г. Москва |
|
05 апреля 2023 г. |
Дело N А40-160444/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ФГБУ "ФКП РОСРЕЕСТРА"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.12.2022 по делу N А40-160444/22
по заявлению ОАО "КОНДИТЕРСКО-БУЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ "ЧЕРЕМУШКИ"
к ФГБУ "ФКП РОСРЕЕСТРА"
третье лицо: Управление Роспотребнадзора по г. Москве
о признании незаконным бездействия
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Обижаева О.А. по доверенности от 12.01.2023; |
от третьего лица: |
Трофимова М.В. по доверенности от 17.05.2022; |
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 07.12.2022 признано незаконным бездействие ФГБУ "ФКП Росреестра по Москве", выраженное в не внесении сведений в ЗОУИТ по обращениям Управления
Роспотребнадзора по г. Москве от 17.05.22 N 01-01360-06, от 17.05.22 N 01-01361-06, от 17.05.22 N 06/01-01354-06, от 28.04.22 N 06/01-01137-08.
Суд обязал ФГБУ "ФКП Росреестра по Москве произвести действия по внесению сведений в ЗОУИТ по обращениям Управления Роспотребнадзора по г. Москве от 17.05.22 N 01-01360-06, от 17.05.22 N 01-01361-06, от 17.05.22 N 06/01-01354-06, от 28.04.22 N 06/01-01137-08 в установленном законодательством о регистрации порядке и сроки.
Управление не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы жалобы.
Представитель третьего лица поддержал свою правовую позицию, решение суда первой инстанции.
В порядке ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена ответчика ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на его правопреемника Публично-Правовую Компанию "Роскадастр"
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Срок на обращение в арбитражный суд, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, не пропущен.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно материалам дела, 21 января 2021 года Управлением Роспотребнадзора было принято решение N 77-00036 об установлении санитарно-защитной зоны для ОАО "КБК "ЧЕРЕМУШКИ".
Управлением Роспотребнадзора с заявителем неоднократно подавались документы на внесение санитарно-защитной зоны Заявителя в Единый
государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
22 июня 2022 года Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра по городу Москве" было вынесено очередное решение об отказе от внесения сведений о наличии санитарно-защитной зоны Заявителя в ЕГРН по причине некорректного заполнения элемента, содержащего информацию об ограничениях использования земельных участков, расположенных в границах устанавливаемых санитарно-защитных зон, в связи с тем, что формат и содержание представленных XML-документов не соответствуют требованиям Приказа Росреестра от 15.09.2016 N 11/0465.
15 апреля 2021 в адрес Управления от Заявителя на диске поступили документы для передачи в Росреестр.
21 апреля 2021 в адрес Ответчика Управлением направлено письмо N 06-10/01-01346-06 с приложением решения об установлении санитарно-защитной зоны N 77-00331 от 14.05.2020 в электронном виде и карты (план) с текстовым и графическим описанием местоположения границ санитарно-защитной зоны предприятия в электронном виде.
В ответ филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по г. Москве сообщалось о невозможности внесения в ЕГРН сведений о зоне с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ) в отношении ОАО "КБК "ЧЕРЕМУШКИ".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, правомерно руководствовался следующим.
Согласно ст. 1 ГрК РФ, ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения) санитарно-защитная зона - это зона с особыми условиями использования территорий, которые направлены на создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения, в т.ч. путем реализации мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
В силу статьи 8 Федерального закона N 52-ФЗ, граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно статье 11 Федерального закона N 52-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Несоблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов создает угрозу жизни или здоровью человека.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", юридические лица обязаны, в том числе, обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух.
Не установление заявителем санитарно-защитной зоны создает угрозу жизни и здоровью людей.
Суд отмечает, что в связи со вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" (далее - Постановление N 222, Правила) определён порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной
Согласно п.1 Правил санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов
капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические
требования.
При этом в п. 2 Постановления N 222 указано, что правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу данного Постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести соответствующие исследования (измерения) воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Роспотребнадзор заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных п. 14 названных Правил, в срок не более одного года со дня вступления в силу Постановления N 222.
Пунктом 14 Правил предусмотрен закрытый перечень документов, которые прилагаются к заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны: а) проект санитарно-защитной зоны; б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
Судом установлено, что 21 января 2021 года Управлением Роспотребнадзора было принято решение N 77-00036 об установлении санитарно-защитной зоны для ОАО "КБК "ЧЕРЕМУШКИ".
Согласно пункту 23 Правил установления СЗЗ копия решения об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны, копия решения о прекращении существования санитарно-защитной зоны направляется уполномоченным органом в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и представление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения, а в случаях, указанных в пункте 6 Правил установления СЗЗ, - со дня получения копии разрешения на строительство объекта капитального строительства.
Постановлением Правительства РФ N 222 от 03.03.2018 года (далее ПП N 222) утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон. В соответствии с п.25 ПП N 222 санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый реестр недвижимости.
В соответствии с п.23 ПП N 222 копия решения об установлении санитарно- защитной зоны направляется уполномоченным органом в федеральный орган осуществляющий государственную регистрацию прав и ведение Единого
государственного реестра недвижимости течении 5 рабочих дней со дня принятия решения.
СЗЗ является специальной территорией с особым режимом использований, которая устанавливается вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Ее размер обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух. Делается это с целью снижения рисков загрязнения среды обитания человека.
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03: в санитарно-защитной зоне и на территории объектов других отраслей промышленности не допускается размещать объекты по производству лекарственных веществ, лекарственных средств и (или) лекарственных форм, склады сырья и полупродуктов для фармацевтических предприятий; объекты пищевых отраслей промышленности, оптовые склады продовольственного сырья и пищевых продуктов, комплексы водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды.
В силу осуществления производственной деятельности на территории ОАО "КОНДИТЕРСКО-БУЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ "ЧЕРЕМУШКИ", а также наличие влияния предприятия за границами земельного участка, заявитель обязан установить санитарно-защитную зону.
Санитарно-защитная зона является специальной территорией с особым режимом использований, которая устанавливается вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Ее размер обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 13.07.2015 N 252-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" сведения о санитарно-защитной зоне подлежат внесению в ЕГРН до 01.01.2022 года. Санитарно-защитная зона считается установленной со дня внесения сведений в ЕГРН.
Распоряжением N 1494 от 17.09.2021 Комитетом по архитектуре и градостроительство города Москвы на основании Решения Управления
Роспотребнадзора были внесены изменения в правила землепользования и застройки города Москвы, сведения о наличии санитарно-защитной зоны Заявителя также были отображены в карте градостроительного зонирования.
Таким образом, законные препятствия к отображению сведений о наличии санитарно-защитной зоны у Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по городу Москве" отсутствуют.
Согласно п. 9 ст. 26 Закона N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 342-ФЗ) в случаях, если это предусмотрено законодательством действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 8 настоящей статьи, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание
местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.
Описание местоположения границ санитарно-защитной зоны содержится в ситуационном плане и по тексту Решения Управления Роспотребнадзора.
Довод ответчика, что представленный XML файлы не обеспечивают считываемость и контроль представленных данных, суд отклоняет в силу следующего.
В судебном заседании представитель ответчика не представил доказательств, подтверждающих, что файлы, содержащие на CD-диске не открываются либо являются нечитаемыми, в связи с чем суду не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода ответчика. В отказе ответчика идет речь о некорректном заполнении информации об ограничениях использования земельного участка.
В связи с указанным, бездействие ответчика не соответствует нормам материального права и подлежит признанию незаконным и необоснованным.
Не установление Управлением санитарно-защитной зоны создает угрозу жизни и здоровью людей. Основная цель внесения сведений о ЗОУИТ в ЕГРН - обеспечение стабильности гражданского оборота путем уведомления третьих лицо наличии ограничений в отношении земельных участков, включенных в ЗОУИТ. Отсутствие информации о ЗОУИТ в ЕГРН влечет нарушение имущественных прав заявителя, создает риск нарушения ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны заявителя.
Довод Управления в жалобе о том, что заявитель вправе в соответствии со ст. 33 Закона о регистрации N 218-ФЗ по своей инициативе обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости не имеет существенного значения для настоящего дела. Право заявителя на обращение в орган регистрации не освобождает последнего от обязанности, предусмотренной ст.34 Закона о регистрации, внести сведения в ЕГРН при получении документов (сведений) от соответствующего уполномоченного органа. Кроме того, в случае обращения заявителя самостоятельно в орган регистрации, применяются те же правила направления документов, необходимых для внесения сведений в ЕГРН, предусмотренные ст.32 Закона о регистрации N 218-ФЗ, что и для случаев подачи документов (сведений) непосредственно органом государственной власти с той лишь разницей, что в соответствии со ст. 33 Закона о регистрации они предоставляются по запросу.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные управлением в суде первой инстанции, где им была дана надлежащая правовая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, не влияют на законное по своей сути оспариваемое решение суда.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Заменить ответчика ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на его правопреемника Публично-Правовую Компанию "Роскадастр" в порядке ст. 48 АПК РФ.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 07.12.2022 по делу N А40-160444/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-160444/2022
Истец: АО "КБК "Черемушки", ОАО "КОНДИТЕРСКО-БУЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ "ЧЕРЕМУШКИ"
Ответчик: ФГБУ Филиал " ФПК Росреестра", ФГБУ Филиал "ФКП Росреестра" по Москве
Третье лицо: Роспотребнадзор, ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА, ПУБЛИЧНО-ПРАВОВАЯ КОМПАНИЯ "РОСКАДАСТР", Управление Роспотребнадзора по г.Москве