г. Москва |
|
05 апреля 2023 г. |
Дело N А40-231637/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2023 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ю.Н. Кухаренко,
судей Е.А. Птанской, А.И. Трубицына,
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.О. Портновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 23.01.2023
по делу N А40-231637/22, по исковому заявлению публичного акционерного общества "Россети московский регион" (ОГРН: 1057746555811, ИНН: 5036065113, КПП: 772501001)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН: 1037739510423, ИНН: 7705031674, КПП: 770301001)
третье лицо - акционерное общество "Мосэнергосбыт" (ОГРН: 1057746557329, ИНН: 7736520080, КПП: 773601001)
о взыскании,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца - Соколов К.А. по доверенности от 10.10.2022,
от ответчика - Яшкин А.В. по доверенности от 01.12.2022,
от третьего лица - извещен, представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Россети Московский регион" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с Департамента городского имущества города Москвы суммы неосновательного обогащения в размере стоимости бездоговорного потребления электрической энергии по Актам о неучтенном потреблении при выявлении бездоговорного потребления электрической энергии от N 459/ЭА-ю от 01.09.2021 г., в размере 1 078 417 руб. 13 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в 2 размере 104 443 руб. 95 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами, исходя из размера ключевой ставки Банка России, действующий в соответствующие периоды просрочки, начисленные на оставшуюся сумму основного долга (1 078 861 руб. 13 коп.) с 24.09.2022 по день его фактической уплаты.
Решением суда от 23.01.2023 с Департамента городского имущества города Москвы в пользу публичного акционерного общества "Россети московский регион" взыскана сумма неосновательного обогащения в размере стоимости бездоговорного потребления электрической энергии по актам о неучтенном потреблении при выявлении бездоговорного потребления электрической энергии от N 459/ЭА-ю от 01.09.2021 г., в размере 1 078 417 руб. 13 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 47 249 руб. за период 10.11.2021 г. по 31.03.2022 г., проценты за пользование чужими денежными средствами, исходя из размера ключевой ставки Банка России, действующий в соответствующие периоды просрочки, начисленные на оставшуюся сумму основного долга (1 078 861 руб. 13 коп.) со 02.10.2022 по день его фактической уплаты, расходы на уплату госпошлины в размере 23 628 руб.
В остальной части отказано.
Департамент городского имущества города Москвы, не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой считает его незаконным, необоснованным.
В своей жалобе заявитель указывает на то, что не представлены доказательства, подтверждающие задолженность Департамента.
Указывает на то, что он не является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
По доводам, приведенным в жалобе, заявитель просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании апелляционного суда заявитель доводы жалобы поддерживает в полном объеме.
Истец с доводами жалобы не согласен, решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо в заседание апелляционного суда не явилось, извещен надлежащим образом.
Как усматривается из материалов дела, по факту выявленного бездоговорного потребления электрической энергии (29.06.2021,) в порядке, установленном п.п. 177, 178 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, в отношении ДГИ г. Москвы составлен Акт о неучтенном потреблении при выявлении бездоговорного потребления электрической энергии от 01.09.2021 г. N 459/ЭА-ю за период с 21.04.2021 г. по 29.06.2021 г.
В указанный период Ответчик осуществлял бездоговорное потребление электрической энергии через сети сетевой организации - ПАО "Россети Московский регион".
В соответствии с п. 169 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения), утверждён постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 сетевые организации и гарантирующие поставщики проверяют соблюдение требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли - продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления в части организации коммерческого учета, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного потребления и бездоговорного потребления электрической энергии.
Во исполнение указанных Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, 29.06.2021 уполномоченным представителем ПАО "Россети Московский регион" были проведены осмотр и выездная проверка объектов электросетевого хозяйства потребителя на объекте, по результатам которых, сотрудником, обладающим специальными познаниями в области электроэнергетики, был установлен и зафиксирован факт бездоговорного потребления электроэнергии со стороны Ответчика, что подтверждается составленным Актом технической проверки объектов электросетевого хозяйства от 29.06.2021 г., Актом технической проверки от 20.04.2021 г.
Истцом в адрес Ответчика были направлены Уведомление от 23.07.2021 N 1635 об установлении фактов бездоговорного потребления электроэнергии и вызове Ответчика на составление актов о неучтенном потреблении при выявлении бездоговорного потребления с требованием обеспечить явку уполномоченного представителя.
ПАО "Россети Московский регион" осуществлен расчет объема и стоимости бездоговорного потребления электрической энергии (мощности), который составил по Акту N 459/ЭА-ю от 01.09.2021 г. - 139 709 кВт/ч на сумму в размере 1078 417 руб. 13 коп.
Подробный расчет объема и стоимости бездоговорного потребления электрической энергии указывается в Приложениях к Актам.
02.09.2021 г. Ответчику направлено Уведомление от 01.09.2021 г. N 1117/ЭУТ-р? которым ему направлен оригинал Акта о неучтенном потреблении N 459/ЭА-ю от 01.09.2021 г. Данное обстоятельство подтверждается соответствующим уведомлением и почтовой квитанцией от, 06.09.2021 г.
26.10.2021 г. Ответчику направлено Уведомление N 1308/ЭУТ-р от 20.10.2021 г. с требованием оплатить имеющуюся задолженность и оригиналами приложений к Акту о неучтенном потреблении N 459/ЭА-ю от 01.09.2021 г. (расчеты стоимости и счета на оплату). Данное обстоятельство подтверждается соответствующим уведомлением и почтовой квитанцией от 28.10.2021 г.
В нарушение требований действующего законодательства в установленный Основными положениями срок оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления не произведена; просрочка оплаты по Акту БДП от 01.09.2021 N 459/ЭА-ю в размере 1 078 417 руб. 13 коп. началась с 10.11.2021 г.
Также, истцом заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму неоплаченного долга и подлежащих взысканию с Ответчика, за период с 10.11.2021 по 23.09.2022 в размере 104 443 руб. 95 коп. Расчет представлен в материалы дела.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Истца в суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя заявленные исковые требования в части, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 1102 ГК РФ правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Согласно 4.1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
В соответствии с п. 84 Основных положений, стоимость электрической энергии (мощности) в объеме выявленного бездоговорного потребления электрической энергии, рассчитывается сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии, и взыскивается такой сетевой организацией с указанного лица на основании акта о неучтенном потреблена электрической энергии.
Стоимость электрической энергии в определенном в соответствии с данным пунктом объеме бездоговорного потребления определяется исходя из цен (тарифов), указанных в разделе IV Основных положений.
В силу п. 189 Основных положений N 442, лицо, осуществившее бездоговорное потребление электрической энергии, обязано оплатить стоимость электрической энергии в объеме бездоговорного потребления электрической энергии по счету в течение 10 дней со дня получения счета.
Как установлено материалами дела, в результате проведенной технической проверки объектов электросетевого хозяйства по адресу: г. Москва Лаврушинский проезд, д.17,етр.2. был выявлен, установлен, зафиксирован факт бездоговорного потребления электрической энергии в отношении Департамента городского имущества г. Москвы, составлен Акт о неучтенном потреблении при выявлении бездоговорного потребления электрической энергии от 01.09.2021 г N 459/ЭА-ю.
Подробный расчет объема и стоимости бездоговорного потребления электрической энергии подтверждающие задолженность Ответчика указывается в Приложениях к указанному Акту N 459/ЭА-ю от 01.09.2021 г.
В адрес Ответчика было направлено Уведомление с требованием оплатить имеющуюся задолженность и направлением оригинала расчета объема и стоимости бездоговорного потребления электрической энергии к акту о неучтенном потреблении N 459/ЭА-ю от 01.09.2021 г., а также счета на оплату. Данное обстоятельство подтверждается квитанциями, представленными в материалы дела.
В основных положениях отсутствует норма права предусматривающая, что электроэнергия входит в состав оплаты коммунальных услуг. Понятие коммунальной услуги регулируется Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Соответственно, коммунальная услуга может быть оказана только в многоквартирном доме и жилом доме, однако бездоговорное потребление электроэнергии выявлено в нежилом здании и Предметом данного спора является взыскание стоимости бездоговорного потребления электроэнергии.
Таким образом, доводы ответчика признаны Арбитражным судом несостоятельными.
В вышеуказанном нежилом здании по адресу г. Москва, пер.Лаврушенский, д. 17, стр.2 находятся нераспределенные нежилые помещения, принадлежащие на праве собственности городу Москвы, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 26.09.2022 г.
Пунктом 1 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", установлено, что Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы.
В соответствии с п. 1 раздела 1, п. 6.5, 6.10 раздела 3 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 г. N 99-ПП, Департамент выполняет полномочия собственника в отношении имущества города Москвы, осуществляет защиту интересов города Москвы в установленной сфере деятельности в судах, арбитражных судах, выполняет функций главного распорядителя, получателя бюджетных средств города Москвы, главного, администратора доходов бюджета города Москвы, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета города Москвы в соответствии с возложенными полномочиями.
Согласно п. 1.6.4 Положения, утвержденного названным постановлением N 540-ПП, Департамент городского имущества города Москвы в сфере управления нежилым фондом осуществляет полномочия собственника (города Москвы) в соответствии с Положением о нем, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Положением и иными актами законодательства РФ и города Москвы.
Согласно пунктам 2.5.2 и 2.5.3 данного Положения содержание объектов нежилого фонда, не имеющих пользователя, и доли общего имущества пропорционально площади не переданных в пользование нежилых помещений обеспечивает Департамент городского имущества города Москвы. Средства на содержание объектов нежилого фонда, не переданных в пользование, предусматриваются в бюджете города Москвы на очередной финансовый год и плановый период по заявке Департамента городского имущества города Москвы.
Таким образом, Департамент городского имущества города Москвы является главным распорядителем бюджетных средств города Москвы, участвует в рассматриваемом деле в связи о осуществлением полномочий собственника в отношении имущества города и является надлежащим Ответчиком.
В соответствии с п. 2 ст. 1107 ГК РФ, на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (ст. 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
При этом, судом отмечается, Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" с 01.04.2022 на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (за исключением лиц, указанных в пункте 2 данного постановления).
На основании пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац 10 пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).
Таким образом, судом произведен перерасчет размера неустойки, начисленной за период 10.11.2021 г. по 31.03.2022 г. составил 47 249 руб.
При указанных обстоятельствах, Арбитражный суд Москвы посчитал факт наличия неосновательного обогащения документально подтвержденным, поэтому требования истца признаны правомерными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в части.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В вышеуказанном нежилом здании по адресу г. Москва, пер. Лаврушенский, д.17, стр.2 находятся нераспределенные нежилые помещения, принадлежащие на праве собственности городу Москвы, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 26.09.2022 г.
Пунктом 1 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", установлено, что Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы.
В соответствии с п. 1 раздела 1, п. 6.5, 6.10 раздела 3 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 г. N 99-ПП, Департамент выполняет полномочия собственника в отношении имущества города Москвы, осуществляет защиту интересов города Москвы в установленной сфере деятельности в судах, арбитражных судах, выполняет функции главного распорядителя, получателя бюджетных средств города, Москвы, главного администратора доходов бюджета города Москвы, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета города Москвы в соответствии с возложенными полномочиями.
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 29.06.2010 N 540-ПП "Об утверждении Положения об управлении объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы" под нежилым фондом понимается - совокупность принадлежащих городу Москве и не предназначенных для проживания человека следующих недвижимых вещей: зданий, строений, сооружений и нежилых помещений. Объект нежилого фонда - здание, строение, сооружение и нежилых помещений. Объект нежилого фонда - здание,.строение, сооружение, в том числе объект инженерного или коммунального назначения, или нежилое помещение, входящее в состав объекта нежилого фонда и/или расположенное в многоквартирном доме.
Согласно п. 1.6.4 Положения, утвержденного названным постановлением N 540-ПП, Департамент городского имущества города Москвы в сфере управления нежилым фондом осуществляет полномочия собственника (города Москвы) в соответствии с Положением о нем, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Положением и иными актами законодательства РФ и города Москвы.
Согласно пунктам 2.5.2 и 2.5.3 данного Положения содержание объектов нежилого фонда, не имеющих пользователя, и доли общего имущества пропорционально площади не переданных в пользование нежилых помещений обеспечивает Департамент городского имущества города Москвы. Средства. на. содержание объектов нежилого фонда, не переданных в пользование, предусматриваются в бюджете города Москвы на очередной финансовый год и. плановый период по заявке Департамента городского имущества города Москвы.
Таким образом Департамент городского имущества города Москвы является главным распорядителем бюджетных средств города Москвы, участвует в рассматриваемом деле в связи о осуществлением полномочий собственника в отношении имущества города и является надлежащим Ответчиком.
Довод ответчика о том, что задолженность ДГИ г. Москвы, не доказана, не обоснован.
В результате проведенной технической проверки объектов электросетевого хозяйства по адресу: г. Москва Лаврушинский проезд, д.17,стр.2. был выявлен, установлен, зафиксирован факт бездоговорного потребления электрической энергии в отношении Департамента городского имущества г. Москвы, составлен Акт о неучтенном потреблении при выявлении бездоговорного потребления электрической энергии от 01.09.2021 г N 459/ЭА-ю.
Подробный расчет объема и стоимости бездоговорного потребления электрической энергии подтверждающие задолженность Ответчика указывается в Приложениях к указанному Акту N 459/ЭА-ю от 01.09.2021 г.
В силу п. 189 Основных положений N 442, лицо, осуществившее бездоговорное потребление электрической энергии, обязано оплатить стоимость электрической энергии в объеме бездоговорного потребления электрической энергии по счету в течение 10 дней со дня получения счета.
В адрес Ответчика было направлено Уведомление с требованием оплатить имеющуюся задолженность и направлением оригинала расчета объема и стоимости бездоговорного потребления электрической энергии к акту о неучтенном потреблении N 459/ЭА-ю от 01.09.2021 г., а также счета на оплату. Данное обстоятельство подтверждается квитанциями представленными в материалы дела.
Таким образом, документами подтверждающими задолженность ответчика являются расчет стоимости и счета на оплату.
В Основных положениях отсутствует норма права предусматривающая, что электроэнергия входит в состав оплаты коммунальных услуг. Понятие коммунальной услуги регулируется Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирньгх домах и жилых домов" вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". Соответственно, коммунальная услуга может быть оказана только в многоквартирном доме и жилом доме, однако бездоговорное потребление электроэнергии выявлено в нежилом здании и Предметом данного спора является взыскание стоимости бездоговорного потребления электроэнергии.
По вопросу применения моратория утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 г. N 497 (ред. от 13.07.2022 г.) "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" введен мораторий на начисление пеней.
Согласно решению Арбитражного суда от 23.01.23 г. по делу А40-231637/2022 проценты за пользование чужими денежными средствами были рассчитаны за исключением периода действия моратория.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что доводы жалобы не могут являться основанием для отмены либо изменения законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 23 января 2023 года по делу N А40-231637/22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ю.Н. Кухаренко |
Судьи |
Е.А. Птанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-231637/2022
Истец: ПАО "РОССЕТИ МОСКОВСКИЙ РЕГИОН"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: АО "МОСЭНЕРГОСБЫТ"