г. Саратов |
|
05 апреля 2023 г. |
Дело N А57-19056/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена " 04 " апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен " 05 " апреля 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Шалкина В.Б.,
судей Лыткиной О.В., Самохваловой А.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дроздовой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ООО "Контакт-2018", индивидуального предпринимателя Паршикова Владимира Михайловича на решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 декабря 2022 года по делу N А57-19056/2022
по иску акционерного общества "Ситиматик" (ИНН 7725727149, ОГРН 1117746488232), г. Москва, в лице Саратовского филиала, г. Саратов,
к индивидуальному предпринимателю Паршикову Владимиру Михайловичу, ОГРНИП (307643915000057, ИНН 643911324631), г. Саратов,
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: ИП Терентьева Марина Сергеевна, общество с ограниченной ответственностью "Контакт-2018",
о взыскании 475089,18 руб.,
при участии в судебном заседании представителей: от АО "Ситиматик" - Нетреба Н.В. по доверенности от 07.12.2022 N 96, от ИП Паршикова В.М. - Калининой О.О. по доверенностям от 12.09.2022, от 20.06.2022, от ООО "Контакт-2018" - Калининой О.О. по доверенностям от 01.12.2022, от 08.07.2022, в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области поступило исковое заявление акционерного общества "Ситиматик" в лице Саратовского филиала (далее - АО "Ситиматик", истец) к индивидуальному предпринимателю Паршикову Владимиру Михайловичу (далее - ИП Паршиков В.М., ответчик) о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с января 2020 года по июнь 2022 года в размере 465835,57 руб., а также судебных расходов по уплате госпошлины в размере 12317 руб.
Истец в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявил ходатайство об уточнении исковых требований и просил взыскать с ответчика задолженность за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с января 2020 года по июнь 2022 года в размере 475089,18 руб., а также судебные расходы по уплате госпошлины. Уточнение исковых требований правомерно принято судом первой инстанции, поскольку не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 26.12.2022 по делу N А57-19056/2022 с ответчика в пользу истца взысканы задолженность за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с января 2020 года по июнь 2022 года в размере 475089,18 руб., а также судебные расходы по уплате госпошлины в размере 12502 руб. Истцу из федерального бюджета возвращена госпошлина в размере 246 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Контакт-2018", ИП Паршиков В.М. обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции полностью отменить, направить дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение с принятием встречного иска о перерасчете ТКО на объекте ИП Паршикова В.М.
В обоснование доводов апелляционных жалоб заявители указывают, что ООО "Контакт-2018" (арендатор нежилого помещения N 3 по пр. Героев в г. Балаково Саратовской области) подало истцу заявление (вх. N 50996/22 от 03.10.2022) о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, где указало в пункте 3.4 "Сведениях об объектах образования отходов" категорию объекта и расчетной единицы по категориям объектов как непродовольственный специализированный магазин в размере 517,20 кв. м общей торговой площади, указанное количество торговой площади подтверждается техническим паспортом на вышеназванное нежилое помещение с прилагаемым планом; надлежащим ответчиком по данному делу является ООО "Контакт-2018" как арендатор вышеуказанного нежилого помещения; задолженность ООО "Контакт-2018" в пользу АО "Ситиматик" в период с января 2020 года по июнь 2022 года должна составить 21944,64 руб.; ООО "Контакт-2018" (арендатор) своевременно направило в адрес истца заявление на заключение договора на вывоз ТКО и ТБ с соответствующими документами, но летом 2022 года вместо заключения договора на вывоз ТБО и ТКО с ООО "Контакт-2018" истец направил ответчику проект договора по вывозу ТКО и ТБО, который ответчик якобы проигнорировал, поэтому истец обратился с исковыми требованиями в суд первой инстанции; истцом не предоставлено ни одного письменного доказательства того, что от имени истца в адрес ответчика были направлены документы, подтверждающие направление, приложенные копии документов отправки - документооборот АО "Ситиматик" - является внутренней программой истца и не могут подтверждать отправление в адрес ответчика; представленное заявление о заключении договора на ТКО от ИП Терентьевой Марины Сергеевны от 04.02.2022 со сведениями об объекте, расположенном по адресу: 413860, Саратовская обл., г. Балаково, пр. Героев, д. N 3, не является надлежащим доказательством начисления платы за вывоз ТКО и ТБО ответчику в части общей площади объекта в размере 1871,20 кв. м; неоднократные претензии ответчика о произведении перерасчета были проигнорированы истцом; договором аренды и дополнительным соглашением к нему, заключенными ответчиком и ООО "Контакт-2018", предусмотрена обязанность арендатора заключить с истцом договор на вывоз ТБО и ТКО и производить оплату по нему; не учтено, что 06.04.2020 ответчик - собственник нежилого помещения, расположенного по адресу: Саратовская обл., г. Балаково, пр. Героев, д. N 3, направил в адрес истца (ранее - АО "Управление отходами") письмо (уведомление от 06.04.2020 N б/н) о переходе с 06.04.2020 до особого распоряжения на дистанционную работу с предоставлением удаленного доступа в связи с ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекцией; в связи с получением истцом вышеуказанного уведомления услуги по вывозу ТКО и ТБО с объекта, принадлежащего ответчику, не оказывались истцом с апреля 2020 года по май 2022 года; согласно контррасчету задолженность ответчика (даже в случае перерасчета истца в отношении приостановки мусора (уведомление от 06.04.2020) должна составлять 207297,51 руб. за период с января 2020 года по июнь 2022 года; со стороны истца в адрес ответчика за период с января 2020 года по июнь 2022 года излишне выставлено 267791, 67 руб. (т.е. 475089,18 руб. - 207297,51 руб.); расчет по вывозу ТКО и ТБО должен быть рассчитан, исходя из торговой площади объекта, которая определяется техническим паспортом с выделенной торговой площадью; акты выставлены истцом за период с января 2020 года по апрель 2022 года только с мая 2022 года, что является доказательством того, что услуга истца по вывозу ТКО с объекта ответчика не оказывалась за период с января 2020 года по апрель 2022 года, иначе акты выставлялись бы истцом ежемесячно; истец, получив уведомление ответчика от 06.04.2020 о приостановке вывоза ТКО с объекта, не только не производил начисление за услуги, но и не оказывал их.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, письменных объяснениях истца в порядке статьи 81 АПК РФ, выступлениях присутствующих в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда не подлежит изменению или отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области и АО "Управление отходами" (переименовано в АО "Ситиматик") на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора от 25.12.2017 заключили соглашение от 23.01.2018 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области (Зона деятельности N 1).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Статьей 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что региональный оператор заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Пункт 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" закрепляет, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. При этом договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Пунктом 4 статьи 426 ГК РФ закреплено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ определяет, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008года N641" (далее - Правила обращения с ТКО) утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом 1(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила обращения с ТКО).
Указанные Правила обращения с ТКО являются обязательными для регионального оператора и собственников ТКО.
В соответствии с пунктом 8(1) региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:
а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;
в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
В соответствии с пунктом 8(17) региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Собственниками ТКО, обязанными заключить договор с региональными операторами, являются лица, в результате деятельности которых образовались эти отходы либо уполномоченные ими лица в интересах собственников ТКО.
Согласно статье 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Вместе с тем, исходя из вышеназванных норм, действующее законодательство не предоставляет собственнику ТКО права выбора относительно заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с выпиской из ЕГРН ИП Паршиков В.М. с 10.09.2019 является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: 413860, Саратовская обл., г. Балаково, ул. Проспект Героев, д. 3, общей площадью 1893,6 кв. м.
На основании акта обследования АО "Ситиматик" выявлен потребитель ИП Паршиков В.М. по адресу: Саратовская обл., г. Балаково, ул. Проспект Героев, д. 3, в связи с чем, истцом был подготовлен проект договора и направлен ответчику.
Согласно п. 8.11 Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).
Пунктом 8.14 Правил N 1156 предусмотрено, что региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных в пункте 8.11 настоящих Правил мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий.
В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами урегулированы полностью, региональный оператор направляет потребителю для подписания указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта.
В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами урегулированы частично, региональный оператор направляет потребителю для подписания указанный проект договора, составленный в соответствии с типовым договором и с учетом урегулированных разногласий, в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта.
Из п. 8.15 Правил N 1156 следует, что в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8.14 настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8.10 настоящих Правил.
Из положений статьи 24.7 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ, а также Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации N 641" следует, что правоотношения между региональным оператором и потребителем (отходообразователем) могут возникать в силу подписания соответствующего договора в письменной форме, а также в силу закона.
Таким образом, из буквального толкования условий договора следует, что стороны вступили в гражданско-правовые отношения по возмездному оказанию услуг, которые подлежат регулированию нормами главы 39 ГК РФ.
Согласно статье 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а щаказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со статьей 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
По смыслу статей 779, 781 ГК РФ услуга в качестве предмета договора неотделима от процесса ее оказания и потребляется в процессе исполнения договора возмездного оказания услуг, следовательно, услуги могут не иметь материального результата, который можно было бы сдать или принять, в то же время оплате подлежат фактически оказанные услуги.
При возмездном оказании услуг заказчика интересует именно деятельность исполнителя, не приводящая непосредственно к созданию вещественного результата и связанная с совершением действий, не имеющих материального воплощения.
Указанная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2010 года N 18140/09 по делу N А56-59822/2008.
Статьями 779 - 782 ГК РФ не урегулировано, каким образом оформляется приемка заказчиком услуг, оказанных исполнителем, вследствие чего подлежат применению общие положения о подряде.
В силу статьи 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отношения сторон регулируются договором от 14.02.2022 N 07/411/0015826 на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенным на условиях типового договора, по условиям которого региональный оператор обязуется обеспечить прием твердых коммунальных отходов в объеме и месте, которые определены в настоящем договоре, а также их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Пунктом 1.4 договора предусмотрено, что дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - 01.01.2020.
Согласно п. 1 ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Пунктом 2 ст. 425 ГК определено, что стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.
Таким образом, если стороны фактически вступили в гражданские отношения, а затем решили оформить их договором, то к возникшим до заключения договора отношениям можно применить положения заключенного договора. Для этого необходимо согласовать в договоре соответствующее условие. Договором определена дата начала оказания услуг - 01.01.2020.
Под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора (п. 2.1 договора).
Согласно п. 2.5, 2.6 договора исполнитель оплачивает услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, до 10-го числа месяца, следующего за расчетным. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет Регионального оператора.
Публичный характер договора с региональным оператором не позволяет произвольно не оказывать услугу собственникам ТКО.
Федеральным законом от 29.12.2014 года N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" установлен порядок определения массы отходов, поступивших оператору в целях расчетов по договорам в области обращения с отходами, заключаемым между региональным оператором и потребителями.
Согласно статье 24.10 Закона (а) Правительство Российской Федерации принимает правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, порядок расчета нормативов накопления твердых коммунальных отходов и устанавливает случаи, когда объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, (б) субъекты РФ или муниципальные образования (если субъекты РФ передадут в установленном порядке им полномочия в данной сфере) утверждают нормативы накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с порядком, определенным Правительством РФ.
Единый тариф на услугу регионального оператора Саратовской области - филиала акционерного общества "Управление отходами" (переименовано в АО "Ситиматик") установлен и введен в действие с 12.08.2018 Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 31.07.2018 N 28/1 (в редакции от 19.12.2019 N 45/43, от 18.12.2020 N 35/111).
Согласно пункту 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем, исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Согласно п. 4.1 договора учет объема твердых коммунальных отходов производится истцом в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505, расчетным способом, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, установленных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области, действующих в соответствующий расчетный период.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области установлены Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области в Приказе ль 26.04.2021 N 157 (ранее - от 18.03.2020 N 134, от 05.02.2018 N 47) "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области".
Согласно п. 1 ст. 13.4. Федерального закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 N 641 (вместе с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами) (далее - Правила N 1156), утвержден порядок осуществления сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов, которым установлено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 22.09.2016 N 707, от 30.05.2020 N 262 утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Саратовской области (https://minforest.saratov.gov.ru/ статистическая информация/территориальная схема обращения с отходами Саратовской области/приложение N6/).
Согласно пункту 9 Правил обращения с ТКО потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Пункт 9 Правил N 1156 указывает, что потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у ответчика имелась возможность получения коммунальной услуги по обращению с ТКО посредством использования ближайших контейнерных площадок, расположенных на территории общего пользования, находящихся в непосредственной близости от объектов недвижимости, используемых ответчиком в процессе своей коммерческой деятельности. Доказательства обратного ответчиком не представлены.
Довод ответчика о наличии контейнерной площадки по адресу: Саратовская обл., г. Балаково, ул. Проспект Героев, д. 3, в количестве 1 штука, объемом 0,75 м3 не подтвержден документально.
При осуществлении коммерческого учета ТКО, исходя из нормативов накопления ТКО на территории Саратовской области, необходимо руководствоваться размерами нормативов, утвержденных Министерством природных ресурсов и экологии на территории Саратовской области.
В свою очередь, при осуществлении коммерческого учета твердых коммунальных отходов способом из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления при наличии собственной контейнерной площадки, исключающей доступ третьих лиц, необходимо руководствоваться количеством и объемом контейнеров для накопления ТКО в соответствии с согласованной сторонами периодичностью приема отходов на территории объекта потребителя в соответствии с СанПиН.
В связи с несогласованием истцом и ответчиком указанных условий истец верно производил учет ТКО расчетным способом, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Довод ответчика о том, что обязанность по оплате региональному оператору за оказанные услуги по обращению с ТКО возложена на арендатора - ООО "Контакт-2018", правомерно отклонен судом первой инстанции как несостоятельный по следующим основаниям.
В соответствии с договором аренды нежилого помещения от 30.12.2019, заключенным Паршиковым В.М. (арендодателем) и ООО "Контакт-2018" (арендатором), арендодатель передал во временной владение и пользование объект нежилого фонда, расположенный по адресу: Саратовская обл., г. Балаково, ул. Проспект Героев, д. 3. (п. 1.1).
Пункт 2.1 договора предусматривает, что размер арендной платы по настоящему договору составляет оплата жилищно-коммунальных услуг, техническое обслуживание и текущий ремонт, капитальный ремонт, услуги за электроснабжение, услуги за холодное водоснабжение и водоотведение, услуги за теплоснабжение и горячее водоснабжение, услуги по транспортировки ТКО и ТБО, потери СОИ/ОДН и т.д.) за объект.
На основании дополнительного соглашения от 01.01.2020 N 1 к договору аренды нежилого помещения от 30.12.2019 договор дополнен пунктом 1.3 следующего содержания: "Заключить договоры на транспортирование, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО с АО "Управление отходов" с 01.01.2020".
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Стороны в дополнительном соглашении от 01.01.2020 N 1 к договору аренды нежилого помещения от 30.12.2019 не установили, что обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами возложена на арендатора.
Кроме того, в п. 2.1 договора сторонами не вносились изменения, следовательно, в состав арендной платы включены услуги по транспортировки ТКО и ТБО.
В материалы дела сторонами также предоставлен договор аренды от 02.12.2020, заключенный ИП Паршиковым И.В. (арендодателем) и ИП Терентьевой М.С. (арендатором), согласно которому арендодатель передает арендатору два нежилых помещения, расположенных по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. Проспект Героев, д. 3.
Согласно пункту 4.2 вышеуказанного договора аренды арендная плата не включает в себя стоимость коммунальных услуг холодной воды, горячей воды, отопления, энергоснабжения. Оплата коммунальных услуг производится арендатором по нормативно установленным тарифам на основании документов от поставщиков соответствующих услуг по факту предоставления арендодателем счетов и квитанций на оплату услуг, выставленных соответствующими организациями, согласно показаниям индивидуальных приборов учета.
Пунктом 4.3 договора аренды предусмотрено, что оплата иных коммунальных услуг, не предусмотренных в п. 4.2 либо не подтвержденных индивидуальными приборами учета, на арендатора не возлагается.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что условиями договора аренды между ИП Паршиковым И.В. (арендодателем) и ИП Терентьевой М.С. (арендатором) от 02.12.2020 также не предусмотрена обязанность арендатора по оплате за оказанные услуги по обращению с ТКО.
В качестве собственников твердых коммунальных отходов выступают как собственники объектов образования ТКО (зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, земельных участков), так и иные владельцы и (или) пользователи данных объектов на законных основаниях, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на соответствующем объекте.
Пункт 2 статьи 616 ГК РФ предусматривает обязанность арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. Данная правовая норма регулирует правоотношения между сторонами договора аренды и не является основанием возникновения у арендатора обязанности оплаты расходов на содержание арендованного имущества в пользу третьих лиц.
Возложение обязанности по оплате услуг по обращению с ТКО на арендатора возникает только после заключения арендатором договора с региональным оператором.
Сторонами не представлены доказательства наличия заключенных арендаторами с АО "Ситиматик" договоров на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении объекта, расположенного по адресу: Саратовская обл., г. Балаково, ул. Проспект Героев, д. 3.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 08.09.2021 по делу N А12-27571/2020, ресурсоснабжающая организация, которой фактически является региональный оператор, не обязана самостоятельно отыскивать фактических пользователей нежилых помещений.
Следовательно, в отсутствие договора между арендатором и ресурсоснабжающей организацией обязанность по оплате поставляемых в нежилое помещение коммунальных ресурсов лежит на собственнике (арендодателе) такого помещения (ответ на вопрос N 5 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015).
Кроме того, в договоре аренды нежилого помещения от 30.12.2019, заключенного Паршиковым В.М. (арендодателем) и ООО "Контакт-2018" (арендатором), обязанность по оплате за оказанные услуги по обращению с ТКО возложена на арендодателя.
Довод ответчика о неверном применении расчетных единиц при учете за оказанные услуги по обращению с ТКО также правомерно отклонен судом первой инстанции как несостоятельный силу следующего.
В соответствии с выпиской из ЕГРН общая площадь помещения, расположенного по адресу: 413860, Саратовская обл., г Балаково, ул. Проспект Героев, д. 3, составляет 1893,6 кв. м.
Учет ТКО производится из общей площади помещений в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО N 505.
Судом первой инстанции проверен расчет начислений истца и признан верным.
Ответчик не представил доказательства того, что фактически им использовалась только часть нежилого помещения.
В части возражений ответчика относительно того, что в период с 06.04.2020 деятельность им не осуществлялась, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о несостоятельности данного довода, с чем апелляционный суд соглашается по следующим основаниям.
Согласно выписке из ЕГРИП основным видом деятельности ответчика является торговля розничная бытовыми электротоварами в специализированных магазинах (код 47.54). Данный вид торговли не входит в вышеназванный Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Кроме того, в приложении к договору от 14.02.2022 N 07/411/0015826 "Информация по предмету договора" указано, что по адресу: Саратовская обл., г. Балаково, ул. Проспект, Героев, д. 3, расположен принадлежащий ответчику универсальный магазин.
Согласно пункту 39 ГОСТа Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения, утвержденного Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст, универсальный магазин - это вид магазина, в котором осуществляют продажу универсального ассортимента продовольственных и/или непродовольственных товаров
Следовательно, деятельность магазина ответчика не подлежала приостановлению с целью предупреждения распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции, т. к. продажа продовольственных и/или непродовольственных товаров была разрешена согласно перечню товаров, установленному Распоряжением Правительства РФ от 27.03.2020 N 762-р "Об организациях, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости в период нерабочих дней, установленных Указом Президента, и утверждении рекомендуемого Перечня непродовольственных товаров первой необходимости".
В соответствии с пунктом 3 вышеуказанного Распоряжения к организациям, обеспечивающим население товарами первой необходимости, указанными в перечне, относятся организации и индивидуальные предприниматели, обеспечивающие всю товаропроводящую цепочку таких товаров от производителя до конечного потребителя, включая производителей, поставщиков, дистрибьюторов, транспортно-логистические организации, логистические комплексы, организации, оказывающие услуги по подготовке, обработке, упаковке товаров и иные подобные услуги, распределительные центры, оптовые рынки, склады, службы доставки, курьерские службы, пункты выдачи заказов, объекты торговли всех форматов (в том числе нестационарные и мобильные объекты), а также управляющие компании, в том числе обеспечивающие функционирование объектов недвижимости, в которых располагаются такие организации.
Согласно пункту 5 вышеуказанного Распоряжения допускается продажа продовольственных и непродовольственных товаров дистанционным способом, за исключением товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
Довод ответчика о неправомерности начислений в период введенных ограничений в связи с распространением новой коронавирусной инфекции отклонен апелляционным судом, так как в материалах дела отсутствуют доказательства неосуществления ответчиком хозяйственной деятельности с 06.04.2020.
Поскольку из выписки из ЕГРЮЛ не следует, что указанный в нем основной вид деятельности ответчика поименован в Постановлении Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении Перечня отраслей российской экономики в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции", введение ограничительных мер, обусловленных распространением пандемии, само по себе, в отсутствие соответствующих доказательств не подтверждает факта отсутствия деятельности ответчика и не освобождает его от исполнения обязательства по оплате услуг истца.
Доказательства неисполнения ответчиком обязательств по оплате услуг ТКО вследствие сложившейся эпидемиологической ситуации апеллянтом не представлены, причинно-следственная связь между введенными ограничительными мерами и неисполнением обязательств перед истцом ответчиком не доказана.
Апелляционный суд, руководствуясь положениями Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 21.04.2020, согласно которым существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела (в том числе, срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т. д.), исходя из отсутствия доказательств неисполнения обязанности по оплате услуг истца в связи с чрезвычайными обстоятельствами, связанными с эпидемиологической обстановкой в стране, принимая во внимание, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года N 434 деятельность ответчика в соответствии с ОКВЭД, указанными в выписке из ЕГРИП, не отнесена к Перечню отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, не усматривает правовых оснований для освобождения ответчика от исполнения обязательств перед истцом.
Ограничения, введенные вследствие распространения коронавирусной инфекции, не предусматривали абсолютную невозможность осуществления деятельности ответчика (данным организациям было разрешено осуществлять продажу продовольственных и непродовольственных товаров дистанционным способом). Наличие возможности ведения дистанционного обслуживания клиентов подразумевает фактическую деятельность, наличие на рабочем месте сотрудников и образование ТКО.
То обстоятельство, что заведение ответчика работа дистанционно, не свидетельствует о невозможности его работы путем доставки заказов.
При этом деятельность регионального оператора по сбору, транспортированию, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО не была приостановлена, в связи с чем, услуги по договору продолжали оказываться истцом. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 24.03.2022 N Ф06-15850/2022 по делу N А12-28505/2021.
Как разъяснено в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978 по делу N А07-3169/14, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, поэтому отсутствие на территории ответчика соответствующих условий для сбора отходов еще не свидетельствует о не накоплении таковых.
Услуга по вывозу ТКО является непрерывной и направлена на сохранение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, то есть указанная услуга за период с января 2020 года по июнь 2022 года оказывалась региональным оператором независимо от осуществления учреждения деятельности, выезды регионального оператора осуществлялись в соответствии с условиями договора.
Доказательства того, что у ответчика не образовались ТКО за спорный период либо он осуществлял самостоятельный вывоз ТКО, не нарушая требования Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ N "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - ФЗ N 52), ответчиком не предоставлены.
Между тем, в соответствии со статьей 11 Закона N 52-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил N 1156 региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу закона потребитель лишен возможности распоряжаться твердыми коммунальными отходами по своему усмотрению, при этом, он должен утилизировать их не иначе, как посредством услуг, оказываемых Региональным оператором.
Обеспечение возможности бесперебойной работы регионального оператора по обращению с ТКО и выполнение своих функций является публичным и охраняемым законом интересом, что свидетельствует о правомерности оказания истцом услуг по вывозу ТКО в исковой период.
Исходя из того, что АО "Ситиматик" обеспечивает и осуществляет прием всех ТКО, образующихся у пользователей, находящихся на территории Саратовской области, и обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации, правилами обращения с отходами, территориальной схемой обращения с ТКО и т.д., тем самым, у ответчика возникает обязанность оплачивать услуги по обращению с ТКО по утвержденным тарифам и нормативам накопления.
Сторонами не составлялись акты о нарушениях в порядке, предусмотренном действующим законодательством, за спорный период. Услуги по обращению с ТКО были оказаны региональным оператором в соответствии с условиями договора от 14.02.2022 N 07/411/0015826.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
Ответчик, оспаривая исковые требования, не доказал, что истец оказал ему услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в меньшем объеме, меньшей стоимостью, некачественно.
В силу пункта 1 статьи 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Статья 309 ГК РФ устанавливает, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В силу положений статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В спорный период истец оказывал ответчику услуги по обращению с ТКО на основании норм действующего законодательства и действующего договора, вследствие чего ответчику были направлены акты оказанных услуг и счета на оплату за указанный период.
Начисление платы за оказанные услуги по обращению с ТКО произведено истцом в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Факт оказания АО "Ситиматик" услуг ответчику по обращению с ТКО за спорный период подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Ответчик не представил доказательства оплаты оказанных услуг в полном объеме.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно посчитал требование истца о взыскании с ответчика задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с января 2020 года по июнь 2022 года в размере 475089,18 руб. обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно статье 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд решает вопрос о распределении судебных расходов.
В соответствии со статьей 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Судебные расходы по уплате госпошлины по правилам статьи 110 АПК РФ правомерно взысканы судом первой инстанции с ответчика в пользу истца.
Оценив все представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, как того требуют положения пункта 2 статьи 71 АПК РФ, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия соглашается со всеми выводами, сделанными судом первой инстанции, и также считает, что иск подлежит удовлетворению по вышеизложенным основаниям.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Оценивая изложенные в апелляционных жалобах доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податели апелляционных жалоб не ссылаются на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционным жалобам не прилагают. В целом доводы, изложенные в апелляционных жалобах, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой, представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 АПК РФ не является основанием для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционные жалобы следует оставить без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление суда, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после его принятия.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 декабря 2022 года по делу N А57-19056/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Б. Шалкин |
Судьи |
О.В. Лыткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-19056/2022
Истец: АО Ситиматик
Ответчик: ИП Паршиков Владимир Михайлович
Третье лицо: ГУ Отдел адресно - справочной работы УВМ МВД России по Саратовской области, ИП Терентьева Марина Сергеевна, ООО "Контакт-2018"