г. Тула |
|
06 апреля 2023 г. |
Дело N А68-12505/2022 |
Судья Двадцатого арбитражного апелляционного суда Сентюрина И.Г.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Массив Информ" на решение Арбитражного суда Тульской области от 24.01.2023 по делу N А68-12505/2022 (судья Горькова Е.В.), принятое
по исковому заявлению Фонда капитального ремонта Тульской области (ИНН 7103520526, ОГРН 1147154010926)
к обществу с ограниченной ответственностью "Массив Информ" (ИНН 7104505672, ОГРН 1087154028961)
о взыскании задолженности в размере 121 283 руб. 18 коп. по уплате взносов за период с 01.10.2014 г. по 31.07.2022 г. на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома по объекту, расположенному по адресу: г. Тула, ул. Кутузова, д.8, расходов по уплате государственной пошлины в размере 4 639 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Фонд капитального ремонта Тульской области (далее - истец) обратился в арбитражный суд с иском к ООО "Массив Информ" (далее - ответчик) о взыскании задолженности в размере 121 283 руб. 18 коп. по уплате взносов за период с 01.10.2014 по 31.07.2022 на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома по объекту, расположенному по адресу: г. Тула, ул. Кутузова, д. 8, расходов по уплате государственной пошлины в размере 4 639 руб.
Определением Арбитражного суда Тульской области от 10.11.2022 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Тульской области в виде резолютивной части от 20.12.2022 иск удовлетворен. С ООО "Массив Информ" в пользу Фонда капитального ремонта Тульской области взыскана задолженность в размере 121 283 руб. 18 коп., расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 639 руб.
Мотивированное решение изготовлено судом области 24.01.2023 в соответствии с частью 2 статьи 229 АПК РФ в связи с поступлением апелляционной жалобы ООО "Массив Информ".
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что требования истца заявлены за период с 01.10.2014 по 31.07.2022, т.е. в отношении большей части требований истек срок исковой давности. Более того, на протяжении значимой части данного периода спорное помещение в собственности ООО "Массив Информ" не находилось. Кроме того, ответчик не согласен с предъявленными требованиями истца, так как обоснованность и размер исковых требований истца не подтверждены документально.
Определением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2023 апелляционная жалоба принята к производству и назначена к рассмотрению судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания (с учетом разъяснений, данных в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 от 18.04.2017 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве").
Истцу предложено в срок до 04.04.2023 представить письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Истец представил возражения на апелляционную жалобу, просил оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268, 271.1 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Массив Информ" является собственником нежилого помещения общей площадью 185,1 кв.м., расположенного в многоквартирном доме по адресу: Тульская область, г. Тула, ул. Кутузова, д.8.
Согласно статье 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Частью 3 статьи 169 ЖК РФ установлено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 181 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решения о способе формирования фонда капитального ремонта, в случае, предусмотренном частью 7 статьи 170 настоящего Кодекса, имеют права и исполняют обязанности, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, начиная с даты, определяемой в соответствии с частью 3 статьи 169 и частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса, а региональный оператор должен исполнять обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренные статьей 182 настоящего Кодекса, перечислить в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, денежные средства в размере фонда капитального ремонта на специальный счет или выплатить собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта, исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом.
Согласно статье 5 Закона Тульской области от 27.06.2013 N 1958-ЗТО "О регулировании отдельных правоотношений по вопросам проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тульской области" решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования, утвержденной в установленном Законом порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Региональная программа капитального ремонта Тульской области была утверждена постановлением Правительства Тульской области N 840 от 30.12.2013 и опубликована в издании "Тульские известия" N 5 от 16.01.2014, приложение к программе было опубликовано в издании "Тульские известия" N 9 от 23.01.2014.
Многоквартирный жилой дом, в котором находятся принадлежащие ответчику помещения, включен в региональную программу капитального ремонта.
Обязанность по уплате вносов на капитальный ремонт возникла у собственников помещений данного дома с 01.10.2014.
В соответствии с положениями постановления правительства Тульской области от 27.06.2013 N 307 "О создании специализированной некоммерческой организации - "Фонд капитального ремонта Тульской области" и Уставом Фонда капитального ремонта Тульской области, региональным оператором является - Фонд капитального ремонта Тульской области (далее - региональный оператор).
Счет региональным оператором был открыт в Банке ВТБ (открытое акционерное общество) N 40603810401250002628 по результатам открытого конкурса по отбору региональным оператором российских кредитных организаций (протокол заседания конкурсной комиссии от 19.09.2014).
В соответствии со статьей 4 Закона Тульской области от 27.06.2013 N 1958-ЗТО функцией регионального оператора является принятие мер, направленных на взыскание задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с законодательством.
Частью 1 статьи 180 ЖК РФ установлено, что к функциям регионального оператора относится аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора.
Ежемесячный взнос на капитальный ремонт для квартиры определяется по формуле: (площадь квартиры в м2) * (минимальный размер взноса на капитальный ремонт).
Постановлением правительства Тульской области от 22.10.2013 N 567 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме" на 2014 год установлены минимальные размеры взносов на капитальный ремонт для данного многоквартирного дома, который составляет 5 руб./кв.м.
Таким образом, ежемесячный взнос на капитальный ремонт для данного помещения в 2014 году составлял 5*185,1 = 925,5 руб.
Постановлением правительства Тульской области от 19.01.2015 N 12 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на 2015 год" установлен минимальный размер взносов на капитальный ремонт, который для данного многоквартирного дома составляет 5 рублей/кв.м.
Таким образом, ежемесячный взнос на капитальный ремонт для данного помещения в 2015 году составлял 5*185,1 = 925,5 руб.
Постановление правительства Тульской области от 21.12.2015 N 577 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на 2016 год" установлен минимальный размер взносов на капитальный ремонт, который для данного многоквартирного дома составляет 5 рублей/кв.м.
Таким образом, ежемесячный взнос на капитальный ремонт для данного помещения в 2016 году составлял 5*185,1 = 925,5 руб.
Постановление правительства Тульской области от 28.10.2016 N 488 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на 2017 год" установлен минимальный размер взносов на капитальный ремонт, который для данного многоквартирного дома составляет 6,8 рублей/кв.м.
Таким образом, ежемесячный взнос на капитальный ремонт для данного помещения в 2017 году составлял 6,8*185,1 = 1258,68 руб.
Постановление правительства Тульской области от 31.10.2017 N 513 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на 2018 год" установлен минимальный размер взносов на капитальный ремонт, который для данного многоквартирного дома составляет 6,8 рублей/кв.м.
Таким образом, ежемесячный взнос на капитальный ремонт для данного помещения в 2018 году составлял 6,8*185,1 = 1258,68 руб.
Постановление правительства Тульской области от 31.10.2018 N 451 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на 2019 год" установлен минимальный размер взносов на капитальный ремонт, который для данного многоквартирного дома составляет 6,8 рублей/кв.м.
Таким образом, ежемесячный взнос на капитальный ремонт для данного помещения в 2019 году составлял 6,8*185,1 = 1258,68 руб.
Постановление правительства Тульской области от 30.10.2019 N 512 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на 2020 год" установлен минимальный размер взносов на капитальный ремонт, который для данного многоквартирного дома составляет 7,99 рублей/кв.м.
Таким образом, ежемесячный взнос на капитальный ремонт для данного помещения в 2020 году составлял 7,99*185,1 = 1478,95 руб.
Постановление правительства Тульской области от 30.10.2020 N 659 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на 2021 год" установлен минимальный размер взносов на капитальный ремонт, который для данного многоквартирного дома составляет 9,45 рублей/кв.м.
Таким образом, ежемесячный взнос на капитальный ремонт для данного помещения в 2021 году составлял 9,45*185,1 = 1749,2 руб.
Постановление правительства Тульской области от 29.10.2021 N 722 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на 2022 год" установлен минимальный размер взносов на капитальный ремонт, который для данного многоквартирного дома составляет 9,45 рублей/кв.м.
Таким образом, ежемесячный взнос на капитальный ремонт для данного помещения в 2022 году составляет 9,45*185,1 = 1749,2 руб.
По расчету истца за период с 01.10.2014 по 31.07.2022 у ответчика образовалась задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт в размере 121 283 руб. 18 коп. по нежилому помещению, общей площадью 185,1 кв. м., которое расположено по адресу: Тульская область, г. Тула, ул. Кутузова, д.8.
Наличие задолженности послужило основанием для обращения истца с настоящими требованиями в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Пунктом 1 статьи 36 ЖК РФ определено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Согласно п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества в том числе, включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как установлено статьей 249 ГК РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно аналогичной норме, изложенной в пункте 1 статьи 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В пунктах 1 и 2 статьи 39 ЖК РФ установлена обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
При таких обстоятельствах ответчик, являясь собственником нежилого помещения в многоквартирном доме, обязан нести бремя содержания общего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности требований истца о взыскании с ответчика задолженности по оплате взносов на ремонт общего имущества многоквартирного дома за период с 01.10.2014 по 31.07.2022 в размере 121 283 руб. 18 коп.
Довод заявителя о пропуске Обществом срока исковой давности отклоняется судом апелляционной инстанции.
В силу части 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
В силу пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" пунктом 2 статьи 199 ГК РФ не предусмотрено какого-либо требования к форме заявления о пропуске исковой давности: оно может быть сделано как в письменной, так и в устной форме, при подготовке дела к судебному разбирательству или непосредственно при рассмотрении дела по существу, а также в судебных прениях в суде первой инстанции, в суде апелляционной инстанции в случае, если суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции (часть 5 статьи 330 ГПК РФ, часть 6.1 статьи 268 АПК РФ).
Поскольку до принятия решения судом первой инстанции ответчик не заявлял о пропуске истцом срока давности (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 10 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности"), суд второй инстанции дело по правилам установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции не рассматривает, такое заявление не может быть принято судом апелляционной инстанции.
Довод жалобы о том, что на протяжении значимой части данного периода спорное помещение в собственности ООО "Массив Информ" не находилось, подлежит отклонению как голословный и не подтвержденный документально.
Суд второй инстанции отмечает следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 121 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса извещаются арбитражным судом о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия путем направления копии судебного акта в порядке, установленном процессуальным законодательством, не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено законом.
Частью 4 ст. 121 АПК РФ предусмотрено, что судебное извещение, адресованное юридическому лицу, направляется арбитражным судом по месту нахождения юридического лица.
Согласно имеющейся в деле выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ответчик зарегистрирован по адресу: 300041, Тульская область, г. Тула, переулок Черниковский, д. 4, литер Б, комната 208.
В соответствии с ч. 1 ст. 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
Как следует из материалов дела, определение о принятии искового заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства от 10.11.2022, направленное судом первой инстанции ответчику заказной почтовой корреспонденцией с идентификатором отправления N 30000090149291 по вышеуказанному адресу, получено заявителем 18.11.2022 (л. д. 29).
Более того, указанное определение опубликовано в сети Интернет 11.11.2022, на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru).
Таким образом, суд первой инстанции располагал данными о надлежащем извещении ответчика в соответствии с положениями ст. 121 АПК РФ, нарушений правил об извещении ответчика арбитражным судом апелляционной инстанции не выявлено, поскольку в силу ч. 6 ст. 121 АПК РФ лица, участвующие в деле, после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о принятии искового заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, при рассмотрении дела в суде первой инстанции возражений относительно исковых требований не заявлял, отзыв на исковое заявление не представил, что позволило суду области при разрешении спора исходить из положений ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ.
Учитывая доводы апелляционной жалобы, они не опровергают обоснованность и правомерность выводов суда первой инстанции, которым дана правильная правовая оценка спорным правоотношениям сторон, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда второй инстанции не имеется. Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 24.01.2023 по делу N А68-12505/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
И.Г. Сентюрина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-12505/2022
Истец: Фонд капитального ремонта Тульской области
Ответчик: ООО "Массив Информ"