город Томск |
|
6 апреля 2023 г. |
Дело N А27-6373/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 апреля 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Киреевой О.Ю., |
судей |
|
Сорокиной Е.А., |
|
|
Фертикова М.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Смолиной Т.Д., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Коттедж" (07АП-11060/2022) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 02.11.2022 года по делу N А27-6373/2022 по иску общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии", город Новокузнецк, Кемеровская область - Кузбасс (ОГРН 1104217005892, ИНН 4217127183) к Садоводческому некоммерческому товариществу собственников недвижимости "Коттедж", город Новокузнецк, Кемеровская область - Кузбасс (ОГРН 1024202126475, ИНН 4238013349) о взыскании 106 601 руб. 61 коп. долга за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с 01.07.2018 по 24.08.2020,
В судебном заседании приняли участие:
от ответчика: Гузенко Ю.А., по доверенности 27.06.2022 сроком на три года, диплом, паспорт (посредством веб-конференции),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (далее - ООО "ЭкоТек", истец) обратилось с иском к Садоводческому некоммерческому товариществу собственников недвижимости "Коттедж" (далее - СНТСН "Коттедж", ответчик) о взыскании 78 046 руб. 13 коп. долга за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с 01.02.2019 по 24.08.2020 (требования уточнены истцом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 02.11.2022 с ответчика в пользу истца взыскано 48 155 руб. 12 коп. долга, 1 926 руб. расходов по государственной пошлине. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда, СНТСН "Коттедж" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается, в том числе на то, что судом при расчете суммы долга применен норматив, не подлежащий применению, но не применен - подлежащий; считает необоснованным взысканием долга в размере, в разы превышающим обоснованные размеры, СНТСН "Коттедж" и его членам будет причинен значительный финансовый ущерб, не связанный с наличием дебиторской задолженности, поскольку фактически услуги по вывозу и утилизации ТКО в спорный период со стороны ООО "Экотек" ответчику не оказывались, что приведет к полной парализации деятельности СНТСН "Коттедж", и, впоследствии, к его ликвидации.
От истца в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Определением апелляционного суда от 21.12.2022 судебное заседание откладывалось на 18 января 2023 года на 10 час. 50 мин. в помещении суда, истцу предложено представить суду и направить ответчику мотивированный отзыв на жалобу, представить пояснения по количеству садоводов, использованных истцом в расчете исковых требований, представить справочный расчет иска за период с учетом срока исковой давности с применением норматива 2,073, количества садоводов в спорный период, подтвержденный материалами дела.
Определением апелляционного суда от 18.01.2023 судебное заседание откладывалось на 16 февраля 2023 года на 11 час. 30 мин. в помещении суда, истцу и ответчику предложено представить пояснения; истребованы у Региональной энергетической комиссии Кузбасса (650993, г.Кемерово, ул. Н.Островского, 32, delo@recko.ru) сведения и документы относительно исходных данных, использованных при определении норматива, установленного для СНТ постановлением РЭК от 05.08.2021 N 265 (2,360 куб.м/1 участник (член) в год), в частности был ли установлен норматив в среднем за весь год, какие результаты замеров, произведенных при установлении актуального норматива для СНТ постановлением РЭК от 05.08.2021 N 265, были учтены.
От Региональной энергетической комиссии Кузбасса поступили пояснения, в которых указала, что норматив определяется исходя из данных об объеме отходов и выражается соответственно в количественных показателях объема на одну расчетную единицу (п. 13 Правил N 269), то есть согласно постановлению РЭК Кузбасса от 05.08.2021 N 265 годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, составляет 2,360 м3 /1 участник (член) в год с учетом количества сезонов (4 ед.). Соответствующий расчет приведен в экспертном заключении РЭК Кузбасса от 20.07.2021 по установлению дополнительных нормативов в области обращения с твердыми коммунальными отходами по отдельным категориям потребителей и категориям объектов, на территории Кемеровской области (к постановлению РЭК Кузбасса от 05.08.2021 N 265). С учетом изложенного нормативы накопления твердых коммунальных отходов определяются с учетом сезонности, поскольку замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон (весна, лето, осень, зима) в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов (п. 11 Правил N 269).
К пояснениям приложены: экспертное заключение РЭК Кузбасса по установлению дополнительных нормативов в области обращения с твердыми коммунальными отходами по отдельным категориям потребителей и категориям объектов, на территории Кемеровской области; информация результатов замеров ТКО по Кемеровской области 2019-2020 годы с ведомостями наблюдений по муниципальным образованиям.
От истца поступило ходатайство о приобщении дополнительных документов, в котором просил приобщить к материалам дела следующие документы: 1) Извлечение из приложения А1 к постановлению Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.09.2016 N 367 "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области" (подтверждение включения объекта ответчика в Территориальную схему в качестве места накопления отходов), также данные документы находятся на интернет - ресурсе Министерства природных ресурсов и экологии Кузбасса.
От ответчика поступили пояснения к апелляционной жалобе, в которых указал, что в территориальную схему в качестве места накопления отходов объект Ответчика включен не был, до заключения Договора в 2020 году место накопления и вывоза ТКО сторонами установлено не было, фактические услуги оказаны не были. Относительно сведений о составе земельных участков и строений, расположенных на территории СНТСН "Коттедж" поясняет следующее. В настоящее время членами СНТСН "Коттедж" является 25 человек. В спорный период членами СНТСН "Коттедж" являлось 31 человек, что подтверждается копиями протоколов и реестром членов СНТ, предоставленных при рассмотрении дела судом первой инстанции в материалы дела, обратного в материалы дела предоставлено не было. Зданий, имеющих назначение - жилой дом, на территории СНТСН "Коттедж" в спорный период времени зарегистрировано не было, что так же подтверждается материалами дела (в суде первой инстанции были приобщены копии правоустанавливающих документов, а так же справок об отсутствии задолженностей по оплате услуг по обращению с ТКО), обратного в материалы дела не предоставлено. Прямых договоров у членов СНТСН "Коттедж" с ООО "Экотек" не заключено, поскольку в настоящий момент у СНТ имеется действующий договор по оказанию услуг по обращению с ТКО, и в связи с чем, оснований для заключения персональных договоров у членов СНТ не имеется. Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.09.2016 года N367 установлен норматив накопления для СНТ, установленный в размере 0,144 м3/чел в год. Иных нормативов накопления в спорный период установлено не было. Ответчиком в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции был приобщен соответствующий расчет, с учетом применения норматива, установленного в спорный период времени. Однако, в материалы дела не предоставлено никаких доказательств оказания надлежащего качества и количества услуг по обращению с ТКО в адрес СНТСН "Коттедж", в том числе не предоставлено надлежащих доказательств вывоза ТКО, принадлежащего ответчику с территории СНТ, либо установленной в законном порядке площадки для сбора ТКО, к которой будет закреплен Ответчик. Считает, что истец пренебрегает указанными данными и пытается ввести суд второй инстанции в заблуждение относительно предмета спора, тем самым злоупотребляя своими правами. Просил решение Арбитражного суда Кемеровской области по гражданскому делу N А27-6373/2022 от 26.10.2022 года отменить, принять по делу новое решение.
Также от ответчика поступило ходатайство об оказании содействия в истребовании документов, в котором просил направить судебный запрос в Администрацию Новокузнецкого муниципального района, расположенную по адресу: 654000, гор.Новокузнецк, ул.Сеченова, д.25, с целью истребования следующих данных: - Предоставить сведения о включении в реестр согласованных мест накопления ТКО площадки, расположенной по адресу: Кемеровская обл., Новокузнецкий р-н, с.Таргай, ул. Почтовая, 3, а так же о дате постановки указанной площадки в реестр мест накопления ТКО. А так же, предоставить сведения о закрепленных за указанным местом накопления в период с 01.02.2019 года по 11.08.2020 года территориях, в адрес которых оказывались услуги по обращению с ТКО с указанного адреса. Истребованные по запросу суда документы приобщить к материалам настоящего дела.
Определением апелляционного суда от 14.02.2023 в связи с отсутствием председательствующего судьи по причине болезни, судебное заседание откладывалось на 16.03.2023 на 11 час. 50 мин. в помещении суда.
В судебном заседании представитель ответчика настаивала на своей позиции, изложенной ранее, просила истребовать сведения у Администрации.
Определением апелляционного суда от 16.03.2023 судебное заседание откладывалось на 05 апреля 2023 года на 11 час. 30 мин. в помещении суда, у Администрации Новокузнецкого муниципального района истребованы в порядке ст. 66 АПК РФ сведения по запросу ответчика; истцу предложено исполнить определение суда, представить заблаговременно информацию о том, был ли включен объект ответчика в Территориальную схему в качестве места накопления отходов, было иным образом урегулировано условие об ином способе складирования отходов (в спорный заявленный период), какими доказательствами подтверждается факт оказания ответчику услуг при отсутствии объекта ответчика в схеме; представить информацию о том, сколько членов СНТ заключили прямые договоры с региональным оператором и каково число членов товарищества, от которого будет определяться объем накопления ТКО при расчете размера обязательства СНТ по оплате услуг регионального оператора; информацию о составе объектов недвижимости, расположенных на территории СНТ (земельные участки, садовые дома, жилые дома), и о государственной регистрации вещных прав на них, представить доказательства регистрации прав на объекты как на жилые дома либо как на садовые дома; доказательства, позволяющие определить экономически обоснованный норматив накопления ТКО (путем получения консультации специалиста, изучения тарифного дела и пр.) в отношении садовых земельных участков с незарегистрированными в ЕГРН правами на строения, используемые гражданами для целей отдыха и проживания, а также в отношении подобных строений, права на которые зарегистрированы в ЕГРН как на садовые дома.
От Администрации Новокузнецкого муниципального района поступили пояснения, в которых указала, что в соответствии с пунктом 14 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, распоряжением администрации Новокузнецкого муниципального района от 13.05.2019 N1038 реестр мест площадок ТКО утвержден. Указанный реестр со всеми изменениями размещен на официальном сайте администрации www.admnki\ru/grazhdananVzhilishchno-kommunalnoe-khozyajstvo/reestr-ploshchadok-tko и находится в свободном доступе. Распоряжением администрации Новокузнецкого муниципального района от 28.05.2020 N925, создана площадка ТКО расположенная с. Таргай, ул. Почтовая 5. Место (площадка) ТКО по испрашиваемому адресу с. Таргай ул. Почтовая 3- отсутствует. Иной испрашиваемой информацией не располагает.
На основании статьи 18 АПК РФ в связи с временным отсутствием Афанасьевой Е.В. в составе суда произведена замена, дело рассматривается с самого начала.
Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции своих представителей не направил.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156 (частей 1, 3), 266 (части 1) АПК РФ рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
В судебном заседании представитель ответчика настаивал на своей позиции, изложенной ранее, просил решение отменить в иске отказать.
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы, апелляционная инстанция приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Экотек" в соответствие с соглашением от 27.10.2017, заключенным с Департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и осуществляет свою деятельность на территории зоны "Юг" Кемеровской области с 01 июля 2018 года (далее - Соглашение от 27.10.2017).
Согласно п. 1.5. соглашения: Дата начала выполнения региональным оператором обязанностей, предусмотренных соглашением 01.07.2018 г.
Согласно п.7 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - Постановление): В случае если до даты начала обращения с отходами, указанной в соглашении, заключенном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (далее - соглашение) в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", региональный оператор не заключил договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с потребителями, коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями соглашения.
Согласно п.1.3. Соглашения: Региональный оператор обеспечивает осуществление деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение) в соответствии с территориальной схемой, комплексной региональной программой "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами. Кемеровской области" на 2017 - 2026 годы", утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.08.2017 N 419, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Кемеровской области и настоящим соглашением.
Согласно части 8 статьи 23 закона N 458-ФЗ от 29.12.2014 - обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Доказательств того, что в спорный период между истцом и ответчиком заключен договор, материалы дела не содержат. Требования истцом заявлены за период до заключения договора, что не оспаривалось сторонами. Однако, само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа, не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с Типовым договором или Соглашением, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона об отходах, пунктами 5 и 7 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156.
Согласно пункту 8 (18) Правил утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга оказывается региональным оператором в соответствии с условиями Типового договора и Соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Ссылаясь на оказание услуг в соответствии с условиями типового договора, истец указывал и представлял расчет, что за период с 01.02.2019 по 24.08.2020 ответчик не производил оплату услуг по обращению с ТКО, у ответчика образовалась задолженность за указанный период, которая по расчетам истца составила 78 046 руб. 13 коп.
Неисполнение ответчиком обязанности по оплате услуг регионального оператора по обращению с ТКО послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебного акта, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) обращение с ТКО обеспечивается региональными операторами.
Из пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ следует, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ), обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Целью изменения регулирования порядка обращения с ТКО являлось, в том числе создание экономических стимулов для прекращения загрязнения окружающей среды путем создания безальтернативного механизма размещения отходов лишь в специализированных объектах и осуществления деятельности по обращению с ТКО строго определенными и контролируемыми государством лицами (региональными операторами).
В связи с введением государственного регулирования порядка обращения с ТКО эта сфера законодательства приобрела в основном императивный характер.
Услуга регионального оператора по обращению с ТКО относится к регулируемым видам деятельности (пункты 1, 4 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктами 8 (4) - 8 (17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), заключение конкретного договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором происходит по заявке (инициативе) собственника ТКО, и если таковая не направлена, то договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При этом для эффективного вовлечения в договорные правоотношения по обращению с ТКО всех собственников данных отходов для собирания необходимой валовой выручки (далее - НВВ) регионального оператора, определенной тарифным органом, и в исключение из общего правила, установленного пунктом 2 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, в пунктах 8 (12), 8 (15), 8 (17) Правил N 1156 содержится фикция заключения конкретного договора на условиях типового договора для случаев: (1) уклонения потребителя от заключения конкретного договора; (2) неурегулирования возникших у сторон разногласий по его условиям; (3) ненаправления потребителем в установленный срок заявки на заключение конкретного договора и необходимых для этого документов.
Таким образом, системный анализ вышеприведенных нормативных правовых актов позволяет прийти к выводу, что правоотношение по возмездному оказанию услуг региональным оператором собственнику ТКО по обращению с этими отходами построено законодателем по модели абонентского договора (статья 429.4 Гражданского кодекса Российской Федерации), за исключением отдельных случаев.
Согласно пункту 2 статьи 429.4 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором.
Иными словами, абонентский договор предполагает исполнение по требованию одной из сторон (в затребованном количестве или объеме), при этом данная сторона обязана вносить платежи независимо от того, затребовала ли она исполнение у контрагента.
С учетом изложенного, само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа, не препятствует региональному оператору (истцу) оказывать услуги в соответствии с типовым договором, а у ответчика по общему правилу возникает обязанность по оплате услуг на указанных в типовом договоре условиях.
Согласно п.2 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Тарифы устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (Постановление Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами").
Тариф на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором установлен: Постановлением РЭК Кемеровской области от 05.06.2018 N 100 "Об утверждении производственной программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами и об утверждении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами "Экологические технологии" и на период с 01.01.2019 по 30.06.2019 тариф составлял 411,37 руб./м.куб. (с НДС 20% - 493,64 руб./м.куб), на период с 01.07.2019 по 31.12.2019 тариф составлял 415,37 руб./м.куб. (с НДС 20% - 498,44 руб./м.куб), на период с 01.01.2020 по 30.06.2020 тариф составлял 498,44 руб./м.куб (НДС не облагается).
В отсутствие подписанного договора расчёт стоимости услуг производится исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.
На территории Кемеровской области норматив накопления ТКО установлен Постановлением РЭК Кемеровской области от 27.04.2017 N 58 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов".
Расчет заявленной суммы иска за весь период (01.02.2019 по 24.08.2020) истцом произведен по нормативу 2,073 руб. на одного члена товарищества в год, из расчета 48 членов СНТ. Указанный норматив был установлен для жителей МКД, но не для членов СНТ.
Постановлением РЭК Кемеровской области от 27.04.2017 N 58 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" в спорный период времени не был определен нормативный объем отходообразования на категорию потребителей - садовые товарищества и общества и отходы, образуемые в указанных обществах.
Постановлением РЭК Кузбасса от 05.08.2021 N 265 "О внесении изменений в постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 27.04.2017 N 58 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов", для СНТ был установлен норматив накопления ТКО в размере 2,360 м.куб. на 1 участника (члена) в год.
По общему правилу тариф устанавливается на принципах стабильности и необратимости (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.04.2007 N 14158/06, определения Верховного Суда Российской Федерации от 26.10.2015 N 304-ЭС15-5139, от 08.09.2016 N 307-ЭС16-3993), то есть действует исключительно на будущее, а не на прошлое. Исходя из существа такого показателя как норматив накопления ТКО, определяющего нормативный объем отходообразования, участвующий при определении объема оказанных услуг по вывозу ТКО, приведенная выше позиция может быть распространена не только на сам тариф, но и на норматив образования ТКО.
В данном случае, указанный норматив в отношении садовых товариществ был установлен только в 2021 году, при этом не имеется оснований для оценки его установления как замещающего ранее отсутствовавший норматив, также нет оснований для его ретроактивного действия, поскольку такого не было предусмотрено в постановлении РЭК Кузбасса от 05.08.2021 N 265 при установлении норматива.
В связи с отсутствием установленного имеющим соответствующие полномочия органом норматива в периоде, заявленном ко взысканию, суду следовало предпринять меры по установлению экономически обоснованного размера норматива, который подлежал бы применению в расчете в случае наличия оснований для взыскания платы за услуги регионального оператора. Норматив для собственников помещений в многоквартирных домах, жилых домов (домовладений), а также лица, пользующиеся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом (домовладением), не подлежал применению, поскольку установлен был для иной категории отходообразователей.
В целях исследования и установления вышеуказанного обстоятельства, апелляционным судом, истребованы соответствующие документы. На основании поступивших от РЭК Кемеровской области информации и результатов замеров, с учетом представленного письменного мнения РЭК, апелляционный суд приходит к выводу о том, что исходя из методики определения нормативов, предполагающей проведение замеров в течение разных сезонов, анализ этих результатов, экономически обоснованной величиной в отношении заявленного ко взысканию периода для садовых товариществ может являться величина в размере 2,360 м.куб. на 1 участника (члена) в год (за исключением расположения на территории СНТ жилых домов, право на которые зарегистрировано, а также за исключением случаев заключения прямых договоров), при этом следует учесть, что при определении норматива РЭК Кемеровской области использовались информация и результаты замеров, проведенных именно в 2019 - 2020 годах.
При этом, апелляционный суд учитывает, что в территориальную схему в качестве места накопления отходов объект ответчика включен не был, до заключения договора в 2020 году место накопления и вывоза ТКО сторонами установлено не было.
В спорный период членами СНТСН "Коттедж" являлось 31 человек, что подтверждается копиями протоколов и реестром членов СНТ, предоставленных при рассмотрении дела судом первой инстанции в материалы дела, обратного в материалы дела предоставлено не было.
Зданий, имеющих назначение - жилой дом, на территории СНТСН "Коттедж" в спорный период времени зарегистрировано не было, что так же подтверждается материалами дела, обратного в материалы дела не предоставлено.
Согласно пояснениям ответчика прямых договоров у членов СНТСН "Коттедж" с ООО "Экотек" не заключено, в настоящий момент у СНТ имеется действующий договор по оказанию услуг по обращению с ТКО, и в связи с чем, оснований для заключения персональных договоров у членов СНТ не имеется.
Особенности установления норматива, изложенные в Методических рекомендациях по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.07.2016 N 524/пр, заключаются в том, что нормативы накопления ТКО устанавливаются по результатам замеров фактического накопления ТКО зимой (в декабре и январе), весной (в апреле), летом (в июне и июле) и осенью (в сентябре и октябре). Таким образом, сама методика расчета нормативов предполагает осуществление замеров в разные сезоны года, включая и зимний сезон, в связи с чем, величина норматива уже учитывает особенности деятельности СНТ в зимний период. В этой связи не имеется оснований для исключения зимних месяцев года из периода взыскания.
Поскольку региональный оператор обеспечивает осуществление деятельности по обращению с ТКО в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области - Кузбасса, утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.09.2016 N 367 (далее - территориальная схема), комплексной региональной программой "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области - Кузбасса" на 2017 - 2026 годы, утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.08.2017 N 419, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Кемеровской области и данным соглашением, ответчик указывал, что возможно применение указанного в разделе 2.4. "Нормативы накопления ТКО и расчет массы образуемых ТКО" Территориальной схемы в таблице N12 по категории объекта "Садоводческие и прочие некоммерческие объединения домовладения сезонного проживания, дачные и садоводческие участки, огородные участки" норматива (за год) 0,144 из расчетной единицы "1 участок".
Однако, ответчиком не учтено, что указанный норматив был определен для иных целей, а не для осуществления расчетов за вывозимые ТКО. Также не учтено, что в соответствии с таблицей 10 Территориальной схемы данный норматив приведен по массе (тонн в год). Более того, данный норматив был установлен другим органом, оснований для вывода о том, что при его расчете были соблюдены указанные выше правила, по которым производится определение норматива, подлежащего использованию в расчетах между региональным оператором и абонентом, из материалов дела не имеется.
В этой связи апелляционный суд не считает обоснованным применение в расчетах между региональным оператором и абонентом подобного норматива, определенного другим органом и для иных целей, как и норматива. В данной ситуации следовало определять экономически обоснованную величину путем сбора соответствующих доказательств.
Также ответчиком в качестве возражений против исковых требований были заявлены доводы о том, что материалы дела не предоставлено никаких доказательств оказания надлежащего качества и количества услуг по обращению с ТКО в адрес СНТСН "Коттедж", в том числе не предоставлено надлежащих доказательств вывоза ТКО, принадлежащего ответчику с территории СНТ, либо установленной в законном порядке площадки для сбора ТКО, к которой будет закреплен ответчик.
Поскольку само по себе отсутствие контейнерной площадки по месту нахождения юридического лица не освобождает от оплаты услуг по вывозу ТКО, поскольку в такой ситуации предполагается размещение указанного вида отхода на ближайшей контейнерной площадке, вывоз ТКО с которой осуществляет региональный оператор, подлежит анализу Территориальная схема и Реестр контейнерных площадок соответствующего муниципального образования.
Роль территориальной схемы, прежде всего, заключается в прозрачности движения ТКО. Когда источник образования отходов и соответствующее место накопления ТКО территориальной схемой не определено, и между региональным оператором и потребителем в порядке, предусмотренном пунктами 8(11) - 8(14) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, не урегулировано условие об ином способе складирования отходов, договор на оказание услуг по обращению с ТКО не может считаться заключенным (определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2022 N 304-ЭС22-12944).
Другими словами, если место накопления ТКО потребителя не входит в территориальную схему и письменный договор в виде одного подписанного сторонами документа не заключен, а региональный оператор настаивает на состоявшемся оказании услуг по обращению с ТКО этому потребителю и необходимости их оплаты, то региональный оператор должен прямо доказать факт оказания таких услуг достаточными доказательствами, а не ограничиваться ссылкой на презумпцию образования отходов от деятельности потребителя и (или) абонентский характер договора (определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.09.2021 N 306-ЭС21-8811).
В рассматриваемом случае, доказательств наличия у ответчика контейнерной площадки в спорный период и включения ее в установленном порядке в территориальную схему, в материалы дела не представлено.
В обоснование своего требования общество не ссылалось и по делу не установлено, что предоставление коммунальной услуги было обеспечено без использования соответствующих площадок в порядке, предусмотренном подпунктом "в" пункта 10 Правил обращения с ТКО (сбор в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором).
На момент принятия Территориальной схемы обращения с отходами Кемеровской области действовало Постановление Правительства Российской Федерации от 16.03.2016 N 197 "Об утверждении требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами".
В соответствии с пунктом 4 данных Требований территориальная схема включает, кроме прочего, следующие разделы: нахождение источников образования отходов; места накопления отходов; схема потоков отходов. При этом раздел "Места накопления отходов" должен содержать данные о нахождении мест накопления отходов (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации) (пункт 8 Требований).
Схема потоков отходов должна содержать, в том числе, графическое отображение движения отходов от источников образования отходов до используемых для их обработки объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения (пункт 11).
Территориальная схема обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области - Кузбасса утверждена постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.09.2016 N 367.
В разделе 4.1 "Существующая система накопления ТКО" данной Территориальной схемы указано, что сведения о количестве, типе и обустройстве контейнерных площадок предоставлены органами исполнительной власти муниципальных образований и организациями, осуществляющими транспортирование отходов, при этом в таблице 23 приведены только сводные данные по имеющемуся контейнерному парку Зоны "Юг".
Из представленных Администрацией сведений следует, что Распоряжением администрации Новокузнецкого муниципального района от 28.05.2020 N 925, создана площадка ТКО расположенная с. Таргай, ул. Почтовая 5. Место (площадка) ТКО по испрашиваемому адресу с. Таргай ул. Почтовая 3- отсутствует. Иной испрашиваемой информацией не располагает.
Из анализа судом сведений, размещенных в том числе на официальном сайте Администрации Новокузнецкого муниципального округа, Сосновского сельского поселения, сведения о Реестре мест накопления ТКО, не следует наличие места накопления ответчика. Сведения об источниках образования ТКО, на что ссылается истец, таковым доказательством не является, при этом в информации, представленный истцом, не имеется информации применительно к спорному периоду, заявленному в настоящем деле.
Место накопления, из которого региональным оператором осуществляется вывоз ТКО, является существенным условием договора об оказании услуг в сфере обращения с ТКО. При названных обстоятельствах, когда конкретное место накопления ТКО нормативным актом не определено, и между региональным оператором и потребителем в порядке, предусмотренном пунктами 8(11) - 8(14), не урегулировано условие об ином способе складирования отходов, договор на оказание услуг по обращению с ТКО не может считаться заключенным. Данный подход изложен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2022 N 304-ЭС22-12944.
В ситуации, когда объект ответчика не включен в Реестр мест накопления ТКО муниципального образования, при этом не имелось договора, определяющего иным образом место накопления подлежащих вывозу ТКО, а ответчик отрицает факт оказания услуг истцом, для взыскания платы за оказанные услуги следует подтвердить относимыми и допустимыми доказательствами факт их оказания.
Отвечающих указанным требованиям доказательств истцом в материалы дела не представлено, в том числе не представлено и по предложению апелляционного суда. Так, истцом не представлены данные Глонасс либо иных средств автоматизированной фиксации маршрута транспортных средств, вывозящих ТКО. Также не представлено документов, составленных с участием лиц, непосредственно участвовавших в оказании услуг.
Указанная истцом возможность складирования ответчиком ТКО (с которым не заключен договор в виде одного подписанного сторонами документа, а место его накопления ТКО не включено в Реестр мест накопления ТКО) в иных местах не может подменять доказанность региональным оператором факта оказания услуг по обращению с ТКО этому абоненту, поскольку подобный подход ведет к непрозрачности движения отходов, препятствует обеспечению их безопасности и минимизации причиняемого ими вреда. Истец, являющийся региональным оператором, явно располагающим данными о схеме обращения с отходами, не подтвердил определение для ответчика места накопления ТКО, не раскрыл схему транспортного потока от ответчика в рассматриваемом периоде и не подтвердил ее соблюдение.
Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" определено, что целью государственного регулирования в области обращения с отходами производства и потребления является предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Достижение указанной цели, в частности, предполагает, что движение ТКО должно контролироваться на каждом этапе, начиная от источника их образования, заканчивая утилизацией, размещением или переработкой. Одновременно любому гражданину или организации, в деятельности которых образуются такие отходы, должна быть предоставлена возможность избавления от них способом, предусмотренным законом, который, исходя из целей и принципов регулирования в области обращения с отходами производства и потребления, рассматривается как наиболее экологичный и бережный по отношению к человеку и окружающей среде.
Представленная в материалы дела совокупность доказательств не позволяет проконтролировать движение ТКО от ответчика, начиная с определения места накопления ТКО, не позволяет определить конкретные данные о вывозе ТКО и их последующем размещении. Факт действительного оказания ответчику услуг региональным оператором не подтвержден.
В этой связи заявленные требования не подлежали удовлетворению, ответчик по существу возражал против их удовлетворения, в том числе в апелляционной жалобе просил отменить решение суда.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебного акта и отказе в иске в полном объеме.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит распределению на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктами 3, 4 части 1 статьи 270, статьями 110, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 02.11.2022 года по делу N А27-6373/2022 отменить. Принять новый судебный акт.
В иске отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (ОГРН 1104217005892) из федерального бюджета 1 076 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 9722 от 06.04.2022.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (ОГРН: 1104217005892) в пользу Садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Коттедж" (ОГРН 1024202126475) 3000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
О.Ю. Киреева |
Судьи |
Е.А. Сорокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-6373/2022
Истец: ООО "Экологические технологии"
Ответчик: СНТ СН "КОТТЕДЖ"