г. Ессентуки |
|
6 апреля 2023 г. |
Дело N А15-3738/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 6 апреля 2023 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Сомова Е.Г., судей Егорченко И.Н., Жукова Е.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Вилинской Е.В., с участием в судебном заседании, проводимом посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Дагестан, представителя администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" - Меджидова Р.К. (доверенность от 09.01.2023), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Триумф-Сервис" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 08.11.2022 по делу N А15-3738/2022,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Триумф-Сервис" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" (далее - администрация), МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства города Махачкала" (далее - учреждение), в котором просило:
- обязать администрацию внести изменения в схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039); организовать размещение мест временного накопления отходов по адресу: г. Махачкала, пр. А. Акушинского, д. 62 в соответствии с требованиями Закона N 89-ФЗ и СанПиН 2.1.3684-21; оборудовать по указанному адресу места (площадки) для установки контейнеров путем создания твердых покрытий, установки трехстороннего ограждения, крышек, размещения информации об обслуживаемых объектах потребителей, о собственнике площадки и маркировке графика вывоза твердых коммунальных отходов;
- обязать учреждение организовать размещение мест временного накопления отходов по адресу: г. Махачкала, пр. А. Акушинского, д. 62 в соответствии с требованиями Закона N 89-ФЗ и СанПиН 2.1.3684-21; оборудовать по указанному адресу места (площадки) для установки контейнеров путем создания твердых покрытий, установки трехстороннего ограждения, крышек, размещения информации об обслуживаемых объектах потребителей, о собственнике площадки и маркировке графика вывоза твердых коммунальных отходов.
Решением суда от 08.11.2022 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просило отменить решение и удовлетворить требования в полном объеме. Заявитель указал на неправильное применение судом норм права, принятие решения без учета всех обстоятельств дела.
В отзыве администрация просила отказать в удовлетворении жалобы. Учреждение в нарушение статьи 262 АПК РФ отзыв на апелляционную жалобу не направило.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы отзыва. Иные участвующие в деле лица, участие представителей в суде апелляционной инстанции не обеспечили, что не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие (часть 3 статьи 156 АПК РФ).
Изучив материалы дела, апелляционный суд пришел к следующему.
Из материалов дела видно и судом установлено, что общество на основании лицензии от 27.04.2015 N 05-058 и договора от 01.01.2016 осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, пр. А. Акушинского, 62 (прежнее наименование - пр. Акушинского, 34).
Общество обратилось в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан (далее - управление) и администрацию с заявлением от 04.05.2022 о проведении проверки соблюдения санитарно-эпидемиологических требований и норм при размещении мусорных контейнеров на гостевом паркинге МКД. От администрации общество потребовало создать специализированное место для размещения мусорных контейнеров возле жилого дома.
По поручению управления ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республики Дагестан" провело санитарно-гигиеническое обследование контейнерной площадки для накопления ТКО, расположенной по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, пр. А. Акушинского, 62.
В ходе обследования установлено, что в нарушение СанПиН 2.1.3684-21 контейнерная площадка размещена на расстоянии 15 м от многоквартирного дома, не обустроена в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, не имеет подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 м; не определено количество мусоросборников в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО; не предусмотрены контейнеры для каждого вида отходов или группы однородных отходов, исключающие смешивание различных видов отходов; не исключена возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте от 24.05.2022.
По результатам обследования управление направило администрации письмо от 02.06.2022, в котором предложило принять меры по переносу и оборудованию контейнерной площадки с учетом требований СанПиН 2.1.3684-21.
В свою очередь учреждение направило обществу письмо от 02.06.2022, в котором сообщило, что из-за большего объема скапливаемого мусора на данной территории перенос контейнерной площадки не представляется возможным, так как другого места соответствующего по нормам и требованиям СанПин не имеется. Контейнерная площадка находится в реестре контейнерных площадок, земельный участок сформирован и закреплен за данной площадкой. По поводу несанкционированного торгового объекта (киоска): необходимо найти другое место для его переноса в соответствии с нормами и требованиями СанПин, так как он установлен с нарушениями, рядом с существующей контейнерной площадкой.
Ссылаясь на то, что размещение места (площадки) накопления ТКО организовано с нарушением законодательства и это приводит к загрязнению придомовой территории, общество обратилось в суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, ссылаясь на постановления Президиума ВАС РФ от 05.02.13 N 12444/12, от 03.04.12 N 17043/11, указал, что требовать от администрации и учреждения исполнения публично-правовых полномочий возможно только путем оспаривания действий (бездействия) органов местного самоуправления в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ. Однако требования об оспаривании соответствующих действий (бездействия) ответчиков, общество не заявило.
Апелляционная коллегия находит выводы суда ошибочными.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 9, 26 постановления от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" привел следующие разъяснения. Требование об обязании наделенного публичными полномочиями органа совершить определенное действие подлежит квалификации как требование о признании незаконным соответствующего действия (бездействия) и об обязании совершить необходимое действие. Признав оспоренное действие (бездействие) незаконным, суд независимо от наличия соответствующего требования в заявлении вправе указать наделенному публичными полномочиями органу на необходимость совершения определенного действия в интересах заявителя в случае установления всех обстоятельств, служащих основанием материальных правоотношений.
Таким образом, отсутствие в заявлении общества требования о признании незаконным соответствующего действия (бездействия) ответчиков, само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении иска.
Постановления Президиума ВАС РФ от 05.02.13 N 12444/12, от 03.04.12 N 17043/11, на которые сослался суд, выводов об обратном не содержат, вынесены по иным фактическим обстоятельствам.
Вместе с тем ошибочные выводы суда не привели к принятию незаконного судебного акта.
Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу пункта 4 статьи 8 Закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 1039 места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
На основании части 1 статьи 161 Жилищного кодекса управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в МКД, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, к предоставлению коммунальных услуг.
Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса предусмотрено, что при управлении МКД управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в МКД.
В части 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса установлено, что состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения (далее - Перечень N 290).
В силу пункта 26 (1) Перечня N 290 в число работ и услуг по содержанию иного общего имущества в МКД входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Требования к содержанию общего имущества установлены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 491 в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен МКД и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно подпункту "д (2)" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения МКД включает в себя среди прочего содержание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.
В Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), определен конкретный перечень работ по содержанию жилых домов.
Согласно подпункту 3.7.1 Правил N 170 на общество как управляющую организацию МКД возложена обязанность обеспечить: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Как следует из письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО", под организацией мест накопления понимается создание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами. При этом плата за организацию и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, входит в состав платы на содержание жилого помещения, уплачиваемой собственниками помещения в МКД.
Таким образом, на управляющую организацию законодательством возложена обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО для домов, находящихся в ее управлении.
В случае, если в соответствии с законодательством обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах (не органах местного самоуправления), такие лица согласовывают создание места (площадки) с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом. Уполномоченный орган рассматривает заявку в срок не позднее 10 календарных дней со дня ее поступления. По результатам рассмотрения заявки уполномоченный орган принимает решение о согласовании или отказе в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (пункты 4, 5, 7 Правил N 1039).
Основания для отказа уполномоченного органа в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов перечислены в пункте 8 Правил N 1039.
Из материалов дела не следует, что общество обращалось в администрацию с заявкой на согласование создания места (площадки) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями и в этом ему было неправомерно отказано.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения требований общества отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 08.11.2022 по делу N А15-3738/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-3738/2022
Истец: ООО "Триумф-Сервис"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА С ВНУТРИГОРОДСКИМ ДЕЛЕНИЕМ "ГОРОД МАХАЧКАЛА", МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА Г. Махачкалы"
Третье лицо: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ " УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРОДА МАХАЧКАЛА "