г. Санкт-Петербург |
|
05 апреля 2023 г. |
Дело N А56-108147/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Масенковой И.В.
судей Семиглазова В.А., Слобожаниной В.Б.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Васильевой Я.А.
при участии:
от истца (заявителя): Безрукова Т.В. по доверенности от 01.09.2022, Кашина И.И. директор по распоряжению от 15.04.2022
от ответчика (должника): Тараканова Ю.А. по доверенности от 21.12.2022
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6992/2023) Ленинградского областного государственного стационарного бюджетного учреждения социального обслуживания "Геронтологический центр Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.01.2023 по делу N А56-108147/2022 (судья Нетосов С.В.), принятое
по иску Ленинградского областного государственного стационарного бюджетного учреждения социального обслуживания "Геронтологический центр Ленинградской области"
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области
об исключении из реестра учета защитных сооружений гражданской обороны,
УСТАНОВИЛ:
Ленинградское областное государственное стационарное бюджетное учреждение социального обслуживания "Геронтологический центр Ленинградской области" (далее - истец, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Главному управлению министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области (далее - ответчик, Управление) об обязании исключить из Реестра учета защитных сооружений гражданской обороны в качестве защитного сооружения гражданской обороны ПРУ N 12036-47, числящегося в подвальном помещении. расположенном в здании ЛОГБУ "Геронтологический центр Ленинградской области" по адресу; Ленинградская область, Киришский район, Глажевское сельское поселение, пос.Глажево, здание 5-Н, как ошибочно учтённое.
Решением суда от 24.01.2023 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец подал апелляционную жалобу, в которой он просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что в технических паспортах 2008 и 2021 годов не следует наличие в здании убежища (противорадиационного укрытия) ни в виде подвала, ни среди других помещений. Полагает, что в материалах дела отсутствуют доказательства присутствия в здании, принадлежащем истцу, защитного сооружения.
Ответчиком представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он доводы апелляционной жалобы оспаривает и просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Отзыв приобщен апелляционным судом к материалам дела.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал, на ее удовлетворении настаивал.
Представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Правительства Ленинградской области от 16.02.2015 N 60-р "О создании Ленинградского областного государственного стационарного бюджетного учреждения социального обслуживания "Геронтологический центр Ленинградской области" было создано Ленинградское областное государственное стационарное бюджетное учреждение социального обслуживания "Геронтологический центр Ленинградской области" (далее учреждение) и, в соответствии с п. 11.1, Ленинградскому областному комитету по управлению государственным имуществом надлежало обеспечить передачу от государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ленинградской области "Киришская клиническая межрайонная больница" в оперативное управление - недвижимого имущества согласно приложению 1, в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка.
ЛОГБУ "Геронтологический центр Ленинградской области" надлежит передать в оперативное управление Здание Глажевского отделения ГБУЗ ЛО "Киришская межрайонная больница", расположенное по адресу: Ленинградская область, Киришский район, Глажевское сельское поселение, пос. Глажево.
Технические характеристики имущества: здание нежилое, 4-этажное (подземных этажей - 1), общая площадь 3566,4 кв.м, инв.номер - 700-С, лит.А, кадастровый номер 47:27:0106001 291.
02.11.2015 Управлением Федеральной службы государственной регистрация, кадастра и картографии по Ленинградской области на основании Распоряжения Ленинградского областного Комитета по управлению государственным имуществом от 28.07.2015 N 500, Распоряжения Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом от 28.07.2015 N 501, Акта приема-передачи здания (сооружения) от 13.08.2015 N 00000148, зарегистрировано право оперативного управления на объект права: Глажевское отделение МУЗ ЦРБ, назначение: нежилое здание, площадь 3366.4 кв.м., количество этажей: 4, в том числе подземных: 1, адрес (местонахождение) объекта: Ленинградская область, Киришский район, п.Глажено.
Существующих ограничений (обременений) права не зарегистрировано.
Истец указывает, что согласно Акту о приеме-передаче здания (сооружения) N 00000148 от 13.08.2015 года каких-либо сведений о том, что в цокольном этаже здания Глажевского отделения МУЗ ЦРБ располагается или располагалось защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером N 12036-47, не имелось.
24.08.2018, согласно акту инвентаризации, оценки содержания ни использования защитного сооружения ГО (противорадиационного укрытия) инв_N 12036-47, комиссией в составе представителей администрации Киришского района, МП "Жилищное хозяйство, УНД и ПР по Киришскому району УНД и ПР Главного управления МЧС России по Ленинградской области, отдела ГО и ЧС МКУ "УЗНТ", на основании постановления Администрации Киришского муниципального района от 31.07.2018 N 1816 "О проведении инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны на территории муниципального образования Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области и муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области в 2018 году", без участия представителя ЛОГБУ "Геронтологический центр Ленинградской области", проверено наличие и оценена готовность к использованию вышеуказанного защитного сооружения.
В ходе инвентаризации комиссия пришла к выводу о необходимости снятия с учета ЗС ГО ПРУ N 12036-47 в связи с неиспользованием его по предназначению и территориально расположенным вне зоны возможного радиоактивного загрязнения от объектов использования атомной энергии согласно п.49 СП 165.1325800.2014 "Инженернотехнические мероприятия по гражданской обороне, Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90".
О принятом комиссией решений о необходимости снятия с учета 3С ГО ПРУ N 12036-47 руководство ЛОГБУ "Геронтологический центр Ленинградской области" уведомлено не было, акт инвентаризации в адрес учреждения не направлялся.
В период с 11.03.2021 по 09.04.2021 Киришской городской прокуратурой, во исполнение Приказа Генерального прокурора от 02.11.2018 N 723 "Об организации прокурорского надзора в сфере оборонно-промышленного комплекса", была проведена проверка ЛОГБУ "Геронтологический центр Ленинградской области" в части соблюдения требований законодательства РФ при содержании объектов защитных сооружений гражданской обороны (3С ГО).
Согласно Акту оценки содержания и использования защитного сооружения ГО инв.N 12036-47 от 01.03.2021 членами рабочей труппы в составе: начальника ПСО г. Шлиссельбург Медяник И.В. заместителя директора ЛОГБУ "Геронтологический центр Ленинградской области" Долгорукова М.А., начальника штаба ГО МКУ "УЗИТ" Моснина П.В,, установлено: защитное сооружение принято в эксплуатацию в 1986 году, на баланс ЛОГБУ "Геронтологический центр Ленинградской области" не передавалось, необходимая документация лица, ответственного за содержание защитного сооружения и группы по обслуживанию ЗС ГО отсутствует.
Система вентиляции предназначена для обеспечения жизнедеятельности учреждения, находится в рабочем состоянии, но не предназначена для выполнения задач ПРУ.
Система энергоснабжения внесшие работоспособна (2 категория), Система водоснабжения работоспособна, накопители 2 м3, внешняя подача воды.
Система канализации работоспособна.
Со слов заместителя директора Долгорукова М.А. в 2016 году был проведен косметический ремонт здания. Состояние лестничных пролетов находится в удовлетворительном состоянии. Стены, полы, шва элементов сборных бетонных и железобетонных конструкций не имеют видимых трещин и других дефектов. Состояние входных дверей исправно. Их защищенность - удовлетворительно.
По итогам осмотра комиссия пришла к выводу, что по внешнему виду не соответствует типу защитного сооружения ГО (ПРУ) и в подвальном помещении защитное сооружение ГО отсутствует.
29.03.2021 в адрес ЛОГБУ "Геронтологический центр Ленинградской области" поступило Представление Киришской городской прокуратуры об устранении нарушений требований законодательства об оборонно-промышленном комплексе (вх.N 101 от 29.03.2021), данное представление рассмотрено на совещании с участием представителя Киришской городской прокуратуры.
Согласно ответу на запрос Комитета по социальной защите населения Ленинградской области, поступившего от главного врача ГБУЗ ЛО "Киришская КМБ" Серафимова С.В., паспорта защитного сооружения гражданской обороны, которое находится по адресу: п.Глажево, здание 5-Н (ЛОГБУ "Геронтологический центр Ленинградской области"), в ГБУЗ ЛО "ККМБ" нет в наличии, и никогда не было.
22.04.2021 заместителем председателя комитета по социальной защите населения П.В.Ивановым в адрес первого заместителя председателя комитета правопорядка и безопасности Ленинградской области И.В.Гнездилова направлены предложения по проведению комплексного обследования технического состояния защитных сооружений гражданской обороны, входящих в состав объектов недвижимого имущества, принадлежащих на праве оперативного управления подведомственных комитету государственным учреждениям.
Согласно Акту оценки содержания и использования защитного сооружения ГО инв. N 12036-47 от 27.07.2021 членами рабочей группы в составе: главный специалист сектора ГО Комитета ППиБ Ленинградской области Рыжкова П.В., заместителя директора: ЛОГБУ "Геронтологический центр Ленинградской области" Долгорукова М.А., ведущего специалиста ГО МКУ "УЗИТ" Мосина П.В., установлено: здание ЛОГБУ "Геронтологический центр Ленинградской области", расположенное по адресу: Ленинградская область, Киришский район, п.Глажево, здание 5-Н. Договор о передаче на ответственное хранение или в пользование защитного сооружения у пользователя отсутствует. Паспорт ПРУ отсутствует. Имеется учетная карточка здания, рекомендованного под ПРУ. На данный момент ПРУ в мирное время и в особый период не используется, система вентиляции предназначена для обеспечения жизнедеятельности учреждения, находится в рабочем состоянии, но не предназначена для выполнения задач ПРУ, состояние систем вентиляции, энергоснабжения, водоснабжения, канализации удовлетворительное. Подвальное помещение, рекомендованное под ПРУ, находится в удовлетворительном состоянии, в 2017-2020 проведено техническое переоснащение помещений здания для оказания услуг маломобильным группам населения, в соответствии с действующим законодательством, оборудован лифт.
Истец указывает, что в отношении спорного объекта трижды проводились комиссионные проверки (инвентаризации) с целью оценки содержания и использования защитного сооружения ГО: 24.08.2018, 01.03.2021, 27.07.2021.
По результатам проверок, в двух из которых участвовал и представитель истца, усматривается, что оценивалось именно состояние защитного сооружения, а не просто помещения в здании.
При этом, в результате проверок предложено снять ЗС ГО с учета ввиду неиспользования его по предназначению.
Таким образом, истец просит снять с учета защитное сооружение гражданской обороны, поскольку объект гражданской обороны - убежище (противорадиационное укрытие) числится в реестре объектов гражданской обороны не обоснованно, внесен в него в отсутствие законных оснований.
Суд первой инстанции, признав заявленные требования необоснованными, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.
В соответствии с Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309, создание объектов гражданской обороны осуществляется за счет приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также строительства этих объектов.
Согласно п. 14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны. В мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.
При этом, в соответствии с данным Порядком все существующие и создаваемые объекты гражданской обороны состоят на учете в органах Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583 учет защитных сооружений гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО (п. 2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных указанным Приказом (далее - Правила).
Статус защитного сооружения гражданской обороны в соответствии с Правилами, определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений защитных сооружений гражданской обороны, заверенных органами технической инвентаризации.
Согласно п. 2.2 Правил документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные характеристики.
Учет защитных сооружений гражданской обороны, как указано в п. 2.1 Правил, ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО.
Пунктом 2.4 Правил оговорено, что инвентарные номера ЗС ГО присваиваются органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в соответствии с нумерацией ЗС ГО, устанавливаемой на территории субъекта Российской Федерации.
Для присвоения инвентарных номеров организации представляют в главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации данные о месте расположения ЗС ГО и копии паспортов сооружений.
Присвоение статуса "защитное сооружение гражданской обороны" зависит в большей степени не от воли собственника, а от изначального предназначения помещения, в том числе в момент его строительства.
Основанием для учета защитного сооружения гражданской обороны является также наличие специального инженерно-технического оборудования, позволяющего сделать вывод о принадлежности помещения к ЗС ГО.
Вместе с тем, вопреки доводу апелляционной жалобы, отсутствие указания в технических паспортах сведений об отнесении здания к ЗС ГО, о неправомерности присвоения статуса защитного сооружения, либо о его отсутствии не свидетельствует.
Согласно п. 2.5 Правил, с учета снимаются ЗС ГО в следующих случаях:
- при утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно;
- в связи с новым строительством, реконструкцией, техническим переоснащением зданий и сооружений, осуществляемыми по решению федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. При этом, в планах технического переоснащения и реконструкции организаций предусматривается восполнение снимаемого с учета фонда ЗС ГО;
- при отсутствии организаций, которым возможна передача ЗС ГО в оперативное управление, хозяйственное ведение, и потребности в ЗС ГО на данной территории для защиты категорий населения, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны";
- при фактическом отсутствии ЗС ГО по учетному адресу.
К акту о снятии ЗС ГО с учета прилагаются материалы проведенных проверок (расследований) по факту отсутствия ЗС ГО по учетному адресу.
Пунктами 2.6.-2.11 Правил предусмотрен порядок снятия ЗСГО с учета, в том числе порядок формирования комиссии, подготовки комплекта документов для снятия с учета, порядок согласования и утверждения актов о снятии ЗСГО с учета.
Согласно п. 2.7 Правил в состав комиссии, создаваемой для снятия с учета ЗС ГО (далее - комиссия), включаются по согласованию представители главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, ведущего учет ЗС ГО соответствующего субъекта Российской Федерации, и территориального органа Росимущества по субъекту Российской Федерации, на территории которого находится данное ЗС ГО.
В соответствии с п. 2.7 Правил комиссия рассматривает документацию планируемого к снятию с учета ЗС ГО (изменению типа ЗС ГО), оценивает готовность ЗС ГО к использованию по назначению и по результатам работы составляет акт о снятии с учета ЗС ГО (приложение М 20 к настоящим Правилам) или акт об изменении типа ЗС ГО (приложение М 23 к настоящим Правилам), или принимает решение об отказе в снятии с учета данного ЗС ГО (изменении типа данного ЗС ГО).
До утверждения акты о снятии с учета 3С ГО (изменении типа ЗС ГО) с прилагаемой документацией направляются на согласование в МЧС России (п. 2.10 Правил).
Таким образом, нормативным правовым актом установлен внесудебный порядок снятия защитных сооружений гражданской обороны с учета, который истцом соблюден не был.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что судом первой инстанции был сделан верный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения иска. Иная оценка истцом фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств о нарушении судом первой инстанции норм материального или процессуального права, приведшем к принятию неправильного судебного акта, не свидетельствует, в связи с чем апелляционная жалоба истца удовлетворению не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении иска и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.01.2023 по делу N А56-108147/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Масенкова |
Судьи |
В.А. Семиглазов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-108147/2022
Истец: ЛОГБУ "ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МЧС РОССИИ ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ