г. Вологда |
|
06 апреля 2023 г. |
Дело N А05-12141/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 06 апреля 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Михайловой Р.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Энергия Севера" Кобыленко Е.Ю. по доверенности от 01.01.2023 N 10,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 декабря 2022 года по делу N А05-12141/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Энергия Севера" (ОГРН 1182901015032, ИНН 2918011948; адрес: 164200, Архангельская область, город Няндома, улица 60 лет Октября, дом 11, а/я 29; далее - общество, ООО "Энергия Севера", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН 1042900022626, ИНН 2901127253; адрес: 163004, Архангельская область, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; далее - министерство) о признании недействительным требования от 11.10.2022 N 203/06-06/7083 о возврате средств субсидии.
Также принято встречное исковое заявление министерства к ООО "Энергия Севера" о взыскании 334 707 766 руб. 16 коп., в том числе 333 789 844 руб. 09 коп. необоснованно полученных средств субсидии за 2020-2021 годы, 917 922 руб. 07 коп. пеней за период с 29.10.2022 по 08.11.2022, пеней за период с 09.11.2022 по день фактической уплаты долга.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 21 декабря 2022 года по делу N А05-12141/2022 признано недействительным требование министерства от 11.10.2022 N 203/06-06/7083; на него возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества. В удовлетворении встречного искового заявления министерства отказано.
Министерство с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Считает также, что судом первой инстанции неправильно применены нормы, содержащиеся в Порядке предоставления субсидий, утвержденном постановлением Правительства Архангельской области от 15.10.2013 N 487-пп "Об утверждении государственной программы Архангельской области "Развитие энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области" (далее - Порядок N 487-пп, Порядок предоставления субсидий).
ООО "Энергия Севера" в отзыве просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Министерство надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя предприятия, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной на основании распоряжения министерства от 11.07.2022 N 613-р плановой камеральной проверки соблюдения обществом за 2020 - 2021 годы порядка и условий предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию для населения и потребителей, приравненных к населению, министерством составлен акт проверки от 30.09.2022 N 203/06-06/104, в котором отражены выводы о фактах необоснованного получения обществом средств субсидии, в том числе о завышении в расчетах субсидии за 2020 год объема тепловой энергии на 18 526,302 Гкал на сумму 82 798 119 руб. 44 коп.; за 2021 год - на 55 861,477 Гкал на 250 991 724 руб. 65 коп.
В связи с выявленными нарушениями в адрес общества министерством выставлено требование от 11.10.2022 N 203/06-06/7083, которым предлагалось в течение 10 рабочих дней со дня его предъявления произвести возврат 333 789 844 руб. 09 коп. средств субсидии.
Указанное требование получено обществом 17.10.2022 вх. N 1388.
Не согласившись с этим требованием, ООО "Энергия Севера" оспорило его в судебном порядке.
В свою очередь, поскольку требование о возврате средств субсидии от 11.10.2022 N 203/06-06/7083 обществом не исполнено, министерство обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с ООО "Энергия Севера" 333 789 844 руб. 09 коп. необоснованно полученных средств субсидии и 917 922 руб. 07 коп. пеней, начисленных за период с 29.10.2022 по 08.11.2022 с последующим начислением по день фактической уплаты долга.
При рассмотрении заявленных сторонами по делу требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) определяет субсидию как форму предоставления юридическому лицу бюджетных средств, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), предпринимателям предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В пункте 2 статьи 78 БК РФ установлено, что субсидии юридическим лицам, предпринимателям предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В 2020-2021 годах предоставление обществу средств субсидии осуществлялось министерством в соответствии с Порядком предоставления субсидий.
Пунктом 5 этого Порядка определено, что целью предоставления субсидии является возмещение теплоснабжающим организациям недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 11 этого Порядка министерством и предприятием заключены договоры от 13.10.2020 N 99-Т (далее - Договор 2020 года) и от 04.02.2021 N 63-Т (далее - Договор 2021 года) о предоставлении из областного бюджета субсидии в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения.
Согласно подпункту "б" пункта 3.2.1 этих договоров одной из базовых величин для расчета размера субсидии является объем тепловой энергии, поставленный населению и потребителям, приравненным к населению, в точках учета тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения), определенный по показаниям приборов учета тепловой энергии и (или) в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", определенный расчетным путем по нормативам потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, установленным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" с учетом продолжительности отопительного периода, принятой при расчете нормативов.
Объем тепловой энергии, поставленный населению и потребителям, приравненным к населению, подтверждается данными бухгалтерского учета за отчетный период.
Пунктом 24 Порядка N 487-пп установлено, что для подтверждения объемов тепловой энергии при проведении проверок в министерство предоставляются следующие документы и (или) копии документов, заверенные уполномоченным лицом получателя субсидии и печатью (при наличии):
1) регистры бухгалтерского учета;
2) первичные учетные документы и документы, подтверждающие реализацию тепловой энергии населению (платежные документы (квитанции), сводные ведомости платежных документов, сведения о начислениях населению информационно-расчетных центров и (или) иные подтверждающие документы).
Этим же пунктом Порядка определено, что первичные учетные документы составляются в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 части 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Применительно к рассматриваемой ситуации вывод о необоснованном получении средств субсидии за проверяемый период (2020-2021 годы) в размере 333 789 844 руб. 09 коп. министерством сделан в связи с тем, что в части представленных универсальных передаточных документов (далее - УПД) отсутствуют подписи лиц, ответственных за оформление операции (сделки), их фамилии и инициалы, а также другие обязательные для первичных учетных документов реквизиты.
В связи с этим, по мнению министерства, обществом в нарушение пункта 24 Порядка N 487-пп заявленный расчет объема тепловой энергии не подтвержден первичными учетными документами и допущено завышение в расчетах субсидии.
Вместе с тем следует отметить, что в акте проверки министерством не отражены конкретные УПД, которые, по его мнению, оформлены ненадлежащим образом, что не позволяет удостовериться в наличии таких погрешностей в оформлении первичных документов.
в материалах проверки также не усматривается, что министерством выявлялось и несоответствие объемов поставленной в 2020-2021 годы населению электроэнергии, заявленных заявителем в расчетах фактической потребности в средствах субсидии, данным бухгалтерского учета и первичным учетным документам.
Кроме того, как правильно отметил суд первой инстанции, для проверки соответствия сведений об объемах тепловой энергии, поставленной населению, предъявленных в расчетах за 2020-2021 годы, данным первичных учетных документов и платежных документов, выставленных населению, и данным регистров бухгалтерского учета предприятием министерству представлены следующие документы:
- копия перечня жилых домов с указанием степени благоустройства, согласованного с начальником Управления строительства, архитектуры и ЖКХ администрации Няндомского района;
- копии договоров ресурсоснабжения за 2020-2021 годы;
- копия агентского договора с АО "Центр расчетов" от 26.08.2021;
- копии отчетов о начисленных платежах АО "Центр расчетов" за 2020-2021 годы (помесячно);
- платежные документы, выставленные населению (в электронном виде в формате PDF);
- копии универсальных передаточных документов за 2020-2021 годы;
- карточка счета 90.01.1 за 2020-2021 годы.
В связи с этим следует признать, что указанные документы позволяли определить объем поставленной тепловой энергии населению и приравненным к ним лицам и у министерства не имелось оснований считать документально не подтвержденными заявленные предприятием в расчете субсидии объемы услуг теплоснабжения, реализованных потребителям, за проверяемые периоды.
При этом в Договоре за 2020 год, Договоре за 2021 год и в Порядке N 487-пп не содержится условия о том, что заявленные в расчетах объемы могут быть подтверждены только УПД.
Доказательств недостоверности представленных заявителем документов, а равно поставки ресурса (оказания услуг) в ином объеме, министерством не предъявлено.
Поскольку обществом право получения спорной суммы субсидии подтверждено, то судом правомерно признано недействительным требование министерства о возврате средств субсидии от 11.10.2022 N 203/06-06/7083 и отказано в удовлетворении иска министерства о возврате средств субсидии.
Все заявленные министерством доводы являлись предметом исследования Арбитражного суда Архангельской области и получили надлежащую правовую оценку, с которой апелляционная коллегия согласна.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим изложенные в жалобе аргументы не могут быть приняты.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 декабря 2022 года по делу N А05-12141/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-12141/2022
Истец: ООО "Энергия Севера"
Ответчик: Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области