земельном участке кадастровый номер 59:01:4410123:30, по адресу: г. Пермь, Ленинский район, ул. Попова, 48а, площадью 1930,1 кв.м, с присвоенным кадастровым номером 59:01:4410123:1446.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, индивидуальный предприниматель Мамонов Сергей Васильевич, Департамент градостроительства и архитектуры Администрации города Перми, Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, Департамент образования администрации города Перми, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 7 с углубленным изучением английского языка" г. Перми, Инспекция государственного строительного надзора Пермского края.
Решением арбитражного суда от 18.12.2023 исковые требования удовлетворены. Признано право собственности за ИП Чашковым О.А. на объект капитального строительства, расположенный в пределах кадастрового квартала 59:01:4410123, на земельном участке кадастровый номер 59:01:4410123:30, по адресу: г. Пермь, Ленинский район, ул. Попова, 48а, площадью 1930,1 кв.м, с присвоенным кадастровым номером 59:01:4410123:1446.
Решение суда от 18.12.2023 обжаловано ответчиком, Администрацией Ленинского района города Перми, третьими лицами, Департаментом градостроительства и архитектуры Администрации города Перми и Министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, в апелляционном порядке.
В обоснование апелляционной жалобы Администрация Ленинского района города Перми приводит доводы о возможности введения объекта в эксплуатацию во вне судебном порядке. Истец с соответствующим заявлением для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не обращался. Заключение о соответствии построенного объекта требованиям проектной документации Инспекцией государственного строительного надзора Пермского края не выдано. Также ответчик считает, что Администрация Ленинского района города Перми является ненадлежащим ответчиком по рассматриваемому делу. Администрация просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований предпринимателю отказать.
Департамент градостроительства и архитектуры Администрации города Перми в своей апелляционной жалобе также просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Ссылается на отсутствие оснований для введения объекта в гражданский оборот в обход установленного законодательством порядка. Указывает, что разрешение на строительство объекта на момент подачи искового заявления являлось действующим, с заявлениями о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию истец не обращался. Департамент также считает, что Администрация Ленинского района города Перми является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. Кроме того, Департамент полагает, что решение суда является неисполнимым ввиду того, что право собственности на объект с кадастровым номером 59:01:4410123:1446 в настоящее время зарегистрировано за истцом как на объект незавершенного строительства.
Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края в своей апелляционной жалобе также приводит доводы о том, что истец не лишен права в установленном порядке обратиться в адрес Министерства с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Департамент образования администрации города Перми в отзыве на апелляционные жалобы поддержал доводы заявителей апелляционных жалоб.
ИП Чашков О.А., ИП Мамонов С.В. в отзывах на апелляционные жалобы выразили возражения против их удовлетворения.
Представители Администрации Ленинского района города Перми, Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, Департамента образования Администрации города Перми в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах.
Представители ИП Чашкова О.А., ИП Мамонова С.В. в судебном заседании против удовлетворения апелляционных жалоб возражали.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 21.11.2018 Мамонов Сергей Васильевич обратился в Департамент градостроительства и архитектуры Администрации города Перми с заявлением N 059-22-01-34/01-3504 о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства: "Медицинский учебно-методический центр реабилитации и курортологии" на земельном участке с кадастровым номером 59:01:4410123:30, расположенным по адресу: г. Пермь, ул. Екатерининская, 109.
По результатам рассмотрения заявления и представленного Мамоновым С.В. пакета документов, Департаментом градостроительства и архитектуры Администрации города Перми принято решение от 06.12.2018 N И-059-22-01-34/01-1679 об отказе в выдаче разрешения на строительство на основании ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) по причине отсутствия документов, предусмотренных ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, несоответствия представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство ГПЗУ, разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с действующим законодательством.
30.01.2019 Мамонов Сергей Васильевич обратился в Департамент градостроительства и архитектуры Администрации города Перми с заявлением N 059-22-01-34/01-55 о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства: "Медицинский учебно-методический центр реабилитации и курортологии" на земельном участке с кадастровым номером 59:01:4410123:30, расположенным по адресу: г. Пермь, ул. Екатерининская, 109.
По результатам рассмотрения заявления и представленного Мамоновым С.В. пакета документов, Департаментом градостроительства и архитектуры Администрации города Перми принято решение об отказе в выдаче разрешения на строительство на основании ч. 13 ст. 51 ГрК РФ, изложенное в письме от 12.02.2019 N И-059-22-01-34/01-81, по причине несоответствия представленных документов разрешенному использованию земельного участка.
Во исполнение решения N 04231-19 от 05.04.2019 и предписания N 04232-19 от 05.04.2019 Пермского УФАС, с учетом позиции Арбитражного суда Пермского края, изложенной в решении от 17.07.2019 по делу N А50-12559/2019, Департаментом градостроительства и архитектуры Администрации города Перми Мамонову С.В. выдано разрешение на строительство от 29.10.2019 N 59-RU90303000-184-2019 объекта "Медицинский учебно-методический центр реабилитации и курортологии" по ул. Екатериниская, 109. Срок действия разрешения до 29.10.2020.
01.11.2019 между индивидуальным предпринимателем Чашковым Олегом Александровичем (покупатель) и Мамоновым Сергеем Васильевичем заключен договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Попова, 48а, площадью 444 (+/- 4) кв.м., кадастровый номер 59:01:4410123:30.
07.11.2019 на земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410123:30 зарегистрировано право собственности Чашкова О.А.
Решением Пермской городской Думы от 19.11.2019 N 282 "О внесении изменения в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143" (далее - Решение N 282), внесены изменения в Правила землепользования и застройки города Перми (далее - Правила), в соответствии с которыми установлена зона ограничений по условиям сохранения и планируемого размещения образовательных учреждений в границах территории, включающей земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410123:30 по ул. Екатерининской, 109, земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410123:1191 по ул. Попова, 48 в Ленинском районе города Перми.
28.09.2020 Мамонов Сергей Васильевич обратился в Департамент градостроительства и архитектуры Администрации города Перми с заявлением N 059-22-01-34/01-698 о продлении срока действия разрешения на строительство от 29.10.2019 N 59-RU90303000-184-2019.
02.10.2020 срок действия разрешения на строительство от 29.10.2019 N 59-RU90303000-184-2019 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440 продлен Департаментом градостроительства и архитектуры Администрации города Перми до 29.10.2021.
29.04.2021 Чашков Олег Александрович обратился в Департамент градостроительства и архитектуры Администрации города Перми с заявлением N 059-22-01-34/01-335 о внесении изменений в разрешение на строительство от 29.10.2019 N 59-RU90303000-184-2019 в связи со сменой собственника земельного участка.
Департамент, рассмотрев заявление Чашкова О.А., письмом от 06.05.2021 N И-059-22-01-34/01-127 отказал во внесении изменений в разрешение на строительство на основании ч. 21.15 ст. 51 ГрК РФ в связи с отсутствием у заявителя правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410123:1191, по которому согласно проектной документации предусмотрен проход/проезд к земельному участку с кадастровым номером 59:01:4410123:30.
03.12.2021 незавершенный строительством объект по ул. Попова, 48а, степень готовности 49 %, поставлен на кадастровый учет за номером 59:01:4410123:1446, право собственности на объект зарегистрировано за Чашковым О.А.
15.06.2022 Чашков Олег Александрович обратился в Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края с заявлением N 31-07-3-5-443 о выдаче разрешения на строительство объекта "Медицинский учебно-методический центр реабилитации и курортологии" на земельном участке с кадастровым номером 59:01:4410123:30, расположенным по адресу: г. Пермь, ул. Попова, 48а.
Министерство, рассмотрев заявление Чашкова О.А. от 15.06.2022, приняло решение от 21.06.2022 N 31-07-3-7-228 об отказе в выдаче разрешения на строительство по причине отсутствия документов, предусмотренных ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, несоответствия представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство ГПЗУ, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством РФ.
23.06.2022 Чашков Олег Александрович обратился в Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края с заявлением N 31-07-3-5-480 о внесении изменений в разрешение на строительство от 02.10.2020 N 59-RU90303000-184-2019/1 в связи со сменой собственника земельного участка.
Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, рассмотрев заявление Чашкова О.А. от 23.06.2022, приняло решение от 30.06.2022 N 31-07-3-7-242 об отказе во внесении изменений в разрешение на строительство на основании части 21.15 ст. 51 ГрК РФ в связи с отсутствием у заявителя правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410123:1191, который согласно разрешению на строительство используется для организации проезда, прохода.
Вместе с тем, Министерством продлен срок действия разрешения на строительство N 59- RU90303000-184-2019/1 до 29.10.2022.
13.07.2022 Чашков Олег Александрович вновь обратился в Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края с заявлением N 31-07-3-5-542 о внесении изменений в разрешение на строительство от 02.10.2020 N 59-RU90303000-184-2019/1 в связи со сменой собственника земельного участка.
Министерство, рассмотрев заявление Чашкова О.А. от 13.07.2022, приняло решение от 19.07.2022 N 31-07-3-7-270 об отказе во внесении изменений в разрешение на строительство по основаниям, аналогичным с решением от 30.06.2022, так как замечания не были устранены.
На вышеуказанные решения Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 21.06.2022, 30.06.2022, 19.07.2022 ИП Чашков О.А. подал жалобу в Пермское УФАС.
В связи со сменой застройщика, во исполнение решения N 059/10/18.1-700-2022 от 17.08.2022 и предписания N 059/10/18.1-700-2022 от 17.08.2022 Пермского УФАС, Министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края 12.09.2022 Чашкову О.А. выдано разрешение на строительство от 29.10.2019 N 59-RU90303000-184-2019 объекта "Медицинский учебно-методический центр реабилитации и курортологии" по ул. Екатериниская, 109 сроком действия до 29.10.2022.
21.09.2022 Чашков Олег Александрович обратился в Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края с заявлением N 31-07-3-5-766 о внесении изменений в разрешение на строительство от 29.10.2019 N 59-RU90303000-184-2019 в связи с внесением изменений в проектную документацию (увеличение этажности объекта капитального строительства).
Министерство, рассмотрев заявление Чашкова О.А. от 21.09.2022, приняло решение от 28.09.2022 N 31-07-3-7-346 об отказе во внесении изменений в разрешение на строительство по причине отсутствия документов, предусмотренных ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, несоответствия представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство ГПЗУ, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством РФ.
19.10.2022 Чашков Олег Александрович обратился в Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края с заявлением N 31-07-3-5-892 о продлении срока действия разрешения на строительство.
25.10.2022 срок действия разрешения на строительство продлен Министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края до 29.10.2023.
Ссылаясь на недобросовестное поведение Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края и Департамента градостроительства и архитектуры Администрации города Перми, на предпринятые истцом и предыдущим собственником действия по получению необходимых разрешительных документов, и отсутствие иной возможности по легализации спорного объекта, истец обратился в арбитражный суд с иском к Администрации Ленинского района города Перми о признании права собственности на объект капитального строительства, расположенный в пределах кадастрового квартала 59:01:4410123, на земельном участке кадастровый номер 59:01:4410123:30, по адресу: г. Пермь, Ленинский район, ул. Попова, 48а, площадью 1930,1 кв.м, с присвоенным кадастровым номером 59:01:4410123:1446.
Суд первой инстанции, принимая во внимание выводы, проведенной по делу судебной экспертизы, установив соблюдение при строительстве объекта установленных градостроительных, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов, отсутствие угрозы жизни и здоровью граждан, учитывая отсутствие возможности у истца признания права собственности на спорный объект в административном порядке, признав обращение с данным иском единственно возможным способом защиты права собственности, исковые требования удовлетворил.
Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, отзывов, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) среди предусмотренных законом способов защиты гражданских прав указывает на возможность осуществления такой защиты путем признания права.
Согласно пункту 1 статьи 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
По смыслу указанной нормы право собственности на вновь созданные объекты недвижимости возникает на основании совокупности юридических фактов: вещь должна быть изготовлена или создана лицом для себя; для строительства объекта в установленном порядке должен быть отведен земельный участок; получено разрешение на строительство; при возведении объекта соблюдены градостроительные, строительные, природоохранные и иные нормы. Изготовление и создание вещи для себя является основанием возникновения первоначального права собственности, что предполагает отсутствие у вещи прежнего собственника.
Тем самым для возникновения права собственности на вновь созданное недвижимое имущество необходимо соблюдение порядка, установленного законом либо иными правовыми актами, регламентирующего порядок создания такого объекта.
В силу пункта 1 статьи 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).
Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке. Последствия самовольной постройки, произведенной собственником на принадлежащем ему земельном участке, определяются статьей 222 ГК РФ (пункт 2 статьи 263 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 222 ГК РФ (в редакции, действовавшей в период строительства спорного объекта) самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Согласно пункту 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с пунктом 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.12.2023 N 44 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке" (далее - постановление Пленума N 44) признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке является исключительным способом защиты права, который может применяться в отсутствие со стороны истца очевидных признаков явного и намеренного недобросовестного поведения.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению, если единственным признаком самовольной постройки является отсутствие необходимых в силу закона согласований, разрешений, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, принимало надлежащие меры. При установлении факта недобросовестного поведения застройщика, создавшего самовольную постройку (например, в случае, если такое лицо обращалось за выдачей разрешения на строительство лишь для вида, действуя в обход закона), суд вправе отказать в признании права собственности на самовольную постройку (статья 10 ГК РФ).
При исследовании обстоятельств настоящего спора судом установлено, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410123:30, по адресу: г. Пермь, Ленинский район, ул. Попова, 48а, площадью 1930,1 кв.м, на котором расположен объект недвижимости с присвоенным кадастровым номером 59:01:4410123:144, на которое истцом 03.12.2021 как на незавершенный строительством объект зарегистрировано право собственности Чашкова О.А.
Истцом заявлено требование о признании за ним права собственности на законченный строительством объект недвижимости, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 59:01:4410123:30 со ссылкой на то, что данный объект возведен истцом в границах принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, возведение объекта не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, а также не создает угрозу жизни и здоровью граждан. При этом истцом указано на то, что он принимал меры к легализации спорного объекта.
Спорный объект является объектом завершенным строительством (степень готовности 100%), что сторонами не оспаривается.
В соответствии со ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного ч. 1.1 данной статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с ГрК РФ подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (ч. 2 ст. 51 ГрК РФ).
25.10.2020 Министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края истцу срок действия разрешения на строительство N 59-RU90303000-184-2019 от 29.10.2019 продлен до 29.10.2023.
Таким образом, разрешение на строительство объекта по ул. Екатерининская, 109 на момент подачи искового заявления 31.03.2023 являлось действующим.
В силу части 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в соответствующий уполномоченный орган, выдавший разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (часть 2 статьи 55 ГрК РФ), с приложением поименованных в части 3 статьи 55 ГрК РФ документов.
На основании части 5 статьи 55 ГрК РФ орган, выдавший разрешение на строительство, в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 данной статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. В случае, если при строительстве объекта капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор, осмотр такого объекта органом, выдавшим разрешение на строительство, не проводится.
Согласно размещенному на официальном сайте Инспекции государственного строительного надзора Пермского края реестру строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства, в отношении которых осуществляется региональный государственный строительный надзор Пермского края, спорный объект (медицинский учебно-методический центр реабилитации и курортологии) включен в реестр N 2019-01-2099/1 на основании извещения о начале строительства от 13.12.2019 N 56-01-10/5868.
Заключение о соответствии построенного объекта "Медицинский учебно-методический центр реабилитации и курортологии по адресу: Пермский край, г. Пермь, Ленинский район, ул. Екатерининская, 109" требованиям проектной документации Инспекцией государственного строительного надзора Пермского края не выдано.
Доказательств того, что истец принял необходимые меры для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а уполномоченным органом было неправомерно отказано в выдаче такого разрешения, не представлено.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2(2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.07.2020, иск о признании права собственности на самовольную постройку может быть удовлетворен при наличии условий, указанных в пункте 3 статьи 222 ГК РФ, в отсутствие со стороны лица, осуществившего постройку, очевидных признаков явного и намеренного недобросовестного поведения.
Апелляционным судом установлено, что истец за выдачей разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в установленном законом порядке не обращался. Доказательств невозможности обратиться в уполномоченный орган истцом, как и доказательства создания соответствующим органом препятствий в выдаче такого документа при наличии всех оснований, в материалы дела не представлены.
Несмотря на наличие действующего разрешения на строительство, истец в уполномоченный орган за получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не обращался.
Таким образом, установив отсутствие доказательств принятия предпринимателем мер к получению разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или невозможности получения такой документации по независящим от истца причинам, апелляционный суд признает исковые требования преждевременными и необоснованными.
Признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке является исключительным способом защиты права, он не может быть использован для упрощения регистрации прав на вновь созданный объект недвижимости с целью обхода норм специального законодательства, предусматривающего разрешительный порядок создания и ввода в гражданский оборот новых недвижимых вещей. В противном случае имел бы место упрощенный порядок легализации самовольного строения, применение которого ставило бы добросовестного застройщика, получающего необходимые для строительства документы в установленном порядке, в неравное положение по сравнению с самовольным застройщиком, который не выполнял предусмотренные законом требования.
То обстоятельство, что после выдачи разрешения на строительство уполномоченными органами были приняты решения о смене зонирования участка, на котором возведен объект, не отменяет необходимости подготовки документации, необходимой для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, и обращения истца за выдачей соответствующего разрешения.
Право собственности на самовольную постройку, возведенную без необходимых разрешений, не может быть признано за создавшим ее лицом, которое имело возможность получить указанные разрешения, но не предприняло мер для их получения (пункт 9 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2010 N 143 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации").
Вопреки выводам суда первой инстанции, возможность оформить право собственности на спорный объект в административном порядке у истца не утрачена.
Кроме того, апелляционный суд признает заслуживающими внимание доводы апелляционных жалоб о том, что Администрация Ленинского района города Перми является ненадлежащим ответчиком по рассматриваемому делу.
В силу пункта 42 постановления Пленума N 44 ответчиком по иску о признании права собственности на самовольную постройку является орган местного самоуправления по месту нахождения такой постройки, иной уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации (части 4 - 6 статьи 51 ГрК РФ), а в случае предъявления правообладателем земельного участка иска о признании права собственности на самовольную постройку, возведенную на этом участке иным лицом, - также лицо, осуществившее ее возведение (создание).
Согласно части 2 статьи 55 ГрК РФ для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство.
В соответствии с Типовым положением о территориальном органе Администрации города Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы от 29.01.2013 N 7 "О территориальных органах администрации города Перми" в компетенцию администрации района не входит предоставление земельных участков для строительства, выдача разрешений на строительство объектов на территории муниципального образования город Пермь.
Кроме того, на территории Пермского края принят Закон Пермского края от 07.12.2020 N 603-ПК "О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности и земельных отношений между органами государственной власти Пермского края и органами местного самоуправления Пермского городского округа и о внесении изменений в Закон Пермского края "О градостроительной деятельности в Пермском крае" (далее - Закон N 603-ПК).
В соответствии с положениями пункта 5 части 2 статьи 2 Закона N 603-ПК исполнительный орган государственной власти Пермского края, реализующий полномочия в сфере градостроительства и архитектуры, осуществляет следующие полномочия органов местного самоуправления Пермского городского округа в области градостроительной деятельности и земельных отношений: осуществляет выдачу разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 51.1, частями 17, 19 и 21 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
С учетом вышеприведенных разъяснений Пленума N 44, положений Закона N 603-ПК, районная администрация Пермского городского округа надлежащим ответчиком по делу не является.
С учетом установленных судом апелляционной инстанции оснований для отмены постановленного по делу решения, доводы Департамента градостроительства и архитектуры Администрации города Перми о невозможности исполнения судебного акта по причине регистрации права собственности на объект с кадастровым номером 59:01:4410123:1446 за истцом как на объект незавершенного строительства, судом апелляционной инстанции не рассматриваются как не имеющие значения для разрешения требований.
При названных обстоятельствах решение суда от 18.12.2023 подлежит отмене на основании п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ, в удовлетворении исковых требований предпринимателю следует отказать.
Судебные расходы по делу возлагаются на истца (ст. 110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 18 декабря 2023 года по делу N А50-8427/2023 отменить.
В удовлетворении исковых требований индивидуальному предпринимателю Чашкову Олегу Александровичу отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
О.Г. Дружинина |
Судьи |
М.А. Полякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-8427/2023
Истец: Чашков Олег Александрович
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ПЕРМИ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПЕРМИ, Департамент образования Админитсрации г. Перми, ИГСН Пермского края, Мамонов Сергей Васильевич, МИНИСТЕРСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРМСКОГО КРАЯ, МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА N7 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА" Г.ПЕРМИ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ, ООО ПРОЕКТНОЕ БЮРО "ИНВЕНТА"