г. Москва |
|
05 апреля 2023 г. |
Дело N А40-229856/2022 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Е.Б. Расторгуев,
рассмотрев апелляционную жалобу АО "Военторг" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 28.12.2022 по делу N А40-229856/2022, принятое судьей Абызовой Е.Р. в порядке упрощенного производства,
по иску Минобороны России (ОГРН 1037700255284) к АО "Военторг" (ОГРН 1097746264186) о взыскании штрафа
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Акционерному обществу (АО) "Военторг" о взыскании штрафа в размере 69 012, 78 рублей.
Дело рассмотрено судом в порядке, предусмотренном главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 28 декабря 2022 иск удовлетворен.
Суд первой инстанции исходил из того, что: исполнитель к ответственности привлечен правомерно; неустойка в порядке Постановления Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 списанию не подлежит, поскольку не доказано наличие соответствующих оснований: признание неустойки ответчиком; сверка начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) по контракту.
Ответчик не согласился с решением суда и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске, утверждая о наличии условий для списания неустойки, поскольку привлечение к ответственности не оспаривается ответчиком, то есть неустойка признается исполнителем, при этом ответчик обратился к заказчику с заявлением о проведении сверки неустойки, однако последним сверка расчетов с исполнителем по начисленным и неуплаченным суммам неустоек (штрафов, пеней) не обеспечена.
Истец отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Рассмотрев дело без вызова сторон, в порядке статей 123, 266, 268, 270 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим отмене ввиду нарушения норм материального права.
При исследовании обстоятельств дела установлено, что Минобороны России (заказчик) в рамках заключенного с АО "Военторг" (исполнитель) государственного контракта на оказание услуг по организации питания для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2021 году N 310521/ВП от 31.05.2021 привлекает Исполнителя (ответчика) к предусмотренной пунктом 8.3 контракта ответственности в виде штрафа за выявленные факты нарушений исполнителем обязательств по контракту.
Ответчик не оспаривает правомерность привлечения к указанной ответственности, однако заявил о списании штрафа на основании п.п. "а" п.3 Правил списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 (далее - Правила о списании).
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции установил правомерность привлечения к ответственности в виде штрафа и недоказанность условий, предусмотренных Правилами для списания штрафа: признание неустойки исполнителем; сверка начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) по контракту.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласен, на основании следующего.
В соответствии с частью 42.1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в редакциях Федеральных законов от 01.04.2020 N 98-ФЗ, от 30.12.2021 N 476-ФЗ (далее - Закон N 44-ФЗ) начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Исходя из содержания Федеральных законов от 01.04.2020 N 98-ФЗ, от 30.12.2021 N 476-ФЗ измененная редакция части 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ распространяет свое действие на правоотношения, возникшие до их принятия, поскольку регламентирует правовые последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств в 2020 и 2021 годах.
В целях реализации данных требований закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 04.07.2018 N 783, которым утверждены обозначенные выше Правила, устанавливающие порядок и случаи списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом. В силу приведенных законоположений Правила N 783 также были актуализированы постановлениями Правительства Российской Федерации от 26.04.2020 N 591, от 31.12.2021 N 2594 соответственно.
Списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, по смыслу действующего законодательства является антикризисной мерой, которая ранее (до 01.01.2017) также применялась в правовом регулировании отношений в сфере закупок (часть 6.1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, Федеральный закон от 29.12.2015 N390-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановление Правительства Российской Федерации от 14.03.2016 N 190 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)").
Согласно подпункту "а" пункта 3 Правил N 783 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2020 N 591) если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) за исключением случая, предусмотренного подпунктом "в" этого пункта.
Списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с пунктом 3 данных правил распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществляется заказчиком на основании решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), указанного в пункте 9 этих же правил, в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения (пункт 11 Правил N 783).
Разрешая спор в части взыскания с АО "Военторг" неустойки, суд первой инстанции не учел разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 (далее Обзор Верховного Суда Российской Федерации), согласно которым списание или предоставление отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с частью 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе является обязанностью заказчика, в связи с чем суд обязан проверить соблюдение им требований указанной нормы.
В силу пункта 4 Правил именно заказчик в целях списания начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) обеспечивает сверку расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленным и неуплаченным суммам неустоек (штрафов, пеней). Списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение.
Истец данную обязанность не исполнил и обращение ответчика письмом от 03.11.2022 г. N 6956/22 о проведении сверки задолженности по неустойке оставил без ответа, поэтому последующее возражение Минобороны России о том, что акт сверки по начисленной неустойке по контракту ответчиком не составлен, является недобросовестным поведением с целью причинить вред ответчику, что недопустимо в силу пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 40 Обзора Верховного Суда Российской Федерации несовершение заказчиком действий по сверке задолженности с исполнителем не может служить основанием для неприменения правил о списании или предоставлении отсрочки.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о неосуществлении сторонами сверки начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) по контракту не мог явиться основанием к отказу в списании спорной неустойки.
Более того, согласно представленным ответчиком истцу сведениям о начисленной неустойке, которые приложены к письму от 03.11.2022 г. N 6956/22 о проведении сверки, общий размер неустойки (штрафов и пеней) по рассматриваемому контракту не превышает 5% от цены контракта.
Истец данное обстоятельство не оспорил и не опроверг, письмо ответчика оставил без ответа, контррасчет не представил, сверку по неустойке в нарушение установленной законом обязанности не провел, поэтому оснований полагать, что общий размер начисленной неустойки (штрафов, пеней) превышает 5 процентов цены контракта, у суда не имеется.
Так же нельзя согласиться и с выводом суда первой инстанции, основанным на пункте 7 Правил N 783, согласно которому, в случае если поставщик (подрядчик, исполнитель) не подтвердил наличие начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), принятие решения о ее списании не допускается.
Данная норма относится к порядку и случаю осуществления непосредственно заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), но она не может быть истолкована как препятствующая суду при наличии спора заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о размере начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) применять положения части 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ, подпункта "а" пункта 3, пункта 11 Правил N783 и признать за соответствующим лицом право на ее списание.
Из материалов дела следует, что привлечение к ответственности в виде рассматриваемого штрафа не оспаривается ответчиком, чем ответчик подтвердил наличие начисленного и неуплаченного штрафа.
Согласно подпункту "а" пункта 5 Правил, при наличии документа о подтвержденных сторонами контракта расчетах по начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней) основанием для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил, является исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме, подтвержденное актом приемки или иным документом.
Обязательства по контракту ответчиком исполнены в полном объеме, о чем истец письмом от 23.09.2022 г. N 256/21 направил ответчику подписанный акт сверки взаимных расчетов за весь период действия контракта, который подписан ответчиком (документы приложены к отзыву на иск, л.д.88).
Учитывая изложенное, оснований полагать, что контракт исполнителем не исполнен в полном объеме, у суда апелляционной инстанции так же не имеется.
При таких обстоятельствах, судом апелляционной инстанции установлены основания для списания начисленного истцом и неуплаченного ответчиком штрафа, в связи с чем в удовлетворении иска следует отказать.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 28 декабря 2022 по делу N А40-229856/2022 отменить.
Отказать в удовлетворении иска.
Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284) в пользу АО "Военторг" (ОГРН 1097746264186) в возмещение расходов на оплату государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы 3 000 рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Е.Б. Расторгуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-229856/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: АО "ВОЕНТОРГ"