г. Тула |
|
3 апреля 2023 г. |
Дело N А68-13318/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.03.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.04.2023.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кондратеней Е.В., при участии представителей ответчика - Садыкова Р.Э. (доверенность от 09.01.2022), Садыкова Р.В. (доверенность от 09.01.2022), в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства на определение Арбитражного суда Тульской области от 12.12.2022 по делу N А68-13318/2021 (судья Андреева Е. В.), вынесенное по исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства (г. Москва, ОГРН 1047796366298, ИНН 7705598840) к акционерному обществу "Машиностроительный завод "Штамп" им. Б. Л. Ванникова" (г. Тула, ОГРН 1127154040012, ИНН 7105517367) третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (г. Тула, ОГРН 1097154026056, ИНН 7106512065), министерство природных ресурсов и экологии Тульской области (г. Тула, ОГРН 1067107022795, ИНН 7107096442), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (г. Москва, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в лице филиала по Тульской области, о признании отсутствующим права собственности на земельный участок с кадастровым номером 71:00:000000:112774, площадью 40289186 +/- 55540 кв.м, местоположение: Российская Федерация, Тульская обл., Веневский район, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства, в координатах поворотных точек, указанных в исковом заявлении; об истребовании из чужого незаконного владения в пользу Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером 71:00:000000:112774 в указанных координатах; об установлении смежной границы между земельным участком с кадастровым номером 71:00:000000:11277 и Веневским лесничеством Тульской области (присвоенный учетный номер - 71.05.2.256) по координатам поворотных точек, указанным в уточненном исковом заявлении от 04.10.2022,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - агентство) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением (с учетом уточнения) к акционерному обществу "Машиностроительный завод "Штамп" им. Б. Л. Ванникова" (далее - общество) о признании отсутствующим право собственности на земельный участок с кадастровым номером 71:00:000000:112774, площадью 40289186 +/- 55540 кв.м, местоположение: Российская Федерация, Тульская обл., Веневский р-он, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства, в координатах поворотных точек, указанных в исковом заявлении; об истребовании из чужого незаконного владения в пользу Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером 71:00:000000:112774 в указанных координатах; об установлении смежной границы между земельным участком с кадастровым номером 71:00:000000:11277 и Веневским лесничеством Тульской области (присвоенный учетный номер - 71.05.2.256) по координатам поворотных точек, указанным в уточненном исковом заявлении от 04.10.2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, министерство природных ресурсов и экологии Тульской области (далее - министерство), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Тульской области.
Определением Арбитражного суда Тульской области от 12.12.2022 по ходатайству общества производство по делу приостановлено до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Тульской области по делу N А68-10065/2022.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, агентство обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое определение отменить, в удовлетворении ходатайства отказать.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что решение по настоящему делу является первостепенным по отношению к решению по делу N А68-10065/2022, поскольку спор о праве на площадь пересечения, которую ответчик просит исключить из Государственного лесного реестра (далее - ГЛР) в рамках дела N А68-10065/2022, разрешается в рамках настоящего. Со ссылкой на судебную практику отмечает, что при применении положений о приоритете сведений ГЛР над Единым государственным реестром недвижимости и сделок с ним (далее - ЕГРН) должен быть исключен формальный подход и решен спор о праве.
Надлежащим образом извещенные истец и третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, судебное заседание проведено в их отсутствие на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)
Оценив представленные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей ответчика, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены определения суда первой инстанции ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 145 АПК РФ производство по делу приостанавливается в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 143 АПК РФ, до вступления в законную силу судебного акта соответствующего суда.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 143 АПК РФ арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
Данная норма направлена на недопущение и устранение конкуренции между судебными актами по делам, тождественным предметом доказывания.
Наличие обязательного основания для приостановления производства по делу не зависит от усмотрения суда и служит гарантом прав и законных интересов лица, участвующего в деле, обратившегося с таким ходатайством.
Вместе с тем, по смыслу названной нормы одним из обязательных оснований для приостановления производства по делу является невозможность его рассмотрения до разрешения по существу (принятия и вступления судебного акта в законную силу) другого дела. Обстоятельства, исследуемые в другом деле, должны иметь значение для арбитражного дела, рассмотрение которого подлежит приостановлению, то есть влиять на результат его рассмотрения по существу. Указанные обстоятельства должны иметь преюдициальное значение по вопросам об обстоятельствах, устанавливаемых судом по отношению к лицам, участвующим в деле.
Также необходима объективная невозможность рассмотрения и разрешения дела арбитражным судом до разрешения дела, рассматриваемого иным судом. Такая невозможность означает, что, если производство по делу не будет приостановлено, разрешение дела может привести к незаконности судебного решения, неправильным выводам суда или даже к вынесению противоречащих, взаимоисключающих судебных актов.
Предметом настоящего искового заявления является требование о признании отсутствующим права собственности ответчика на земельный участок с кадастровым номером 71:00:000000:112774, площадью 40289186 +/- 55540 кв.м, местоположение: Российская Федерация, Тульская обл., Веневский р-он, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства, в координатах поворотных точек, указанных в исковом заявлении; об истребовании из чужого незаконного владения в пользу Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером 71:00:000000:112774 в указанных координатах; об установлении смежной границы между земельным участком с кадастровым номером 71:00:000000:11277 и Веневским лесничеством Тульской области (присвоенный учетный номер - 71.05.2.256) по координатам поворотных точек, указанным в уточненном исковом заявлении от 04.10.2022.
В производстве Арбитражного суда Тульской области находится дело N А68-10065/2022, возбужденное по исковому заявлению общества о признании недействительными сведения ГЛР в части пересечения земельного участка с кадастровым номером 71:00:000000:112774 с лесными участками из состава земель государственного лесного фонда Веневского лесничества: Мордвесское участковое лесничество, Аксиньинская дача кварталы: 1-5, 8-10, 16-20, 23-26, 30, 44, 45, 54, 55, 66, 67; Мордвесская дача, кварталы: 4, 5, 10, 112, 114, 117, 127-130, 133, 134; обязании привести сведения ГЛР в части границ лесных участков из состава земель государственного лесного фонда Веневского лесничества: Мордвесское участковое лесничество, Аксиньинская дача кварталы: 1-5, 8-10, 16-20, 23-26, 30, 44, 45, 54, 55, 66, 67; Мордвесская дача, кварталы: 4, 5, 10, 112, 114, 117, 127-130, 133, 134 в соответствие со сведениями ЕГРН в части границ земельного участка с кадастровым номером 71:00:000000:112774.
Исковые требования мотивированы тем обстоятельством, что министерство ранее обращалось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к обществу о признании недействительными результатов межевания, определения координат характерных точек границ земельного участка, сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости земельного участка с кадастровым номером 71:05:000000:1956, общей площадью 41 749 328 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, местоположение: Тульская область, Веневский район (дело N А68-8403/2019).
Ссылаясь на данные лесоустройства, министерство области указывало, что в границы принадлежащего обществу земельного участка с кадастровым номером 71:00:000000:112774 были включены земли Веневского лесничества Мордвесского участкового лесничества: Аксиньинская дача квартала: 1-5, 8-10, 16-20, 23-26, 30, 44, 45, 54, 55, 66, 67; Мордвесская дача, квартала: 4, 5,10, 112, 114, 117, 127-130, 133, 134, общей площадью - 848,1 га.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тульской области от 12.02.2020 по делу N А68-8403/2019 в удовлетворении требований министерства отказано. При этом суд указал, что границы лесного участка подлежат изменению в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН.
По смыслу статей 6 и 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
В силу статьи 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и ЛК РФ.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 ЛК РФ).
Согласно части 1 статьи 67 ЛК РФ на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя, в том числе закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов (часть 1 статьи 68 ЛК РФ). Государственный лесной реестр (ГЛР) представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов.
Разработанная в отношении лесного участка лесоустроительная документация, информация из ГЛР в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, подтверждают отнесение лесного участка к землям лесного фонда.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" (далее - Закон N 201-ФЗ).
В части 1 статьи 4.2 Закона N 201-ФЗ указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в ГЛР до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Согласно части 6 статьи 4.6 Закона N 201-ФЗ предусмотрено, что сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН; границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков, а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом; договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) в редакции Закона N 280-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в этом реестре, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи. Правила этой части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что Закон от 29.07.2017 N 280-ФЗ, которым внесены изменения в ст. 14 Закона N 172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра (определения от 21.09.2017 N 1793-О, 1794-О, 1795-О, от 24.02.2022 N 423-О).
Пунктом 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусматривает, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
По смыслу указанной нормы данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.
Из изложенного следует, что положения Закона N 280-ФЗ, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости или осуществляется деятельность, не связанная с использованием лесов, полагавшихся на сведения ЕГРН (ранее - ЕГРП). При этом при возникновении спора о праве положениями названного Закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них.
Так, не может быть признано добросовестным поведение лица, приобретающего земельный участок, состоящий преимущественно из многолетних лесных насаждений, что должно было быть очевидным при осмотре участка до совершения с ним сделок, которое не удостоверилось в том, что такой участок не может относиться к землям государственного лесного фонда.
Таким образом, судам при рассмотрении вопроса о применении ч. 3 ст. 14 Закона N 172-ФЗ в редакции Закона N 280-ФЗ необходимо руководствоваться не только сведениями, содержащимися в ЕГРН относительно категории земельного участка, право частной собственности на который возникло до 01.01.2016, но и исследовать вопросы, касающиеся возникновения, формирования и фактического использования такого земельного участка, наличия либо отсутствия в границах этого участка лесных насаждений, а также законности возникновения прав на данный участок и добросовестности приобретателя.
Иное толкование закона может привести к существенному снижению правовой защиты лесов, их безвозвратному уничтожению, нарушению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и легализации прав на лесные участки недобросовестными лицами.
В материалы дела N А68-10065/2022 министерством было представлено уведомление филиала федерального государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тульской области от 14.06.2019 N 161 о внесении в ЕГРН сведений о местоположении границ, изменении описания границ Веневского лесничества, направленное в адрес заместителя руководителя Рослесхоза.
Исходя из данного документа следует, что в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в сведения о местоположении границы Веневского лесничества в части пересечения с земельным участком с кадастровым номером 71:00:000000:112774, (контуры NN 2, 3, 9, 14, 15, 29, 36, 37, 38, 53, 55, 59, 68, 84, 86, 90, 95, 101, 102, 109, 116), были внесены изменения, в территорию лесничества указанные территории включены не были.
Таким образом, поскольку, исходя из действующего нормативного регулирования и правоприменительной практики, при рассмотрении требований, заявленных в рамках дела N А68-10065/2022, подлежат исследованию вопросы, касающиеся возникновения, формирования и фактического использования спорного земельного участка, наличия либо отсутствия в границах этого участка лесных насаждений, законности возникновения прав на данный участок и добросовестности приобретателя, с учетом того, что в рамках настоящего дела истцом заявлено самостоятельное требование о признании отсутствующим права собственности общества на спорный земельный участок в координатах поворотных точек, указанных в исковом заявлении, то результат рассмотрения дела N А68-10065/2022 влияет на результат рассмотрения по существу дела N А68-13318/2021, о приостановлении которого заявлено обществом.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции верно определил имеющие значение для правильного рассмотрения вопроса о приостановлении производства по делу обстоятельства, принимая во внимание, что данное процессуальное действие не нарушает права сторон на судебную защиту.
Принимая во внимание, что все доводы, изложенные заявителем в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого определения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Тульской области от 12.12.2022 по делу N А68-13318/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение одного месяца со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Заикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-13318/2021
Истец: Федеральное агентство лесного хозяйства
Ответчик: АО "Машиностроительный завод "Штамп" им. Б. Л. Ванникова
Третье лицо: Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тульской области, Житина Ирина Викторовна
Хронология рассмотрения дела:
03.04.2023 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-614/2023