г. Москва |
|
05 апреля 2023 г. |
Дело N А40-230299/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.М. Мухина,
судей: |
Г.М. Никифоровой, Л.Г. Яковлевой, |
при ведении протокола |
помощником судьи Н.А. Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу АО "Ральф Рингер Моф"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 12.01.2023 по делу N А40-230299/2022
по заявлению: акционерного общества "Ральф Рингер Моф"
к 1) Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы; 2) Государственному бюджетному учреждению города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости"
об оспаривании действий,
при участии:
от заявителя: |
Кононенко Т.В. по дов. от 12.01.2022, Басова Е.Ю. по дов. от 20.05.2022; |
от ответчиков: |
1) Хайбуллин Р.Р. по дов. от 31.10.2022; 2) Волохова В.В. по дов. от 29.12.2022; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 12.01.2023, принятым по настоящему делу, в удовлетворении требований акционерного общества "Ральф Рингер Моф" (общество, АО "Ральф Рингер Моф") к Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (инспекция, Госинспекция по недвижимости), Государственному бюджетному учреждению города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" (учреждение, ГБУ "МКМЦН") о признании незаконными действий, выраженных в сносе (демонтаже) металлического сооружения (навеса) площадью 300 кв.м., расположенного на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0002005:26 и адресным ориентиром г. Москва, Открытое шоссе, вл. 18, отказано.
Не согласившись с принятым судом решением, общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представители поддержали доводы жалобы и дополнения к ней в полном объеме, указали, что суд не в полной мерс выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, не применил закон, подлежащий применению.
Представители от инспекции и учреждения в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Проверив в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела и доводы жалобы, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как следует из фактических материалов дела и установлено судом, 03.03.2022 Госинспекцией по недвижимости по итогам плановой выездной проверки был составлен Акта N 9030829, в соответствии с которым установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0002005:26 и адресным ориентиром г. Москва, Открытое шоссе, вл. 18, принадлежащем АО "Ральф Рингер Моф" на праве аренды на основании Договора аренды земельного участка N М-03-41608 от 23.05.2013, расположено металлическое сооружение (навес) 300 кв.м, с признаками самовольного строительства.
03.03.2022 обществу было выдано Предписание об устранении нарушений законодательства N 9030829, со сроком исполнения до 05.04.2022.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" срок устранения нарушений по вышеуказанному предписанию был продлен до 04.07.2022.
В рамках Постановления Правительства Москвы от 11.12.2013 г. N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков, и по поручению Госинспекции по недвижимости г. Москвы, 13.04.2022 ГБУ "МКМЦН" направило в адрес общества уведомление за исх. N МКМЦН-ИСХ-1743/22 с требованием добровольно осуществить демонтаж металлического сооружения площадью 300 кв.м, (далее - Объект), расположенного на земельном участке по адресу: г. Москва, Открытое шоссе, вл. 18, в срок до 22.04.2022.
20.07.2022 Госинспекцией по недвижимости осуществила снос и демонтаж Объекта.
Полагая действия ответчиков незаконными, нарушающими интересы общества, АО "Ральф Рингер Моф" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 4, 198, 200 АПК РФ, исходя из предмета и оснований заявленных требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрехпения спора, руководствуясь положениями Федерального закона от 31 июля 2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пришел к выводу о соответствии закону оспариваемых действий (бездействия) Госинспекции по недвижимости и ГБУ "МКМЦН" в силу нижеаслсдующего.
Деятельность Госинспекции по недвижимости регулируется Законом города Москвы от 03.06.2009 N 17 "О контроле за использованием объектов недвижимости в городе Москве" от 03.06.2009 N17 (далее - Закон г. Москвы от 03.06.2009 N 17) и Положением о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, утверждённым Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2012 N 184-ПП (далее - Постановление N 184-ПП).
В силу п. 7 Положения от 25.04.2012 N 184-ПП Госинспекция осуществляет выявление фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся па территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, а также контроль за выявлением и пресечением фактов незаконного (нецелевого) использования указанных земельных участков.
В основные задачи и функции Госинспекции по недвижимости входит, в частности, предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в области использования объектов недвижимости (п. 7 Положения, п. 4 ст. 3, ст. 6 Закона N 17 от 03.06.2009 г.).
То есть пресечение противоправных действий нарушающих законодательство, регулирующее порядок и правила использования объекта нежилого фонда, находящегося собственности города Москвы и (или) земли, а равно требование от лица, использующего нежилое помещение и (или) земельный участок устранения выявленного правонарушения.
Обследования земельных участков проводятся Госинспекцисй по недвижимости в рамках полномочий по муниципальному земельному контролю в форме выездных обследований, которые в соответствии со статьями 56, 75 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) относятся к контрольным (надзорным) мероприятиям, проводимым без взаимодействия органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с контролируемым лицом.
В соответствии с положением о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 25.04.2012 г. N 184-ПП (Приложение к постановлению Правительства Москвы от 25.04.2012 г. N 184-ПП) сотрудники Госинспекции, на которых в соответствии с их должностными регламентами возложены контрольно-инспекционные функции, имеют право выдавать предписания (требования) об устранении выявленных нарушений.
Судом установлено, что реализуя предоставленные полномочия, Госинспекция по недвижимости 03.03.2022 провела проверку соблюдения земельного законодательства в отношении земельного участка с КН 77:03:0002005:26 по адресу: г. Москва, Открытое шоссе, вл. 18, стр.1. В ходе проверки производилась фотосъемка.
В результате проведенной плановой выездной проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером 77:03:0002005:26 и адресным ориентиром г. Москва, Открытое шоссе, вл. 18 площадью 6160 кв.м, передан ЛО "Ральф Рингер Моф" договором аренды земельного участка N М-03-041608 от 23.05.2013 сроком по 20.12.2061 для эксплуатации зданий под производство обуви в соответствии с установленным разрешенным использованием земельного участка.
Согласно пункту 4.3 раздела 4 "Особые условия" договора аренды N М-03- 041608 от 23.05.2013 земельный участок предоставляется без права возведения временных и капитальных зданий и сооружений.
На участке расположено:
- нежилое семиэтажное с подземным этажом здание с кадастровым номером 77:03:0002005:1083 и адресным ориентиром г. Москва, Открытое шоссе, д. 18, стр. 1 площадью 8995.5 кв.м., 1993 года постройки, находящееся в собственности АО "Ральф Рингер Моф" (Собственность N 77-01/31-1025/2003-35 от 22.12.2003). Здание эксплуатируется под производство обуви;
- нежилое одноэтажное здание с кадастровым номером 77:03:0002005:1084 и адресным ориентиром г. Москва, Открытое шоссе, д. 18, стр. 2 площадью 479 кв.м., 1993 года постройки, находящееся в собственности АО "Ральф Рингер Моф" (Собственность N 77-01/31-1025/2003-36 от 22.12.2003). Здание эксплуатируется под гараж и склад;
- нежилое одноэтажное здание с кадастровым номером 77:03:0002005:1085 и адресным ориентиром г. Москва, Открытое шоссе, д. 18, стр.З площадью 23,5 кв.м. 1993 года постройки, находящееся в собственности АО "Ральф Рингер Моф" (Собственность N 77-01/31 -1025/2003-37 от 22.12.2003). Здание эксплуатируется под склад;
- нежилое одноэтажное здание с кадастровым номером 77:03:0002003:8476 и адресным ориентиром г. Москва, Открытое шоссе, д. 18, стр.4 площадью 31,5 кв.м, находящееся в собственности ПАО "Типография МВД" (Собственность N 77- 01/31- 1025/2003-39 от 22.12.2003). Здание не эксплуатируется;
- нежилое одноэтажное здание с кадастровым номером 77:03:0002003:8475 и адресным ориентиром г. Москва, Открытое шоссе, д. 18, стр.5 площадью 61,6 кв.м., 1998 года постройки, находящееся в собственности АО "Ральф Рингер Моф" (Собственность N 77-01/31-1025/2003-40 от 22.12.2003). Здание эксплуатируется под трансформаторную подстанцию.
Также на земельном участке расположено металлическое сооружение (навес) площадью 300 кв.м. Металлическое сооружение (навес) не учтено обследованием МосгорБТИ.
Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости сведения об объекте - отсутствует, на государственный кадастровый учет не поставлено, право собственности не зарегистрировано. Металлическое сооружение (навес) имеет признаки самовольного строительства.
В соответствии с п. 6 ст. 7 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" запрещается проведение работ по строительству, реконструкции зданий, строений, сооружений, а также размещение объектов, не являющихся объектами капитального строительства, с нарушением требований гражданского, земельного законодательства, законодательства о градостроительной деятельности, а также правовых актов города Москвы, определяющих порядок оформления документов, являющихся основанием для использования земельных участков, и (или) порядок размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства.
По данному факту заявителю был выдано предписание (требование об устранении нарушений законодательства), которое не является актом административного наказания, что полностью соответствует положениям ст. 3.2 КоАП РФ.
Предписание (трсбование/документ) вручается лицу, в отношении которого проводилась проверка, для выполнения возложенных на Госинспекцию по недвижимости функции контроля.
В целях организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков 11.12.2013 года Правительством Москвы принято постановление N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" (далее - постановление N 819-ПП).
Согласно п. 2.1 Положения, утвержденного постановлением N 819-ПП признаки незаконного (нецелевого) использования земельных участков: использование земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, для проведения работ по строительству (реконструкции) без оформленных в установленном порядке документов (документов, являющихся основанием для использования земельного участка и (или) разрешения на строительство), информация об оформлении которых отсутствует в информационной системе, включающих в себя в том числе размещение на участке строительной техники, оборудования, установку строительных лесов, организацию подъездных путей, разрытие траншей, подключение к сетям (отключение от сетей), ограждение земельного участка, разрытие земельного участка глубиной более 1 метра, возведение фундамента, цокольных этажей, пристроек, надстроек, подземных конструкций, возведение опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, демонтаж опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, а также при наличии факта проведения работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства на основании разрешения на строительство, но с нарушением градостроительных требований в виде превышения технико-экономических параметров, указанных в разрешении на строительство (далее также -незаконное (нецелевое) использование земельных участков).
В соответствии с п. 4.1.1. Положения в целях пресечения фактов незаконного (нецелевого) использования земельного участка Госинспекция по недвижимости в 15- дневный срок, а при необходимости разработки проектной документации в 30-дневный срок обеспечивает проведение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27 июля 2022 года по делу А40-90165/22, оставленным без изменения постановлениями Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 октября 2022 года и Арбитражным судом Московского округа от 14 февраля 2023 года установлено, что действия Госинспекции по недвижимости по проведению мероприятий по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка АО "Ральф Рингер Моф" осуществлены в соответствии с представленными полномочиями, при отсутствии нарушений действующего законодательства.
Таким образом, поскольку в настоящий момент, решение Арбитражного суда города Москвы от 27 июля 2022 года по делу А40-90165/22, вступило в законную силу, и не отменено, то есть является в силу части 2 и части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязательным для арбитражного суда, то у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленного АО "Ральф Рингер Моф" требования о признании действий Госинспекции по недвижимости и ГБУ "МКМЦН" незаконными.
Судом правомерно был отклонен доводы общества о том, что поскольку плановая проверка проводилась на основании Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Госинспекция но недвижимости обязана была действовать в соответствии с Законом N 248-ФЗ и согласно ст. 95 вновь выдать решение с указанием новых сроков исполнения и обратиться в суд с требованием о принудительном исполнении предписания основана на неправильном толковании норм законодательства, подлежит отклонению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 336) введены ограничения на проведение в 2022 г. плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проверок, осуществляемых в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 предусмотрено, что срок исполнения предписаний, выданных в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" до дня вступления в силу настоящего постановления и действующих па день вступления в силу настоящего постановления, продлевается автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока его исполнения без ходатайства (заявления) контролируемого лица.
Предписание об устранении нарушения выдано со сроком устранения нарушения до 05.04.2022.
На основании Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 срок устранения нарушения по предписанию установлен до 04.07.2022.
Пунктом 6.15 Постановления Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" пункт 2.2.2 приложения 3 к Постановлению Правительства Москвы от 31.05.2011 N 234-ПП "Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Москвы" изложен в следующей редакции: п. 2.2.2. О направлении в суд искового заявления об освобождении земельного участка от незаконно размещенных на нем объектов в случае, если незаконно размещенные на земельном участке объекты были зарегистрированы как объекты недвижимого имущества и у правообладателя имеются свидетельства о государственной регистрации прав собственности на указанные объекты недвижимого имущества.
Вместе с тем, выявленный объект - навес - на кадастровом учете как объект недвижимого имущества не значится, правами собственности не обременен. Технический учет объекта не осуществлен.
В Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 ноября 2022 года указано, что к объекту, не являющемуся недвижимостью, положения статьи 222 ГК РФ применению не подлежат.
Вопрос об освобождении земельного участка, на котором располагается такой объект, разрешается с учетом его характеристик и на основании положений законодательства, регулирующего соответствующие правоотношения.
В соответствии с п. 7 (1). Положения о Госинспекции по недвижимости Госинспекция обеспечивает в установленном Правительством Москвы порядке выполнение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков, снос самовольных построек, освобождение земельных участков в границах территории города Москвы.
В соответствии с поди. 4.1. пункта 4 Положения 819-ПП в целях пресечения фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков в случае получения акта о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка (пункт 3.3.2) (при отсутствии прав на использование земельного участка; при отсутствии прав на использование земельного участка для целей строительства (реконструкции); при наличии прав на использование земельного участка для целей строительства (реконструкции) и отсутствии разрешения на строительство на земельном участке): п. 4.1.1. Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в 15-дневный срок, а при необходимости разработки проектной документации в 30-дневный срок обеспечивает проведение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
В настоящем случае земельный участок обществу под цели строительства (реконструкции) не предоставлялся. Земельный участок предоставлен для эксплуатации зданий без права возведения временных и капитальных зданий и сооружений.
Таким образом, демонтаж навеса осуществлен после истечения установленного срока для добровольного устранения нарушения и в соответствии с нормами действующего законодательства, а правовая позиция Заявителя основана па неправильном толковании норм законодательства, в частности предусмотренных Положением.
В виду вышеизложенного, действия Госинспекции по недвижимости направлены на реализацию возложенных на Госинспскцию по недвижимости действующим законодательством полномочий в установленной сфере деятельности.
Следовательно, предъявление любого иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых нрав и законных интересов обратившегося в суд лица. Избранный стороной способ защиты нарушенного права должен соответствовать такому праву и быть направлен на его восстановление.
Принимая во внимание вышеизложенное, права и законные интересы заявителя оспариваемыми действиями ответчиков не могут быть признаны нарушенными.
Исследовав повторно, в совокупности доказательства по делу, с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны тем, что содержатся в заявлении общества, и направлены па переоценку доказательств, которые получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом решении суда, которую поддерживает апелляционный суд.
Срок на обращение в суд, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат отнесению на подателя жалобы.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12.01.2023 по делу N А40-230299/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-230299/2022
Истец: АО "РАЛЬФ РИНГЕР МОФ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "МОСКОВСКИЙ КОНТРОЛЬНО-МОНИТОРИНГОВЫЙ ЦЕНТР НЕДВИЖИМОСТИ"
Хронология рассмотрения дела:
18.03.2025 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-4253/2025
25.12.2024 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-230299/2022
26.08.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16501/2023
13.05.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-10039/2024
20.07.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16501/2023
05.04.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-12242/2023
12.01.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-230299/2022