город Воронеж |
|
6 апреля 2023 г. |
Дело N А64-2294/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 6 апреля 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Пороника А.А.,
Малиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Латышевым Е.П.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Главы крестьянского фермерского хозяйства Шайкина Сергея Сергеевича: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Министерства сельского хозяйства Тамбовской области (прежнее наименование - Управление сельского хозяйства Тамбовской области г. Тамбов): представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Главы крестьянского фермерского хозяйства Шайкина Сергея Сергеевича на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 18.10.2022 по делу N А64-2294/2022, по иску Управления сельского хозяйства Тамбовской области г. Тамбов, ул. Советская, д. 106А (ОГРН 1026801158427, ИНН 6831004943) к ИП Главе КФХ Шайкину Сергею Сергеевичу, Тамбовская область, Никифоровский район (ОГРНИП 312682705200030, ИНН 681100596989) о взыскании 12 945 895 руб. 89 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Управление сельского хозяйства Тамбовской области (далее - Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Индивидуальному предпринимателю Главе крестьянского фермерского хозяйства Шайкину Сергею Сергеевичу (далее - ИП Шайкин С.С., ответчик) о взыскании основного долга по соглашению N 53 от 19.12.2018 о предоставлении из федерального бюджета и бюджета Тамбовской области субсидии на грантовую поддержку на развитие семейной животноводческой фермы в размере 12 600 000 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами с 11.01.2022 по 28.03.2022 на общую сумму 345 895 руб. 89 коп., всего 12 945 895 руб. 89 коп.
Решением от 18.10.2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, ответчик обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что обжалуемое решение является незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве Министерство сельского хозяйства Тамбовской области возражало на доводы апелляционной жалобы, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В судебное заседание участники процесса не явились.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 19.12.2018 между Управлением и ИП Шайкиным С.С. (получатель) заключено соглашение N 53 о предоставлении из федерального бюджета и бюджета Тамбовской области субсидии на грантовую поддержку на развитие семейной животноводческой фермы (соглашение), по условиям п. 1.2. которого Управление предоставляет получателю грант в размере 12 600 000 руб., а получатель принимает указанные денежные средства и использует их для реализации проекта по развитию семейной животноводческой фермы в соответствии с целями, условиями и порядком, установленными Правилами предоставления субсидий за счёт средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области на подпрограмму "развитие отраслей агропромышленного комплекса" (Правила) и соглашением.
В соответствии с п.п. 4.3.1., 4.3.4. соглашения получатель обязан использовать грант в течение 24-х месяцев исключительно в соответствии с планом расходов - Приложением N 1 к соглашению. Допускаются приобретение товара, оплата услуг либо выполненных работ по цене, отличной от установленной в плане расходов, при этом сэкономленные средства подлежат направлению на иные мероприятия Плана расходов и (или) бизнес-плана - в соответствии с п.п. 4.3.5. и (или) 4.3.8. соглашения.
Соглашение вступает в силу с даты его подписания сторонами, но не ранее доведения лимитов бюджетных обязательств и действует в течение пяти лет (п. 6.2. соглашения).
Управление перечислило ИП Шайкину С.С. денежные средства по соглашению в размере 12 600 000 руб., что подтверждается платёжным поручением N 568742 от 25.12.2018.
В связи с нарушением условий соглашения, истцом к ИП Шайкину С.С. предъявлено требование о возврате гранта N 01-51/212 от 29.11.2021, не исполнение которого послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в полном объеме, при этом правомерно руководствовался следующим.
Статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) закреплено, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в Гражданском кодексе.
В соответствии со статьей 7, частью 2 статьи 16, частью 1 статьи 17 Федерального закона N 209-ФЗ от 24.07.2007 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) РФ, государственных программ (подпрограмм) субъектов РФ, муниципальных программ (подпрограмм).
Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством РФ за счёт средств бюджетов субъектов РФ путём предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу абзаца 5 статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. (часть 1 статьи 78 БК РФ).
Частью 2 статьи 78 БК РФ установлено, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, из бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, из местного бюджета.
Согласно части 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие порядок предоставления субсидий производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчётном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В настоящем споре обязательства сторон возникли из заключённого соглашения.
Во исполнение соглашения Управление перечислило ИП Шайкину С.С. грант в размере 12 600 000 руб.., из которых: 11 466 000 руб. - средства федерального бюджета и 1 134 000 руб. - средства бюджета Тамбовской области.
Данный факт ИП Шайкиным С.С. не оспаривается.
Как следует из плана расходов в редакции дополнительного соглашения от 17.05.2019 ответчик принял на себя следующие обязательства:
в январе 2019 года приобрести трактор "Беларус" по цене 2 340 000 руб., в том числе 1 404 000 руб. - средства гранта, и смеситель-раздатчик кормов по цене 1 115 000 руб., в том числе 669 000 руб. - средства гранта;
в июне и октябре 2019 года приобрести нетелей молочного направления по 50 голов соответственно по цене за 100 голов 9 000 000 руб., в том числе 51 400 000 руб. - средства гранта;
в сентябре 2019 построить коровник стоимостью 5 606 800 руб., в том числе 3 364 080 руб. - средства гранта;
в октябре 2019 года приобрести транспортёр ТСН-2В (2 ед.) по цене 766 800 руб., в том числе 460 080 руб. - средства гранта, молокопровод по цене 1 597 800 руб., в том числе 958 680 руб. - средства гранта и установку охлаждения молока по цене 573 600 руб., в том числе 344 160 руб. - средства гранта.
В соглашении стороны определили следующие обязывающие получателя условия:
обеспечивать выполнение показателей, предусмотренных бизнес-планом по созданию и развитию семейной животноводческой фермы - Приложением N 3 к соглашению не мене чем на 70 % (п. 4.3.8.);
в течение 30-ти календарных дней с момента завоза сельскохозяйственных животных (КРС) осуществить электронное мечение (чипирование) поголовья с целью их дальнейшей идентификации радиочастотным методом; после осуществления чипирования предоставить в адрес Управления и ТОГБУ "РИКЦ АПК" информацию о животном и код чипа для внесения в базу данных агропромышленного комплекса Тамбовской области (п. 4.3.12.);
в течение 5-ти лет со дня поступления гранта на расчётный счёт: осуществлять деятельность КФХ в соответствии с бизнес-планом; не совершать действий по отчуждению (продаже, дарению, передаче в аренду, в пользование другим лицам, обмену или взносу в виде пая, вклада и пр.) имущества, приобретённого за счёт средств гранта (п. 4.3.13.);
один раз в полгода в течение пяти лет со дня поступления гранта на расчётный счёт не позднее 10-го числа месяца следующего за отчётным полугодием представлять в Управление отчёт об использовании гранта, статистическую отчётность (п. 4.3.17.).
18.11.2021 истцом совместно с администрацией Никифоровского района проведена выездная проверка хозяйственной деятельности ответчика в рамках соглашения, по результатам которой составлен акт б/н осмотра участника государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области - получателя гранта ИП Шайкина С.С.
Из упомянутого акта усматривается, что на территории хозяйства размещено здание коровника, в котором на привязном содержании находится 66 голов КРС молочного направления, в том числе: 52 коровы, 14 голов - молодняк. Документы об электронном мечении приобретенного из средств гранта поголовья не представлены. Исходя из смонтированного в здании стойлового оборудования, коровник рассчитан на 86 голов КРС.
Внутри коровника смонтированы молокопровод с автоматом промывки - 1 ед., транспортер ТСН-2В (полнокомплектный) - 1 ед., в пристройке к коровнику размещена установка охлаждения молока "Nerehta" на 3 000 литров.
На территории около здания коровника находится смеситель-раздатчик кормов СКР-6В "Хозяин" - 1 ед.
В ходе проведенного осмотра также был установлен факт отсутствия в хозяйстве следующего имущества, приобретенного в соответствии с планом расходов: поголовья коров молочного направления в количестве 48 голов, трактора "Беларус 1221.2" (VIN; Y4R122101J1101357, регистрационный номер TX 4187 68 rus) - 1 ед., транспортера ТСН -2В (полнокомплектный) - 1 ед.
Определением суда от 11.05.2022 сторонам предложено произвести комиссионное обследование хозяйства ответчика на предмет соблюдения ИП Шайкиным С.С. условий соглашения.
Истцом в материалы дела представлен акт б/н от 27.05.2022 осмотра участника государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области - получателя гранта ИП Шайкина С.С., из которого следует, что доверенное лицо ответчика Шайкин Н.С. на момент проверки в хозяйстве отсутствовал. Находящееся на территории хозяйства здание коровника закрыто, доступ в него не возможен. На территории хозяйства отсутствует сельскохозяйственная техника и оборудование, а также поголовье КРС, приобретённое на средства гранта.
Определением суда от 08.06.2022 сторонам повторно предложено произвести комиссионное обследование хозяйства ответчика на предмет соблюдения ИП Шайкиным С.С. условий соглашения.
Сторонами в материалы дела представлен акт б/н от 17.06.2022 осмотра участника государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области - получателя гранта ИП Шайкина С.С., из которого усматривается, что на территории хозяйства ответчика расположено здание коровника в котором находятся 43 коровы молочного направления и 16 телят 2022 года рождения. На пригоне находилось поголовье тёлок старше 1 года в количестве 13 голов (всего 72 животных).
Установлено (по данным Управления ветеринарии области и в результате проведённой в ходе осмотра идентификации принадлежности поголовья радиочастотным методом), что из 43 находящихся в коровнике коров, к приобретённому в 2019 году на средства гранта в соответствии с планом расходов поголовью относятся 18 голов (из представленных ответчиком документов электронному мечению было подвержено 50 нетелей из 100 приобретённых, на момент проверки в наличии 18 голов КРС, прошедших электронное мечение).
Из оставшихся 25 коров у 7 электронное мечение (чипы) отсутствовало, 18 имели чипы с номерами, не содержащимися в реестре об электронном мечении. Таким образом, установить принадлежность 25 коров не представляется возможным.
Коровник рассчитан на 86 голов, хотя по плану расходов должно быть 100 стойловых мест. Внутри коровника смонтированы молокопровод с автоматом промывки -1 ед., транспортер ТСН-2В (полнокомплектный) - 2 ед., в пристройке к коровнику размещена установка охлаждения молока "Nerehta" на 3 000 литров.
Установлен факт отсутствия в хозяйстве трактора "Беларус 1221.2" (VIN; Y4R122101J1101357, регистрационный номер TX 4187 68 rus) - 1 ед., смесителя-раздатчика кормов СКР-6В "Хозяин" - 1 ед. (находится на ремонте в ООО "БАМ-Тамбов"), и поголовья коров в количестве 82 голов, приобретённых в 2019 году в соответствии с планом расходов.
Как указывает Управление в отзыве на возражения ответчика, даже если принять тот факт, что 25.10.2019 ИП Шайкин С.С. во исполнение условий соглашения приобрёл у ИП Нестерова А.М. нетелей в количестве 50-ти голов, уже подвергнутых электронному мечению ТОГБУ "Тамбовоблэпизотряд", то на момент проверки 17.06.2022 в хозяйстве находилось 36 прошедших электронное мечение коров. Соответственно, в нарушение п. 4.3.13. соглашения 64 коровы из приобретённых в июне и октябре 2019 года нетелей отчуждены ответчиком без наличия к тому правовых оснований.
В соответствии с частью 3.1. статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных данной статьёй субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными ч. 3, п. 4 ч. 8, ч. 8.2. ст. 78 БК РФ, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.
В пункте 4.1.4. соглашения стороны согласовали, что в случае установления Управлением или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте (ах) нарушения ответчиком порядка, целей и условий предоставления гранта, предусмотренных Правилами и соглашением, в том числе указания в документах, представленных ответчиком, недостоверных сведений, Управление обязано направить ответчику требование о возврате средств гранта.
Согласно пункту 6.5.2. расторжение соглашения осуществляется в одностороннем порядке Управлением в случае нарушения получателем критериев и условий предоставления гранта, установленных Правилами и (или) обязательств по соглашению.
Следовательно, в пункте 4.1.4. соглашения стороны определили, что основанием к возврату гранта является нарушение обязательств по соглашению (абз. 1 ст. 431 Гражданского кодекса).
Ответчиком не представлено доказательств правомерного отчуждения трактора "Беларус 1221.2" (VIN; Y4R122101J1101357, регистрационный номер TX 4187 68 rus), а также приобретённых на средства гранта коров в количестве 64 голов, либо объективных причин сокращения стада (падёж, хищение и пр.).
В соответствии с бизнес-планом инвестиционного проекта по разведению КРС молочного направления в Никифоровском районе Тамбовской области по состоянию на конец 2-го квартала 2022 года в хозяйстве ответчика должно находиться 216 голов КРС, в том числе 158 коров.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Довод о том, что в декабре 2021 года из хозяйства было похищено 6 коров, 12 нетелей, и 20 тёлочек не имеет доказательственного подтверждения.
Напротив, ИП Шайкин С.С. не отрицает, что производил забой выбракованных коров из числа приобретённых на грант в целях выплаты своим рабочим заработной платы, а также что им был продан трактор "Беларус 1221.2" (VIN; Y4R122101J1101357, регистрационный номер TX 4187 68 rus), а полученные от продажи средства направлены на приобретение сэндвич-панелей для утепления крыши коровника.
Также судом верно не принят довод ответчика о том, что с сентября 2021 года Шайкин С.С. отбывает наказание в местах лишения свободы, что в силу пункта 5.2. соглашения является форс-мажорным обстоятельством, освобождающим его от ответственности по упомянутому соглашению, поскольку именно ответчик допустил нарушение пункта 4.3.13. соглашения при отчуждении приобретённых за счёт гранта материальных средств.
Кроме того, нормой части 3 статьи 401 ГК РФ определено, что если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несёт ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Факт привлечения ответчика к уголовной ответственности в виде реального лишения свободы не является непреодолимой силой, препятствующей надлежащему исполнению обязательств по соглашению, в смысле статьи 401 ГК РФ.
В данном случае ответчиком нарушены обязательства по соглашению, предусмотренные п. 4.3.12. об электронном мечении поголовья, п. 4.3.13. в части осуществления деятельности КФХ в соответствии с бизнес-планом; запрета в течение 5-ти лет со дня поступления гранта на расчётный счёт совершать действий по отчуждению имущества, приобретённого за счёт средств гранта, что является основанием для расторжения Управлением соглашения в одностороннем порядке и возврата гранта в бюджетную систему РФ.
Управлением в адрес ИП Шайкина С.С. направлялось претензионное письмо N 01-51/12 от 29.11.2021 с уведомлением о расторжении соглашения и возврате денежных средств, что подтверждается почтовой квитанцией и списком внутренних почтовых отправлений N 6 от 01.12.2021.
Данное уведомление получено ответчиком 03.12.2021, на что указывает отметка о вручении на почтовом отправлении.
В пункте 4.3.22. соглашения указано, что в случае, предусмотренном пунктом 4.1.4. соглашения ответчик обязан в течение 30-ти календарных дней с момента получения требования возвратить средства гранта в размере, указанном в требовании.
Ответчик доказательств возвращения денежных средств (гранта) в сумме 12 600 000 руб. в материалы дела не представил, в связи с чем требование о взыскании указанной суммы удовлетворено законно и обоснованно.
В связи с ненадлежащим исполнением ИП Шайкиным С.С. взятых на себя договорных обязательств истцом заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами с 11.01.2022 по 28.03.2022 на общую сумму 345 895 руб. 89 коп. из расчёта соответствующих значений ключевой ставки ЦБ РФ.
В силу части 1 статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой ЦБ РФ, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Согласно информациям ЦБ РФ б/н от 17.12.2021, б/н от 11.02.2022, б/н от 28.02.2022, начиная с 20.12.2021 по 13.02.2022 ключевая ставка ЦБ РФ составляла 8,5 %; с 14.02.2022 по 27.02.2022 - 9,5 %; с 28.02.2022 по 28.03.2022 - 20 % годовых.
Ответчик сумму начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами не оспорил, доказательства её погашения и контррасчёт не представил, представленный истцом расчёт проверен судом, признан арифметически верным, подлежащим удовлетворению на общую сумму 345 895 руб. 89 коп. за период с 11.01.2022 по 28.03.2022.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
С учетом результата рассмотрения иска, на основании части 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные истцом при подаче иска, правомерно отнесены на ответчика.
Апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в полном соответствии с заявленными требованиями.
Оснований для отмены обжалуемого решения суда не имеется.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя и им оплачены.
Руководствуясь п.1 ст.269 ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 18.10.2022 по делу N А64-2294/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
А.А. Пороник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-2294/2022
Истец: Управление сельского хозяйства Тамбовской области
Ответчик: ИП Глава КФХ Шайкин Сергей Сергеевич
Третье лицо: 19 Арбитражный апелляционный суд, Фомичева Н.Р.