г. Москва |
|
05 апреля 2023 г. |
Дело N А40-197239/2022 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Расторгуев Е.Б.
рассмотрев апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.12.2022 по делу N А40-197239/2022, принятое судьей Махалкиным М.Ю. в порядке упрощенного производства,
по иску Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, юр.адрес: 119019, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19) к АО "Военторг" (ОГРН 1097746264186) о взыскании штрафа
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен о взыскании неустойки в сумме 9 170, 63 рублей.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства без вызова сторон на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 29 декабря 2022 г. в иске отказано.
Истец не согласился с решением суда и подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда ввиду его незаконности и необоснованности, иск - удовлетворить, утверждая об отсутствии оснований для списания неустойки.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов жалобы, просит ее оставить без удовлетворения, а решение суда без изменения, указывая на то, что доводы истца не могут служить основанием для отмены решения суда.
Рассмотрев дело без вызова сторон в порядке статей 266, 268 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании обстоятельств дела установлено, что Минобороны России (заказчик) в рамках заключенного с АО "Военторг" (исполнитель) государственного контракта на оказание услуг по организации питания для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2021 году N 310521/ВП от 31.05.2021 привлекает Исполнителя (ответчика) к предусмотренной пунктом 8.3 контракта ответственности в виде штрафа за выявленные факты нарушений исполнителем обязательств по контракту.
Ответчик заявил о списании штрафа на основании п.п. "а" п.3 Правил списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 (далее - Правила о списании).
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции по заявлению ответчика о списании штрафа в порядке п.п. "а" п.3 Правил о списании правильно установил наличие соответствующих оснований для списания неустойки.
В соответствии с частью 42.1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в редакциях Федеральных законов от 01.04.2020 N 98-ФЗ, от 30.12.2021 N 476-ФЗ (далее - Закон N 44-ФЗ) начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Исходя из содержания Федеральных законов от 01.04.2020 N 98-ФЗ, от 30.12.2021 N 476-ФЗ измененная редакция части 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ распространяет свое действие на правоотношения, возникшие до их принятия, поскольку регламентирует правовые последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств в 2020 и 2021 годах.
В целях реализации данных требований закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 04.07.2018 N 783, которым утверждены обозначенные выше Правила, устанавливающие порядок и случаи списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом. В силу приведенных законоположений Правила N 783 также были актуализированы постановлениями Правительства Российской Федерации от 26.04.2020 N 591, от 31.12.2021 N 2594 соответственно.
Списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, по смыслу действующего законодательства является антикризисной мерой, которая ранее (до 01.01.2017) также применялась в правовом регулировании отношений в сфере закупок (часть 6.1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, Федеральный закон от 29.12.2015 N390-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановление Правительства Российской Федерации от 14.03.2016 N 190 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)").
Согласно подпункту "а" пункта 3 Правил N 783 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2020 N 591) если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) за исключением случая, предусмотренного подпунктом "в" этого пункта.
Списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с пунктом 3 данных правил распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществляется заказчиком на основании решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), указанного в пункте 9 этих же правил, в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения (пункт 11 Правил N 783).
Таким образом, возражение истца о том, что положения п.п. "а" п.3 Правил списания не подлежат применению к спорным правоотношениям, возникшим в 2021 г., противоречит указанным нормам материального права.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 (далее Обзор Верховного Суда Российской Федерации), списание или предоставление отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с частью 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе является обязанностью заказчика, в связи с чем суд обязан проверить соблюдение им требований указанной нормы.
В силу пункта 4 Правил именно заказчик в целях списания начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) обеспечивает сверку расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленным и неуплаченным суммам неустоек (штрафов, пеней). Списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение.
Истец данную обязанность не только не исполнил, но и в нарушение этой обязанности неоднократные обращения ответчика письмами от 10.08.2022 г. N 5089/22, от 17.08.2022 г. N 5232/22, от 06.09.2022 г. N 5611/22, от 19.10.2022 г. N 6584/22 и от 03.11.2022 г. N 6956/22 о проведении сверки задолженности по неустойке оставил без ответа, поэтому последующее возражение Минобороны России о том, что акт сверки по начисленной неустойке по контракту ответчиком не составлен, является недобросовестным поведением с целью причинить вред ответчику, что недопустимо в силу пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 40 Обзора Верховного Суда Российской Федерации несовершение заказчиком действий по сверке задолженности с исполнителем не может служить основанием для неприменения правил о списании или предоставлении отсрочки.
Таким образом, довод истца о неосуществлении сторонами сверки начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) по контракту не может явиться основанием к отказу в списании спорной неустойки.
Более того, согласно представленным ответчиком истцу сведениям о начисленной неустойке, которые приложены к указанным письмам о проведении сверки, общий размер неустойки (штрафов и пеней) по рассматриваемому контракту не превышает 5% от цены контракта.
Истец данное обстоятельство не оспорил и не опроверг, письма ответчика оставил без ответа, контррасчет не представил, сверку по неустойке в нарушение установленной законом обязанности не провел, поэтому оснований полагать, что общий размер начисленной неустойки (штрафов, пеней) превышает 5 процентов цены контракта, у суда не имеется.
Так же нельзя согласиться и с выводом истца, основанным на пункте 7 Правил N 783, согласно которому, в случае если поставщик (подрядчик, исполнитель) не подтвердил наличие начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), принятие решения о ее списании не допускается.
Данная норма относится к порядку и случаю осуществления непосредственно заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), но она не может быть истолкована как препятствующая суду при наличии спора заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о размере начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) применять положения части 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ, подпункта "а" пункта 3, пункта 11 Правил N783 и признать за соответствующим лицом право на ее списание.
Кроме того, ответчик просит списать начисленный штраф, чем подтвердил наличие начисленного и неуплаченного штрафа.
Согласно подпункту "а" пункта 5 Правил, при наличии документа о подтвержденных сторонами контракта расчетах по начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней) основанием для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил, является исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме, подтвержденное актом приемки или иным документом.
Обязательства по контракту ответчиком исполнены в полном объеме, о чем истец письмом от 23.09.2022 г. N 256/21 направил ответчику подписанный акт сверки взаимных расчетов за весь период действия контракта, который подписан ответчиком. Данные обстоятельства установлены Девятым арбитражным апелляционным судом при рассмотрении вопроса о списании неустойки в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по тому же заключенному сторонами контракту в рамках дел N N А40-120779/2022, А40-122959/2022, А40-177344/2022 и не подлежат доказыванию вновь при рассмотрении настоящего дела в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, оснований полагать, что контракт исполнителем не исполнен в полном объеме, у суда апелляционной инстанции так же не имеется.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правильно установлены основания для списания начисленного истцом и неуплаченного ответчиком штрафа, в связи с чем в удовлетворении иска правомерно отказано.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 266, 267, 268, 269, 271 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 29 декабря 2022 по делу N А40-197239/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Е.Б. Расторгуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-197239/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: АО "ВОЕНТОРГ"