г. Владимир |
|
05 апреля 2023 г. |
Дело N А39-6703/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.03.2023.
Постановление в полном объеме изготовлено 05.04.2023.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Кастальской М.Н., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининой Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Мордовия (ИНН 1300050318, ОГРН 1021300974881) на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 18.01.2023 по делу N А39-6703/2022, принятое по заявлению государственного казенного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Республиканский противотуберкулезный диспансер" (ИНН 1326048458, ОГРН 1021300979930) о признании недействительным пункта 1 представления Министерства финансов Республики Мордовия (ИНН 1300050318, ОГРН 1021300974881) от 04.05.2022 N 1176-РМ/18 в части, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство здравоохранения Республики Мордовия.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании приказа Министерства финансов Республики Мордовия (далее - Министерство) от 12.01.2022 N 5-КРУ "О назначении контрольного мероприятия в период с 17.01.2022 по 08.04.2022 в отношении государственного казенного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Республиканский противотуберкулезный диспансер" (далее - Учреждение), проведена выездная проверка осуществления расходов на обеспечение выполнения функций казенного учреждения и их отражения в бюджетном учете и отчетности.
По результатам проверки 11.04.2022 уполномоченным должностным лицом Министерства составлен акт, а 04.05.2022 Учреждению выдано представление N 1176-РМ/18 о принятии мер по устранению нарушений, причин и условий всех выявленных нарушений.
Не согласившись с указанным представлением, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным пункта 1 представления в части обязания принять меры по устранению нарушений, указанных в пунктах 3.3, 3.5, 3.8.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Республики Мордовия.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 18.01.2023 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Министерство ссылается на неправильное применением норм материального права.
По мнению Министерства, выводы суда о возможности установления выплаты за квалификационную категорию вне зависимости от соответствия этой категории должностным обязанностям работников противоречит сути установления выплат стимулирующего характера. Также заявитель указывает на нормы пункта 26, 43.3 Положения об оплате труда работников Учреждения, необходимо рассматривать в совокупности с другими нормами права, включая нормы, закрепленные в приложении 2 к Приказу Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29.12.20007 N 818, положениями статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из оспариваемого представления усматривается, что в пунктах 3.3, 3.5, 3.8 Учреждению вменяется осуществление в течение 2021 года начисления заместителю главного врача по организационно-методической работе, заместителю главного врача по клинико-экспертной работе и заместителю главного врача по медицинской части надбавки за квалификационную категорию по специальности "Фтизиатрия" в размере 15% от должностного оклада по основной занимаемой должности.
Как следует из материалов дела, в ходе проведённой проверки Министерством установлено, что в течение 2021 года заместителю главного врача по организационно-методической работе Зубовой Н.А., заместителю главного врача по клинико-экспертной работе Кошелевой С.П., заместителю главного врача по медицинской части Никитиной Е.А. осуществлялось начисление надбавки за квалификационную категорию в размере 15% (наличие высшей квалификационной категории по специальности "Фтизиатрия") от должностного оклада по основным занимаемым должностям "Заместитель главного врача по организационно-методической работе", "Заместитель главного врача по клинико-экспертной работе" и "Заместитель главного врача по медицинской части".
Всего указанная надбавка начислена Зубовой Н.А. в сумме 39 942 рубля. С учетом отчисления взносов во внебюджетные фонды (12 062 рубля 48 копеек) сумма нарушения составила 52 004 рубля 48 копеек (пункт 3.3).
Кошелевой С.П. указанная надбавка начислена в сумме 41 954 рубля 68 копеек. С учетом отчисления взносов во внебюджетные фонды (12 670 рублей 31 копейка) сумма нарушения составила 54 624 рубля 99 копеек (пункт 3.5).
Никитиной Е.А. указанная надбавка начислена в сумме 39 961 рубль 32 копейки. С учетом отчисления взносов во внебюджетные фонды (12 068 рублей 32 копейки) сумма нарушения составила 52 029 рублей 64 копейки (пункт 3.8).
По мнению Министерства, указанная надбавка не предусмотрена Примерным положением об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Мордовия, утвержденным постановлением Правительства Республики Мордовия от 29.10.2008 N 488, и Положением об оплате труда работников Учреждения, утвержденным приказом главного врача 13.01.2020.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из следующего.
Статья 135 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В законодательстве не определен конкретный перечень стимулирующих выплат. Это означает, что в коллективном договоре или внутреннем нормативном документе (например, положении о премировании) могут быть установлены любые выплаты подобного рода. Их цель - стимулировать работников к повышению профессионального уровня, результатов их деятельности, снизить текучесть кадров, привлечь необходимых специалистов высокой квалификации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Мордовия от 27.10.2008 N 95-З "Об основах организации оплаты труда работников государственных учреждений Республики Мордовия" предметом регулирования закона являются отношения, связанные с оплатой труда работников государственных казенных учреждений Республики Мордовия.
Согласно статье 2 названного Закона системы оплаты труда работников государственных учреждений по видам экономической деятельности устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Мордовия с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей (пункт 1).
Коллективные договоры, соглашения, локальные нормативные акты, содержащие нормы, устанавливающие системы оплаты труда работников государственных учреждений Республики Мордовия, разрабатываются и применяются в соответствии с примерными положениями об оплате труда работников государственных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемыми Правительством Республики Мордовия (пункт 2).
Пункт 2 статьи 4 Закона утверждение примерных положений об оплате труда работников государственных учреждений с указанием перечня (конкретных наименований) и размеров выплат компенсационного и стимулирующего характера относит к полномочиям Правительства Республики Мордовия.
Порядок и условия установления выплат стимулирующего характера, в том числе и заместителям руководителей учреждений, установлены разделом 5 Примерного положения об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 29.10.2008 N 488 (далее - Примерное положение).
Согласно пункту 38 Примерного положения к стимулирующим выплатам относятся, в том числе выплаты за качество выполняемых работ, включающие в себя надбавки за квалификационную категорию (пункт 40).
Пунктом 40.3 Примерного положения установлены размеры и условия установления надбавки за квалификационную категорию, в том числе установлены условия установления надбавки отдельным категориям работников государственных учреждений здравоохранения.
Кроме того, установлено, что врачам-заместителям руководителей учреждений квалификационная категория учитывается по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье" или по клинической специальности.
В соответствии с пунктом 20 Примерного положения с учетом условий труда заместителям руководителя, главному бухгалтеру устанавливаются стимулирующие выплаты, предусмотренные разделом 5 настоящего Положения в размерах, не превышающих установленные положением о выплатах компенсационного и стимулирующего характера руководителям подведомственных учреждений, утвержденного Министром здравоохранения Республики Мордовия.
Пунктом 26 Положения об оплате труда работников Учреждения от 13.01.2020, утвержденного главным врачом и согласованного с первичной профсоюзной организацией Учреждения, предусмотрено, что заместителям главного врача устанавливаются выплаты стимулирующего характера, в том числе выплата за качество выполняемых работ, которая устанавливается в виде надбавки за квалификационную категорию (при наличии высшей квалификационной категории - 15% от должностного оклада).
Из материалов дела следует, что в соответствии с дополнительными соглашениями к трудовым договорам от 03.11.2020 заместителю главного врача по организационно-методической работе Зубовой Н.А., заместителю главного врача по клинико-экспертной работе Кошелевой С.П., заместителю главного врача по медицинской части Никитиной Е.А. установлены надбавки за квалификационную категорию в связи с наличием высшей квалификационной категории по специальности "Фтизиатрия" от должностного оклада по основным занимаемым должностям "Заместитель главного врача по организационно-методической работе", "Заместитель главного врача по клинико-экспертной работе" и "Заместитель главного врача по медицинской части" в размере 15% (3952 рубля 05 копеек).
Факт наличия у названных лиц высшей квалификационной категории по специальности "Фтизиатрия" Министерством не отрицается, как и не отрицается осуществление врачебной деятельности по указанной специальности на условиях совместительства.
Предположения Министерства о необоснованном исчислении надбавки от размера оклада по основной занимаемой должности, вместо оклада по должности врача, занимаемой на условиях совместительства, не могут быть приняты во внимание, поскольку из вышеприведённых норм такой вывод не следует.
Пунктом 40.3 Примерного положения установлено, что врачам-заместителям руководителей учреждений квалификационная категория учитывается по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье" или по клинической специальности. При этом конкретные условия выбора надбавок не определены.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленное требование.
Таким образом, Арбитражный суд Республики Мордовия полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 18.01.2023 по делу N А39-6703/2022 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Мордовия оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-6703/2022
Истец: Государственное казенное учреждение здравоохранения Республики Мордовия "Республиканский противотуберкулезный диспансер"
Ответчик: Министерство финансов Республики Мордовия
Третье лицо: Министерство здравоохранения Республики Мордовии, Первый Арбитражный апелляционный суд