город Воронеж |
|
6 апреля 2023 г. |
Дело N А14-13704/2022 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Малиной Е.В.,
без вызова сторон и в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 47,49 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 10 от 18.04.2017 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве",
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу акционерного общества "Экотехнологии" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.12.2022 по делу N А14-13704/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр коммунальных услуг" (ОГРН 1123668004261, ИНН 3666176475) к акционерному обществу "Экотехнологии" (ОГРН 1103668030950, ИНН 3665079790) о взыскании убытков в размере 7 980 руб. в связи с неисполнением договорных обязательств; расходов по уплате госпошлины,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Центра коммунальных услуг" (далее - истец, ООО "Центра коммунальных услуг") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением о взыскании с акционерного общества "Экотехнологии" (далее - ответчик, АО "Экотехнологии") 7 980 руб. 00 коп. убытков в связи с неисполнением договорных обязательств, расходов по уплате госпошлины.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 01.09.2022 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 29.12.2022 по делу N А14-13704/2022 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, АО "Экотехнологии" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Мотивируя требования апелляционной жалобы, АО "Экотехнологии" указывает на отсутствие у ответчика обязанности осуществить вывоз веток дерева, упавшего после грозы, поскольку данный вид отходов нельзя отнести к отходам, образовавшимся от уборки придомовой территории в виде смета и веток ( уличному смету), и как следствие к отходам ТКО, подлежащим вывозу региональным оператором. Кроме того, с 01.02.2022 АО "Экотехнологии" перешло на прямые договоры по вывозу ТКО с собственниками помещений в многоквартирном доме, в связи с чем, договор N 19-68/1 от 01.02.2019 между истцом и ответчиком перестал действовать, в связи с чем указанная заявка истца не подлежала рассмотрению.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Центр коммунальных услуг" указывает на то, что отходы, образовавшиеся от уборки придомовой территории в виде смета, веток, относятся к ТКО, подлежат включению в норматив накопления ТКО, и региональный оператор обязан вывозить указанные отходы в рамках договора на обращение с ТКО. В связи с неисполнением ответчиком указанной обязанности, истец понес убытки в размере 7 980 руб. Что касается доводов ответчика о наличии прямых договоров между жильцами МКД и региональным оператором, истец полагает, что, являясь организацией, осуществляющей управление МКД, он действовал в интересах жильцов и понес соответствующие расходы.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 01.02.2019 между ООО "Центр коммунальных услуг" (Потребитель) и АО "ЭКОТЕХНОЛОГИИ" (Региональный оператор) был заключен Договор N 19-68/1 КМ заявка на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п. 1.1 договора от 01.02.2019 региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку и последующую передачу отходов для размещения (захоронения) на объекте размещения ТКО в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель (Истец) обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно п. 30 договора данный договор распространяет свое действие с 01.02.2019 и действует до 31.12.2019.
В Пролонгации договора 19-68/1 КМ заявка на 2022 от 1 января 2022 г. по 31 декабря 2022 г. предусмотрена площадка вывоза: по ул. Кольцовская, 17, без контейнера (с помощью механической погрузки), вывоз ТКО стороны договорились производить по заявкам - л.д.30-31.
Как указал истец, 21.04.2022 он обратился к Региональному оператору с заявкой на вывоз отходов, образовавшихся при уборке придомовой территории дома, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Кольцовская, д. 17, в виде веток, упавших из-за грозы.
В ответе от 21.04.2022 N 2101 Региональный оператор указал, что такие отходы не входят в категорию твердых коммунальных отходов, и отказал в исполнении заявки.
Для своевременного очищения общедомовой территории в рамках исполнения обязанностей по управлению многоквартирным домом ООО "Центр коммунальных услуг" заключило договор N 22 ЦР-59 ОПП от 21.04.2022 с индивидуальным предпринимателем Корчагиной Екатериной Сергеевной на оказание услуг по сбору, транспортированию и размещению (захоронению) отходов производства и потребления с механизированной погрузкой, согласно которому исполнитель обязуется производить своим транспортом планово-регулярный сбор и транспортирование отходов производства и потребления, не относящихся к ТКО 4 - 5 класса опасности (далее отходы), образовавшихся в процессе эксплуатации потребителем объекта Организация по адресу: 394000, Воронежская обл., Воронеж г, Кольцовская ул, дом N 17 согласно заявки с помощью механизированной погрузки с оборудованных мест накопления с последующей передачей отходов для размещения (захоронения) на полигоне ТКО, а Заказчик обязуется оплачивать оказываемые услуги.
В связи с исполнением своих обязательств по договору N 22 ЦР-59 ОПП от 21.04.2022 истец понес расходы на сумму 7 980 рублей.
Полагая, что в результате неправомерного отказа регионального оператора от исполнения своих обязанностей по договору N 19-68/1 КМ от 01.02.2019 истцом были понесены расходы, в адрес ответчика была направлена претензия от 29.07.2022, которая оставлена ответчиком без удовлетворения.
Полагая расходы убытками, возникшими по вине ответчика, ООО "Центр коммунальных услуг" обратилось в суд с рассмотренными требованиями.
Суд области, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что уличный смет, образовавшийся после грозы, относится к категории ТКО, обязанности по принятию которых, лежит на региональном операторе в рамках утвержденного единого тарифа. Поскольку региональным операторов допущено ненадлежащее исполнение своих обязанностей, в результате которого истцу причинены убытки, размер убытков доказан, они подлежит возмещению в полном объеме.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в обжалуемой части, апелляционный суд приходит к следующему.
Согласного статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с указанными нормами права взыскание убытков является мерой гражданско-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств и возмещение убытков возможно лишь при доказанности одновременного наличия факта нарушения обязательства, понесенных убытков и их размера, прямо причинно-следственной связи между нарушением обязательства и убытками, а также вины нарушавшего обязательства лица.
В соответствии со статьей 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
На основании статьи 1082 ГК РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
С учетом приведенных норм доказыванию подлежит факт определенных незаконных действий ответчика, наступление вреда и размер понесенных убытков, причинная связь между неправомерными действиями и наступившими последствиями, вина причинителя вреда.
При этом, причинно-следственная связь между фактом нарушения права и убытками в виде реального ущерба должна обладать следующими характеристиками: причина должна предшествовать следствию, причина должна являться необходимым и достаточным основанием наступления следствия.
Указанные обстоятельства в совокупности образуют состав правонарушения, являющийся основанием для применения ответственности в виде взыскания убытков. Отсутствие хотя бы одного из вышеназванных условий состава правонарушения влечет за собой отказ суда в удовлетворении требования о взыскании убытков.
В соответствии с пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как установлено судом первой инстанции, 21.04.2022 в целях вывоза растительных отходов (упавших после грозы веток деревьев) ООО "Центр коммунальных услуг" заключен договор N 22 ЦР-59 ОПП с индивидуальным предпринимателем Корчагиной Екатериной Сергеевной на оказание услуг по сбору, транспортированию и размещению (захоронению) отходов производства и потребления с механизированной погрузкой
Согласно п. 1.1 договора N 22 ЦР-59 ОПП от 21.04.2022В ИП Корчагина Е.С. обязуется производить своим транспортом планово-регулярный сбор и транспортирование отходов производства и потребления, не относящихся к ТКО 4-5 класса опасности (далее - отходы), образовавшихся в процессе эксплуатации потребителем объекта организация по адресу: 394000, Воронежская обл, Воронеж г., Кольцовская ул., д. N 17 согласно заявки с помощью механизированной погрузки с оборудованных мест накопления с последующей передачей отходов для размещения (захоронения) на полигоне ТКО, а ООО "Центра коммунальных услуг" обязуется оплачивать оказываемые услуги (л.д. 32).
Актом об оказании производственных услуг от 31.05.2022 подтвержден факт вывоза ТКО с контейнерной площадки (л.д. 37-38).
Общие затраты на проведение работ по вывозу отходов составили 7 980 руб., что подтверждается платежным поручением N 297 от 27.06.2022,
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
К таким отходам относится различного рода бытовой мусор, образованный юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не в процессе своей производственной и/или коммерческой деятельности, а в результате удовлетворения бытовых потребностей физических лиц.
Условием образования ТКО является смешение различных материалов и изделий, при утрате ими потребительских свойств, что обуславливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к ТКО, вне зависимости от источника образования, и агрегатное состояние "смесь материалов и изделий" (письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.01.2019 N 12-50/00189-ОГ "Об обращении с ТКО").
В соответствии с Решением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ от 23.09.2019 N АКПИ19-543 ТКО могут образовываться как в жилом помещении, так и за границами жилых помещений.
Твердые коммунальные отходы являются одним из видов отходов. Вид отходов представляет собой совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.
Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" предусматривает ведение государственного кадастра отходов, который включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологии утилизации и обезвреживания отходов различных видов (ч. 1 ст. 20).
Перечень видов отходов, находящихся в обращении на территории Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков (происхождению, условиям образования, принадлежности к определенному производству, технологии, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме), определен Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) от 22.05.2017 N 242 (далее - ФККО).
В соответствии с ФККО в тип "Отходы коммунальные, подобным коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению" (код 7 30 000 00 00 0) включены отходы от уборки городских и сельских поселений, относящихся к твердым коммунальным отходам.
Согласно Минимальному перечню услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 (далее - Постановление N 290), работы по содержанию придомовой территории в теплый период года включают в себя: подметание и уборку придомовой территории, очистку от мусора и промывку урн, установленных возле подъездов, уборку и выкашивание газонов, прочистку ливневой канализации, уборку крыльца и площадки перед входом в подъезд, а также очистку металлической решетки и приямка.
С учетом разъяснений Минстроя РФ N 43298-ОГ/06 от 25.09.2018 к ТКО относятся, в том числе, и уличный смет, образующийся при уборке придомовой территории, растительные отходы при уходе за газонами и растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, образованные на придомовой территории.
Исходя из комплексного толкования норм федерального законодательства, а также учитывая позицию Верховного суда, отходы, образующиеся при уборке придомовой территории (смет, а также иные отходы, образующиеся при содержании зеленых насаждений), относятся к ТКО, обязанность вывоза которого обеспечивается Региональным оператором в рамках утвержденного единого тарифа.
Частью 7.5 ст. 155 ЖК РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В рассматриваемом случае вывозу подлежали ветки деревьев, упавшие из -за грозы, складированные на придомовой территории дома, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Кольцовская, д. 17.
Указанные растительные отходы не были образованы в связи с рубкой, обрезкой или пересадкой зеленых насаждений, уходом в летний период за придомовой территорией.
В соответствии с ЖК РФ под придомовой территорией понимается земельный участок, на котором расположен МКД, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен МКД, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ГОСТ Р 56195-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования" (утвержден и введен в действие с 1 июля 2015 г. приказом Росстандарта от 27 октября 2014 г. N 1447-ст) в перечень работ по уборке придомовой территории в летний период, в том числе входит надлежащий уход за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями ухода и инструкцией по их содержанию, проведение в случае необходимости санитарной или омолаживающей обрезки.
При этом вырубка, обрезка и пересадка зеленых насаждений проводятся в соответствии с действующим в муниципальном образовании порядком, на территории которого находится многоквартирный дом, при наличии порубочного билета. Порубочные остатки (кряжи, ветви), образовавшиеся в результате проведения работ по валке, корчевке и обрезке деревьев и кустарников, подлежат вывозу после окончания работ.
В исковом заявлении истцом изначально было указано, что отходы (ветки) образованы в результате погодных условий (гроза).
Указанные отходы нельзя отнести к отходам, образующимся при уборке придомовой территории (уличному смету).
Таким образом у ответчика не возникло обязанности по вывозу упавших веток.
Кроме того, как указал ответчик, с 01.02.2022 Региональный оператор перешел на прямые договоры по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками многоквартирного дома.
Вышеуказанное обстоятельство истцом не отрицается, подтверждено приложенными к апелляционной жалобе доказательствами.
Таким образом, договор N 19-68/1 КМ от 01.02.2019 между истцом и ответчиком и обязательства по нему прекратились в силу прямого указания закона с 01.02.2022.
На основании вышеизложенного, истцом в нарушение положений ст. 65 АПК РФ, не представлено доказательств наличия элементов состава убытков, а именно, противоправных действий со стороны ответчика, его вина и наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика и понесенными истцом убытками.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.12.2022 по делу N А14-13704/2022 подлежит отмене, а апелляционная жалоба акционерного общества "Экотехнологии"- удовлетворению.
В силу ст. 110 АПК РФ, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной жалобы подлежат отнесению на истца.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу акционерного общества "Экотехнологии" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.12.2022 по делу N А14-13704/2022 отменить.
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Центра коммунальных услуг" в удовлетворении исковых требований.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Центр коммунальных услуг" (ОГРН 1123668004261, ИНН 3666176475) в пользу акционерного общества "Экотехнологии" (ОГРН 1103668030950, ИНН 3665079790) расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в размере 3000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.В. Малина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-13704/2022
Истец: ООО "Центр коммунальных услуг"
Ответчик: АО "Экотехнологии"