04 апреля 2023 г. |
Дело N А83-11414/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.03.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.04.2023.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузняковой С.Ю., судей Кравченко В.Е., Ольшанской Н.А., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,
с участием представителя от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым - Калинина Т.В. по доверенности от 28.06.2022 N 94/02-27, в отсутствие учредителя общества с ограниченной ответственностью "Пассаж-Ялта" Сейтасанова Энвера Рамазановича, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N8 по Республике Крым, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 16 января 2023 года по делу N А83-11414/2022, принятое по заявлению учредителя общества с ограниченной ответственностью "Пассаж-Ялта" Сейтасанова Энвера Рамазановича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N8 по Республике Крым, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N9 по Республике Крым об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
учредитель общества с ограниченной ответственностью "Пассаж-Ялта" Сейтасанов Энвер Рамазанович (далее - заявитель, учредитель) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным и отмене решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым (далее - Инспекция) от 17.06.2021 о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью "Пассаж-Ялта" и исключении из ЕГРЮЛ; просит обязать Инспекцию восстановить в ЕГРЮЛ запись об обществе как о действующем юридическом лице.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 16.01.2023 признано недействительным решение Инспекции от 17.06.2021 о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью "Пассаж-Ялта" (ОГРН: 1159102011397) и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц; суд обязал Инспекцию в течение месяца после вступления решения суда в законную силу восстановить в Едином государственном реестра юридических лиц запись об обществе с ограниченной ответственностью "Пассаж-Ялта" (ОГРН: 1159102011397) как о действующем юридическом лице; распределил судебные расходы.
Не согласившись с принятым решением, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой на указанный судебный акт, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять решение об отказе в удовлетворении требований заявителя. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Указывает, что процедура исключения из ЕГРЮЛ юридического лица соблюдена, а учредителем не представлено доказательств нарушения прав оспариваемым решением.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Учредитель отзыв на апелляционную жалобу в суд апелляционной инстанции не представил, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в связи с чем в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие по имеющимся в деле доказательствам, признанных судом апелляционной инстанции достаточными.
Законность и обоснованность решения проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). При этом судом апелляционной инстанции не установлены основания для его отмены или изменения, предусмотренные ст. 270 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что 05.01.2015 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым осуществлена государственная регистрация ООО "Пассаж-Ялта", ему присвоены ОГРН 1159102011397, ИНН 9103019017.
Единственным учредителем юридического лица является Сейтасанов Энвер Рамазанович.
28.10.2019 в адрес Инспекции поступил акт от 16.10.2019 обследования адреса местонахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, согласно которому в присутствии двух свидетелей произведено обследование адреса местонахождения ООО "Пассаж-Ялта" (Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гаспра, ул. 40 лет Октября, д. 3, ком. 2). При этом, вывеска общества отсутствовала, законный представитель либо иные должностные лица по вышеназванному адресу не находились.
С целью получения достоверных сведений, Инспекцией в адрес юридического лица ООО "Пассаж-Ялта", а также директора и учредителя общества направлено уведомление N 479 от 01.11.2019 о необходимости предоставления достоверных сведений, которые вернулись в адрес регистрирующего орган с отметкой "о вручении".
Учитывая, что в установленный законом срок на полученное уведомление ни директор, ни учредитель ООО "Пассаж-Ялта" не подтвердили достоверность сведений об адресе местонахождения ООО "Пассаж-Ялта", 12.12.2019 регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений.
17.06.2021 в ЕГРЮЛ за ГРН 2219100178790 внесена запись о прекращении юридического лица путем исключения из ЕГРЮЛ в связи с наличием сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности.
Не согласившись с исключением из ЕГРЮЛ, учредитель общества обратился в суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации регулируется, в свою очередь, Законом N 129-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 64.2 ГК РФ, пп. 1 и 2 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц при наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица, к которым отнесены: непредставление в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету; такое юридическое лицо признается фактически прекратившим свою деятельность и может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном указанным федеральным законом.
Согласно подп. "б" п. 5 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ данный порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется также в случае наличия в названном реестре сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
Внесение в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в указанном реестре сведений о юридическом лице осуществляется в отношении сведений об адресе юридического лица, об учредителях (участниках) юридического лица, о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица (пункт 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ).
Таким образом, в силу действующего правового регулирования применяется единый порядок исключения из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица и юридического лица, в отношении которого в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений, в том числе об адресе юридического лица.
Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (п. 2 ст. 64.2 ГК РФ).
Решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ должно приниматься с учетом предусмотренных пп. 3 и 4 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением.
В соответствии с п. 8 ст. 22 Закона N 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются этим актом, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Из содержания указанных норм права следует, что исключение юридического лица из ЕГРЮЛ является правом регистрирующего органа; наличие совокупности признаков, изложенных в подпункте "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ не влечет безусловное (обязательное) исключение из ЕГРЮЛ лиц.
Согласно пункту 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности.
Пунктом 4 Приказа ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ (далее - Приказ N 72), принятого в обеспечение мероприятий, указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ, установлено, что основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.
Согласно пункту 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
Из материалов дела следует, что налоговым органом 12.12.2019 в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) ООО "Пассаж-Ядта", что повлекло последующую процедуру исключения 17.06.2021 указанного лица из ЕГРЮЛ в порядке статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ путем внесения соответствующих записей.
Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 23.03.2021 N 305-ЭС20-16189, от 11.04.2022 N 305-ЭС21-26568, наличие предусмотренных в ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ условий для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ само по себе не может являться безусловным основанием для принятия такого решения, которое может быть принято только при фактическом прекращении деятельности хозяйствующего субъекта.
В соответствии со статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность; такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.
Как следует из акта обследования адреса местонахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица от 16.10.2019, на момент проведения обследования вывеска с наименованием общества отсутствовала, на стук в дверь никто не открыл.
Поскольку в течение тридцати дней с момента направления уведомления от о недостоверности юридическое лицо не сообщило в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения и не представило документы, свидетельствующие о достоверности сведений в отношении местонахождения общества, регистрирующий орган пришел к выводу о недостоверности сведений в отношении местонахождения общества, о чем 12.12.2019 была внесена соответствующая запись.
В дальнейшем, 24.02.2021 регистрирующим органом внесена запись о принятии решения о предстоящим исключении общества из ЕГРЮЛ.
Из материалов дела следует и судом установлено, что ООО "Пассаж-Ялта" подавало обязательную отчетность о налогах и сборах по состоянию на 2021 год (налоговые декларации, отчетность в Росстат), вело хозяйственную деятельность (заключало договоры), осуществляло операции по банковскому счету, то есть являлось действующим юридическим лицом, в связи с чем, у регистрирующего органа не было оснований для исключения действующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения требования заявителя.
В целях надлежащего способа восстановления прав и законных интересов заявителя, суд первой инстанции обоснованно обязал Инспекцию восстановить в Едином государственном реестра юридических лиц запись об обществе с ограниченной ответственностью "Пассаж-Ялта" как о действующем юридическом лице.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом рассмотрены и отклоняются, поскольку сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств, которым судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка при правильном применении норм материального права.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 16 января 2023 года по делу N А83-11414/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N9 по Республике Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Ю. Кузнякова |
Судьи |
В.Е. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-11414/2022
Истец: ООО "ПАССАЖ-ЯЛТА", Сейтасанов Энвер
Ответчик: ФНС России МИ N8 по Республике Крым
Третье лицо: ИФНС России по г. Симферополю РК, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 9 ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ