г. Самара |
|
06 апреля 2023 г. |
Дело N А55-24568/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 03 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 06 апреля 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Сергеевой Н.В., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
с участием: от МБУ СШОР N 8 "Союз" - представитель Чурсина К.С.(доверенность от 21.10.2022),
от Контрольно-счетной палаты городского округа Тольятти Самарской области - представитель Колесникова Е.С.(доверенность от 18.04.2022),
от Администрации городского округа Тольятти - представитель не явился, извещено,
от МБУ СШОР N 9 "Велотол" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе МБУ СШОР N8 "Союз"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 января 2023 года по делу N А55-24568/2022 (судья Коршикова О.В.),
по заявлению МБУ СШОР N 8 "Союз", к Контрольно-счетной палате городского округа Тольятти Самарской области, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя: Администрации городского округа Тольятти, МБУ СШОР N 9 "Велотол", о признании незаконным предписания контрольно-счетной палаты г.о. Тольятти N 04-03/5 от 05.07.2022, об обязании контрольно-счетную палату г.о. Тольятти устранить нарушения прав, свобод и законных интересов МБУ СШОР N 8 "Союз" путем отмены предписания контрольно-счетной палаты г.о. Тольятти N 04-03/5 от 05.07.2022,
УСТАНОВИЛ:
МБУ СШОР N 8 "Союз" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Контрольно-счетной палате городского округа Тольятти Самарской области (далее - ответчик), о признании незаконным предписания контрольно-счетной палаты г.о. Тольятти N 04-03/5 от 05.07.2022, об обязании контрольно-счетной палаты г.о. Тольятти устранить нарушения прав, свобод и законных интересов МБУ СШОР N 8 "Союз" путем отмены предписания контрольно-счетной палаты г.о. Тольятти N 04-03/5 от 05.07.2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация городского округа Тольятти, МБУ СШОР N 9 "Велотол" (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19 января 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, МБУ СШОР N 8 "Союз" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. Принять новое решение, в котором удовлетворить исковые требования административного истца в полном объеме: признать незаконным предписание контрольно-счетной палаты г.о. Тольятти N 04-03/5 от 05.07.2022 г.; обязать контрольно-счетную палату г.о. Тольятти устранить нарушения прав, свобод и законных интересов МБУ СШОР N 8 "Союз" путем отмены Предписания контрольно-счетной палаты г.о. Тольятти N 04-03/5 от 05.07.2022 г.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на проведение учебно-тренировочных мероприятий после прекращения плохих погодных условий и зимнего периода, а именно: 27.05.2021 -29.05.2021 (53 человека), 28.05.2021 - 30.05.2021 (20 человек), 09.10.2021 -10.10.2021 (35 человек), 22.06.2022 - 23.06.2022 (319 человек), что составляет в общей сложности 500 чел/сут. Указанные обстоятельства подтверждаются приказами N 150-3/21-лс, N 150-3/21-лс, N 29/21, N 27/22.
Податель жалобы полагает, что материалами дела подтверждается факт оказания услуг по проживанию в полном объеме, учебно-тренировочные сборы проведены для реализации уставных целей, факт оплаты услуг 09.10.2020 не свидетельствует о нецелевом использовании, а фактически является авансовым платежом.
По мнению подателя жалобы в действиях МБУ СШОР N 8 "Союз" отсутствует нецелевое использование бюджетных средств.
Контрольно-счетная палата городского округа Тольятти Самарской области апелляционную жалобу отклонила по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Администрация городского округа Тольятти в отзыве на апелляционную жалобу просит рассмотреть апелляционную жалобу по имеющимся в деле доказательствам, без участия представителя администрации городского округа Тольятти.
Представитель МБУ СШОР N 8 "Союз" в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Представитель Контрольно-счетной палате городского округа Тольятти Самарской области в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители Администрации городского округа Тольятти, МБУ СШОР N 9 "Велотол" не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзывов, выступлений представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
В соответствии с планом деятельности контрольно - счетной палаты г.о. Тольятти на 2022 год, по поручению Управления ФСБ по Самарской области г. Тольятти, КСП г.о.Тольятти проведено экспертно-аналитическое мероприятие "Анализ и оценка расходования бюджетных средств на организацию учебно-тренировочных сборов в сентябре-октябре 2020 года на территории базы отдыха "Спартак" муниципального бюджетного учреждения спортивной школы олимпийского резерва N 9 "Велотол" городского округа Тольятти".
Объектами экспертно-аналитического мероприятия являлись: МБ У ДО СШОР N 1 "Лыжные гонки", МБУ СШОР N 2 "Красные крылья", МБУ СШОР N 5 "Спортивная борьба", МБУ ДО СШОР N 10 "Олимп", МБУДО СШОР N 7 "Акробат", МБУ СШОР N 13 "Волгарь", МБУ СШОР N 12 "Лада", МБУ СШОР N 9 "Велотол", в том числе МБУ СШОР N 8 "Союз".
МБУ СШОР N 8 "Союз" создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Учредителем МБУ СШОР N 8 "Союз" является муниципальное образование городской округ Тольятти в лице администрации г.о. Тольятти. Учреждение находится в ведомственном подчинении управления физической культуры и спорта администрации г.о. Тольятти (далее- УФиС). Муниципальное задание для учреждения в соответствии с предусмотренными его Уставом основными видами деятельности формирует и утверждает учредитель.
В соответствии со ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ постановлением мэрии г.о. Тольятти от 02.12.2015 N 3897-п/1 утвержден Порядок формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений городского округа Тольятти и финансового обеспечения выполнения муниципального задания (далее - Порядок формирования МЗ).
Муниципальное задание МБУ СШОР N 8 "Союз" утверждено постановлением администрации г.о. Тольятти от 20.01.2020 N 119-п/1 "Об утверждении муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных бюджетных учреждений, находящихся в ведомственном подчинении Управления физической культуры и спорта администрации г.о. Тольятти, на 2020 год и плановый период 2021 -2022 годов".
Из материалов дела следует, что в 2020 году предоставление субсидии МБУ СШОР N 8 "Союз" на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществлялось в соответствии с Соглашением о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания от 09.01.2020 N 27-дг/3.7.
В представленной МБУ СШОР N 8 "Союз" сводной (плановой) смете по финансированию выездных мероприятий МБУ СШОР N 8 "Союз" на 2020 год за счет средств бюджета городского округа Тольятти, согласованной УФиС 09.01.2020, мероприятия по УТС каратэ и УТС тхэквондо не предусмотрены.
В представленной МБУ СШОР N 8 "Союз" сводной (исправленной) смете по финансированию выездных мероприятий МБУ СШОР N 8 "Союз" на 2020 год за счет средств бюджета городского округа Тольятти, согласованной УФиС (нет даты согласования), предусмотрены мероприятие по УТС каратэ и УТС тхэквондо на общую сумму 250,0 тыс. руб.
Судом установлено, что МБУ СШОР N 8 "Союз" в период 2020 года произведено направление на учебно-тренировочные сборы учащихся, согласно приказам:
- от 28.09.2020 N 281-1/20-лс на 99 человек с сопровождением тренерами Саминым Р.В., Солдаткиной А.А., Исмаиловым Э.Э. сроком на 4 сут. (04.10.2020 -08.10.2020);
- от 28.09.2020 N 281-2/20-лс на 26 человек с сопровождением тренерами Кайсаровым P.P., Абдуллаевым А.И. сроком на 4 сут. (04.10.2020 - 08.10.2020);
Таким образом, общее количество спортсменов, участвующих в спортивно-тренировочных сборах составляет 125 чел. в период с 04.10.2020 - 08.10.2020.
Место проведения: Ставропольский район, б/о "Спартак". Расходование средств на проведение учебно-тренировочных сборов МБУ СШОР N 8 "Союз" на б/о "Спартак" произведено в рамках заключенных договоров на общую сумму 250,0 тыс. руб., в том числе:
- договор от 28.09.2020 N 01/5 на оказание услуг по организации проживания на базе отдыха "Спартак" заключен на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ с МБУ СШОР N 9 "Велотол" г.о. Тольятти на сумму 52,0 тыс. руб. (источник финансирования - средства субсидии на выполнение муниципального задания, КОСГУ 226). Сроки оказания услуг: 04.10.2020-08.10.2020.
Виды услуг: проживание 26 чел. х 500,0 руб./сут. х 4 суток. Факт оказания услуг подтвержден Актом об оказании услуг от 08.10.2020 N 00000031 на сумму 52,0 тыс. руб. Проведение экспертизы оказанных услуг подтверждено формулировкой в Акте: "Вышеперечисленные услуги выполнены полностью и в срок. Заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет".
В соответствии с п. 2.2 договора оплата производится в срок не более 30 (тридцати) дней с момента подписания акта приемки оказанных услуг без замечаний.
Оплата произведена на сумму 52,0 тыс. руб. платежным поручением от 09.10.2020 N 578, нарушений сроков оказания услуг и сроков оплаты по договору не установлено.
- договор от 28.09.2020 N 02/5 на оказание услуг по организации проживания на базе отдыха "Спартак" заключен на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ с МБУ СШОР N 9 "Велотол" г.о. Тольятти на сумму 198,0 тыс. руб. (источник финансирования - средства субсидии на выполнение муниципального задания, КОСГУ 226). Сроки оказания услуг: 04.10.2020-08.10.2020. Виды услуг: проживание 99 чел. х 500,0 руб./сут. х 4 суток.
Факт оказания услуг подтвержден Актом об оказании услуг от 08.10.2020 N 00000032 на сумму 198,0 тыс. руб.
Проведение экспертизы оказанных услуг подтверждено формулировкой в Акте: "Вышеперечисленные услуги выполнены полностью и в срок. Заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет".
В соответствии с п. 2.2 договора оплата производится в срок не более 30 (тридцати) дней с момента подписания акта приемки оказанных услуг без замечаний.
Оплата произведена на сумму 198,0 тыс. руб. платежным поручением от 09.10.2020 N 577, нарушений сроков оказания услуг и сроков оплаты по договору не установлено.
Оплата МБУ СШОР N 8 "Союз" за проживание тренеров во время проведения тренировочных сборов не производилась.
Договоры на организацию питания учащихся и тренеров во время проведения тренировочных сборов, а также на оказание транспортных услуг по доставке учащихся и тренеров на сборы и обратно не заключались.
Оплата услуг произведена учреждением за счет средств субсидии на выполнение муниципального задания.
МБУ СШОР N 8 "Союз" отчиталось перед своим учредителем о выполнении муниципального задания. Сводная (исправленная) смета по финансированию выездных мероприятий МБУ СШОР N 8 "Союз" на 2020 год за счет бюджета городского округа Тольятти, согласованная с управлением физической культуры и спорта администрации г.о.Тольятти также содержит информацию о проведении в 2020 году тренировочных мероприятий на б/о "Спартак" и использовании бюджетных средств в сумме 250, 0 тыс. руб.
В ходе анализа и оценки расходования бюджетных средств на организацию учебно-тренировочных сборов в сентябре-октябре 2020 года на территории базы отдыха "Спартак" муниципального бюджетного учреждения спортивной школы олимпийского резерва N 9 "Велотол" г.о. Тольятти, установлено, что всеми объектами экспертно-аналитического мероприятия (спортивными школами) в 2020 году были заключены договоры на проведение тренировочных сборов на б/о "Спартак" МБУ СШОР N 9 "Велотол". Фактически ни один договор не был исполнен, всеми спортивными школами подписаны акты выполненных работ, услуги оплачены за счет средств на выполнение муниципального задания за услуги по проживанию, которые не оказаны (Дело N А55-33124/2021).
В рассматриваемом случае суд верно указал, что заявителем фактически не оспаривается факт, оплаты по акту выполненных работ в 2020 году не оказанных услуг.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых вынесен судебный акт.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 38 Бюджетного кодекса БК), который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В данном случае контрольно-счетной палатой г.о.Тольятти установлено, что за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания МБУ СШОР N 8 "Союз" в 2020 году произведена оплата МБУ СШОР N 9 "Велотол" за фактически не оказанные услуги по проживанию на базе отдыха "Спартак" 125 спортсменов в общей сумме 250,0 тыс.руб., что в соответствии со ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.
МБУ СШОР N 8 "Союз" пояснило, что за 2 или 3 дня до даты начала проведения тренировочного мероприятия, основываясь на плохих погодных условиях, руководителем принято решение о переносе сборов на более поздний срок.
Суд, отклоняя доводы заявителя о фактическом оказании услуг в 2021 -2022 годах, о том, что факт оплаты услуг 09.10.2020 не свидетельствует о нецелевом использовании, а фактически является авансовым платежом, в действиях МБУ СШОР N 8 "Союз" отсутствует нецелевое использование бюджетных средств, правомерно исходил из следующего.
Бюджетные ассигнования - это те предельные объемы денежных средств, которые предусмотрены в законе (решении) о бюджете для исполнения бюджетных обязательств в соответствующем финансовом году (ст. 6 БК РФ).
В зависимости от целевого назначения виды бюджетных ассигнований (ст. 69 БК РФ):
- на оплату товаров (работ, услуг), необходимых для обеспечения государственных (муниципальных) нужд. К ним, в частности, относятся ассигнования (ст. 69.1 БК РФ):
- на обеспечение выполнения функций казенных учреждений (ст. 70 БК РФ);
- предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере (ст. ст. 69.2, 78.1 БК РФ) и т.д.
Процесс оказания в отчетном году государственных (муниципальных) услуг завершается составлением и подачей отчета о выполнении задания.
Достоверность выполнения муниципального задания и целевое использование бюджетных средств обеспечивают первичные документы, в которых отражено количество посещений, получателей услуг, проведенных мероприятий.
Согласно п. 2.25 Порядка формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений городского округа Тольятти и финансового обеспечения выполнения муниципального задания, утверждённого Постановлением мэрии городского округа Тольятти от 02.12.2015 N 3897-п/1 финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете городского округа Тольятти на указанные цели.
Предоставление муниципальному бюджетному учреждению субсидии в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в течение финансового года осуществляется на основании соответствующего соглашения.
Данное соглашение определяет объем и периодичность (сроки) перечисления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания в течение финансового года.
Согласно положениям статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Таким образом, субсидия на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания предоставляется на один финансовый год, имеет строго целевой характер, муниципальное задание должно быть исполнено в срок, в полном объеме и с должным качеством.
Материалами дела подтверждается, что МБУ СШОР N 8 "Союз" подписаны акты об оказании услуг от 08.10.2020 N 00000032 на сумму 198,0 тыс. руб., от 08.10.2020 N 00000031 на сумму 52,0 тыс. руб., услуги оплачены за счет средств бюджета.
МБУ СШОР N 8 "Союз" отчиталось перед своим учредителем о выполнении муниципального задания.
Таким образом, поскольку в 2020 году услуга не оказана, судом сделан правильный вывод о том, что оплата средств МБУ СШОР N 8 "Союз" за счет средств на выполнение муниципального задания 2020 года произведена в нарушение ст.38 Бюджетного кодекса РФ, п.1 Соглашения от 09.01.2020 N 27-дг/3.7 о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания.
Кроме того, в материалы дела не представлены документы, подтверждающие обстоятельства, на которые ссылается заявитель.
Договоры на оказание услуг были заключены непосредственно перед организацией сборов. Согласно п. 9.1 договоров от 28.09.2020 N 01/5, N 02/5 к обстоятельствам неопределимой силы являются вооруженные конфликты, акты терроризма, аварийные ситуации. Плохие погодные условия обстоятельством непреодолимой силы не относятся.
Согласно данным гидрометеорологических бюллетеней Тольяттинской специализированной гидрометеорологической обсерватории ФГБУ "Приволжское УГМС" как до тренировочных мероприятий, так и в период действия договоров с 04.10.2020-08.10.2020 температура воздуха составляла от +14 до +20 градусов, осадки отсутствовали.
Следовательно ссылка заявителя на погодные условия несостоятельна.
Представленные приказы МБУ СШОР N 8 "Союз" N 150-3/21-лс, N 150-2/21-лс от 24.05.2021, N29/21 от 08.10.2021, N 27/22 от 24.05.2022 не имеют отношения к муниципальному заданию 2020 года, являются внутренними распорядительными документами, более того приказ N 27/22 от 24.05.2022 не предусматривает услуги проживания на б/о "Спартак", приказы на меньшее количество детей.
Заявителем в судебном заседании представлено письмо МБУ ДО СШОР N 9 "Велотол" о подтверждении предоставления услуг по проживанию на территории базы отдыха "Спартак".
Суд правомерно критически отнесся к представленному письму, поскольку оно не имеет даты и исходящего номера, более того в письмо указано, что за период с 22.06.2022 по 23.06.2022 услуги оказаны 319 человек.
Между тем, согласно пояснительной записки от 29.06.2022 н. N 216/1 МБУ ДО СШОР N 9 "Велотол" вместимость базы отдыха "Спартак" составляет 424 человека, для проживания используется 270 койко-мест.
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что предписание Контрольно-счетной палаты г.о. Тольятти N N 04-03/5 от 05.07.2022 выдано заявителю в пределах предоставленных полномочий, в соответствии с требованиями действующего законодательства, что, в соответствии со ст. 201 АПК РФ, послужило основанием для отказа в удовлетворении требований.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Материалами дела подтверждается, что за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания МБУ СШОР N 8 "Союз" в 2020 году произведена оплата МБУ СШОР N 9 "Велотол" за фактически не оказанные услуги по проживанию на базе отдыха "Спартак" 125 спортсменов в общей сумме 250,0 тыс.руб., что, в соответствии со ст. 306.4 БК РФ, является нецелевым использованием бюджетных средств.
Представленные приказы МБУ СШОР N 8 "Союз" N 150-2/21-лс, N 150-3/21-лс от 24.05.2021, N29/21 от 08.10.2021 не имеют отношения к муниципальному заданию 2020 года, в них отсутствует информация о соотнесении их с договорами от 28.09.2020 N 01/5, 02/5, являются внутренними распорядительными документами.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 19 января 2023 года по делу N А55-24568/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С. Драгоценнова |
Судьи |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-24568/2022
Истец: МБУ СШОР N8 "Союз"
Ответчик: Контрольно-счетная палата городского округа Тольятти Самарской области
Третье лицо: Администрация г.о.Тольятти, МБУ СШОР N9 "Велотол"