город Ростов-на-Дону |
|
05 апреля 2023 г. |
дело N А32-50591/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 апреля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Чотчаева Б.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Кубань"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от20.02.2023 по делу N А32-50591/2022
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Кубань" (ИНН: 2309001660, ОГРН: 1022301427268)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
(ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813)
при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Корсунка" (ОГРН: 1102311005180, ИНН: 2311127483)
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Кубань" (далее - заявитель, ПАО "Россети Кубань", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - Краснодарское УФАС России) от 06.10.2022 N 023/04/9.21-3344/2022 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.02.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "Россети Кубань" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
Доводы апелляционной жалобы ПАО "Россети Кубань" сводятся к тому, что в действиях ПАО "Россети Кубань" отсутствуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ. В виду того, что заявка на портале была аннулирована самим заявителем в день ее подачи, при таких обстоятельствах у ПАО "Россети Кубань" не было оснований совершать действия, предусмотренные п. 15 и п. 105 Правил, а именно размещать в личном кабинете заявителя типовые условия договора технологического присоединения и технические условия.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, представителей не направили, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, в адрес ПАО "Россети Кубань" 01.06.2022 от ООО "Корсунка" поступила заявка N 4910160 при помощи электросетевых услуг "портал - тп.рф" на технологическое присоединение энергопринимающих устройств объекта, расположенного по адресу: г. Краснодар. станица Старокорсунская, к/н 23:43:0424002:654.
Как указывает заявитель, при рассмотрении заявки в личном кабинете заявителя на портале, в разделе "запросы заявителя", ООО "Корсунка" был выбран раздел "отозвать заявку", без отметки причины отзыва заявки со стороны потребителя.
По мнению заявителя, учитывая, что заявка на портале была аннулирована самим заявителем в день ее подачи, у ПАО "Россети Кубань" не было оснований совершать действия, предусмотренные п. 15 и п. 105 Правил, а именно размещать в личном кабинете заявителя типовые условия договора технологического присоединения и технические условия.
Краснодарским УФАС России 06.10.2022 вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-3344/2022, в соответствии с которым ПАО "Россети Кубань" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ. выразившегося в нарушении требований пунктов 15, 105 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила) и назначен штраф в пределах санкции в размере 600 000 рублей.
Заявитель посчитал, что в действиях ПАО "Россети Кубань" отсутствуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, что и послужило основанием для обращения в суд.
В соответствии с ч.1 ст.9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 9.21 Кодекса повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Субъектами административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются, в том числе юридические лица.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии определены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
Регулирование доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 26 Закона N 35-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Правительство Российской Федерации, реализуя требования пункта 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ, постановлением N 861 от 27.12.2004 утвердило "Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг" и "Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям".
Также Правительством Российской Федерации постановлением N 442 от 04.05.2012 утверждены "Основные положения о функционировании розничных рынков электрической энергии".
Судом первой инстанции установлено, что в Краснодарское УФАС России поступило обращение ООО "Корсунка" на действия ПАО "Россети Кубань" (далее - Сетевая организация).
Как следует из материалов, приложенных к обращению, 31.05.2022 ООО "Корсунка" посредством портала Сетевой организации в сети Интернет подало в ПАО "Россети Кубань" заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям ЭПУ земельного участка, расположенного по адресу: 350909, Краснодарский край, г. Краснодар, в районе станицы Старокорсунская, земельный участок с к/н. 23:43:0424002:654 (далее - Объект).
Заявка зарегистрирована в ПАО "Россети Кубань" 31.05.2022 за N 4910160, заявка сгенерирована на портале 01.06.2022 (далее - Заявка).
По результатам рассмотрения Заявки Сетевая организация не разместила в личном кабинете заявителя документы, предусмотренные п. 105 Правил технологического присоединения N 861.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям регламентирован, в том числе, Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
В пункте 10 Правил технологического присоединения N 861 указаны документы, которые должны прилагаться к заявке.
Сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10и12-14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы и приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов.
В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
В соответствии с пунктом 11 Правил технологического присоединения N 861 сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.
При направлении в адрес Краснодарского УФАС России обращения, ООО "Корсунка" указано, что в личном кабинете заявителя на Портале ТП.РФ. результаты рассмотрения заявки не размещены, равно как и не размещены документы содержащие замечания к заявке.
Для установления фактических обстоятельств по делу N 023/04/9.21-3344/2022 должностным лицом Краснодарского УФАС России назначен осмотр личного кабинета ООО "Корсунка" на сайте "портал-тп.рф".
Осмотр произведен 11.08.2022 в 11:30 по адресу: 350020, РФ, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Старокубанская, д. 116 А в присутствии представителей ПАО "Россети Кубань" Смотрикова О.А. (доверенность от 10.12.2022 N 23АВ0852261) и Воробьева Е.С. (доверенность от 02.12.2021 N 119/10-1927), а также представителя ООО "Корсунка" -Данченко И.В. (доверенность от 01.08.2022 N 0108/22).
По результатам произведенного осмотра личного кабинета ООО "Корсунка" на сайте "портал-тп.рф" должностным лицом установлено, что результаты рассмотрения заявки, равно как и замечания не размещены.
При осмотре личного кабинета, ПАО "Россети Кубань" представлены пояснения, из которых следует, что при рассмотрении заявки в личном кабинете заявителя на портале, в разделе "запросы заявителя", Заявителем был выбран раздел "отозвать заявку", без отметки причины отзыва заявки со стороны потребителя.
Однако, при осмотре 11.08.2022 раздела "запросы заявителя" указанная информация не нашла подтверждения, данная графа не была отмечена и не была выбрана ООО "Корсунка".
Также представитель ООО "Корсунка" на заседании, состоявшемся 11.08.2022, пояснил и подтвердил, что действия по аннулированию заявки представитель ООО "Корсунка" не совершал.
Представителями ПАО "Россети Кубань" не представлены пояснения и документы, опровергающие данный факт.
Таким образом, ПАО "Россети Кубань" необоснованно уклонилось от размещения в личном кабинете типовых условий договора об осуществлении технологического присоединения и тем самым подписания договора на осуществление технологического присоединения.
ПАО "Россети Кубань" включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду деятельности - услуг по передачи электрической энергии.
Так как ранее ПАО "Россети Кубань" было привлечено к административной ответственности по ст. 9.21 КоАП РФ (дело А32-36827/2020, оплачено 21.06.2021), за повторное совершение административного правонарушения ответственность предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Таким образом, в действиях ПАО "Россети Кубань", выразившихся в нарушении требований п. 11, 15, 105 Правил технологического присоединения N 861, содержатся признаки нарушения ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Местом совершения правонарушения является - место расположения ПАО "Россети Кубань" - 350033, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 2А.
Время совершения правонарушения: 16.06.2022 - дата, до которой ПАО "Россети Кубань" должно было осуществить действия размещению в личном кабинете Заявителя документы, предусмотренные п. 105 Правил N 861.
При возбуждении дела об административном правонарушении N 023/04/9.21 -3344/2022 должностным лицом Краснодарского УФАС России ООО "Корсунка" признано потерпевшей стороной по делу.
Нарушений процессуального права при производстве по делу об административном правонарушении не установлено.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. При рассмотрении дела должностным лицом обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность, не установлено.
Оспариваемым постановлением о привлечении к административной ответственности обществу назначено административное наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - 600 000 руб.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Состав правонарушения, предусмотренный ст. 9.21 КоАП РФ, является формальным и предусматривает ответственность за совершение противоправного деяния вне зависимости от наступления вредных последствий.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается в пренебрежительном, халатном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению требований, предусмотренных Правилами N 861.
Апелляционной коллегией не принимается довод заявителя об отзыве заявки обществом, а также довод третьего лица о том, что признаки состава административного правонарушения в действиях заявителя отсутствуют, так как представителем общества действительно ошибочно был выбран раздел "отозвать заявку", о чем в ходе рассмотрения административного дела известно не было, поскольку данный факт установлен после вынесения оспариваемого постановления, как документально не подтвержденные и не соответствующие материалам дела.
Как указано выше, для установления фактических обстоятельств по делу N 023/04/9.21-3344/2022 должностным лицом Краснодарского УФАС России назначен осмотр личного кабинета ООО "Корсунка" на сайте "портал-тп.рф". Осмотр произведен 11.08.2022 в 11:30 по адресу: 350020, РФ, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Старокубанская, д. 116 А, в присутствии представителей ПАО "Россети Кубань" Смотрикова О.А. (доверенность от 10.12.2022 N 23АВ0852261) и Воробьева Е.С. (доверенность от 02.12.2021 N 119/10-1927), а также представителя ООО "Корсунка" -Данченко И.В. (доверенность от 01.08.2022 N 0108/22).
По результатам произведенного осмотра личного кабинета ООО "Корсунка" на сайте "портал-тп.рф" должностным лицом установлено, что результаты рассмотрения заявки, равно как и замечания не размещены.
При осмотре личного кабинета, ПАО "Россети Кубань" представлены пояснения, из которых следует, что при рассмотрении заявки в личном кабинете заявителя на портале, в разделе "запросы заявителя", Заявителем был выбран раздел "отозвать заявку", без отметки причины отзыва заявки со стороны потребителя.
Вместе с тем, при осмотре 11.08.2022 раздела "запросы заявителя" указанная информация не нашла подтверждения, данная графа не была отмечена и не была выбрана ООО "Корсунка", а представителями ПАО "Россети Кубань" не представлены пояснения и документы, опровергающие данный факт.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что постановление является законным, обоснованным и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебной коллегией рассмотрены и отклоняются, поскольку не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от20.02.2023 по делу N А32-50591/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-50591/2022
Истец: ПАО РОССЕТИ КУБАНЬ
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: ООО "Корсунка", УФАС по КК