г. Пермь |
|
05 апреля 2023 г. |
Дело N А60-48056/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 апреля 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.
судей Васильевой Е.В., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при участии:
представителей заявителя, Маликова С.И., действующего по доверенности от 05.10.2022, предъявлены паспорт, диплом; Алешиной Е.А., действующей по доверенности от 23.12.2021, предъявлены паспорт, диплом; Скоморохова А.Е., действующего по доверенности от 23.12.2021, предъявлен паспорт;
представителя третьего лица, Прокуратуры ЗАТО г. Новоуральска, Калдани Д.А., действующая по поручению от 29.03.2023, предъявлено удостоверение;
от иных лиц, участвующих в деле, представители не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Администрации Новоуральского городского округа,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 31 января 2023 года
по делу N А60-48056/2022
по заявлению акционерного общества "Русатом инфраструктурные решения" (ИНН 7706757331, ОГРН 1117746439480)
к Администрации Новоуральского городского округа (ИНН 6629004402, ОГРН 1026601725424)
о признании недействительным постановления от 03.06.2022 N 1507-а "Об утверждении Схемы теплоснабжения г. Новоуральска на период до 2034 года по состоянию на 2023 год", постановления от 28.06.2022 N 1758-а "О внесении изменений в постановление Администрации Новоуральского городского округа от 03.06.2022 N 1507-а "Об утверждении Схемы теплоснабжения г. Новоуральска на период до 2034 года по состоянию на 2023 год",
третьи лица: Прокуратура ЗАТО г. Новоуральска, Муниципальное унитарное предприятие Новоуральского городского округа "Водогрейная котельная" (ИНН 6629012989, ОГРН 1026601723642), акционерное общество "Уральский электрохимический комбинат" (ИНН 6629022962, ОГРН 1086629000963),
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Русатом инфраструктурные решения" (далее - заявитель, АО "РИР", общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Администрации Новоуральского городского округа (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании недействительными постановления от 03.06.2022 N 1507-а "Об утверждении Схемы теплоснабжения г. Новоуральска на период до 2034 года по состоянию на 2023 год", постановления от 28.06.2022 N 1758-а "О внесении изменений в постановление Администрации Новоуральского городского округа от 03.06.2022 N 1507-а "Об утверждении Схемы теплоснабжения г. Новоуральска на период до 2034 года по состоянию на 2023 год".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Прокуратура ЗАТО г. Новоуральска, муниципальное унитарное предприятие Новоуральского городского округа "Водогрейная котельная" (далее - МУП НГО "Водогрейная котельная"), акционерное общество "Уральский электрохимический комбинат".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 31 января 2023 года заявленные требования удовлетворены: признаны недействительными постановления Администрации от 03.06.2022 N 1507-а "Об утверждении Схемы теплоснабжения г. Новоуральска на период до 2034 года по состоянию на 2023 год", от 28.06.2022 N 1758-а "О внесении изменений в постановление Администрации Новоуральского городского округа от 03.06.2022 N 1507-а "Об утверждении Схемы теплоснабжения г. Новоуральска на период до 2034 года по состоянию на 2023 год"; на Администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "РИР".
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы приводит доводы о том, что арбитражным судом первой инстанции нарушены нормы процессуального права, поскольку до разрешения дела Новоуральским городским судом, производство по делу в арбитражном суде должно было быть приостановлено.
Полагает, заявителем не представлены доказательства нарушения оспариваемым постановлением его прав и законных интересов в сфере экономической деятельности, кроме того, судом также не указано, какие именно права и интересы АО "РИР" нарушила Администрация, приняв оспариваемые постановления.
АО "РИР", АО "Уральский электрохимический комбинат", Прокуратурой Свердловской области представлены письменные отзывы на апелляционную жалобу, по существу которых не согласны с доводами Администрации, находя их несостоятельными, не подлежащими удовлетворению; решение суда считают законным и обоснованным, просят оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители АО "РИР" и Прокуратуры ЗАТО г. Новоуральска возражали против позиции апеллянта по мотивам письменных отзывов.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что на основании статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Из материалов дела следует, постановлением Администрации Новоуральского городского округа N 1 (далее - Постановление N 1507-а) утверждена Схема теплоснабжения г. Новоуральска на период до 2034 года по состоянию на 2023 год (далее - Схема теплоснабжения).
Постановлением Администрации от 28.06.2022 N 1758-а (далее - Постановление N 1758-а) внесены изменения в ПостановлениеN 1507-а и Схему теплоснабжения в следующей части:
- замены в преамбуле слова "Протоколом публичных слушаний по обсуждению вопроса актуализации схемы теплоснабжения г. Новоуральска на период до 2034 года по состоянию на 2023 год от 24.06.2021" словами "Протоколом публичных слушаний по обсуждению вопроса актуализации схемы теплоснабжения г. Новоуральска на период до 2034 года по состоянию на 2023 год от 24 мая 2022 года".
- внесены в Утверждаемую часть схемы теплоснабжения г. Новоуральска на период до 2034 года по состоянию на 2023 год, утвержденной в Постановлении N 1507-а, изменение, заменив таблицы 9.2.1 и 9.2.2 на таблицу 9.2.1, согласно Приложению к настоящему Постановлению.
Заявитель обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями о признании постановлений недействительными, указывая на незаконность и необоснованность, нарушение его прав и законных интересов.
Судом первой инстанции принято вышеприведенное решение, мотивированное наличием совокупности оснований, предусмотренных статьей 201 АПК РФ для признания ненормативных актов недействительными.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, проанализировав нормы материального права, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции обоснованными.
При рассмотрении заявлений об оспаривании ненормативных актов в предмет доказывания со стороны заинтересованного лица входит вопрос наличия у органа, вынесшего ненормативный правовой акт, соответствующих полномочий; соответствие ненормативного правового акта требованиям нормативных актов; заявитель должен представить доказательства, позволяющие установить наличие нарушения его прав и законных интересов.
Проверяя полномочия заинтересованного лица на принятие ненормативного акта, суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
В силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Законом о теплоснабжении.
Полномочия главы местной администрации на издание постановлений по вопросам местного значения, а также распоряжений по вопросам организации работы местной администрации установлены в части 6 статьи 43 Федерального закона N 131-ФЗ.
Закон о теплоснабжении к полномочиям органов местного самоуправления городских округов относит организацию обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду (пункты 1, 4 статьи 6 Закона о теплоснабжении).
В соответствии с пунктом 20 статьи 2 Закона о теплоснабжении схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и утверждаемый правовым актом, не имеющим нормативного характера, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения.
Согласно части 1 статьи 23 Закона о теплоснабжении развитие систем теплоснабжения городских округов осуществляется в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию, теплоноситель и обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном вредном воздействии на окружающую среду, экономического стимулирования развития и внедрения энергосберегающих технологий.
В силу части 2 указанной статьи развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа.
Часть 3 статьи 23 Закона о теплоснабжении возлагает на уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы обязанность осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения.
Приведенные положения нормативных актов подтверждают полномочия Администрации на принятие Главой Новоуральского городского округа постановления, которым утверждена схема теплоснабжения и постановления, которыми внесены изменения схему теплоснабжения.
Суд первой инстанции при принятии обжалуемого решения правомерно руководствовался следующим.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154 утверждены Требования к схемам теплоснабжения (далее - Требования к схемам теплоснабжения), а также Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения (далее - Требования к порядку разработки); разработка и утверждение схем теплоснабжения производятся также в порядке, установленном Приказом Минэнерго России от 05.03.2019 N212 "Об утверждении методических указаний по разработке схем теплоснабжения" (далее - Методические указания).
Требования к схемам теплоснабжения устанавливают требования к составу схем теплоснабжения (актуализированных схем теплоснабжения) поселений, городских округов, городов федерального значения (далее - схемы теплоснабжения), разрабатываемых в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном вредном воздействии на окружающую среду, а также экономического стимулирования развития систем теплоснабжения и внедрения энергосберегающих технологий, с учетом особенностей правового регулирования, установленных Федеральным законом "О теплоснабжении" для ценовых зон теплоснабжения.
Согласно пункту 9 Требований к порядку разработки проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы теплоснабжения) разрабатывается с соблюдением следующих принципов: а) обеспечение безопасности и надежности теплоснабжения потребителей в соответствии с требованиями технических регламентов; б) обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами; в) обеспечение приоритетного использования комбинированной выработки электрической и тепловой энергии для организации теплоснабжения с учетом экономической обоснованности; г) соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; д) минимизация затрат на теплоснабжение в расчете на единицу тепловой энергии для потребителя в долгосрочной перспективе; е) обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения.
Согласно пункту 3 Требований к схемам теплоснабжения схема теплоснабжения состоит из разделов, разрабатываемых в соответствии с пунктами 4 - 22 настоящего документа, и обосновывающих материалов к схемам теплоснабжения, разрабатываемых в соответствии с пунктами 23 - 87 настоящего документа.
Пункт 4 Требований к схемам теплоснабжения содержит описание разделов, включаемых в Схему.
Согласно пункту Требований к схемам обосновывающие материалы к схеме теплоснабжения, являющиеся ее неотъемлемой частью.
В соответствии с пунктами 27, 30, 32, 37, 40, 42, 44, 46, 48, 50, 52, 54, 56, 58, 60, 67, 69, 71, 75, 84 Требований к схемам актуализированная схема теплоснабжения содержит описание изменений в отношении сведений, содержащихся в соответствующей главе Утверждаемой части, за период, предшествующий актуализации схемы теплоснабжения.
Как следует из положений Методических указаний (пункт 16, 18, 19, 21, 39, 45, 46, 56, 59, 68, 71, 94, 97, 109, 121, 127, 139, 146, 175, 190, 197, 205) описание эксплуатационных показателей тепловых сетей и сооружений, приведение данных базового уровня, расчет тепловой нагрузки, описание соответствующих изменений актуализированной схемы теплоснабжения производится с учетом сведений ретроспективного периода.
В соответствии с п.13 Методических указаний ретроспективный период - период за четыре предыдущих года перед годом актуализации схемы теплоснабжения.
Как верно отмечено судом, из приведенных норм следует, что актуализированная Схема теплоснабжения г. Новоуральска на период до 2034 года по состоянию на 2023 год должна содержать в Утверждаемой части ретроспективные сведения за период с 2018 года до 2021 года, сведения за период предшествующий - 2021 год, с учетом того, что в Обосновывающих материалах проведен анализ и сопоставление сведений за аналогичный период, что свидетельствует о том, что схема разработана и утверждена в соответствии с обязательными критериями принятия решений в отношении развития системы теплоснабжения.
Между тем, как следует из представленных в материалы дела обосновывающих материалов к Схеме теплоснабжения города Новоуральска (актуализация на 2023 год), в том числе Книги 1 "Существующее положение в сфере производства, передачи и потребления тепловой энергии для целей теплоснабжения" (стр. 24, 44, 45,59,84, 107,121, 181, 199, 203), Книги 6 "Существующие и перспективные балансы производительности водоподготовительных установок и максимального потребления теплоносителя теплопотребляющими установками потребителей, в том числе в аварийных режимах" (стр.9), Книги 5 "Мастер-план развития систем теплоснабжения поселения, городского округа, города федерального значения" (стр. 12, 13, 21), Книги 7 "Предложения по строительству, реконструкции, техническому перевооружению и (или) модернизации источников тепловой энергии" (стр.14), Книги 8 "Предложения по строительству, реконструкции и (или) модернизации тепловых сетей" (стр.10), Книги 9 "Перспективные топливные балансы" (стр.4), Книги 11 "Оценка надежности теплоснабжения" (стр.5), Книги 14 "Ценовые (тарифные) последствия" (стр. 20), Книги 16 "Реестр проектов схемы теплоснабжения" (стр. 6, 8, 9), Книги 18 "Сводный том изменений, выполненных в доработанной и (или) актуализированной схеме теплоснабжения" (стр.6,7) в качестве данных за ретроспективный период приведены данные за 2014 - 2017 гг., в качестве данных на настоящий период приведены данные 2018 год, в качестве предшествующего периода приведены данные за 2017 год.
Также в Книге 2 "Существующее и перспективное потребление тепловой энергии на цели теплоснабжения" в качестве перспективного периода приведены данные 2020-2021 гг., в Книге 4 "Существующее и перспективные балансы тепловой мощности источников тепловой энергии и тепловой нагрузки потребителей" в качестве данных на настоящий период приведен 2018 год (стр.4, 5, 8), в качестве перспективного периода 2020 год (стр. 8).
Кроме того, указано, что Книга 1- Книга 18 датированы и разработаны в 2018 году, что также подтверждается Заявителем.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что актуализация схемы теплоснабжения на 2023 год не соответствует обязательными критериями принятия решений в отношении развития системы теплоснабжения, соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечения экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала; учет программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, поскольку Администрацией нарушены требования к порядку разработки и требования к схеме теплоснабжения.
При этом Администрацией не представлено соответствующих доказательств, что Актуализированная схема теплоснабжения г. Новоуральска на 2023 год, утвержденная Постановлением 1507-а с учетом Постановления 1758-а, соответствует данным за 2018 - 2021 гг., данным за период предшествующий - 2020 год, а также существующему положению на 2021 год.
Таким образом, с учетом бремени доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ, возложенного на Администрацию, доказательства соответствия законодательству о теплоснабжении Постановления N 1507-а, Постановления N1758-а заинтересованным лицом не приведены, соответствующие доказательства не представлены, в том числе в отношении следующих оспариваемых Заявителем положений: пункта 1.1 Раздела 1 Книга 1, Приложения 1 к Книге 1; Пункта 3.1 Раздела 3 Книга 1; Таблицы 2.10.1 пункта 2.10 Раздела 2 Книга 2; Таблицы 12.1.1 пункта 12.1 Книга 12; Таблицы 16.1.1 пункта 16.1 Книга 16; Таблицы 7.1.1 Книга "Утверждаемая часть", Таблицы 9.2.1 Раздела 9 Книга "Утверждаемая часть".
На основании вышеизложенного апелляционная коллегия находит обоснованными выводы суда первой инстанции о необходимости признания недействительными постановления от 03.06.2022 N 1507-а "Об утверждении Схемы теплоснабжения г. Новоуральска на период до 2034 года по состоянию на 2023 год, также постановления от 28.06.2022 N 1758-а "О внесении изменений в постановление Администрации Новоуральского городского округа от 03.06.2022 N 1507-а "Об утверждении Схемы теплоснабжения г. Новоуральска на период до 2034 года по состоянию на 2023 год".
Указанный вывод суда первой инстанции не оспаривается в апелляционной жалобе Администрацией.
В апелляционной жалобе Администрация указывает на отсутствие доказательств нарушения оспариваемым постановлением прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности, что исключает признание постановлений недействительными на основании статьи 201 АПК РФ.
Апелляционный суд обращает внимание на то, что в ходе судбеного разбирательства АО "РИР" неоднократно указывало в своих объяснениях (в том числе письменных), что оспариваемыми ненормативными актами Администрации нарушаются права Общества в сфере экономической и предпринимательской деятельности, а именно:
- актуализированная схема теплоснабжения предполагает переключение (перераспределение) нагрузок между источниками тепловой энергии ТЭЦ АО "РИР" и котельной МУП НГО "Водогрейная котельная", что приведет к снижению выработки на комбинированном источнике ТЭЦ АО "РИР" и увеличению нагрузки наименее эффективного теплоисточника - МУ ГГ НГО "Водогрейная котельная" (тот факт, что источник тепловой Энергии МУП НГО "ВК" является менее эффективным и стоимость, производимой им тепловой энергии выше, чем от источника Заявителя, подтверждается утвержденными РЭК Свердловской области для указанных организаций тарифами на поставку теплоэнергии: для ТЭЦ Общества - 864,7 руб/Гкал, для МУП НГО "ВК" - 1214,77 руб/Гкал, а также расчетами разработчика Схемы теплоснабжения, письмами АО "РИР", АО "УЭХК");
- актуализированная схема теплоснабжения приведет к причинению Заявителю убытков в размере 103 261 000 руб. (оценка влияния перераспределения нагрузки в пользу МУП "ВК" на операционную деятельность Единой теплоснабжающей организации при фактических тарифах на основе показателей бюджета 2023 года);
- нарушение нрав АО "РИР" в результате необоснованного разграничения балансовой принадлежности и установления границ эксплуатационной ответственности линии теплоснабжения Ду 900/800 - на Филиал необоснованно возлагаются обязанности за содержание и эксплуатацию не принадлежащего ему и не переданного ему на законных основаниях оборудования имущества - павильона П-1А и находящегося в нем оборудования (подтверждено условиями договора ЭТОиР с АО "УЭХК", правоустанавливающими документами - свидетельством о регистрации права собственности на объект тепловую сеть Ду 900/800 от здания павильона П-15 (водогрейной котельной) до П-1 А, планом объекта, инструкциями, отзывами и письмами АО "РИР", АО "УЭХК" и иными имеющимися в деле доказательствами);
- актуализированной схемой теплоснабжения запланировано переподключение потребителей Паркового района с тепломагистрали N 1 на тепломагистраль N 4, что снизит отпуск тепловой энергии и выработку электроэнергии на ТЭЦ АО "РИР", и приведет к чрезмерному теплоснабжению потребителей района - "перегонам" с увеличением платы жителей за тепловую энергию (доказательства представлены в материалах дела).
Помимо нарушения собственных прав общество указывает на то, что в результате принятия оспариваемых постановлений будут нарушены интересы потребителей (неограниченного круга лиц);
- отмена вывода на консервацию избыточных мощностей водогрейней котельной негативно повлияет на экономичность системы теплоснабжения в целом;
- будут нарушены требования ч. 8 ст. 23 Закона о теплоснабжении, поскольку решение о переводе нагрузки принято без учета таких обязательных критериев как обеспечение надежности теплоснабжения потребителей, минимизация затрат на теплоснабжение в расчете на каждого потребителя в долгосрочной перспективе и приоритет комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с учетом экономической обоснованности;
- снизится эффективность и надежность работы системы теплоснабжения, что также отразится на интересах АО "РИР" как единой теплоснабжающей организации;
- снизится производство (выработка) и отпуск тепловой энергии от наиболее эффективного источника ТЭЦ АО "РИР";
- приведет к несоответствию фактического объема отпуска тепла в горячей воде от источников запланированному и зафиксированному в тарифных решениях.
В целом указанное, по утверждению заявителя, может привести к нарушению охраняемых законом интересов АО "РИР" как ЕТО, что приведет к возникновению споров с участием АО "РИР"; причинению вреда деловой репутации организации.
Указанное обоснование нарушения прав заявителя заинтересованным лицом не опровергнуто.
Заявитель при рассмотрении дела также пояснил, что эффективность источника тепла ТЭЦ Филиала АО "РИР" в г. Новоуральске подтверждается размерами тарифов на поставку тепловой энергии, утвержденных уполномоченным государственным органом (согласно постановлению РЭК Свердловской области от 15.11.2022 N 193-ПК, тариф тепловой энергии ВК на 40 % больше тарифа ТЭЦ и составляет 1214,77 руб/Гкал для МУП и 864,7 руб/Гкал для филиала АО "РИР" в г. Новоуральске), которые в свою очередь свидетельствуют о более низкой себестоимости тепла, вырабатываемого ТЭЦ Общества, и как следствие его большей эффективности.
Между тем, Администрация, не подготовив технико-экономическое обоснование увеличения загрузки водогрейной котельной, в том числе сопоставление приведенных вариантов развития, включило в актуализированную схему теплоснабжения (Книга 5 Мастер-план) 2 варианта развития теплоснабжения г. Новоуральска (оптимальный и текущий), при этом оптимальный вариант предполагает перевод нагрузки с более эффективного источника тепла - ТЭЦ филиала АО "РИР" на менее эффективный - водогрейную котельную МУП, что является грубым нарушением требований действующего законодательства о теплоснабжении.
РЭК Свердловской области Филиалу АО "РИР" в г. Новоуральске и МУП НГО "ВГ" утверждены тарифы на 2023 год исходя из объемов полезного отпуска соответственно для от ТЭЦ -831 273 Гкал, для МУП НГО ВК - 311 335 Гкал.
В рассматриваемом случае действия Администрации привели к тому, что в разделе 9 "Решения о распределении тепловых нагрузок" актуализированной схемы теплоснабжения на 2023 год отсутствуют сведения о распределении тепловых нагрузок, что является нарушением требований Федерального закона "О теплоснабжении" (п. 3 ст. 23), Правил N 154 (п.8 Требований к схемам теплоснабжения) и привело к необходимости установления РЭК тарифов на основании представленных Заявителем и третьим лицом в тарифных заявках данных.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции о том, что актуализация схемы теплоснабжения г. Новоуральска на 2023 год, утвержденная оспариваемыми постановлениями Администрации, ущемляет права и охраняемый законом интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, сделаны на основа анализа собранных по делу доказательств и полностью соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Соответствующие доводы апелляционной жалобы суд отклоняет.
Оснований для изменения выводов суда по существу спора апелляционный суд не усматривает, поскольку заявитель апелляционной жалобы не приводит доказательств, которые суд первой инстанции не оценил или неправильно оценил, что могло бы свидетельствовать о неправильно принятом судебном акте.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
В ходе судебного разбирательства судом была установлена совокупность оснований для признания оспариваемых постановлений недействительными, следовательно, заявленные требования удовлетворены судом правомерно (статья 201 АПК РФ)
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для иных выводов у суда апелляционной инстанции в силу статьи 268 АПК РФ не имеется.
Отклоняя довод апелляционной жалобы о нарушении судом требований процессуального законодательства, выразившемся в неисполнении обязанности по приостановлению производства по делу до разрешения находящегося в производстве Новоуральского городского суда с 05.09.2022 дела по иску прокурора о признании недействительным в части постановления Администрации Новоуральского городского округа от 03.06.2022 N 1507-а "Об утверждении Схемы теплоснабжения г. Новоуральска на период до 2034 года по состоянию на 2023 год", апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно ст. 143 АПК РФ арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным судом РФ, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
Из содержания-нормы ст. 143 АПК следует, что невозможность рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого судом общей юрисдикции, означает необходимость установления в другом деле фактов, имеющих преюдициальное значение для того дела, производство по которому должно быть приостановлено.
Исходя из цели указанного правового института, невозможность рассмотрения дела арбитражным судом обусловлена такой взаимной связью дел, при которой обстоятельства, входящие в предмет доказывания по одному делу, устанавливаются или оспариваются в рамках рассмотрения другого дела, разрешаемого в судебном порядке. При этом невозможность рассмотрения дела судом означает, что, если производство по рассматриваемому делу не будет приостановлено, разрешение дела может привести к незаконности судебного решения, неправильным выводам суда или далее к вынесению противоречащих судебных актов.
Арбитражный суд обязан приостановить производство по делу только при наличии в совокупности двух условий: если в производстве соответствующего суда находится дело, связанное с тем, которое рассматривает арбитражный суд, и если это дело имеет существенное значение для выяснения обстоятельств, устанавливаемых арбитражным судом по отношению к лицам, участвующим в настоящем деле.
Положение п. 1 ч. 1 ст. 143 АПК РФ является гарантией вынесения судом законного и обоснованного решения и не предполагает его произвольного применения. Вопрос о необходимости приостановления производства по делу разрешается арбитражным судом в каждом конкретном случае па основе установления и исследования фактических обстоятельств в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.05.2017 N 1091-0).
Данное положение направлено на устранение конкуренции между судебными актами по делам с пересекающимся предметом доказывания (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.06.2008 N 18167/07). Объективной предпосылкой применения указанных норм является невозможность рассмотрения одного дела до принятия решения по другому делу. Такая предпосылка налицо в случае, когда данное решение будет иметь какие-либо процессуальные или материальные последствия для разбирательства по настоящему делу.
При этом возникновение соответствующей обязанности связано не с наличием в производстве (на рассмотрении) вышеназванных судов другого дела, а с невозможностью рассмотрения арбитражным судом спора до принятия решения по другому делу, то есть с наличием обстоятельств, препятствующих принятию решения по рассматриваемому делу, а также с наличием между рассматриваемыми делами связи правового характера.
Рассматриваемые Арбитражным судом Свердловской области и Новоуральским городским судом споры имели разные предметы и основания для предъявления заявленных требований, не могли повлечь возникновение объективной невозможности их рассмотрения и не создали препятствия для разрешения рассматриваемых дел.
Так, Прокурором ЗАТО г. Новоуральска в Новоуральский городской суд в интересах неопределенного круга лиц был подан административный иск к Администрации о признании несоответствующим федеральному законодательству постановления от 03.06.2022 N 1507-а "Об утверждении Схемы теплоснабжения г. Новоуральска на период до 2034 года по состоянию на 2023 год" в части неурегулировання разногласий между Администрацией и АО "РИР".
Предметом настоящего дела является законность постановлений Администрации от 03.06.2022 N 1507-а "Об утверждении Схемы теплоснабжения г. Новоуральска на период до 2034 года по состоянию на 2023 год" и от 28.06.2022 N 1758-л "О внесении изменений в постановление Администрации НГО от 03.06.2022.No 1507-а "Об утверждении Схемы теплоснабжения г. Новоуральска на период до 2034 года по состоянию на 2023 год".
Предмет настоящего спора не взаимосвязан непосредственно с результатом рассмотрения дела N 2А-21/2023, который не может повлиять на рассмотрение настоящего спора и иметь юридическое значение для рассмотрения данного дела.
Таким образом, с учетом предмета и оснований заявленных АО "РИР" по настоящему делу требований, а также требований административного иска Прокурора, рассматриваемого Новоуральским городским судом, суд первой инстанции правомерно не усмотрел наличие предусмотренных ст. 143 АПК РФ оснований для приостановления производства по делу и рассмотрел его по существу.
По приведенным мотивам апелляционный суд считает, что изложенные в апелляционной жалобе заявителя аргументы не свидетельствуют о наличии указанных в статье 270 АПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного решение суда, принятое законно и обоснованно, следует оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 31 января 2023 года по делу N А60-48056/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области
Председательствующий |
Е.Ю. Муравьева |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-48056/2022
Истец: АО РУСАТОМ ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ РЕШЕНИЯ, АО УРАЛЬСКИЙ ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ, МУП НОВОУРАЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ВОДОГРЕЙНАЯ КОТЕЛЬНАЯ", ПРОКУРАТУРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ НОВОУРАЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Третье лицо: Новоуральский городской суд