г. Вологда |
|
06 апреля 2023 г. |
Дело N А05-6058/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 06 апреля 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Селивановой Ю.В., судей Фирсова А.Д. и Холминова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зеленцовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭкоИнтегратор" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 ноября 2022 года по делу N А05-6058/2022,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745; адрес: 105066, Москва, улица Спартаковская, дом 2б; далее - истец, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоИнтегратор" (ОГРН 1187746816608, ИНН 7743274766; адрес: 163046, Архангельская область, город Архангельск, улица Поморская, дом 45, помещение 1-н; далее - ответчик, общество) об обязании в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу выполнить условия публичного договора в полном объеме; вывозить твердые коммунальные отходы с островных территорий Приморского муниципального района, расположенных на территории войсковой части N 31257; военный городок N 54 по адресу: Архангельская область, поб. Белого моря, о. Жижгин; военный городок N 56 по адресу: Архангельская область, поб. Белого моря, о. Мудьюг; военный городок N 58 по адресу: Архангельская область. поб. Белого моря, м. Вепревский.
Общество обратилось со встречным исковым заявлением к учреждению о признании договора от 13.10.2021 N 9075 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами недействительным в части пунктов 84-86 Приложения N 1 к нему в редакции дополнительного соглашения N 3 и применении последствий недействительности сделки.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 30 ноября 2022 года исковые требования учреждения удовлетворены, суд обязал общество в течение тридцати дней с момента вступления решения в законную силу выполнить условия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 9075 от 13.10.2021, а именно вывозить твердые коммунальные отходы с островных территорий Приморского муниципального района, расположенных на территории войсковой части N 31257: военный городок N 54 по адресу: Архангельская область, поб. Белого моря, о. Жижгин; военный городок N 56 по адресу: Архангельская область, поб. Белого моря, о. Мудьюг; военный городок N 58 по адресу: Архангельская область. поб. Белого моря, м. Вепревский. Встречное исковое заявление общества оставлено без удовлетворения.
Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права. Податель жалобы указывает, что островные территории доступны только воздушному транспорту (есть вертолетные площадки). Однако ни действующая Территориальная схема обращения с отходами (ТСОО), ни рассчитанные на ее основании тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО не предусматривают маршрутов (потоков) транспортирования ТКО воздушным транспортом (вертолетами). В Приложении N 6 к ТСОО военные городки N54 (о. Жижгин), N 56 (о. Мудьюг), N 58 (м. Вепревский) войсковой части N31257 не числятся, ни как собственники мест накопления, ни как отходообразователи, указанные островные территории в целом отсутствуют в Приложении N 6 к ТСОО.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От третьих лиц отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 13.10.2021 между учреждением (потребитель) и обществом (региональный оператор) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 9075 (в редакции дополнительных соглашений), по условиям которого региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Объем твердых коммунальных отходов, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению N 1 к настоящему договору (пункт 1.2. договора).
Согласно подпункту 1 пункта 3.1. договора, региональный оператор обязался принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в приложении 1 к настоящему договору.
В приложении 1 к договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 13.10.2021 N 9075, сторонами согласовано 86 мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе войсковая часть N 31257: военный городок N 54 по адресу: Архангельская область, поб. Белого моря, о. Жижгин; военный городок N 56 по адресу: Архангельская область, поб. Белого моря, о. Мудьюг; военный городок N 58 по адресу: Архангельская область. поб. Белого моря, м. Вепревский (пункты 84 - 86).
Взятые на себя по договору N 9075 обязательства по вывозу твердых коммунальных отходов с территории данных военных городков региональным оператором не выполняются. Неоднократные обращения потребителя о необходимости вывоза ТКО оставлены ответчиком без удовлетворения. Вывоз твердых коммунальных отходов с островных территорий производится истцом своими силами (личным составом) в 120 литровых полиэтиленовых мешках с помощью судов воинской части (не предназначенных для перевозки ТКО).
Учитывая указанные обстоятельства, истец обратился в Арбитражный суд Архангельской области с настоящим иском.
Ответчик заявил к истцу встречный иск о признании договора от 13.10.2021 N 9075 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами недействительным в части пунктов 84 - 86 приложения 1 к нему в редакции дополнительного соглашения N 3 и применении последствий недействительности сделки.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия (пункт 2 статьи 166 ГК РФ).
Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166 ГК РФ).
Пунктом 2 статьи 168 ГК РФ предусмотрено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, по общему правилу является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В иных, предусмотренных пунктом 2 статьи 168 ГК РФ случаях, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 ГК РФ).
Судом установлено, что 29.10.2019 Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и обществом (региональный оператор) заключено соглашение об организации деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Архангельской области, в связи с чем общество наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО в данном регионе.
В пункте 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно пункту 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В силу пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Пунктом 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 5 Правил N 1156, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.
Потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами (пункт 9 Правил).
В абзаце 18 статьи 1 Закона N 89-ФЗ дано понятие транспортированию отходов - перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица либо предоставленного им на иных правах.
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора (абзац 28 статьи 1 Закона N 89-ФЗ).
Таким образом, учитывая, что общество является региональным оператором на территории Архангельской области, в его обязанности входит заключение договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, в том числе с истцом.
Как правильно указал суд первой инстанции, тот факт, что места (площадки) накопления ТКО расположенные в военных городках N 54 (о. Жижгин), N 56 (о. Мудьюг), N 58 (м. Вепревский) войсковой части N 31257 находятся на островах, расположенных на территории Архангельской области, и отсутствуют либо не включены органами местного самоуправления в порядке, установленном Правилами обустройства, в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов муниципального образования "Пертоминское" и муниципального образования "Талажское" Приморского муниципального района Архангельской области, не является основанием для освобождения ответчика от принятых на себя обязательств по договору по вывозу ТКО соответствующим транспортом, а в случае отсутствия такового у регионального оператора с помощью спецтехники (в том числе как водной так и воздушной) предназначенной для таких целей, принадлежащей третьим лицам, при заключении с ними соответствующих договоров.
ООО "ЭкоИнтегратор" приняло на себя обязательства по вывозу ТКО независимо от расположения мест (площадок) размещения ТКО на всей территории Архангельской области. Общество заключая с Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области соглашение об организации деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Архангельской области, располагало сведениями о труднодоступных местах (площадках) размещения ТКО (в том числе на островных территориях) и необходимости их транспортировки, обработки, обезвреживания и захоронения.
В силу статей 309 и 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускаются.
В ходе рассмотрения дела, доказательств надлежащего исполнения принятых на себя обязательств по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 13.10.2021 N 9075 обществом в материалы дела не представлено,
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования учреждения и обязал регионального оператора выполнить условия договора по вывозу ТКО с островных территорий Приморского муниципального района. Оснований для удовлетворения встречных исковых требований у суда не имелось.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основанные на ошибочном толковании норм материального права, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 ноября 2022 года по делу N А05-6058/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭкоИнтегратор" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Селиванова |
Судьи |
А.Д. Фирсов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-6058/2022
Истец: ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
Ответчик: ООО "ЭкоИнтегратор"
Третье лицо: Администрация муниципального образования "Приморский муниципальный район", Северное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования