город Воронеж |
|
5 апреля 2023 г. |
Дело N А36-2305/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 5 апреля 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Пороника А.А.,
Малиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Латышевым Е.П.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Бирюкова Романа Александровича: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "Химпродукт": представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Бирюкова Романа Александровича на решение Арбитражного суда Липецкой области от 29.12.2022 по делу N А36-2305/2022, по заявлению индивидуального предпринимателя Бирюкова Романа Александровича (ОГРНИП 316482700061461, ИНН 482606085777, г. Липецк, ул. Терешковой, д.33, кв.30) к заинтересованному лицу - Управлению Федеральной налоговой службы по Липецкой области (ОГРН 1044800220057 ИНН 4826044619, г.Липецк, ул.Октябрьская, д.26) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N6 о государственной регистрации прекращения деятельности ООО "Химпродукт" (ИНН 4825093236), о признании недействительной записи в Едином государственном реестре юридических лиц N2214800230434 от 07.10.2021 о государственной регистрации прекращения деятельности ООО "Химпродукт" (ИНН 4825093236), о возложении обязанности на Управление Федеральной налоговой службы по Липецкой области восстановить статус ООО "Химпродукт" (ИНН 4825093236) в Едином государственном реестре юридических лиц как действующего юридического лица
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Бирюков Роман Александрович (далее - заявитель, ИП Бирюков Р.А.) обратился в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Липецкой области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, Инспекция) о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 о государственной регистрации прекращения деятельности Общества с ограниченной ответственностью "Химпродукт" (ИНН 4825093236) и записи в Едином государственном реестре юридических лиц N 2214800230434 от 07.10.2021 о государственной регистрации прекращения деятельности Общества с ограниченной ответственностью "Химпродукт" (ИНН 4825093236), а также возложении обязанности на Управление Федеральной налоговой службы по Липецкой области восстановить статус ООО "Химпродукт" (ИНН 4825093236) в Едином государственном реестре юридических лиц как действующего юридического лица (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Определением от 17.11.2022. суд произвел замену заинтересованного лица по делу N А36-2305/2022 - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Липецкой области его процессуальным правопреемником - Управлением Федеральной налоговой службы по Липецкой области (далее - Управление, УФНС по Липецкой области).
Решением от 29.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, ИП Бирюков Р.А. обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что регистрирующий орган не уведомил ИП Бирюкова Р.А. о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, являющего на тот момент кредитором. Кроме того, на момент принятия решения было возбуждено исполнительное производство, которое находилось на исполнении. Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве УФНС по Липецкой области возражало на доводы апелляционной жалобы, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В судебное заседание участники процесса не явились.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, основанием для проведения проверки достоверности в отношении ООО "Химпродукт" (ИНН 4825093236) послужила информация об отсутствии общества по адресу места нахождения юридического лица (протокол осмотра объекта недвижимости от 21.10.2020).
На основании записи о недостоверности сведений об адресе юридического лица ООО "Химпродукт" в программном комплексе "АИС Налог-3" в "Журнале учета решений о предстоящем исключении юридических лиц из ЕГРЮЛ" 15.06.2021 было принято решение N 1893 о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (наличие в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, в отношении которых внесена запись о недостоверности) и в ЕГРЮЛ 03.03.2021 внесена запись ГРН 2214800134921.
Регистрирующим органом сведения о предстоящем исключении ООО "Химпродукт" (ИНН 4825093236) опубликованы 16.06.2021 в "Вестнике государственной регистрации" (журнал N 23 часть N 2) с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления в течение 3 месяцев, а также размещено в сети Интернет (на сайте www.vestnik-gosreg.ra и на официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru). Данные сведения являются открытыми и общедоступными, поскольку "Вестник государственной регистрации" выходит в электронном виде в сети Интернет и на бумажном носителе и распространяется на всей территории Российской Федерации.
Срок, до которого в регистрирующий орган должно поступить заявление кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением ООО "Химпродукт" - 16.09.2021.
Поскольку в регистрирующий орган заявления от недействующего юридического лица, кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением ООО "Химпродукт" не поступали, регистрирующий орган 07.10.2021 исключил его из ЕГРЮЛ путем внесения в реестр соответствующей записи ГРН - 2214800230434.
Полагая действия регистрирующего органа незаконными и нарушающими права и законные интересы заявителя, ИП Бирюков Р.А. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ регулируются Федеральным законом N 129-ФЗ.
Порядок государственной регистрации в связи с принятием решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ определен главой VII Федерального закона N 129-ФЗ. Процедура исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа регламентирована статьей 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ.
По смыслу пункта 1 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и пункта 1 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном Законом N129-ФЗ, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).
В силу пункта 1 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ при наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Согласно пункту 2 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений, решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
Только наличие одновременно всех признаков, указанных в пункте 1 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ, является исчерпывающим основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.
Налоговый орган не вправе проверять и устанавливать иные обстоятельства при рассмотрении вопроса об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
В свою очередь в силу подпункта "б" пункта 5 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ предусмотренный данной статьей порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц применяется в случае наличия в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
Согласно пункту 8 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 17.01.2012 N 143-0-0, пункты 1 - 3 статьи 21.1 и пункт 8 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ подлежат применению с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц. К таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, а также размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы России (приказ Федеральной налоговой службы от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@), а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Согласно пункту 7 статьи 22 Закона о государственной регистрации, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
В рассматриваемом случае срок, до которого в регистрирующий орган должны были поступить заявления кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением ООО "Химпродукт" установлен до 16.09.2021.
В указанный срок, заявлений от лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица в регистрирующий орган не поступало, как не поступало и от службы судебных приставов запретов не регистрационные действия.
В связи с чем регистрирующий орган 07.10.2021 исключил ООО "Химпродукт" из ЕГРЮЛ путем внесения в реестр соответствующей записи ГРН - 2214800230434.
Содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения являются открытыми и общедоступными и размещаются на официальном сайте ФНС России в сети Интернет (www.nalog.ru) (пункты 1, 8 статьи 6 Федерального закона N 129-ФЗ).
Состав сведений о государственной регистрации юридического лица, подлежащих размещению на официальном сайте ФНС России в сети Интернет, и порядок их размещения утверждены приказом Минфина России от 05.12.2013 N 115н (зарегистрирован Минюстом России 28.01.2014, регистрационный номер 31152). Сведения о государственной регистрации юридических лиц размещаются на сайте ФНС России ежедневно.
Принимая во внимание открытость опубликованной информации и отсутствие обязанности регистрирующего органа информировать заинтересованных лиц иным способом об исключении юридического лица, учитывая, что заявитель, как лицо, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением ООО "Химпродукт" из ЕГРЮЛ, проявив достаточную степень заботливости и осмотрительности, имел возможность выполнить требования пункта 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ и направить в регистрирующий орган соответствующее заявление, свидетельствующее о несогласии с исключением ООО "Химпродукт" из ЕГРЮЛ, что воспрепятствовало бы регистрирующему органу исключить его из ЕГРЮЛ.
Неблагоприятные последствия бездействия заявителя не могут быть возложены на регистрирующий орган, который не допустил каких-либо нарушений при исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с судом области в том, что в отсутствие надлежащих доказательства того, что ООО "Химпродукт" являлось действующим юридическим лицом и фактически осуществляло хозяйственную деятельность, а МИФНС N 6 действовала в пределах полномочий, предоставленных ему Федеральным законом N 129-ФЗ и процедура исключения недействующего юридического лица была полностью соблюдена, то Инспекция обоснованно исключила "Химпродукт" из ЕГРЮЛ на основании подпункта "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации.
Как верно указал суд первой инстанции, исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (пункт 2 статьи 64.2 ГК РФ).
При этом в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" указано, что исключение должника-организации из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа на основании статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ не препятствует кредитору-взыскателю в порядке, предусмотренном пунктом 5.2 статьи 64 ГК РФ, обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения имущества должника, если у такого ликвидированного юридического лица осталось нереализованное имущество.
Кроме того, дополнительные гарантии кредиторов недействующих юридических лиц, исключенных из ЕГРЮЛ в административном порядке, предусмотрены пунктом 3 статьи 64.2 ГК РФ, согласно которому исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не препятствует привлечению к ответственности лиц, указанных в статье 53.1 данного Кодекса.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях (Постановление от 06.12.2011 N 26-П, Определения от 17.01.2012 N 143-0-0, от 24.09.2013 N 1346-0, от 26.05.2016 N 1033-О), правовое регулирование, установленное статьей 21.1 Закона N 129-Ф, направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.
В тоже время, из системного толкования указанных выше правовых норм следует, что наличие предусмотренных в статье 21.1 Закона N 129-ФЗ условий для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ само по себе не может являться безусловным основанием для принятия такого решения, которое может быть принято только при фактическом прекращении деятельности хозяйствующего субъекта.
С учетом изложенного, формальное соблюдение инспекцией процедуры исключения из ЕГРЮЛ юридического лица, и не направление заинтересованным лицом возражений в трехмесячный срок после публикации решения о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ не могут рассматриваться в качестве безусловных оснований для отказа в удовлетворении заявления кредитора.
Исходя из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.05.2015 N 10-П, и Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021, решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ должно приниматься с учетом гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением, и может быть принято только при фактическом прекращении деятельности хозяйствующего субъекта.
Вместе с тем из материалов дела не следует и заявителем не представлено никаких доказательств, свидетельствующих о фактическом осуществлении ООО "Химпродукт" хозяйственной деятельности, как на момент принятия регистрирующим органом оспариваемого решения, так и на момент обращения заявителя в арбитражный суд.
Доказательств наличия у ООО "Химпродукт" какого-либо имущества, на которое могло быть обращено взыскание, заявитель не представил.
Доводы заявителя о том, что оспариваемое решение регистрирующего органа о внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности ООО "Химпродукт" нарушает право заявителя на исполнение решения Арбитражного суда Липецкой области по делу N А36-9133/2018 от 01.10.2018, не свидетельствуют о наличии оснований для признания оспариваемого решения незаконным. Из текста данного судебного акта усматривается, что дело N А36-9133/2018 рассмотрено в порядке упрощенного производства. Согласно сведениям, размещенным в интернет-сервисе Картотека арбитражных дела на официальном сайте Арбитражного суда Липецкой области в сети Интернет, ООО "Химпродукт" в рассмотрении дела N А36-9133/2018 не участвовало, каких-либо документов не представляло. Доказательств обратного в материалы настоящего дела заявитель не представил.
Определением от 14.11.2022 суд истребовал от судебного пристава-исполнителя Правобережного районного отдела судебных приставов города Липецка Управления Федеральной службы судебных приставов по Липецкой области Колебцевой Кристины Вячеславовны имеющиеся в материалах исполнительного производства N 66440/18/48003-ИП от 04.12.2018 сведения о наличии либо отсутствии у ООО "Химпродукт" (ИНН 4825093236) имущества, на которое может быть обращено взыскание.
В адрес суда 12.12.2022 от пристава поступили истребуемые судом сведения, из которых следует, что в Правобережном районном отделе судебных приставов города Липецка Управления Федеральной службы судебных приставов по Липецкой области находилось исполнительное производство N 66440/18/48003-ИП, возбужденное 04.12.2018 на основании исполнительного листа, выданного в рамках дела N А36-9133/2018 о взыскании с ООО "Химпродукт" в пользу Бирюкова Р.А. 275 347 руб. 77 коп.
Из представленных документов усматривается, что за ООО "Химпродукт" какого-либо имущества не зарегистрировано, по месту регистрации общество не находится, открытых счетов в кредитных организациях не имеет.
Кроме того, исполнительное производство N 66440/18/48003-ИП было окончено 07.09.2021, т.е. ранее, чем регистрирующим органом юридическое лицо исключено из ЕГРЮЛ.
Оценив с учетом положений статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, у суда первой инстанции не было законных оснований для удовлетворения заявленных ИП Бирюковым Р.А. требований.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя и им оплачены.
Излишне уплаченная по чеку-ордеру ПАО Сбербанк Липецкое отделение N 8593/87 от 31.01.2023 (операция 5) государственная пошлина в размере 2850 руб. подлежит возврату ИП Бирюкову Р.А. из доходов федерального бюджета.
Руководствуясь п.1 ст.269 ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 29.12.2022 по делу N А36-2305/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
А.А. Пороник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-2305/2022
Истец: Бирюков Роман Александрович
Ответчик: МИФНС N6 по Липецкой области
Третье лицо: УФНС по Липецкой области