г. Саратов |
|
06 апреля 2023 г. |
Дело N А57-28624/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 апреля 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луевой Л.Ю.,
судей Волковой Т.В., Жаткиной С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бусыгиной А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области на решение Арбитражного суда Саратовской области от 02 февраля 2023 года по делу N А57-28624/2022
по исковому заявлению Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области (ОГРН 1026403680632, ИНН 6455003817)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области (ОГРН 1106454003028, ИНН 6454101145),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134),
об обязании принять в состав казны РФ недвижимое имущество,
в судебное заседание явились:
- от Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области представитель Пестрецова Марина Юрьева, действующая на основании доверенности N 8-ДВ от 18.07.2022, выданной сроком на 1 год,
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области представитель Дяденко Ольга Александровна, действующая на основании доверенности от 30.12.2022, выданной сроком до 31.12.2023,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратился Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области (далее - Саратовстат") к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области (далее - Росимущество в Саратовской области, управление) с исковым заявлением об обязании в десятидневный срок со дня вступления в законную силу судебного акта принять от Территориального органа Федеральной службы государственной статистки по Саратовской области в состав казны Российской Федерации следующее имущество: нежилое здание с кадастровым номером 64:17:190312:80 площадью 186,8 кв.м, расположенное по адресу: Саратовская область, Краснокутский район, г. Красный Кут, ул. Комсомольская, д. 36, земельный участок с кадастровым номером 64:17:190312:13 площадью 284, 0 кв.м, расположенный по адресу: Саратовская область, Краснокутский район, г. Красный Кут, ул. Комсомольская, д. 36.
Решением Арбитражного суда Саратовской области 02.02.2023 исковые требования удодвлетоврены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Саратовской области от 02.02.2023 отменить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что действующее законодательство не возлагает безусловной обязанности в принятии имущества. Также указывает, что судом не приняты во внимание доводы об отсутствии необходимости и потребности в использовании указанного имущества. Передача имущества в казну РФ осуществляется только в исключительных случаях.
Истец представил письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ.
Иные лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 АПК РФ посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, их неявка не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, нежилое двухэтажное административное здание общей площадью 186,8 кв.м (кадастровый номер 64:17:190312:80, РНФИ - Ш2640003303), расположенное по адресу: Саратовская область, Краснокутский район, г. Красный Кут, ул. Комсомольская, д. 36, принадлежит на праве собственности Российской Федерации (государственная регистрация права N 64-01/17-1344/2004-165 от 03.11.2004) и закреплено на праве оперативного управления за Саратовстат (государственная регистрация права N 64-01/17-1344/2004-166 от 03.11.2004).
Данное здание расположено в пределах земельного участка общей площадью 284,0 кв.м (кадастровый номер 64:17:190312:13, РНФИ - П1160000236) по адресу: Саратовская область, Краснокутский район, г. Красный Кут, ул. Комсомольская, д. 36.
Право собственности Российской Федерации на земельный участок зарегистрировано в ЕГРН N 64-64-25/009/2007-81 от 19.02.2007; право постоянного (бессрочного) пользования - за Саратовстатом (государственная регистрация права N 64-64-25/009/2007-82 от 19.02.2007).
Поскольку спорное имущество не используется Саратовстатом по назначению, истец получил согласие Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации на передачу невостребованного недвижимого имущества в г. Красный Кут в состав казны Российской Федерации (письмо от 11.05.2022 N СО-16-2/2516-ТО).
23.05.2022 Саратовстат письмом исх. N МН-66-10/507-ТС от 23.05.2022 обратился в адрес Росимущества в Саратовской области с заявлением об отказе от права оперативного управления на нежилое здание (кадастровый номер 64:17:190312:80) и прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок (кадастровый номер 64:17:190312:13), расположенными по адресу: Саратовская область, Краснокутский район, г. Красный Кут, ул. Комсомольская, д. 36.
Заявление Саратовстата было получено управлением 23.05.2022.
23.06.2022 ответчиком в адрес истца была направлена информация о прорабатывании вопроса вовлечения в хозяйственный оборот данного объекта либо возможности включения в прогнозный план (программу) приватизации. Однако, решение об изъятие нежилого здания с кадастровым номером 64:17:190312:80 и прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 64:17:190312:13 управлением не принято.
15.08.2022 Саратовстатом повторно направлено обращение об отказе от прав оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования и принятие в состав казны Российской Федерации спорного имущества. Решение по данному обращению управлением так и не принято.
06.09.2022 управлением в адрес Саратовстата перенаправлено обращение администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области, в котором
администрация не возражает против использования названных объектов.
Поскольку до настоящего времени решение принятии имущества в состав казны Российской Федерации управлением не принято, Саратовстат обратился с настоящим иском в суд.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Статьей 209 ГК РФ предусмотрено, что право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
Согласно пункту 1 статьи 120 ГК РФ права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьями 296, 298 ГК РФ.
Учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника имущества (пункт 1 статьи 296 ГК РФ).
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества (пункт 2 статьи 296 ГК РФ).
Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется, распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника данного имущества и назначением этого имущества. Собственник имущества учреждения может распорядиться по своему усмотрению только изъятым, излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом.
Согласно пункту 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
В силу статьи 236 ГК РФ юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятии, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации.
Пунктом 4 Положения N 432 предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пункту 3 статьи 53 ЗК РФ при отказе от права постоянного (бессрочного пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 данного Кодекса. К заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 данного Кодекса, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
В соответствии с пунктом 4 статьи 53 ЗК РФ при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 данного Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Пунктом 5 статьи 53 ЗК РФ предусмотрено, что в случае, если право на земельный участок было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 данного Кодекса, в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
С учетом положений пункт 1 статьи 235, статьи 236, пункт 3 статьи 299 ГК РФ, статьи 53 ЗК РФ суд пришел к правильному выводу о наличии у истца права на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления и праве постоянного (бессрочного) пользования.
Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, у истца отсутствует необходимость в использовании указанного выше имущества, в связи с чем, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что истец правомерно обратился к собственнику с заявлением об изъятии этих объектов, такие действия направлены на соблюдение принципа эффективности расходования бюджетных средств, при этом ответчик незаконно уклоняется от принятия спорных объектов в казну Российской Федерации.
Суд, установив наличие у истца права на отказ от закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования и передачу его ответчику по причине неиспользования в соответствии с целями деятельности Саратовстата, учитывая, что Федеральная служба государственной статистики дала согласие на изъятие указанного объекта недвижимости и прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, на котором расположено указанный объект недвижимости, в отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность бездействия уполномоченного органа по принятию имущества в казну, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия признает разумным срок для принятия в казну Российской Федерации спорного имущества в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу.
Доводы ответчика, изложенные им в апелляционной жалобе, не имеют правового значения для рассмотрения настоящего спора, а потому отклоняются.
Суд апелляционной инстанции считает, что разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 02 февраля 2023 года по делу N А57-28624/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л. Ю. Луева |
Судьи |
Т. В. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-28624/2022
Истец: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по СО(Саратовстат)
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в СО
Третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом