г. Воронеж |
|
5 апреля 2023 г. |
Дело N А14-9750/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 5 апреля 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Кораблевой Г.Н., |
судей |
Щербатых Е.Ю., |
|
Воскобойникова М.С., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гусаковой И.А.,
при участии:
от Воронежской области в лице Департамента финансов Воронежской области: Квашин М.В., представитель по доверенности N 3 от 09.01.2023;
от Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области: Ложкина М.А., представитель по доверенности N 43-01-23/714 от 06.02.202023
от общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Вит-Строй": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Правительства Воронежской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Вит-Строй" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.12.2022 по делу N А14-9750/2021 по иску общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Вит-Строй" (ОГРН 1127847284950, ИНН 7842475456) к Воронежской области в лице Департамента финансов Воронежской области (ОГРН 1023601532646, ИНН 3666098668) о взыскании убытков в размере 3 761 194 руб.,
третьи лица: Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области, Правительство Воронежской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Вит-Строй" (далее - ООО "Вит-Строй", истец) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском о взыскании с Воронежской области в лице Департамента финансов Воронежской области 100 000 руб. в качестве убытков, причиненных в результате установления охранной зоны памятника природы областного значения "Озеро Круглое" в отношении земельного участка с кадастровым номером 36:25:6945031:7164; с Воронежской области в лице Департамента финансов Воронежской области 100 000 руб. в качестве убытков, причиненных в результате установления охранной зоны памятника природы областного значения "Озеро Круглое" в отношении земельного участка с кадастровым номером 36:25:6945031:4160; с Воронежской области в лице Департамента финансов Воронежской области 100 000 руб. в качестве убытков, причиненных в результате установления охранной зоны памятника природы областного значения "Озеро Круглое" в отношении земельного участка с кадастровым номером 36:25:6945031:4145; с Воронежской области в лице Департамента финансов Воронежской области 100 000 руб. в качестве убытков, причиненных в результате установления охранной зоны памятника природы областного значения "Озеро Круглое" в отношении земельного участка с кадастровым номером 36:25:6945031:4147; с Воронежской области в лице Департамента финансов Воронежской области 100 000 руб. в качестве убытков, причиненных в результате установления охранной зоны памятника природы областного значения "Озеро Круглое" в отношении земельного участка с кадастровым номером 36:25:6945031:4179; с Воронежской области в лице Департамента финансов Воронежской области 100 000 руб. в качестве убытков, причиненных в результате установления охранной зоны памятника природы областного значения "Озеро Круглое" в отношении земельного участка с кадастровым номером 36:25:6945031:4182; с Воронежской области в лице Департамента финансов Воронежской области 100 000 руб. в качестве убытков, причиненных в результате установления охранной зоны памятника природы областного значения "Озеро Круглое" в отношении земельного участка с кадастровым номером 36:25:6945031:4184; с Воронежской области в лице Департамента финансов Воронежской области 100 000 руб. в качестве убытков, причиненных в результате установления охранной зоны памятника природы областного значения "Озеро Круглое" в отношении земельного участка с кадастровым номером 36:25:6945031:4185 (с учетом определений Арбитражного суда Воронежской области от 27.09.2021, 29.09.2021, 14.12.2021 об объединение дел в одно производство и уточнений требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области, Правительство Воронежской области.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 12.12.2022 по делу N А14-9750/2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Вит-Строй" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылалось на незаконность и необоснованность решения Арбитражного суда Воронежской области от 12.12.2022 по делу N А14-9750/2021, в связи с чем просило его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Департаментом финансов Воронежской области, Департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области представлены отзывы на апелляционную жалобу, из которых следует, что указанные лица считают обжалуемое решение законным и обоснованным, с выводами суда, изложенными в решении, их фактическим и правовым обоснованием согласны.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ООО "Вит-Строй", Департамента финансов Воронежской области, Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили. Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о месте и времени судебного заседания, апелляционная жалоба была рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывов, заслушав объяснения представителей ООО "Вит-Строй", Департамента финансов Воронежской области, Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.12.2022 по делу N А14-9750/2021 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Вит-Строй" - без удовлетворения.
Из материалов дела следует, что ООО "Вит-Строй" на праве собственности принадлежат следующие земельные участки: земельный участок, кадастровый номер 36:25:6945031:1170; земельный участок, кадастровый номер 36:25:6945031:1955; земельный участок, кадастровый номер 36:25:6945031:1957; земельный участок, кадастровый номер 36:25:6945031:3521; земельный участок, кадастровый номер 36:25:6945031:3524; земельный участок, кадастровый номер 36:25:6945031:3527; земельный участок, кадастровый номер 36:34:0000000:6913; земельный участок, кадастровый номер 36:34:0000000:6919; земельный участок, кадастровый номер 36:25:6945031:8.
В результате проведенных кадастровых работ по инициативе истца земельные участки с кадастровыми номерами 36:25:6945031:1170, 36:25:6945031:3521, 36:25:6945031:3524, 36:25:6945031:3527 были расформированы.
Из земельного участка 36:25:6945031:1170 в результате раздела было выделено несколько земельных участков, из них земельный участок с кадастровым номером 36:25:6945031:7164, местоположение: Воронежская область, Рамонский район, Яменское сельское поселение, номер кадастрового квартала - 36:25:695031, площадью 32 388 +/-1 574,71 кв. м на данный момент является попадающим в ЗОУИТ. При этом площадь наложения охранной зоны природного памятника озеро Круглое составляет 764,47 кв. м.
Из земельного участка 36:25:6945031:3521 также в результате раздела был также образован земельный участок с кадастровым номером 36:25:6945031:4160, местоположение: Воронежская область, Рамонский район, Яменское сельское поселение, ЗАО "Подгорное" номер кадастрового квартала - 36:25:695031, площадью 34 339 +/-1 621,44 кв. м на данный момент является попадающим в ЗОУИТ. При этом площадь наложения охранной зоны природного памятника озеро Круглое составляет 534,92 кв. м.
В границах земельного участка 36:25:6945031:3524 образованы земельные участки 36:25:6945031:4145: местоположение: Воронежская область, Рамонский район, Яменское сельское поселение, ЗАО "Подгорное" номер кадастрового квартала - 36:25:695031, площадью 25 545 +/- 1 398,5 кв. м; 36:25:6945031:4147: местоположение: Воронежская область, Рамонский район, Яменское сельское поселение, ЗАО "Подгорное" номер кадастрового квартала - 36:25:695031, площадью 31 424 +/- 1 551,1 кв. м которые на данный момент являются попадающим в ЗОУИТ. При этом площадь наложения охранной зоны природного памятника озеро Круглое на земельных участках составляет: 36:25:6945031:4145 - 323,92 кв. м, 36:25:6945031:4147 - 5993,80 кв. м.
В границах земельного участка 36:25:6945031:3527 образованы земельный участок с кадастровым номером 36:25:6945031:4179, местоположение: Воронежская область, Рамонский район, Яменское сельское поселение, ЗАО "Подгорное" номер кадастрового квартала - 36:25:695031, площадью 24 062 +/- 1 357,29 кв. м, земельный участок с кадастровым номером 36:25:6945031:4182, местоположение: Воронежская область, Рамонский район, Яменское сельское поселение, ЗАО "Подгорное" номер кадастрового квартала - 36:25:695031, площадью 23 416 +/- 1 338,95, земельный участок с кадастровым номером 36:25:6945031:4184, местоположение: Воронежская область, Рамонский район, Яменское сельское поселение, ЗАО "Подгорное" номер кадастрового квартала - 36:25:695031, площадью 22 381 +/- 1 309,02 кв. м, земельный участок с кадастровым номером 36:25:6945031:4185, местоположение: Воронежская область, Рамонский район, Яменское сельское поселение, ЗАО "Подгорное" номер кадастрового квартала - 36:25:695031, площадью 26 660 +/- 1 428,69 кв. м. При этом площадь наложения охранной зоны природного памятника озеро Круглое на земельных участках составляет 36:25:6945031:4179 - 5 070,22 кв. м, 36:25:6945031:4182 - 5 000,32 кв. м, 36:25:6945031:4184 - 4 500,51 кв. м, 36:25:6945031:4185 - 5 004,80 кв. м.
Заявляя первоначальные исковые требования, истец руководствовался данными о ранее существовавших земельных участках (36:25:6945031:1170, 36:25:6945031:3521, 36:25:6945031:3524, 36:25:6945031:3527), в границах которых были образованы новые.
В связи с преобразованием земельных участков истец уточнил исковые требования.
В настоящее время ООО "Вит-Строй" на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 36:25:6945031:7164, 36:25:6945031:4160, 36:25:6945031:4145, 36:25:6945031:4147, 36:25:6945031:4179, 36:25:6945031:4182, 36:25:6945031:4184, 36:25:6945031:4185.
Данные земельные участки имеют разрешенный вид использования - для ведения сельскохозяйственного производства, для иных целей.
Земельные участки расположены в зоне сельскохозяйственного использования согласно Правилам землепользования и застройки Яменского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области.
В соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Постановлением Правительства РФ от 19.02.2015 N 138 "Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон", Законом Воронежской области от 27.05.2014 N 68-0З "О регулировании отдельных отношений в сфере особо охраняемых природных территорий в Воронежской области и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений некоторых законодательных актов) Воронежской области" Правительством Воронежской области издано Постановление N 572 от 28.06.2018, в соответствии с которым объявлен природный комплекс "Озеро Круглое" в Рамонском, Семилукском муниципальных районах и городском округе город Воронеж Воронежской области памятником природы областного значения "Озеро Круглое" (профиль - комплексный), а занятую им территорию площадью 67,03 га - особо охраняемой природной территорией областного значения (без изъятия земельных участков у собственников, землепользователей).
Создана охранная зона памятника природы областного значения "Озеро Круглое" площадью 41,64 га (без изъятия земельных участков у собственников, землепользователей, землевладельцев).
Согласно утвержденным границам охранной зоны, последняя распространяет свое действие на указанные земельные участки.
Истец считает, что в соответствии с режимом использования природоохранной зоны установлены ограничения прав собственника в виде запрета на производство сельскохозяйственных работ, повлиявшие на рыночную стоимость земельных участков в сторону уменьшения, в результате собственнику причинены убытки в размере разницы между рыночной стоимостью земельного участка без учета установленных ограничений и рыночной стоимостью земельного участка с их учетом.
По заказу истца был изготовлен отчет оценщика N 14/2020 от 31.07.2020, согласно которому по состоянию на 27.07.2020 рыночная стоимость объектов оценки составляет округленно: земельный участок с кадастровым номером 36:25:6945031:1170: до установления охранной зоны 27 409 193 руб., НДС не облагается; после установления охранной зоны 23 647 999 руб. (разница 3 761 194 руб.); земельный участок с кадастровым номером 36:25:6945031:1955: до установления охранной зоны 1 077 250 руб.; после установления охранной зоны 877 872 руб. (разница 199 378 руб.); земельный участок с кадастровым номером 36:25:6945031:1957: до установления охранной зоны 19 371 203 руб.; после установления охранной зоны 15 800 922 руб. (разница 3 570 281 руб.); земельный участок с кадастровым номером 36:25:6945031:3521: до установления охранной зоны 15255100 руб.; после установления охранной зоны 13 154 403 руб. (разница 2 100 697 руб.); земельный участок с кадастровым номером 36:25:6945031:3524: до установления охранной зоны 6098398 руб.; после установления охранной зоны 4 849 633 руб. (разница 1 248 765 руб.); земельный участок с кадастровым номером 36:25:6945031:3527: до установления охранной зоны 16 764 955 руб.; после установления охранной зоны 13 183 997 руб. (разница 3 580 958 руб.); земельный участок с кадастровым номером 36:34:0000000:6913: до установления охранной зоны 3 685 900 руб.; после установления охранной зоны 2 180 333 руб. (разница 1 505 567 руб.); земельный участок с кадастровым номером 36:34:0000000:6919: до установления охранной зоны 9340300 руб.; после установления охранной зоны 5 826 599 руб. (разница 3 513 701 руб.); земельный участок с кадастровым номером 36:25:6945031:8: до установления охранной зоны 1 583 403 руб.; после установления охранной зоны 1 031 712 руб. (разница 551 691 руб.).
Решением арбитражного суда от 06.06.2022 по делу N А14-15743/2020 в удовлетворении аналогичных заявленных требований было отказано в отношении земельного участка с кадастровым номером 36:25:6945031:1957. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2023 N 310-ЭС23-1411 ООО "Вит-Строй" отказано в передаче кассационной жалобы на решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.06.2022, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2022 и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 02.12.2022 по делу N А14-15743/2020 для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Принимая обжалуемый по настоящему делу судебный акт, суд первой инстанции обоснованно учитывал в порядке статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные судебными инстанциями при рассмотрении дела N А14-15743/2020.
На дату издания Постановления Правительства Воронежской области 28.06.2018 истец являлся собственником земельного участка с кадастровым номером 36:25:6945031:1957.
Земельный участок с кадастровым номером 36:25:6945031:1957, расположенный по адресу: Воронежская область, Рамонский район, Яменское сельское поселение, в южной части кадастрового квартала 36:25:6945031, имеет разрешенный вид использования - для ведения сельскохозяйственного производства, для иных целей. Земельный участок расположен в зоне сельскохозяйственного использования согласно Правилам землепользования и застройки Яменского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области.
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом возможность самостоятельного выбора любого вида разрешенного использования без дополнительных разрешений и процедур согласования предусмотрена при наличии зонирования территорий.
В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 "Классификатор видов разрешенного использования земельных участков" содержание вида разрешенного использования "для ведения сельскохозяйственного производства" включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.20, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Строительство иных объектов капитального строительства на указанном земельном участке с кадастровым номером 36:25:6945031:1957 не разрешено.
Таким образом, ограничение, введенное Постановлением Правительства Воронежской области от 28.06.2018 N 572, в части строительства объектов капитального строительства, не вводит дополнительное ограничение прав истца по сравнению с уже имеющимися.
Доказательств того, что установленное ограничение повлекло для истца убытки, связанные с невозможностью использования иным образом части земельного участка в соответствии с его актуальным разрешенным использованием, в материалы дела не представлено. Истец не лишен права использовать земельный участок в целях сельскохозяйственного производства и извлекать прибыль.
Кроме того, заключением судебной экспертизы установлено, что природоохранная зона, установленная с 28.06.2018, полностью находится в пределах водоохраной зоны озера Круглое и его прибрежной защитной полосы.
Таким образом, на 28.06.2018 на земельный участок с кадастровым номером 36:25:6945031:1957 уже были наложены ограничения по распашке земель и капитальному строительству.
Поскольку на земельный участок с кадастровым номером 36:25:6945031:1957 по изложенным основаниям действовал запрет на индивидуальное жилищное строительство и до введения природоохранной зоны, убытки, размер которых определен в заключении судебной экспертизы, у истца не могли возникнуть.
Как следует из пунктов 1 и 2 статьи 56 ЗК РФ, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 57 ЗК РФ возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Как следует и подпункта 2 пункта 2 указанной статьи, убытки возмещаются собственникам земельных участков в случаях, предусмотренных подпунктами 2, 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи.
Возмещение убытков осуществляется за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых ограничиваются права на земельные участки, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшение качества земель (пункт 3 этой же статьи).
На основании пункта 4 статьи 57 ЗК РФ при расчетах размеров возмещения убытки собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков, о временном занятии земельных участков или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Пунктом 5 указанной статьи предусмотрено, что порядок возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N 262 утверждены Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
В соответствии с пунктом 4 Правил возмещение убытков осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов или лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшение качества земель.
Согласно пункту 5 Правил размер убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, определяется по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Министерством экономического развития Российской Федерации. Споры, связанные с определением размера убытков, рассматриваются в судебном порядке.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что при определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков ограничением их прав, учитываются разница между рыночной стоимостью земельного участка без учета ограничений прав и рыночной стоимостью земельного участка с учетом этих ограничений, убытки, которые собственники земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав.
В соответствии с Постановлением Правительства Воронежской области от 28.06.2018 N 572 "О создании памятника природы областного значения "Озеро Круглое" и его охранной зоны" объявлен природный комплекс "Озеро Круглое" в Рамонском, Семилукском муниципальных районах и городском округе город Воронеж Воронежской области памятником природы областного значения "Озеро Круглое" (профиль - комплексный), а занятую им территорию площадью 67,03 га - особо охраняемой природной территорией областного значения (без изъятия земельных участков у собственников, землепользователей, землевладельцев). Создана охранная зона памятника природы областного значения "Озеро Круглое" площадью 41,64 га (без изъятия земельных участков у собственников, землепользователей, землевладельцев).
При этом установлено, что на территории памятника природы запрещается, в том числе мелиоративные и иные гидротехнические работы; использование на территории памятника природы химических препаратов, обладающих токсичным, канцерогенным или мутагенным воздействием, а также хранение и применение пестицидов и агрохимикатов, сброс сточных, в том числе дренажных, вод, заправка топливом и мойка транспортных средств, загрязнение и засорение водного объекта нефтепродуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами, проведение строительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением берегов водного объекта, распашка земель, проезд транспортных средств вне дорог, за исключением проезда специальных транспортных средств, транспортных средств, используемых для обеспечения функционирования памятника природы, а также проезда транспортных средств к земельным участкам правообладателей, расположенным на территории памятника природы (в случае отсутствия существующих подъездных дорог), стоянка транспортных средств, за исключением временной стоянки транспортных средств на дорогах или в специально отведенных местах, строительство (размещение) объектов капитального строительства, не связанных с обеспечением функционирования памятника природы и населенных пунктов, расположенных в его границах.
Согласно части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
В границах водоохранных зон запрещаются, в том числе использование сточных вод в целях повышения почвенного плодородия; размещение объектов размещения отходов производства и потребления, движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов, хранение пестицидов и агрохимикатов, сброс сточных, в том числе дренажных, вод. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Доводы ООО "Вит-Строй" о том, что введенные Постановлением Правительства Воронежской области от 28.06.2018 N 572 ограничения использования земельного участка не могли не повлиять на рыночную стоимость земельного участка в целом, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку заключением судебной экспертизы по делу N А14-15743/2020 было установлено нахождение природоохранной зоны, установленной с 28.06.2018, в пределах водоохраной зоны озера Круглое и его прибрежной защитной полосы, следовательно, на 28.06.2018 на земельные участки уже были наложены ограничения по распашке земель и капитальному строительству. При этом земельные участки находятся в собственности истца с 2016 года, были приобретены истцом с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", на 28.06.2018 имели такое же разрешенное использование, располагались в зоне сельскохозяйственного использования согласно Правил землепользования и застройки Яменского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области, не разрешающей капитальное строительство различных объектов. Изменение вида разрешенного использования не было и не могло быть произведено истцом.
Проверив утверждение истца о наличии убытков, размер которых определен в представленном им заключении по настоящему делу, судебная коллегия соглашается с выводом арбитражного суда области о необоснованности такого расчет убытков, произведенного методом сравнения со стоимостью земельных участков, имеющих разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства тогда как на спорные земельные участки действовал запрет на индивидуальное жилищное строительство и до введения природоохранной зоны, поэтому убытки, размер которых определен в заключении эксперта, у истца не могли возникнуть.
Суд первой инстанции правильно признал Департамент финансов Воронежской области ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, что само по себе является основанием для оставления в названной части иска без удовлетворения, поскольку надлежащим ответчиком является Воронежская область в лице Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской область, являющимся главным распорядителем бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятия "Развитие системы особо охраняемых природных территорий" согласно пункту 2.10 Положения о департаменте природных ресурсов и экологии Воронежской область, утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от 10.05.2012 N 382.
Иных доводов, подкрепленных соответствующими доказательствами и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для отмены либо изменения судебного акта не имеется.
При принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения Арбитражного суда Воронежской области от 12.12.2022 по делу N А14-9750/2021 не имеется.
Согласно положениям статьи 110 АПК РФ судебные расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.12.2022 по делу N А14-9750/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Вит-Строй" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.Н. Кораблева |
Судьи |
Е.Ю. Щербатых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-9750/2021
Истец: ООО "Вит-Строй"
Ответчик: ВО в лице Департамента финансов ВО
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ, Правительство Воронежской области