г. Санкт-Петербург |
|
05 апреля 2023 г. |
Дело N А21-10801/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Горбатовской О.В., Нестерова С.А.
при ведении протокола судебного заседания: Марковой А.А.
при участии: согласно протоколу судебного заседания от 29.03.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2012/2023) общества с ограниченной ответственностью "ИК-Строй" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.12.2022 по делу N А21-10801/2022, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИК-Строй" к 1) Комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград", 2) администрации городского округа "Город Калининград" о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земель,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ИК-Строй" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Комитету муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации городского округа "Город Калининград" (далее - Комитет муниципального имущества) и Администрации городского округа "Город Калининград" (далее - Администрация) о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 15.07.2022 N и-КМИ-21/14596, в заключении соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка с кадастровым номером 39:15:121344:7 по ул. Чернышевского в соответствии с проектом межевания территории в границах улиц Чернышевского - Каштановая аллея - Фестивальная аллея, утвержденным приказом Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области от 19.11.2020 N 498.
В порядке восстановления нарушенного права Общество просило суд обязать Комитет муниципального имущества принять решение о перераспределении земель.
Решением от 06.12.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой об его отмене, указав на неполное исследование судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и не согласившись с оценкой доказательств, данной судом в решении.
В судебном заседании представитель Общества заявил ходатайство о назначении экспертизы, в удовлетворении которого апелляционным судом отказано ввиду отсутствия условий, предусмотренных ст. 82 АПК РФ, и с учетом изложенных в настоящем постановлении оснований.
В судебном заседании представитель Общества настаивал на доводах апелляционной жалобы. Представитель администрации против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Комитет, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя не обеспечил. Апелляционный суд рассмотрел жалобу по правилам ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, Обществу с 11.05.2022 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 39:15:121344:7 по адресу: г. Калининград, ул. Чернышевского, 77 и расположенное на нем нежилое здание (гараж) с кадастровым номером 39:15:121344:161.
22.06.2022 Общество обратилось в Комитет муниципального имущества с заявлением о подтверждении согласия на перераспределение земель, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка с кадастровым номером 39:15:121344:7, в соответствии с проектом межевания территории в границах улиц Чернышевского - Каштановая аллея - Фестивальная аллея, утвержденным приказом Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области от 19.11.2020 N 498 (далее - Проект N 498), для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 39:15:121344:7 и смежного земельного участка, находящегося в государственной собственности (по проекту N 498 участок N 10).
При этом Общество указало, что данным проектом предусмотрено образование земельного участка площадью 80 кв.м. с разрешенным использованием - хранение автотранспорта путем перераспределения земель, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка с кадастровым 39:15:121344:7.
Кроме этого, Общество указало, что проезд к земельному участку с кадастровым 39:15:121344:7 осуществляется по части земельного участка под многоквартирным домом (далее - МКД) 79-81 по ул. Чернышевского, в отношении которого установлен сервитут. Образование еще одного самостоятельного земельного участка в границах указанной подлежащей перераспределению территории, учитывая особенности конфигурации и месторасположения данной территории и территории проезда, сделает невозможным проезд к гаражу Общества, и как следствие невозможность его использования.
Полагая отказ Комитета муниципального имущества со ссылкой на возможность образования самостоятельного земельного участка безосновательным, Общество обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, требование о признании незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть удовлетворено при наличии совокупности обстоятельств: несоответствия ненормативного правового акта закону и нарушения этим актом прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 1 статьи 11.7 ЗК РФ (в редакции, применимой к спорным правоотношениям) установлено, что при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.
При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
В силу пункта 3 статьи 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков (пункт 2 статьи 39.28 ЗК РФ).
Статьей 39.29 ЗК РФ определен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
В силу подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ.
Статьей 11.9 ЗК РФ определены следующие требования к образуемым и измененным земельным участкам:
1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
5. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
7. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов
Как следует из материалов дела, право собственности на земельный участок с кадастровым номером 39:15:121344:7 и нежилое здание - гараж - с кадастровым номером 39:15:121344:161 перешло к ООО "ИК-Строй" на основании заключенного с Соколовой Е.Б. договора купли-продажи недвижимого имущества от 15 апреля 2022 г.
Ранее Соколова Е.Б., являясь собственником указанного недвижимого имущества, также обращалась в администрацию городского округа "Город Калининград" с заявлением о предоставлении предварительного согласия на заключение соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной неразграниченной собственности, и земельного участка с кадастровым номером 39:15:121344:7 в соответствии с проектом межевания территории в границах улиц Чернышевского - Каштановая аллея -Фестивальная аллея, утвержденного приказом Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию от 19.11.202 N 498.
Получив отказ по аналогичным основаниям, Соколова Е.Б. обратилась в Центральный районный суд г. Калининграда с исковым заявлением о понуждении администрации городского округа "Город Калининград" предоставить согласие на заключение соглашения о перераспределении.
Решением Центрального районного суда г. Калининграда от 22 сентября 2021 года по делу N 2-2467/2021 в удовлетворении исковых требований Соколовой Е.Б. отказано.
Апелляционным определением Калининградского областного суда г. Калининграда от 25 мая 2022 года решение суда от 22.09.2021 оставлено без изменения.
В ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции была назначена судебная землеустроительная экспертиза, по результатам которой эксперт пришел выводу, что фактическая площадь гаража составляет 23,0 кв.м., что превышает площадь земельного участка с кадастровым номером 39:15:121344:7, предоставленного для эксплуатации этого гаража. Земельный участок с КН 39:15:121344:7 в имеющихся площадях и конфигурации использоваться по назначению не может ввиду несоответствия границ земельного участка и объекта капитального строительства, которое необходимо устранить.
Также эксперт указал, что в порядке перераспределения земельного участка с кадастровым номером 39:15:121344:7 и земель неразграниченной собственности (с учетом проекта N 498) - земельного участка согласно предлагаемой истцом схеме, невозможно, так как часть участка неразграниченных земель уже фактически используется сформированным проездом к многоквартирному дому (как установленному МКД N 77а по ул. Чернышевского), причем фактически используемая земля ограждена забором и благоустроена: плиткой проезда и декоративным озеленением и, в случае переформирования участка с кадастровым номером 39:15:121344:7 путем перераспределения в сторону увеличения, то пожарного проезда к указанному МКД не будет, что не должно быть ни в коем случае и противоречит законодательству Российской Федерации.
Касательно возможности формирования самостоятельного земельного участка с разрешенным использованием "хранение автотранспорта", эксперт посчитал это невозможным, т.к. в этом случае возникнет отсутствие проезда до существующего гаража.
Таким образом, суды пришли к выводу, что на испрашиваемый неразграниченный земельный участок путем перераспределения могут претендовать как владельцы участка с кадастровым номером 39:15:121344:158, на котором расположен МКД и часть которого находится в их фактическом пользовании, так и владелец участка с кадастровым номером 39:15:121344:7, на котором расположен гараж.
При этом в ходе судебного разбирательства суды не установили препятствий в пользовании Соколовой Е.Б. принадлежащим ей земельным участком с кадастровым номером 39:15:121344:7 при существующей его площади 17 кв.м и площади гаража в 12,8 кв.м, а также расположенным на нем гаражом, и отклонили довод Соколовой Е.Б. о невозможности проезда к ее гаражу, расположенному на указанном земельном участке, в случае образования из испрашиваемой ей территории самостоятельного земельного участка.
Согласно части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
При рассмотрении настоящего дела Общество также не представило обоснованных доказательств невозможности использования спорного земельного участка, с учетом его площади и площади гаража на нем, согласно сведениям из ЕГРН.
С учетом изложенного вывод суда о нецелесообразности проведения судебной экспертизы является обоснованным. При этом суд правильно указал, что Общество, достоверно зная о площади приобретаемого на основании договора купли-продажи от 15.04.2022 земельного участка и расположенного на нем гаража, с учетом существующего принципа свободы заключения договора, добровольно приобрело его в собственность за плату.
При таких обстоятельствах отказ Администрации обоснован соблюдением требований, предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.12.2022 по делу N А21-10801/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
О.В. Горбатовская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-10801/2022
Истец: ООО "ИК-СТРОЙ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД КАЛИНИНГРАД", Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации ГО "Город Калининград"