г. Москва |
|
06 апреля 2023 г. |
Дело N А40-144341/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 апреля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Титовой И.А.,
судей: Новиковой Е.М., Фриева А.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Платоновым Д.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу АО "СПИИРАН - НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ БЮРО ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.01.2023 по делу N А40-144341/22 по иску АО "НАУЧНО-ПРОМЫШЛЕННАЯ КОМПАНИЯ "ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ" (ИНН 7713211631, ОГРН 1037739175935 ) к АО "СПИИРАН - НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ БЮРО ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ" (ИНН 7801376008, ОГРН 1057810107849 ) третьи лица - АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "К-ТЕХНОЛОГИИ" (ОГРН 1117746115233), МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОГРН 1037700255284) о расторжении контракта N Ц-7/2014 от 01 июля 2014 года, взыскании неосновательного обогащения в размере 42 154 186 руб. 62 коп.
При участии в судебном заседании:
от истца: Щекотков Д.И. по доверенности от 09.01.2023,
от ответчика: Кузьмина Ю.В. по доверенности от 20.01.2023,
от третьих лиц: 1) Донковцев Д.Н. по доверенности от 21.10.2022, 2) не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "НАУЧНО-ПРОМЫШЛЕННАЯ КОМПАНИЯ "ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "СПИИРАН - НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ БЮРО ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ" (далее - ответчик) о расторжении контракта N Ц-7/2014 от 01 июля 2014 года, взыскании неосновательного обогащения в размере 42 154 186 руб. 62 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "К-ТЕХНОЛОГИИ" и МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Решением от 24.01.2023 расторгнут контракт N Ц-7/2014 от 01 июля 2014 года. Взыскано с АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "СПИИРАН - НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ БЮРО ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ" в пользу АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "НАУЧНО-ПРОМЫШЛЕННАЯ КОМПАНИЯ "ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ" неосновательное обогащение в размере 42 154 186 руб. 62 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 206 000 руб.
АО "СПИИРАН - НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ БЮРО ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ", не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По их мнению, при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельства дела.
В судебном заседании стороны поддержали свои правовые позиции по спору.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив материалы дела, заслушав, лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционных жалоб, находит решение Арбитражного суда города Москвы не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, 01 июля 2014 года между истцом (заказчиком, ранее - ЗАО "НПК "ВТ и СС") и ответчиком (исполнителем, ранее - ЗАО "СПИИРАН - НТБВТ") был заключен контракт N Ц-7/2014 на выполнение составной части опытно-конструкторской работы по созданию Национального центра управления обороной Российской Федерации (шифр "ЦЕНТР-2014-СППР-НТБВТ") для нужд Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.1. контракта исполнитель обязался в установленный контрактом срок выполнить составную часть опытно-конструкторской работы "Создание национального центра управления обороной Российской Федерации" (шифр "Центр-2014") в части "Разработки составной части системы поддержки принятия решений должностных лиц органов военного управления в системе национального центра управления обороной Российской Федерации" (шифр "Центр-2014-СППР-НТБВТ") в объеме, соответствующем качеству, результатам и иным требованиям, установленными контрактом, и своевременно сдать заказчику ее результаты, а заказчик обязался принять и оплатить такие результаты.
В соответствии с пунктом 2.2. контракта содержание, сроки выполнения СЧ ОКР (этапов СЧ ОКР), ориентировочные цены этапов СЧ ОКР, а также ожидаемый результат СЧ ОКР (этапа СЧ ОКР) и документации, содержащей сведения о результате СЧ ОКР (этапа СЧ ОКР) указаны в ведомости исполнения СЧ ОКР (приложение N 1 к контракту).
Согласно статье 769 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) (в редакции, действовавшей на момент заключения договора), по договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ - разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.
В силу п. 1 ст. 774 ГК РФ, заказчик в договорах на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ обязан принять результаты выполненных работ и оплатить их.
В соответствии с положениями статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Как установлено судом, спорный контракт был заключен во исполнение контракта N РТИ 2014/110 от 28 мая 2014 года (этапы 1.1.-1.7.), заключенного ЗАО "НПК "ВТ и СС" с АО "К-ТЕХНОЛОГИИ" (ранее - ОАО "РТИ") в целях выполнения государственного оборонного заказа по государственному контракту N 1416187345431010418001146/14000011 от 06.06.2014, заключённому, в свою очередь, между АО "РТИ" и Министерством обороны Российской Федерации (государственным заказчиком).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - ФЗ N 275-ФЗ) лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с исполнителем, является исполнителем государственного оборонного заказа. В кооперацию головного исполнителя при этом входит головной исполнитель, заключающий государственный контракт с государственным заказчиком, исполнители, заключающие контракты с головным исполнителем, и исполнители, заключающие контракты с исполнителями.
Следовательно, Министерство обороны Российской Федерации является государственным заказчиком, АО "РТИ" - головным исполнителем, а АО "СПИИРАН-НТБВТ" и АО "НПК "ВТ и СС" - исполнителями государственного оборонного заказа как в силу договора, так и в силу закона, а отношения сторон по договору регулируются, в том числе, специальными нормами ФЗ N 275-ФЗ.
В соответствии с пунктом 6.1. спорного контракта ориентировочная цена контракта составила 70 000 000 руб.
Из приложенных к исковому заявлению платежных поручений и ордеров следует, что истец перечислил ответчику денежные средства в общем размере 50 358 729 руб. 56 коп.
Истец в тексте иска справочно указал, что частично оплата производилась в рамках исполнительного производства, которое было возбуждено на основании судебного акта по делу N А40-167457/17. Судебный акт по делу N А40-167457/17 был вынесен до получения АО "НПК "ВТ и СС" информации об итоговых принятых/отклоненных затрат АО "СПИИРАН-НТБВТ". При расчете суммы выплат в размере 50 358 729 руб. 56 коп. учитываются исключительно суммы по авансированию и произведению окончательного расчета в пользу АО "СПИИРАН-НТБВТ". При этом взысканная в рамках дела N А40-167457/17 неустойка, а также иные взысканные расходы не учитываются в данном расчете. В связи с этим комплект платежных поручений/ордеров превышает сумму в размере 50 358 729 руб. 56 коп.
В обоснование заявленных требований истец указал, что по условиям всех заключенных с кооперацией контрактов/договоров, произведение окончательного расчета с участниками кооперации по ОКР "Центр-2014" было поставлено в зависимость от поступления денежных средств от государственного заказчика - Министерства обороны Российской Федерации. Предполагалось, что денежные средства поступят от государственного заказчика в пользу головного исполнителя АО "РТИ", от АО "РТИ" исполнителям 1-го звена цепочки кооперации, в том числе АО "НПК "ВТ и СС", в свою очередь, от АО "НПК "ВТ и СС" исполнителям 2-го звена цепочки кооперации и так далее.
30 декабря 2016 года решением Министра обороны Российской Федерации работы по государственному контракту приостановлены с 26.12.2016 создана межведомственная комиссия государственного заказчика по приемке фактических затрат, понесенных при выполнении ОКР "Центр-2014". Управлению заказов по совершенствованию технической основы системы управления (УЗС ТОСУ) ВС РФ предписано разработать, согласовать и представить на утверждение проект указаний о назначении межведомственной комиссии по приемке фактических затрат, понесенных при выполнении ОКР "Центр-2014" (Приложение N 7).
В соответствии с вышеуказанным решением Министра обороны Российской Федерации, структура комиссии определена тремя подкомиссиями:
- по анализу научно-технического задела и реализации требований тактико-технического задания на ОКР "Центр-2014";
- по проверке фактических затрат и учету материальных средств, созданных при выполнении ОКР "Центр-2014" (председатель - начальник УЗС ТОСУ ВС РФ);
- по порядку дальнейшего использования материальных средств, созданных при выполнении ОКР.
Соответствующее уведомление о приостановке работ по всем договорам и контрактам, заключенным по исполнение контракта N РТИ 2014/110 и государственного контракта, а также о необходимости представления установленным порядком калькуляции фактических затрат, было направлено в адрес всей кооперации соисполнителей АО "НПК "ВТ и СС", в том числе в АО "СПИИРАН-НТБВТ", письмом от 09.01.2017 N 17-1/1-1, а также позднее письмами от 07.04.2017 N 17-318-1, от 03.05.2017 N 17-387/1-1.
Рассмотрев обращения АО "НПК "ВТ и СС", АО "СПИИРАН-НТБВТ" представило соответствующие калькуляции и расшифровки фактических затрат по контракту (исх. от 09.03.2017 N 17/77, от 21.04.2017 N 185, от 28.06.2017 N 303).
07 октября 2020 года в адрес АО "НПК "ВТ и СС" от АО "РТИ" поступило письмо исх. N РТ/И-1633/01/20-дсп с приложением выписки от 07.10.2020 из итогового акта подкомиссии по проверке фактических затрат и учету материальных средств, созданных (приобретенных) при выполнении ОКР "Центр-2014", подписанного сторонами государственного контракта, в части фактических затрат АО "НПК "ВТ и СС".
Совместно с направлением выписки из итогового акта от 07.10.2020, АО "РТИ" (головной исполнитель) проинформировало АО "НПК "ВТ и СС" о необходимости проведения мероприятий, направленных на приведение цен договоров/контрактов, заключенных с участниками кооперации (в том числе АО "СПИИРАН-НТБВТ") головного исполнителя по ОКР шифр "Центр-2014" в соответствие с позицией государственного заказчика, отраженной в итоговом акте. АО "РТИ" также уведомило АО "НПК "ВТ и СС" о необходимости возврата участниками кооперации ранее полученных денежных средств в размере, превышающем размер согласованных государственным заказчиком фактических затрат, а также о том, что указанные бюджетные денежные средства подлежат возврату в пользу головного исполнителя АО "РТИ" и, впоследствии, головным исполнителем АО "РТИ" в пользу государственного заказчика - Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно итоговому акту подкомиссии по проверке фактических затрат и учету материальных средств, созданных (приобретенных) при выполнении ОКР "Центр-2014", размер согласованных/принятых государственным заказчиком фактических затрат АО "СПИИРАН-НТБВТ" по контракту составил 8 204 542 руб. 94 коп.
Фактические затраты АО "СПИИРАН-НТБВТ", понесенные в ходе исполнения контракта, включены в состав фактических затрат АО "НПК "ВТ и СС", понесённых в ходе исполнения контракта от 28.05.2014 N РТИ2014/110, и согласованы в размере 8 204 542 руб. 94 коп., затраты АО "СПИИРАН-НТБВТ" отклонены государственным заказчиком в размере 42 650 808 руб. 24 коп.
В связи с принятием Министром обороны Российской Федерации 30.12.2016 года вышеуказанного решения, сторонами было заключено дополнительное соглашение N 2 от 15.09.2017 к контракту.
В соответствии с положениями дополнительных соглашений к договору, в целях принятия у исполнителя работ по договору в размере фактических затрат для последующего представления на рассмотрение комиссии государственного заказчика, исполнителем формируются инвентаризационные ведомости материально-технических средств и фактического объема выполненных работ.
В случае принятия государственным заказчиком решения о возмещении стоимости работ в меньшем объёме, чем предусмотрено актом приема выполненных работ по фактическим затратам по каждому этапу СЧ ОКР, стороны в течение 3 рабочих дней с момента получения документального подтверждения об этом, приведут стоимость работ, определяемую в соответствии с настоящим соглашением, в соответствие со стоимостью, утвержденной государственным заказчиком следующим способом:
Исполнитель корректирует размер фактических затрат, отражённых в инвентаризационных ведомостях, указанных в пункте 1 дополнительного соглашения путём подписания корректировочных инвентаризационных ведомостей, после чего стороны подпишут корректировочный акт приема работ по фактическим затратам.
Суд первой инстанции правомерно посчитал, что исковые требования подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Оплата поставок продукции (работ, услуг) по оборонному заказу производится в соответствии с условиями государственного контракта (контракта) (п. 2 Письма ВАС от 19.02.1996 N С5-7/ОЗ-93 "О Федеральном законе "О государственном оборонном заказе").
В соответствии с ч. 3 ст. 12 ФЗ N 275-ФЗ выплачиваемые финансовые средства, предназначаются только для расходов на выполнение государственного оборонного заказа и авансирование соответствующих работ, вследствие чего исполнители несут ответственность за иное использование указанных средств.
Во исполнение указанных положений контракта АО "СПИИРАН-НТБВТ" обязано привести стоимость работ в соответствие с результатами проверки затрат комиссией государственного заказчика.
Отказ АО "СПИИРАН-НТБВТ" от корректировки размера фактических затрат, подлежащих возмещению по договору в связи с принятием государственным заказчиком решения о возмещении стоимости работ в меньшем объёме, является нарушением условий договора, требований статей 309, 310 ГК РФ, а также положений ФЗ N 275-ФЗ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.04.2020 по делу N А40-228105/19, вступившим в законную силу 08.07.2020, с АО "РТИ" в пользу Минобороны России взыскана сумма денежных средств в размере 2 338 989 044 руб. 52 коп., государственный контракт расторгнут.
Данная сумма денежных средств является суммой непринятых (исключенных) затрат исполнителей кооперации по ОКР шифр "Центр-2014" в результате проверки затрат комиссией государственного заказчика в рамках государственного контракта N 1416187345431010418001146/14000011 от 06.06.2014.
Вышеуказанная задолженность является разницей между выплаченным государственным заказчиком авансом в пользу кооперации исполнителей и суммой принятых затрат по результатам их проверки.
Задолженность в указанном размере подлежит возврату участниками кооперации по ОКР шифр "Центр-2014" в пользу АО "НПК "ВТ и СС", в свою очередь, АО "НПК "ВТ и СС" в пользу головного исполнителя АО "РТИ" для последующего перечисления государственному заказчику.
15 июня 2021 года в адрес АО "НПК "ВТ и СС" поступила от головного исполнителя АО "РТИ" претензия с требованием о возврате суммы непринятых затрат исполнителей кооперации АО "НПК "ВТ и СС" исх. N РТИ/И-948/01/21-ОИ.
АО "НПК "ВТ и СС" в пользу АО "СПИИРАН-НТБВТ" по Контракту были выплачены денежные средства в размере 50 358 729 руб. 56 коп.
Как верно установлено судом первой инстанции, размер принятых государственным заказчиком фактических затрат АО "СПИИРАН-НТБВТ" в рамках контракта по результатам их проверки составил 8 204 542 руб. 94 коп., затраты отклонены в размере 42 650 808 руб. 24 коп.
Разница между выплаченными бюджетными денежными средствами и согласованными государственным заказчиком фактическими затратами АО "СПИИРАН-НТБВТ" по контракту составляет 42 154 186 руб. 62 коп.
Согласно п. 1 ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой, оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Правила о неосновательном обогащении применяются независимо от того, явилось оно результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Из разъяснений, содержащихся в Информационном письме ВАС РФ от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении", следует, что для возникновения обязательства из неосновательного обогащения необходимо наличие следующих условий: приобретение или сбережение имущества за счет другого лица, и отсутствие правовых оснований к его приобретению, сбережению.
По смыслу вышеуказанных норм материального права, сумма денежных средств в размере 42 154 186 руб. 62 коп. является неосновательным обогащением ответчика, сбереженным за счет другого лица в отсутствие на то правовых оснований.
Положениями ФЗ N 275-ФЗ установлено, что денежные средства на оплату работ выделяются только после проверки затрат, понесённых исполнителями государственного оборонного заказа, так как все исполнители обязаны отчитываться перед стоящим выше его по цепочке контрагентом о целевом расходовании выделенных бюджетных средств и несут ответственность за нецелевое расходование выделенных из бюджета средств, что также подтверждается Письмом ВАС РФ от 19.02.1996 N С5-7/ОЗ-93 "О Федеральном законе "О государственном оборонном заказе".
В соответствии с ч. 3 ст. 8 ФЗ N 275-ФЗ запрещаются действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, влекущие за собой необоснованное завышение цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта, контракта, в том числе действия (бездействие), направленные на включение в себестоимость производства (реализации) продукции затрат, не связанных с ее производством (реализацией).
В соответствии с ч. 3 ст. 12 ФЗ N 275-ФЗ выплачиваемые финансовые средства, предназначаются только для расходов на выполнение государственного оборонного заказа и авансирование соответствующих работ, вследствие чего исполнители несут ответственность за иное использование указанных средств.
Государственное регулирование цен на продукцию по государственному оборонному заказу осуществляется посредством обеспечения оплаты головному исполнителю, исполнителю экономически обоснованных затрат, связанных с выполнением государственного оборонного заказа (п. 7 ч. 1 ст. 10 ФЗ N 275-ФЗ).
В отзыве на исковое заявление ответчик заявил, что у истца отсутствует право на заявленный иск, поскольку истец (формальное звено цепочки) не является лицом, за счет которого и в интересах которого данный контракт исполнялся ответчиком.
Однако в данном случае ответчик также является лишь звеном цепочки, и денежные средства ему перечислялись именно истцом. Если исходить из логики ответчика, то денежные средства последний должен был возвратить либо АО "К-ТЕХНОЛОГИИ" (ранее - ОАО "РТИ") (головному исполнителю), либо Минобороны России - государственному заказчику, чего им сделано не было.
Ответчик заявил, что законных оснований для возврата денежных средств не имеется, учитывая вступивший в законную силу судебный акт по делу N А40-167457/17.
При этом на странице 7 в абзаце 9 решения Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-167457/17 от 30 марта 2018 года указано: "При том, что между сторонами фактические затраты определены, они должны быть возмещены, в случае обоснованного установления МО РФ затрат в меньшем объеме исполнитель будет должен средства возвратить".
Учитывая, что в данном случае после вынесения вышеуказанного судебного акта Минобороны России были установлены затраты в меньшем объеме, то исполнитель обязан денежные средства возвратить истцу, для последующего возврата указанных денежных средств в адрес головного исполнителя АО "РТИ" и, соответственно, головным исполнителем АО "РТИ" в пользу государственного заказчика - Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В соответствии с пунктом 2 статьи 451 ГК РФ если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: 1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; 2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; 3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; 4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
В связи с приостановкой работ с 26.12.2016 по государственному контракту от 06.06.2014 N 1416187345431010418001146/14000011 (решение Министра обороны РФ от 30.12.2016), произошло существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, а именно:
- исполнение государственного контракта и договоров/контрактов во исполнение данного государственного контракта приостановлено;
- расчеты по договорам/контрактам, включая договор с АО "СПИИРАН-НТБВТ" осуществляется в соответствии с согласованными государственным заказчиком фактическими затратами;
- размер выплаченных АО "СПИИРАН-НТБВТ" денежных средств по договору превысил размер согласованных государственным заказчиком фактических затрат по договору.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 451 ГК РФ указанные изменения обстоятельств признаются существенными.
Согласно п. 1 ст. 451 ГК РФ, существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В сложившейся ситуации очевидно, что при заключении договора стороны не могли предвидеть принятие Министерством обороны Российской Федерации решения о приостановке работ, повлиявшее на реализацию условий договора.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для расторжения спорного контракта.
Таким образом, доводы апелляционных жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении заявления и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
В силу изложенного суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела и сделаны при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 110, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 24.01.2023 по делу N А40-144341/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Титова |
Судьи |
Е.М. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-144341/2022
Истец: АО "НАУЧНО-ПРОМЫШЛЕННАЯ КОМПАНИЯ "ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ"
Ответчик: АО "СПИИРАН - НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ БЮРО ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ"
Третье лицо: АО "К-ТЕХНОЛОГИИ"