город Воронеж |
|
6 апреля 2023 г. |
Дело N А35-5517/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 6 апреля 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Миронцевой Н.Д., Песниной Н.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степиной В.А.,
при участии:
от Администрации города Курска (ОГРН 1034637011694, ИНН 4629018874, далее - Администрация):
от акционерного общества "Курский завод крупнопанельного домостроения имени А.Ф. Дериглазова" (ОГРН 1024600949174, ИНН 4630005929, далее - АО "Курский завод КПД им. А.Ф. Дериглазова", общество):
от Управления антимонопольной службы по Курской области (ОГРН 1024600964123, ИНН 4629015760, далее - Управление или антимонопольный орган):
от Администрации Курской области (ОГРН 1024600961505, ИНН 4629016041): |
Никитина О.С. - представитель по доверенности от 17.03.2022;
Ельников А.П., представитель по доверенности от 02.04.2021 N 202;
Бородина О.С. - представитель по доверенности от 19.12.2022 N 4891;
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела, |
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционные жалобы Администрации города Курска и АО "Курский завод крупнопанельного домостроения имени А.Ф. Дериглазова" на решение Арбитражного суда Курской области от 23.01.2023 по делу N А35-5517/2022, принятое по заявлениям Администрации города Курска и АО "Курский завод КПД им. А.Ф. Дериглазова" к УФАС по Курской области о признании недействительным решения от 12.05.2022 по делу N 046/01/16-529/2021 о нарушении антимонопольного законодательства,
третье лицо - Администрация Курской области,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Курска и АО "Курский завод КПД им. А.Ф. Дериглазова" обратились в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Курской области о признании недействительным решения от 12.05.2022 по делу N 046/01/16-529/2021.
Дело рассматривалось с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Администрации Курской области.
Решением Арбитражного суда Курской области от 23.01.2023 по делу N А35-5517/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация города Курска и АО "Курский завод КПД им. А.Ф. Дериглазова" обратились в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просили решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
Податели жалоб ссылаются на отсутствие оснований для принятия оспариваемого решения.
В судебном заседании представители Администрации города Курска и акционерного общества поддержали доводы апелляционных жалоб, просили обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель антимонопольного органа возражала против доводов апелляционной жалобы, признавала решение суда законным и обоснованным.
Администрация Курской области явку представителя в судебное заседание не обеспечила.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курской области в ходе проведения постоянного мониторинга государственных, муниципальных закупок товаров работ, услуг для государственных, муниципальных нужд заказчиков Курской области, в том числе, в рамках реализации Национальных проектов, был установлен факт объявления муниципальным заказчиком - Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Курска электронного аукциона N 0144300004019000689.
Предметом данного аукциона являлось "Приобретение объекта капитального строительства детского сада на 280 мест по проспекту Анатолия Дериглазова г. Курска с инженерными сетями, элементами благоустройства и нежилым одноэтажным зданием хозблока".
Согласно пункту 13 информационной карты аукционной документации, приобретение объекта капитального строительства - детского сада на 280 мест по проспекту Анатолия Дериглазова г. Курска с инженерными сетями, элементами благоустройства и нежилым одноэтажным зданием хозблока осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в целях реализации муниципальной программы "Развитие образования в городе Курске на 2019 - 2024 годы", утвержденной постановлением администрации города Курска от 15.10.2018 N 2384.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 265 000 000,00 руб. Участие в указанном электронном аукционе принял 1 участник - АО "Курский завод КПД им. А.Ф. Дериглазова".
По результатам аукциона между АО "Курский завод КПД им. А.Ф. Дериглазова" и комитетом по управлению муниципальным имуществом города Курска заключен муниципальный контракт N Ф.2019.583374 от 20.09.2019 по начальной максимальной цене: 265 000 000.00 рублей.
На основании муниципального контракта комитетом по управлению муниципальным имуществом города Курска в муниципальную собственность приобретен объект капитального строительства - детский сад на 280 мест по проспекту Анатолия Дериглазова г. Курска с инженерными сетями, элементами благоустройства и нежилым одноэтажным зданием хозблока, включающий в себя: нежилое здание, расположенное по адресу: РФ, Курская обл., г.Курск, проспект Анатолия Дериглазова, 27Б. площадью 5035,35 кв.м., принадлежащее поставщику на праве собственности с 20.08.2019; благоустройство; инженерные сети и сооружения, в т.ч. нежилое одноэтажное здание хозблока, принадлежащие поставщику па праве собственности.
Объект расположен на земельном участке с кадастровым номером 46:11:111811:8093 площадью 11 066 кв.м., принадлежащем АО "Курский завод КПД им. А.Ф. Дериглазова" на праве собственности с 09.09.2016.
Проанализировав в рамках постоянного мониторинга государственных, муниципальных закупок товаров работ, услуг для государственных, муниципальных нужд заказчиков Курской области, в том числе, в рамках реализации Национальных проектов, данные об указанном электронном аукционе N 0144300004019000689, а также материалы, представленные администрацией и комитетом образования и науки Курской области по запросам Курского УФАС России, антимонопольный орган установил наличие в действиях администрации и АО "Курский завод КПД им. А.Ф. Дериглазова" признаков нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135), которое привело к ограничению конкуренции и выразилось в том, что проведение закупки носило мнимый характер и было осуществлено администрацией для придания видимости конкурентной процедуры закупке у единственно возможного поставщика, в то время как возможность состязательности хозяйствующих субъектов за право поставки объекта для муниципальных нужд была заведомо исключена.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения решения от 12.05.2022 по делу N 046/01/16-529/2021, которым Администрация города Курска и АО "Курский завод крупнопанельного домостроения им. А.Ф.Дериглазова" признаны нарушившими статью 16 Закона N 135-ФЗ путем совершения хозяйствующим субъектом - АО "Курский завод КПД" и органом местного самоуправления - Администрацией г. Курска совокупности последовательных, взаимосвязанных согласованных действий по строительству детского сада заранее определенным хозяйствующим субъектом - АО "Курский завод КПД" на земельном участке, принадлежащем данному хозсубъекту, и дальнейшему выкупу детского сада и земельного участка, на котором расположен объект капитального строительства, органом местного самоуправления - Администрацией г. Курска у этого хозсубъекта, в целях избежания конкурентных процедур по отбору подрядчика для строительства детского сада для ликвидации муниципальной нужды в детских садах, под видом аукциона, в обход требований статей 8, 24 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44- ФЗ), что привело к ограничению конкуренции на рынке строительства нежилых зданий (в том числе образовательных учреждений) г. Курска, а именно: к созданию необоснованных преимущественных условий предпринимательской деятельности АО "Курский завод КПД"; устранению конкуренции, в частности ограничению доступа на товарный рынок строительства нежилых зданий (в том числе зданий образовательных учреждений) г. Курска иных хозяйствующих субъектов; исключению возможности экономии средств бюджета, выделенных на реализацию Национального проекта.
Также в резолютивной части решения от 12.05.2022 по делу N 046/01/16-529/2021 указано, что в связи с окончанием нарушения на дату принятия решения по делу предписание о прекращении нарушения не выдавать (пункт 2); направить материалы дела уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для решения вопроса о привлечении к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ (пункт 3).
Не согласившись с решением, Администрация города Курска, АО "Курский завод КПД им. А.Ф. Дериглазова" обратились в арбитражный суд за судебной защитой.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу, что результатом согласованных действий стала возможность для общества извлечения прибыли, поскольку объект приобретен в отсутствие реальных торгов по максимально возможной цене, приобретенный по муниципальному контракту N Ф.2019.583374 от 20.09.2019 объект недвижимости фактически был построен по заказу и под контролем заинтересованного в этом органа местного самоуправления.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 16 Федерального закона N 135-ФЗ запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:
1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);
4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Приведенный в статье 16 Федерального закона N 135-ФЗ перечень возможных запрещаемых соглашений, не носит исчерпывающего характера, поскольку общая запретительная норма касается любых соглашений, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или благоприятные условия деятельности для отдельных хозяйствующих субъектов, если они имеют или могут иметь своим результатом ограничение конкуренции.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регламентируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Статьей 8 Федерального закона N 44-ФЗ установлен принцип обеспечения конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Частью 2 статьи 8 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно статье 9 Федерального закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона N 44-ФЗ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу части 1 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик при осуществлении закупок использует конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также -электронный аукцион), закрытый аукцион, запрос котировок, запрос предложений.
Закупка у единственного поставщика не относится к конкурентным способам закупки и, следовательно, применение такого метода закупок должно осуществляться исключительно в случаях, установленных законом.
В силу части 5 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы.
При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан, в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности, фактического поведения хозяйствующих субъектов.
О наличии соглашения может свидетельствовать совокупность установленных антимонопольным органом обстоятельств, в том числе единообразное и синхронное поведение участников, и иных обстоятельств в их совокупности и взаимосвязи.
Таким образом, для констатации антиконкурентного соглашения необходимо проанализировать ряд косвенных доказательств, сопоставив каждое из них с другими и не обременяя процесс доказывания обязательным поиском хотя бы одного прямого доказательства.
По итогам доказывания совокупность косвенных признаков соглашения и (или) согласованных действий (при отсутствии доказательств обратного) может сыграть решающую роль.
Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания наличия соглашений между государственным органом, органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом может быть основан на том факте, что о совершении таких действий было заранее известно каждому из участников правоотношений, а также может быть сделан исходя из совокупности фактических обстоятельств их совершения.
Создание мест для детей в дошкольных образовательных организациях (детских садах) является муниципальной нуждой города Курска, финансируемой за счет средств федерального, регионального и городского бюджета в рамках реализации Национального проекта "Демография".
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления определены Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 131-ФЗ под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. К вопросам местного значения относится, в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают, среди прочего полномочиями по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 18 Федерального закона N 131-ФЗ в случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов РФ.
В соответствии с части 1 статьи 54 Федерального закона N 131-ФЗ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Материалами настоящего дела подтверждается, что постановлением Администрации города Курска от 06.02.2019 N 210 "О внесении изменений в постановление администрации города Курска от 15 октября 2018 года N 2384" (т. 4 л.д. 12-51) внесены изменения в Муниципальную программу "Развитие образования в городе Курске на 2019 - 2024 годы", согласно которым в пункт 1.7 Перечня мероприятий указанной Программы включено "Приобретение объекта капитального строительства детского сада на 280 мест по проспекту А. Дериглазова с инженерными сетями, элементами благоустройства и нежилым одноэтажным зданием хозблока".
Сумма расходов бюджета города Курска на данное мероприятие указана в размере 13 250,0 тыс. рублей (т. 4 л.д. 19).
Постановлением администрации Курской области от 04.02.2019 N 60-па "О внесении изменений в Государственную программу Курской области "Развитие образования в Курской области" (т. 6 л.д. 20-28) в перечень мероприятий указанной Программы на 2019 г. включен пункт 1 "Приобретение (выкуп) детского сада на пр. А. Дериглазова г. Курска. Общее количество мест - 280".
09.02.2019 между Министерством просвещения РФ и администрацией Курской области было заключено Соглашение N 073-09-2019-038 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Курской области на софинансирование расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при реализации государственных программ субъектов РФ, связанных с реализацией мероприятий по созданию в субъектах РФ дополнительных мест для детей в возрасте от 1.5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в рамках реализации государственной программы РФ "Развитие образования" (т. 6 л.д. 29-36).
В указанном соглашении определены общие размеры субсидий, предоставляемых Курской области. Как видно из материалов дела, детский сад на пр. А. Дериглазова г. Курска был приобретен в рамках реализации данного соглашения (т. 3 л.д. 35, пункт 302 перечня объектов, на которые представляется субсидия).
08.05.2019 между Министерством просвещения РФ и администрацией Курской области заключено дополнительное соглашение к Соглашению N 073-09-2019-038 от 09.02.2019, которым определен объем финансирования спорного объекта - 265 000 000,00 рублей, в том числе средства субсидии из федерального бюджета - 196 269 900,9 рублей (т. 3 л.д. 72-83).
Постановлением администрации города Курска от 30.05.2019 N 991, вступившим в силу с 30.05.2019 (т. 3 л.д. 162-174), в Муниципальную программу "Развитие образования в городе Курске на 2019 - 2024 годы" внесены изменения.
В частности в пункт 1.7 программы (т. 3 л.д. 167) указан следующий размер финансирования мероприятия "Приобретение объекта капитального строительства детского сада на 280 мест по проспекту А. Дериглазова с инженерными сетями, элементами благоустройства и нежилым одноэтажным зданием хозблока" в 2019 году: бюджет города Курска - 13 250 тыс. руб.; областной бюджет - 55 480,1 тыс. руб.; федеральный бюджет - 196 269,9 тыс. руб.
О наличии согласованных действий между заявителями свидетельствуют следующие доказательства.
03.02.2017 между АО "Курский завод КПД им. А.Ф. Дериглазова" и ООО "ТИСИЗ" заключен договор N Т17-08 на выполнение инженерно-геологических изысканий по объекту: "Комплексная застройка жилого района "Северный" г. Курска. 31- й этап строительства. Детский сад на 280 мест" (т. 11 л.д. 26-28).
27.07.2017 с АУКО "Государственная экспертиза проектов Курской области" заключен договор N 224-ГЭ-17-П на проведение государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий.
01.09.2017 АО "Курский завод КПД им. А.Ф. Дериглазова" получен градостроительный план N RU46302000-5687 земельного участка с кадастровым номером 46:11:111811:8093, утвержденный постановлением администрации города Курска N 2303 от 01.09.2017 (т. 4 л.д. 65-72).
18.09.2017 Комитетом архитектуры и градостроительства города Курска выдано разрешение на строительство N 46-Ru46302000-3590-2017 в отношении объекта "Комплексная застройка жилого района "Северный" города Курска. 31-й этап строительства. Детский сад на 280 мест". Кадастровый номер земельного участка, в пределах которого планируется расположение объекта строительства, 46:11:111811:8093.
Проектная документация разработана АО "Курский завод крупнопанельного домостроения им. А.Ф. Дериглазова" в 2017 году, вместимость человек - 280 (т.11 л.д. 21).
11.09.2017 получено положительное заключение экспертизы N 46-1-1-3-0243-17 на объект капитального строительства "Комплексная застройка жилого района "Северный" г. Курска. 31-й этап строительства. Детский сад на 280 мест" (т. 5 л.д. 19-66, т. 11 л.д. 34- 47); получены технические условия для технологического присоединения объекта к электросетям (10.08.2017), тепловым сетям (18.04.2018 - т. 11 л.д. 81), сетям водоотведения (16.05.2018 - т. 11 л.д. 85).
28.05.2018 для конструкторско-проектного отдела АО "Курский завод КПД им. А.Ф. Дериглазова" выдано задание на проектирование объекта капитального строительства "Комплексная застройка жилого района "Северный" города Курска. "31-й этап строительства. Детский сад-ясли по ул. Домостроителей в г. Курске"; - 05.12.2018 подано заявление N 1716 в АУ Курской области "Государственная экспертиза проектов Курской области" о проведении государственной экспертизы.
20.12.2018 АО "Курский завод КПД им. А.Ф. Дериглазова" с АУКО "Государственная экспертиза проектов Курской области" заключен договор N 588-ГЭ-18- П на проведение государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий.
02.04.2019 получено положительное заключение экспертизы N 46-1-1-2-007258- 2019.
22.04.2019 получено разрешение на строительство N 46-RU46302000-3891-2019 на строительства объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией "Комплексная застройка жилого района "Северный" города Курска. 31-й этап строительства. Детский сад-ясли по ул. Домостроителей в г. Курске" (т. 4 л.д. 64).
29.05.2019 обществом внесены изменения в проектную документацию спорного объекта. 03.07.2019 между АО "Курский завод КПД им. А.Ф. Дериглазова" и АУКО "Государственная экспертиза проектов Курской области" заключен договор N 399-ГЭ-19-П на проведение повторной государственной экспертизы проектной документации (т. 8 л.д. 229-233).
04.07.2019 получено повторное заключение экспертизы проектной документации (т. 8 л.д. 22-36).
24.07.2019 между АО "Курский завод КПД им. А.Ф. Дериглазова" и АУКО "Государственная экспертиза проектов Курской области" заключен договор N 423-ДСС19-С на проведение проверки достоверности определения сметной стоимости спорного объекта (т. 8 л.д. 94-99).
05.08.2019 между АО "Курский завод КПД им. А.Ф. Дериглазова" с ООО "Независимая оценка" заключен договор N 902 на проведение независимой оценки рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 46:11:111811:8093.
06.08.2019 ООО "Независимая оценка" проведена оценка рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 46:11:111811:8093 и подготовлен отчет N 902-05/08-19 от 06.08.2019 (т. 5 л.д. 76-164), согласно которому определенная оценщиком стоимость земельного участка 40 242 000 руб. включена в сметную документацию, в стоимость спорного объекта.
06.08.2019 комитетом архитектуры и градостроительства г. Курска выдано разрешение на ввод готового объекта в эксплуатацию N 46-Ru46302000-2550-2019. Объекту присвоен адрес: г. Курск, пр-кт Анатолия Дериглазова, 27Б.
20.08.2019 нежилое здание площадью 5035,5 кв.м., здание хозблока, а 23.08.2019 - сооружения канализации, сооружения коммунального хозяйства, сооружения электроэнергетики по инициативе собственника АО "Курский завод КПД им. А.Ф. Дериглазова" поставлены на кадастровый учет.
26.08.2019 получено положительное заключение экспертизы по проверке достоверности определения сметной стоимости. Общая сметная стоимость объекта строительства в ценах на дату представления сметной документации в экспертную организацию составила 284 253 680,00 руб. (т. 8 л.д. 125-131).
19.08.2019 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Курска с ООО "Независимая оценка" заключен муниципальный контракт N 32-19 на определение рыночной стоимости объекта недвижимости (т. 4 л.д. 195-204).
В техническом задании, указанном в приложении к данному муниципальному контракту, заказчиком указан объект оценки: Детский сад на 280 мест, расположенный по адресу: г. Курск, проспект Анатолия Дериглазова, в том числе: здание детского сада, площадью - 5035,5 кв. м; здание хозблока, площадью 86,2 кв. м; сети водоснабжения - 35 м; сети электроснабжения 04 кВ - 200 м; сети наружного освещения 0,4 кВ - 240 м; сети теплоснабжения - 156 м; сети канализации - 202 м; земельный участок с кадастровым номером 46:11:111811:8093 - 11 066 кв.м.
Согласно подготовленному ООО "Независимая оценка" в рамках указанного контракта отчету об оценке рыночной стоимости спорного объекта от 22.08.2019 N 1008-22/08-19 (т. 7 л.д. 27-164, т. 8 л.д. 1-45), предметом оценки являлся объект - детский сад на 280 мест, расположенный по адресу: г. Курск, проспект Анатолия Дериглазова, 27-б; собственник - АО "Курский завод КПД им. А.Ф. Дериглазова".
Отчет оценщика исходит из того, что документы для проведения оценки предоставлены АО "Курский завод КПД им. А.Ф. Дериглазова", в том числе копия сводного сметного расчета стоимости строительства (т. 7 л.д. 43), то есть для определения начальной (максимальной) цены контракта использовалась сметная стоимость, рассчитанная будущим единственным участником аукциона (т. 8 л.д. 47-51). Спорный объект был построен в период с 18.09.2017 (дата получения первоначального разрешения на строительство; впоследствии было получено разрешение на строительство с учетом перепроектировки объекта в Детский сад-ясли - 22.04.2019) по 06.08.2019 (дата ввода в эксплуатацию), то есть до проведения аукциона (извещение о проведении аукциона размещено в ЕИС 30.08.2019). Стоимость строительства объекта определена обществом самостоятельно, непосредственно перед проведением аукциона; цена земельного участка, определенная оценщиком по заказу АО "Курский завод КПД им. А.Ф. Дериглазова", также включена в стоимость объекта.
До того, как в Муниципальную программу "Развитие образования г. Курска" и Государственную программу "Развитие образования Курской области" было включено приобретение (выкуп) еще не построенного объекта - детского сада на 280 мест на пр. Дериглазова, администрацией и обществом уже был осуществлен комплекс согласованных действий по подготовке строительства детского сада на пр. Дериглазова: до включения органом местного самоуправления приобретения еще не построенного объекта в Программу развития образования в г. Курске (до 06.02.2019), а затем параллельно с действиями органа местного самоуправления по получению финансирования из федерального и областного бюджетов на приобретение детского сада, по разработке аукционной документации, объявлению аукциона, хозяйствующий субъект осуществлял получение разрешения на строительство с учетом перепланировки объекта строительства непосредственно в Детский сад-ясли (у органа местного самоуправления), осуществлял строительство (окончание строительства) и ввод в эксплуатацию детского сада.
Общество еще на стадии экспертизы проекта действовало с уверенностью в том, что детский сад будет выкуплен администрацией за счет средств бюджета: АО "Курский завод КПД им. А.Ф. Дериглазова" прямо указывает на данный факт в письме от 17.07.2019 N 1109.
Таким образом, вывод УФАС о наличии неформальных взаимоотношений между органом местного самоуправления Администрацией г. Курска и хозяйствующим субъектом - АО "Курский завод КПД" и согласованности их действий подтверждается достаточными и достоверными доказательствами.
При проведении аукциона по приобретению здания детского сада и земельного участка возможность участия и конкуренции со стороны иных хозяйствующих субъектов, кроме АО "Курский завод КПД им. А.Ф. Дериглазова", была заведомо исключена.
Согласованные действия обусловлены выражением воли двух или более участников. Поведение Администрация города Курска и АО "Курский завод КПД им. А.Ф. Дериглазова" указывает на осведомленность каждого из них о намерении друг друга действовать определенным образом с намерением каждого из участников аукциона действовать сообразно с известными ему предполагаемыми действиями другой стороны.
Последовательность действий в их совокупности была обусловлена интересом каждого из участников указанных согласованных действий, и направлена на взаимовыгодный результат.
Действия Администрации г. Курска были направлены на уклонение от организации и проведения необходимых и предусмотренных законодательством конкурентных процедур при ликвидации муниципальной нужды по обеспечению жителей микрорайона Северный местами в детских дошкольных организациях.
В свою очередь, действия АО "Курский завод КПД им. А.Ф. Дериглазова" были направлены на гарантированную продажу объекта капитального строительства и земельного участка в муниципальную собственность г. Курска по максимальной цене, соответствующей максимальному объему средств консолидированного бюджета, выделенных на данную цель муниципальному заказчику, без необходимости участия в конкурентных процедурах по отбору подрядчика на строительство детского сада, на извлечение дополнительной прибыли за счет исключения возможности конкуренции со стороны иных участников рынка, повышение привлекательности возводимого АО "Курский завод КПД им. А.Ф. Дериглазова" жилья для потребителей в микрорайоне Северный.
Согласованные действия были начаты Администрацией города Курска и АО "Курский завод КПД им. А.Ф. Дериглазова" после того, как 09.02.2019, было заключено Соглашение N 073-17-2019-038 о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Курской области на финансовое обеспечение мероприятий по созданию дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях между Министерством просвещения РФ и Администрацией Курской области.
Согласованные действия Администрации города Курска и АО "Курский завод КПД им. А.Ф. Дериглазова" завершены после достижения целей их участниками 24.09.2019, когда заказчиком произведена оплата по контракту в сумме 265 000 000 рублей.
Совокупность и последовательность таких действий вне их взаимного согласования между Администрацией г. Курска и АО "Курский завод КПД им. А.Ф. Дериглазова" была заведомо невозможна.
Результатом согласованных действий органа местного самоуправления и общества стало предоставление данному субъекту - АО "Курский завод КПД им. А.Ф. Дериглазова" необоснованных преимуществ в его предпринимательской деятельности.
В частности, АО "Курский завод КПД им. А.Ф. Дериглазова", получило возможность продать построенный объект недвижимости и земельный участок по высокой возможной цене, рассчитанной им самим, а также получило необоснованное преимущество в виде освобождения от необходимости конкурировать с иными лицами, желающими осуществлять работы по строительству детских садов для нужд г.Курска, могущих предложить иные ценовые условия.
АО "Курский завод КПД им. А.Ф. Дериглазова" приобрело возможность извлечения прибыли, поскольку объект приобретен муниципалитетом в отсутствие реальных торгов по максимально возможной цене. Приобретенный по муниципальному контракту от 20.09.2019 N Ф.2019.583374 объект недвижимости фактически был построен по заказу и под контролем заинтересованного в этом органа местного самоуправления.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что АО "Курский завод КПД им. А.Ф. Дериглазова" было изначально определено Администрацией г. Курска в качестве единственного продавца, не построенного на тот момент здания специализированного типа, Обществу были предоставлены все условия для строительства специализированного здания с целью его дальнейшей реализации в обход конкурентных процедур.
Указанный вывод также соответствует правовой позиции Арбитражного суда Центрального округа, изложенной в постановлении от 03.02.2022 по делу N А35-7298/2020.
На основании вышеизложенного, антимонопольный орган обоснованно пришел к выводу, что в настоящем случае Администрация и АО "Курский завод КПД им. А.Ф. Дериглазова" нарушили статью 16 Закона N 135-ФЗ, статьи 8, 24 Закона N 44-ФЗ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не разрешается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 23.01.2023 по делу N А35-5517/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации города Курска и АО "Курский завод крупнопанельного домостроения имени А.Ф. Дериглазова" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-5517/2022
Истец: Администрация города Курска
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области
Третье лицо: Администрация Курской области, АО "Курский завод КПД им. А.Ф.Дериглазова", Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
30.06.2023 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2367/2023
21.06.2023 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2367/2023
06.04.2023 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1074/2023
23.01.2023 Решение Арбитражного суда Курской области N А35-5517/2022